Глава 6. Психотехнологии излечения острых и хронических заболеваний
В рассматриваемом здесь подходе предполагается, что каждое заболевание имеет психологические корни. Это означает, что с помощью определенных внутренних манипуляций можно как создавать болезнь, так и избавляться от нее. К сожалению, эти процессы спонтанны, не осознаются, и механизмы, стоящие за ними, требуют серьезного исследования. В данной главе делается попытка пролить некоторый свет на эти механизмы.
6.1 История и некоторые идеи
Возможность психологической и психотерапевтической помощи при лечении заболеваний широко обсуждается. Эту тему развивают многие направления современной психологии. Мы также исследуем эти возможности. Цель наших исследований – найти надежные методы немедикаментозной помощи при различных заболеваниях. Мы намеренно не ограничивали наши исследования какими-либо определенными диагнозами, направляя внимание прежде всего на возможность эффективно исцелять болевые симптомы как таковые и на разработку технологий работы с хронической симптоматикой. Здесь представлены методы, позволяющие трансформировать любой симптом.
Полученные технологии успешно опробованы на примерах болевых синдромов различной локализации и разнообразного происхождения: головные, зубные, невралгические, ревматические, сердечные боли (включая предынфарктное состояние и состояние после инфаркта), боли в печени, почках, позвоночнике, боли воспалительного и травматического происхождения (включая переломы, ушибы, ожоги, растяжения).
Болевой синдром, а также быстро развивающаяся аллергия в 95 % случаев вылечиваются в течение одной консультативной сессии, иногда прямо в процессе тренинга, в течение одной демонстрации. Обострения хронического цистита требуют от одной до трех сессий. Обострение язвы желудка – также от одной до трех сессий. Исцеление хронических заболеваний (до состояния стойкой ремиссии), таких как язва желудка, гинекологические заболевания, проблемы с зачатием, некоторые опухоли, в том числе мастопатия, аномалии кровяного давления, аллергия, астма, псориаз, потеря слуха, снижение зрения и т. д. – требует долговременной работы разной продолжительности (от нескольких недель до года или нескольких лет), как с инструктором, так и самостоятельно.
В каждом случае работа с телесным симптомом ведется одновременно с интеграцией негативного опыта, полученного в течение всей личной истории.
Память о негативном опыте и о разных типах стресса всегда связана с конкретной физической симптоматикой, часто неосознаваемой и проявленной через конкретную конфигурацию телесных ощущений (строго индивидуальную для каждого человека). Верно и обратное: каждый болевой симптом можно безошибочно связать с конкретными событиями или событийным тупиком, катастрофой и т. д.
Особенность (и ограничение) наших методов в том, что они требуют высокого уровня внутренней активности. Они не годятся для тех, кто занимает пассивную позицию по отношению к своей боли или болезни и связанному с этим процессу лечения, перекладывая ответственность за свое состояние исключительно на врача и лекарства. Однако сотни людей, принявших на себя ответственность за свое здоровье, успешно обучились этим методам, пройдя тренинги или индивидуальные консультации. Многие овладели основными приемами, пользуясь только текстами пошаговых инструкций, задающих внутреннее поведение в момент переживания боли или дискомфортного состояния.
(Один из типичных случаев.)
Лиза М., 30 лет, г. Новороссийск, обратилась с жалобой на сильные дневные и ночные приступы зуда во время обострений врожденного псориаза. С Лизой работал консультант, одновременно она обучалась самостоятельному использованию наших технологий. В процессе систематической работы (длившейся около семи месяцев) исчезли сначала дневные приступы зуда, потом ночные, и вскоре болезнь проявлялась только в виде незначительных рецидивов (в моменты острых стрессовых переживаний), которые Лиза научилась самостоятельно и быстро снимать.
6.2 Принятие страдания как практика исцеления
Болевой синдром и болезнь вообще воспринимаются обыденным сознанием как удары судьбы, идущие извне и обусловленные объективными физическими причинами. Это же касается и эмоциональных реакций на внешние события.
Принято также думать, что если для боли есть физические (то есть материальные) основания, такие как травмы, повышенное кровяное давление, воспаления, инфекционные поражения, родовые схватки и т. п., то эта боль (или болезнь, или дискомфорт…) не может быть преодолена без физических же и медикаментозных средств.
Самое нематериальное из применяемого для борьбы с болевым синдромом, это суггестия и аутосуггестия, которые, впрочем, с точки зрения целостного организма, действуют так же, как обычный анальгетик: отключают болевой сигнал, делая его недоступным восприятию, т. е. намеренно снижают чувствительность тела.
Если в этот момент напомнить о христианском принципе принятия страдания, который таким образом грубо нарушается, это может быть воспринято как неуместное морализаторство, ведь речь идет о реальных человеческих страданиях. Эта тема – яблоко раздора между священником и врачом.
Впрочем, этот раздор существовал не всегда и не везде. Известно, что человек, живущий в духовной традиции, может бороться с болью, следуя принципам, диаметрально противоположным современным медицинским. Чувствительность тела у него в норме или повышена, однако ситуация травмы или болезни не вызывает напряжения, страха, спазма, неприятия, он не борется с болью, а безоговорочно принимает ее – как волю Божью – и «чудесным образом» становится для нее «прозрачен».
В христианской традиции тема принятия страдания особенно акцентирована. Страдание рассматривается как обязательная часть духовного развития, посланная Богом. Только приняв страдание, человек может обрести покой и радость (т. е. исцелиться).
К сожалению, вне рамок традиции крайне затруднительно понять термин принять страдание — так же как и термин смирение. Современному человеку, не обремененному верой, потребовалась бы «технология принятия страдания».
В каком-то смысле, данная глава посвящена описанию такой технологии. При ее разработке мы основывались на моделировании различных духовных традиций. На первый взгляд она выглядит достаточно парадоксально – идти навстречу боли или страху, усиливая страдание [7] . При этом используется универсальный технический прием, уже рассмотренный выше – особым образом расслабить тело и расфокусировать внимание в этом процессе (подробнее – см. следующие разделы данной главы). Человек, идущий в этом процессе до конца, достигает парадоксального («чудесного») результата: боль (или страх) внезапно начинают трансформироваться в ощущение физического и душевного комфорта, покоя и готовности к новым конструктивным действиям. Негативные эмоции трансформируются в принятие, спокойствие и понимание. Важной особенностью этого процесса является то, что не только исчезает физический дискомфорт, но также меняется и часть картины мира.
Может ли современный человек научиться так работать с болью и болезнью? Проведенные нами многолетние исследования позволяют ответить на этот вопрос утвердительно. Это доступно каждому.
Подчеркнем, что полное исцеление подразумевает не только устранение физических симптомов (и самой болезни), но и трансформацию их духовных составляющих. Для этого необходимо сделать еще ряд шагов, по умолчанию присутствующих в духовных традициях. Мы дали описание этих шагов в главе 2, оформив их в виде циклической последовательности трех практик. Этот цикл прослеживается во всех духовных традициях.
Если кратко, то эти шаги сводятся к следующему. «Выследив» боль или болезнь (см. раздел 3 данной главы), необходимо трансформировать ее в комфортное состояние, используя специальные практики. Далее следует повторно воспользоваться технологиями, описанными в разделе 3, позволяющими осознать, как изменилось при этом эмоциональное состояние, какие новые идеи возникли взамен негативных мыслей, как изменился данный фрагмент картины мира. Осознав это новое, исцеленное на всех уровнях тела, души и духа состояние, следует утвердить его новым для себя, конструктивным поступком (практика неделания — см. главу 2), лишь после этого данный фрагмент работы по самоисцелению можно считать завершенным. Весь этот фрагмент должен повторяться при каждом новом обострении болезни. Такие медитации продолжаются до полного исцеления. Постепенно симптомы снижаются и исчезают. Как уже сказано, в случае хронических заболеваний это может занять несколько месяцев или больше.
При несоблюдении многоуровневого принципа подобной работы болезнь тела будет возвращаться вновь и вновь. Другими словами:
● нельзя вылечить тело, не изменив картину мира (не «вылечив душу»),
● нельзя изменить картину мира, не вылечив тело.
Таким образом, душа и тело рассматриваются как части единой целостной системы.
Соответственно, любое заболевание представляет собой системное нарушение. Оно затрагивает обе части системы: телесная часть нарушения – это болевой симптом; духовная часть – устаревший (и потому деструктивный) поведенческий или эмоциональный стереотип.
Предлагаемые здесь технологии являются многоуровневыми, направленными на достижение целостности, и включающими одновременно два направления воздействий: одно – на уровне тела, другое – на уровне картины мира.
Как уже сказано, современный человек в состоянии самостоятельно и осознанно справляться с такими задачами.
6.3 Понятие «выслеживание заболевания». Предпосылки выслеживания заболевания
Основная задача выслеживания заболевания — найти его эмоциональные и поведенческие истоки.
Ниже рассматривается технология, которая позволяет по характеру боли определять из какого эмоционального состояния она возникла. Затем, действуя таким же образом, мы будем устанавливать («выслеживать»), какой уникальный набор мыслей или жизненных эпизодов лежит в основе этого эмоционального состояния. эту технологию мы называем выслеживание заболевания.
Выслеживание — это движение в направлении ощущение – эмоции – мысли – события. (Как уже упоминалось, в индийской традиции эта иерархия представлена системой тонких тел.) Оно позволяет осознать связь боли с тревожащей эмоцией, мыслью и событием. Другими словами, установить связь болезни и неадекватного фрагмента картины мира, или эмоционального и поведенческого стереотипов реагирования.
Установить эту связь можно следующим образом.
● Вспомните конфликт или человека, по отношению к которому вы испытываете яркую эмоцию.
● Создайте ассоциированный образ – яркий, объемный, цветной, включающий движение и звуки, и всматривайтесь в тот момент ситуации, где она переживается наиболее остро.
● Задайте себе вопрос: какую эмоцию я переживаю?
● И другой вопрос: где эта эмоция ощущается в теле? Обычно эмоция сопровождается ощущением дискомфорта в нескольких местах, но наиболее сильно в одном – в груди, в солнечном сплетении или где-либо еще. В наиболее сильных случаях эмоция переживается как болевое ощущение: человек может почувствовать боль в сердце, или стесненность дыхания, или болезненный спазм в желудке, или боль в спине – и т. д. Эмоциональные люди хорошо знакомы с этим явлением.
В том случае, если эмоция не слишком сильна, дело ограничивается ощущением легкого дискомфорта. Так и происходит в большинстве ситуаций.
Итак, мы имеем в виду следующее, хорошо известное утверждение. Каждое неадекватное эмоциональное переживание или негативная мысль сопровождаются ощущением дискомфорта или болевым телесным ощущением.
Обратное утверждение (заявленное в начале данного раздела) не столь очевидно, как первое: каждое болевое ощущение или ощущение дискомфорта в теле, или даже ощущение усталости сопровождается хотя бы легким эмоциональным переживанием. Оно сопровождается либо легким переживанием уныния, беспокойства, страха, депрессии, тупика, иногда присутствует оттенок обиды, бессилия, подавленности, …, либо это чувство легкого раздражения, агрессии, протеста, возмущения, несправедливости и т. д.
Конец ознакомительного фрагмента.