Вы здесь

Квантовое питание. Подлинный эликсир молодости. Глава 3. Древние корни сыроедения (Тоня Заваста)

Глава 3. Древние корни сыроедения

В поисках секретов молодости я заглядываю в самые необычные места. Однажды я прочла бестселлер, написанный американкой-медиумом. К своему удивлению, я обнаружила, что книга хорошо написана и полна увлекательных идей. Даже не разделяя убеждений автора, я получила удовольствие от книги. Информация, представленная в ней, расширила мой кругозор и оказалась в высшей степени познавательной.

Однако когда я дошла до главы, где духовный проводник автора советует ей есть больше белка, меня накрыла волна разочарования. Проводник, очевидно, сам не ведал дороги.

Ошибка автора была бы понятна – она ведь всего лишь человек, рассуждала я. Однако от духовной сущности ожидаешь большей осведомлённости. То, что духовный проводник говорил как мальчик с рекламного плаката совета по поддержке производителей мясной и молочной продукции, разумеется, подорвало моё доверие. Хуже всего было то, что эта духовная сущность вторглась на мою территорию!

Я ненасытный читатель. Иногда я нахожу те особые книги, которые меняют парадигму моего мышления. Вы знаете это чувство – когда какой-то метод или идея меняют ваши представления настолько глубоко, что вы вдруг понимаете, что никогда уже не будете прежним.

Одной из таких книг была «Чудесная внимательность» вьетнамского буддийского учителя Тхить Нят Ханя[7]. Однако среди перлов подлинной мудрости автора я нашла небольшой кусочек грубой гальки. Вероятно, он высказал это утверждение лишь как аналогию в совершенно другом контексте.

Однако оно покоробит ревностных сторонников сыроедения, как покоробило меня. «Если огня недостаточно, – пишет автор в „Чудесной внимательности“, – еду никогда не приготовить должным образом. Но когда еда приготовлена… она раскрывает свою истинную природу и помогает нам на пути к освобождению».

Как мог автор такого во всех остальных отношениях блестящего текста, изобилующего мудростью, позволить себе такое чудовищно неверное утверждение, спрашивала себя я. Знаменитые мыслители прошлого и настоящего чаще всего не замечают абсурдности термической обработки пищи. Неудивительно, что обычный человек бывает шокирован, когда слышит: «Никакой готовки – и точка!»

Однако истории всё же известны немногочисленные хорошо информированные личности, которым мы обязаны прорывами в привычном восприятии еды. Адептам сыроедения известны такие ключевые фигуры, как Арнольд Эрет, Герберт М. Шелтон, Т. С. Фрай и другие деятели недавнего прошлого.

В Книге Бытия 1:29 сказано:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу.

Для тех, кто считает Библию своим жизненным руководством, здесь представлено явное свидетельство того, что сырая пища – рацион, предназначенный нам самим Создателем. Это слова самого Бога-Творца. А как начёт простых смертных – тех людей, которые практиковали и всячески поддерживали сыроедение много веков назад?

Занимаясь поиском исторических корней сыроедения как образа жизни, я глубоко заинтересовалась жизнью одного философа – Пифагора, и не только потому, что он был математиком. Как вы могли догадаться, другой причиной было то, что, согласно многочисленным свидетельствам исторических источников, он обладал выдающимся здоровьем и красотой даже в «старости».

Большинство из нас помнит Пифагора со времён своего первого знакомства с геометрией. Возможно, вы даже помните теорему, носящую его имя. Однако здесь я упоминаю его по совершенно иной причине. В книгах, посвящённых истории голодания, всегда упоминается о том, что Пифагор велел своим ученикам проходить 40-дневное голодание для очищения ума и тела, прежде чем начинал их учить.

Этот факт упоминался достаточно часто для того, чтобы разжечь моё любопытство. Я прочла все доступные книги о Пифагоре и была щедро вознаграждена за свои усилия. Всё, что я о нём узнавала, вызывало во мне чувство благоговения перед замечательной личностью этого гиганта философии.

Пифагор был одним из самых плодовитых, но, к сожалению, недооценённых гениев всех времён, отцом западной науки, медицины и философии. Его имя – одно из самых известных в истории философии: он был предшественником Сократа и Платона, чьи философские труды частично опирались на его учения.

Считается, что он первым начал использовать слово «философия», отказавшись от греческого «софия», или «мудрость», казавшегося ему претенциозным. Он решил назвать собственный поиск истины философией – любовью к мудрости. Это тонкое отличие говорит о скромности Пифагора. В современной культуре за пределами круга философов он больше известен как математик. Для музыкантов он отец западной музыкальной гармонии.

Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор «был первым человеком, сказавшим, что земля круглая, и назвавшим мир „космосом“». Математика и числовая конфигурация вселенной постоянно занимают мысли Пифагора. Для него все вещи обладали числовыми характеристиками, что очень похоже на современную молекулярную теорию.

Несмотря на внушительный вклад Пифагора в развитие западной цивилизации, другая сторона этой выдающейся личности, имеющая отношение к популярному сегодня образу жизни, была практически полностью забыта.

Пифагор был одним из первых сторонников вегетарианства, практика которого была важной частью его учебного процесса. Согласно некоторым источникам, он был сыроедом, убедившим многих людей перейти на питание сырыми овощами (за исключением бобовых) и водой, а также отказаться от употребления мёртвой плоти (в том числе рыбы). Он был суперздоровым человеком. Очевидно, его совершенно не беспокоило, достаточно ли он употребляет белка. А как насчёт жирных кислот?

Он прожил около 90 лет – возможно, 100, и мог бы прожить ещё дольше, если бы, согласно некоторым предположениям, не был убит врагами. В любом случае он умер зрелым здоровым человеком.

Наследие Пифагора имеет гораздо более широкое влияние, чем принято считать, поскольку многие из его учений были включены в теории, возникшие позже. Современное вегетарианство опирается на моральную и диетологическую базу, казалось бы, не имеющую никакого отношения к Пифагору. Однако между ними есть связь, хотя и недостаточно исследованная.

Будучи реформатором, этот великий учитель призывал к строгому следованию этическим принципам. Он учил о добродетелях дружбы, щедрости, верности, воздержания и умеренности в еде. Он выступал против ритуального жертвоприношения животных, веря, что простая свежая пища, такая как пресный хлеб и мёд, вместе с фимиамом воздаст хвалу богам не хуже, чем кровь невинных существ.

Отчасти его убеждения опирались на веру в бессмертие душ как людей, так и животных, и в то, что и те и другие рано или поздно обретают новое рождение. Он считал, что убийство животных ведёт к убийству людей и что воздержание от употребления мяса способствует мирному существованию.

Плутарх (40–120 гг. н. э.) в своём эссе «О поедании плоти» так описывает взгляды Пифагора:

Вы спрашиваете меня, почему Пифагор отказался от поедания плоти животных, а я спрашиваю вас, какая смелость потребовалась первому человеку, поднёсшему к своим губам плоть жертвы, разгрызшего своими зубами кости умирающего животного, положившего перед собой мёртвые тела, трупы и проглотившего части тела, которые ещё несколько мгновений назад блеяли, мычали, ходили и видели? Как поднялась его рука вонзить нож в живое существо, как могли его глаза смотреть на убийство, как мог он наблюдать за умирающим животным, истекающим кровью, сжигаемым и расчленяемым?

Математик Евдокс Книдский (около 390–337 гг. до н. э.) идёт ещё дальше и утверждает, что Пифагор не только избегал употребления мяса, но и по возможности сторонился охотников и поваров. (Лично я избегаю лишь тех поваров, которые просят меня им помочь!)

Джон Манас, президент Общества Пифагора, так говорит о Пифагоре в связи с его вегетарианством:

Любому вегетарианцу будет интересно узнать, что Пифагор установил в своей философской школе в Кротоне строго вегетарианский образ жизни. На это было две причины. Во-первых, человек, вознамерившийся изучать математику, философию, астрономию, музыку, целительство и другие подобные предметы, не может позволить себе загрязнять свой организм нечистотами, ядами и токсинами, содержащимися в мясе мёртвых животных. Кроме того, плоть животных, как известно оккультистам, наполнена животным магнетизмом и самыми низкими вибрациями. Эти низкие вибрации и животный магнетизм вмешиваются в эмоциональную природу человека. Другая причина носит этический характер. Пифагор и пифагорейцы считали любую жизнь священной и верили, что ни у кого нет права её отнимать…

По вышеназванным причинам употребление плоти животных в пищу было настолько отвратительно пифагорейцам, что они использовали следующий запоминающийся лозунг для выражения своего крайнего неприятия этой практики: «Следует избегать туш животных так, словно они хуже навоза».

Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор учил:

Никому не следует есть и пить сверх меры.

Обычный рацион древних средиземноморских культур включал хлеб и мёд. Одно правило было неизменным: пифагорейцы употребляли пищу в очень малых количествах. История гласит, что Пифагор питался в основном хлебом и мёдом, а на десерт ел овощи. Также известно, что он практиковал голодание. В одном источнике сказано: «Он проводил время в священных местах, и никто не видел, чтобы он пил или ел».

Пифагор много путешествовал и укреплял веру в правильность выбранного им образа жизни, перенимая традиции других цивилизаций. К 56 годам он успел пройти обучение в Вавилоне, Персии, Индии и Египте.

После 60 лет Пифагор осел в городе Кротон (бывшая Кротона) на юге Италии, где основал то, что сегодня могли бы назвать коммуной, – учреждение, сочетавшее в себе школу и сообщество и распространявшее его образ жизни и учения.

Во всех подобных сообществах, особенно в древнегреческих школах, соблюдался режим обучения, упражнений и строгой дисциплины. Такой образ жизни получил название пифагорейского.

Каждый день в Кротоне начинался со встречи рассвета – пифагорейского ритуала, в ходе которого одетые в белое пифагорейцы собирались, чтобы приветствовать восходящее солнце, одновременно вознося гимн богу солнца Аполлону. После утренней прогулки ученики омывались, выполняли физические упражнения, а затем отправлялись в храм, собираясь в группы вокруг знатоков различных предметов. В полдень они собирались на молитву героям, за которой следовала дневная трапеза, состоявшая из хлеба, мёда и оливок.

В послеполуденное время ученики отправлялись в гимнастический зал, а затем проводили некоторое время, обдумывая учения, полученные утром. На закате они возносили молитвы и пели гимны богам космоса.

Второй приём пищи, всегда имевший место до заката, был также вегетарианским и состоял из кукурузы и сырых овощей. Вечером младшие участники сообщества читали вслух, а старшие высказывали им свои критические замечания.

Последователи Пифагора придерживались того, что мы могли бы назвать диетой с низким содержанием белка, которая, по его мнению, способствовала физическому и моральному превосходству. Считается, что Пифагор обязан долгой жизнью, энергией и красотой своему образу жизни. Благодаря гигиене Пифагор демонстрировал миру своё неизменно здоровое и энергичное тело.

Утверждают, что он был выше 180 см ростом, а его тело было совершенно сформировано в соответствии с классическими представлениями о красоте, подобно телу Аполлона. Его яркое присутствие, отмеченное энергией и интеллектом, никогда не тускнело, но лишь усиливалось с годами, и даже приблизившись к своему столетию, Пифагор, казалось, находился на пике своей формы.

Один из его биографов пишет:

Он не был иногда здоровым, а иногда – больным, иногда в форме, а иногда – слабым: он всегда был на пике физического совершенства.

Учения Пифагора повлияли не только на людей его эпохи, таких как Платон и Аристотель, но и на римлян, включая Овидия и Аполлония Тианского, проживших долгую, здоровую и плодотворную жизнь, придерживаясь строго вегетарианской диеты в сочетании с трезвостью.

Аполлоний питался исключительно фруктами и травами. Строгое следование этим сущностным заветам пифагорейского образа жизни ведёт к превосходному здоровью, о котором можно судить по повышенной энергичности тела и ума. Аполлоний воскресил учения Пифагора пять веков спустя.

Этот философ-неопифагореец первого века повлиял на следующее поколение. Его учения были восприняты еврейско-греческой сектой ессеев. Ессеи, расселившиеся вдоль побережья Мёртвого моря, возможно, имели влияние среди духовных последователей Иисуса.

Два гиганта XIX века, Шелли и Толстой, изучали учения Пифагора. Позвольте упомянуть и двух замечательных представителей XX века, следовавших его убеждениям, – профессора Хилтона Хотему и Арнольда Эрета. Меня особенно интересуют их работы, посвящённые здоровью, поскольку сами они обладали титаническим здоровьем.

Хотя ни тот, ни другой не упоминали о влиянии Пифагора на свой образ жизни, они достигли замечательных результатов в борьбе со старением посредством умеренного употребления в основном сырой пищи. Похоже, что во многих известных случаях великолепного здоровья и моложавой внешности в преклонном возрасте употребление небольшого количества пищи играло бо́льшую роль, чем сыроедение.

Ни один из оригинальных трудов Пифагора не уцелел. Многие из его философских учений дошли до нас от Платона через Аристотеля. Пифагору не повезло с биографами. Возможно, они понимали некоторые его учения, в которых находили параллели со своими собственными, но не восприняли постулаты, на которые опиралась его жизнь. Один из авторов даже отказывается верить, что Пифагор сам придерживался установленных им для последователей правил. Очевидно, что этот автор ни разу не пытался ограничить себя в еде и поэтому думает, что все, кто, по их собственному утверждению, делали это, – лжецы.

Когда я читала о Пифагоре, у меня возникло чувство, что большинство биографов опускают подробности, связанные с его образом жизни, так как не понимают его. Большинство работ, к которым я обращалась, лишь вскользь касаются его пищевых привычек. Подозреваю даже, что некоторые авторы, симпатизирующие Пифагору, намеренно опустили детали его необычного образа жизни, сочтя их странными, почти пугающими и способными отвлечь внимание от его гения. Часто в письменных источниках особенности его образа жизни сбрасываются со счетов как досадные причуды великого ума.

Другая причина неверного понимания Пифагора в том, что его фигура вызывала неоднозначные реакции даже в его собственное время. С его времени до наших времён одни считают его простым лжецом и шарлатаном, другие – великим мистиком. Его вклад в точные науки невозможно отрицать, однако его образ жизни ставили под сомнение даже его современники. Учёные мужи его времени разошлись во мнениях относительно его идей о питании и образе жизни. Многие открыто насмехались над ним.

Тот, кто попытается следовать образу жизни человека, поймёт его гораздо лучше, чем тот, кто и не представляет, какие ощущения связаны с его образом жизни. Хотя я не считаю себя знатоком Пифагора, у меня есть преимущество перед другими писавшими о нём авторами – именно потому, что я строго придерживаюсь его режима питания. Один этот аспект позволяет мне лучше понять его личность.

Многие исследователи его жизни считают его практику питания преувеличением. Но что тут преувеличивать? Разве никто никогда не ставил ваш личный выбор под сомнение и не высмеивал его? Следуя принципам квантового питания, мы поддерживаем связь и родство с одним из самых блестящих и передовых из когда-либо живших людей!

Некоторые биографы сразу выбирают неправильное отношение. Они убеждены, что выбор Пифагора в отношении питания не имеет ничего общего с его гением. Они изображают его чудаком. Более того, они отделяют его строгий режим питания от его выдающейся личности.

Однако именно его поддерживаемые годами пищевые привычки сделали его выдающейся личностью. Он смог создать всё своё выдающееся наследие отчасти благодаря своему образу жизни. Одно вытекает из другого. Простая еда в значительной мере способствует развитию высшего сознания.

Сам факт умеренного питания освобождает ум от ненужной одержимости выбором того, что и когда съесть. Среднестатистический человек тратит уйму времени, размышляя о еде, покупая продукты, готовя и употребляя пищу. Хуже того, люди занимаются этим от трёх до пяти раз в день! Добавьте к этому работу, время, проведённое перед телевизором, и сон – и ваша жизнь полностью упакована: в ней не остаётся места даже для простых идей, не говоря уж о великих.

Пифагор также является отцом современной медицины. Обычно ему не приписывают авторство основы, на которую в настоящее время опирается весь подход к медицине, представленный клятвой Гиппократа, но, кажется, что именно его учения послужили базой этого знаменитого эдикта. Людвиг Эдельштейн пишет о клятве Гиппократа в небольшой публикации от 1943 года:

Таким образом, клятва содержит представления, никоим образом не характерные для греческих врачей, и невозможно представить, чтобы они произносили нечто подобное. Да, это была профессиональная клятва, но она, очевидно, распространялась лишь на ограниченный круг лиц, отличавшихся от большинства крайними взглядами, то есть на пифагорейцев.

Пифагорейская школа придерживалась очень осторожного подхода к лечению. Пифагорейцы пытались на основании симптомов установить основную проблему. Они уделяли особое внимание приготовлению пищи для пациента. Внимательно подобранная и приготовленная пища была необходимым компонентом их предписаний. Гигиена и внимательность к еде считались неотъемлемыми условиями здоровья. Лекарства применялись ограниченно. Запрет на хирургические операции предвещал завет Гиппократа: «Не навреди».

Пифагор не только учил тому, во что верил, – он проводил на своих учениках эксперименты в области питания. Известно, что он написал обширный трактат (который был позднее утрачен и не дошёл до наших дней) о здоровье и питательной ценности морского лука. Сейчас нам, разумеется, хорошо известно, что морские водоросли отличаются высоким содержанием йода и могут использоваться в лечебных процедурах.

К настоящему времени наше знание в области питания развилось настолько, что нам известно: продуктами распада пищи являются свободные радикалы – молекулы, способные ускорять процесс старения и серьёзно повреждать ДНК клеток. Все современные исследования в области борьбы со старением можно свести к одной формуле, которую практиковал Пифагор 26 веков назад: уменьшение количества потребляемых калорий – самый верный путь к здоровью и долголетию.

Пифагор предвосхитил многие открытия современной науки. История его жизни и здоровья демонстрирует, что он смог доказать многие из этих теорий без помощи современной науки, просто применяя их на практике. В настоящее время нависшая над нами тень жадного до прибыли капитализма скрыла от взора идею контроля старения посредством питания, подменив её омолаживающими продуктами, в том числе проектом омолаживающего пива от одной немецкой пивоварни.

Тут и там появляются клиники, предлагающие внешнюю молодость, которая достигается применением витаминных коктейлей, гормонов и антиоксидантов. Некоторые из этих клиник по-настоящему хороши, однако слишком многие из них делают упор на всё что угодно, кроме изменения образа жизни. Их отношение является ярким воплощением подхода «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться».

Аристотель утверждает, что Пифагор выделял три плана существования: миры людей, богов и тех, кто, подобно самому Пифагору, занимает промежуточное место между ними. Опираясь на собственный опыт и опыт других людей, могу сказать, что хотя квантовое питание, как и диета Пифагора, не превратит вас в «бога», она несомненно улучшит ваши человеческие качества.

Она сделает вашу походку лёгкой и энергичной. Она снизит ваш интерес к чисто материальным благам и вызовет духовный голод. Все те немногие исторические личности, которые известны умеренностью в еде, были высокодуховными существами.

Сырая, живая еда помогает устранить помехи в вашем беспроводном канале доступа к Богу. Если же чей-то духовный проводник говорит вам об обратном, предлагая варёные брокколи с тушёной грудинкой, не верьте ему на слово!