Вы здесь

Квантовая модель эволюции личности. Глава 5. Квантовая природа духовной энергии (М. Я. Пальчик, 2014)

Глава 5. Квантовая природа духовной энергии

5.1 Квантовые законы движения, распада и трансформации энергии Ци

В этой главе обсуждаются некоторые фундаментальные принципы, общие для тонкого и материального миров. Эти принципы представлены в единой картине распада света и энергии Ци.

Один из таких общих принципов касается форм их существования. Так же, как и свет, энергия Ци может существовать только в состоянии движения. Продукты ее распада – инь и ян-кванты – могут покоиться.

Это свойство энергии Ци определяет наиболее важные шаги интегративных техник. Они направлены на восстановление «энергетической прозрачности», обеспечивают свободное движение энергии Ци и переводят стабильный симптом в состояние эволюции (усиление симптома под воздействием концентрации). Интеграция возможна только тогда, когда энергии тонких планов приходят в движение, и начинаются процессы аннигиляции инь-ян-компонент.

Другая закономерность касается квантовой природы энергии Ци. Такой природой обладает свет и продукты его распада. Положения квантовой теории света можно использовать и для описания энергии Ци. Это может быть сделано на уровне буквального переноса картины процессов, рассматриваемых в квантовой теории света (на уровне графов Фейнмана).

В частности, распад и рождение энергии Ци – простейшие примеры квантовых процессов, см. рис. 4–7. Как уже сказано, распад Ци на компоненты Инь и Ян можно рассматривать как аналог распада фотона на электрон и позитрон, см. рис. 4, 5 и 12, 13. Соответственно, процесс интеграции энергий Инь и Ян в энергию Ци – это аналог аннигиляции электрона и позитрона, см. рис. 6, 7 и 14, 15.

Другой пример – распространение фотонов в квантовой теории света. Оно представляет собой последовательность спонтанных процессов распада на виртуальные электрон-позитронные пары (и более сложных) с их последующей аннигиляцией, рис. 21.


Рис. 21. Квантовые эффекты распространения фотона


Аналогично, распространение энергии Ци можно рассматривать как последовательность спонтанных процессов ее распада на виртуальные кванты энергий Инь и Ян (и более сложных) с их последующей аннигиляцией, рис. 22.


Рис. 22. Квантовые эффекты распространения энергии Ци


В субъективном восприятии рождение виртуальных Инь и Ян квантов и их аннигиляция не осознаются – точно так же как не наблюдаются напрямую рождение и аннигиляция виртуальных пар при распространении фотона. Эти виртуальные пары не вступают во внешние взаимодействия и потому не наблюдаемы, если только сильное внешнее поле не превратит их в реальные частицу и античастицу (это уже обсуждалось в предыдущей главе).

* * *

Как виртуальные, так и реальные инь-ян-кванты могут эволюционировать под воздействием внешнего мира. Это воздействие можно рассматривать как аналог воздействия внешних электромагнитных полей на электрон или позитрон. Оно представлено графами рисунка 23.


Рис. 23. Взаимодействие электрона или позитрона с внешним электромагнитным полем.


Аналогично, взаимодействию инь-ян квантов с внешним миром соответствуют графы на рисунке 24.


Рис. 24. Воздействие внешнего мира на кванты энергии инь или ян.


Такое воздействие может превращать виртуальные кванты инь или ян в реальные, см. рисунки 19, 20.

5.2 Принцип усиления переживаний (принятие страдания)

В прикладных целях особенно интересен реальный (в отличие от виртуального) процесс распада квантов света и энергии Ци. Как уже сказано, в материальном мире виртуальные частицы могут превращаться в реальные под воздействием внешнего электрического поля. Такой переход воспринимается как рождение пары частица-античастица (вещества-антивещества). Точно так же виртуальные кванты энергий Инь и Ян могут превращаться в реальные под воздействием внешнего мира. Такой переход переживается как стресс. Условно его можно обозначить как рождение проблемы (или рождение страдания — болезни, конфликта, событийного тупика и т. д.). Это квантовый эффект. Его графические изображение приведено на рисунке 20.

Далее реальные энергии Инь и Ян начинают эволюционировать, взаимодействуя с внешним миром, см. рисунок 24. Этот процесс переживается как усиление или снижение страдания.

Как уже говорилось, для восстановления энергии Ци и прекращения страдания необходимо особое внутреннее усилие, которое компенсирует (или дополняет) внешнее воздействие и ведет к процессу аннигиляции, вновь превращая реальные кванты энергий Инь и Ян в виртуальные. Восстановленная энергия Ци переживается как состояние целостности (покоя, веры и готовности к действию) и прозрения по поводу истинного смысла проблемы. Такое прозрение, сжигающее духовный тупик (продукты распада Ци), аналогично вспышке света при аннигиляции, сжигающей вещество и антивещество (продукты распада светового кванта).

Способность быстро восстанавливать Ци зависит от силы концентрации. Субъективно она воспринимается как внутренняя (или личная) сила человека, характеризующая его способность быстро решать проблемы.

В духовных традициях избавление от страдания (в начальной стадии обучения) является результатом специальных телесных – т. е. внешних – практик и ритуалов, неявно ведущих к аннигиляции и восстановлению Ци. В предлагаемом здесь подходе аннигиляция осуществляется явно и непосредственно – с помощью внутренних практик – технологий, основанных на квантовых свойствах энергии Ци. Эта система внутренних практик может рассматриваться как современный аналог традиционных практик и ритуалов.

Решение любой проблемы в этой картине рассматривается как преодоление страдания с помощью внутренних усилий, инициирующих процесс аннигиляции энергий Инь и Ян. В дальнейшем для этого процесса используется термин трансформация энергии.

Мы уже обсуждали вытекающее отсюда новое понимание христианского принципа принять страдание.

В христианской традиции этот принцип воспринимается как философско-этический, поскольку практики трансформации энергии присутствуют там неявно. Предлагаемый здесь подход ориентирован на более абстрактный уровень осознанной работы с энергией. Принятие страдания из принципа философско-этического превращается здесь в энергетический принцип, определяющий процесс трансформации энергии тонких планов (ее первые шаги).

Этот принцип служит основой для различных практик, относящихся к разным тонким телам. Ниже будет использоваться также термин принцип усиления. В качестве примера можно рассматривать «технологию» принятия эмоционального страдания из предыдущей главы. Основной ее шаг – медитативное накопление (или локализация в определенной области) продуктов распада – ведет к интеграции. Субъективно это переживается как усиление страдания, которое завершается его исчезновением. Трансформация симптомов болезни или приступа острой боли также начинается с медитативного усиления негативных ощущений. Аналогичная техника может быть использована и применительно к остальным тонким планам (см. ниже).

Итак, страдание (распад Ци) рассматривается здесь как необходимое условие духовного развития, процесса познания и эволюции. Заметим, что в современной физике познание (изучение законов материального мира) также осуществляется через наблюдение распада и аннигиляции элементарных частиц при столкновениях, т. е. «в ситуации стресса».

Энергетический принцип принятия страдания не обязателен для действий во внешнем мире. Рекомендации в духе «подставить другую щеку» не следует трактовать как буквальные инструкции для поведения на внешней территории, где иногда уместно идти навстречу опасности, а иногда уклоняться от нее, – в соответствии с внешними правилами и целями. Однозначным правилом поведения принцип усиления является только на внутренней территории, здесь он превращается в абсолютный закон.

* * *

Будучи главным объектом для практик, страдание становится также единственным основанием и поводом для них. Это относится и к той части страдания современного человека, которая связана с ускорением эволюции внешнего мира. Скорость внутренних изменений может оказаться меньше скорости изменений внешних; тогда человек начинает отставать от эволюции мира и оказывается в ситуации стресса. В данном подходе стресс по определению означает низкую скорость восприятия и реагирования и должен рассматриваться как повод для развития концентрации и использования практик.

Попытка уклониться от страдания (например, при помощи ресурсных технологий) приводит к еще большему замедлению личной эволюции и тем самым только усиливает (косвенно) переживание стресса, делая страдание еще более неизбежным.

Таким образом, принятие страдания является важнейшим условием его преодоления – парадоксальным для современного человека и совершенно естественным для человека, живущего в традиции.

5.3 Квантовая модель эволюции личности

Личностную эволюцию можно представить как проживание базовой структуры, включающей четыре этапа. Разворачиваясь во времени, базовая структура переживается как виртуальный распад энергии Ци с последующей аннигиляцией, см. рис. 25.

В течение жизни эти четыре этапа повторяются дважды. Первый раз базовая структура проживается в процессах рождения; виртуальные энергии Инь и Ян появляются на этапе схваток и прохождения родовых путей. В конце этого процесса происходит аннигиляция всех продуктов распада и восстановление Ци. Новорожденный ребенок остается в этом состоянии. В идеальном варианте это состояние (восстановленной Ци) сохраняется до подросткового возраста.

Второй раз базовая структура включается в подростковом возрасте в связи с началом обучения и социальной адаптации и проживается до конца жизни. Помимо этих глобальных энергетических процессов (проживания базовой структуры) происходит множество локальных (виртуальных и реальных) процессов распада и восстановления Ци.

Основные индивидуальные стереотипы реагирования и поведения, как иньские, так и янские, закладываются при первом проживании базовой структуры. Затем они уточняются и корректируются в процессе ее повторного проживания. Другими словами, базовые поведенческие стереотипы, воспринятые ребенком в процессе рождения, корректируются и уточняются в течение всей жизни, которую можно рассматривать как повторное проживание базовой структуры.

Для описания этой структуры удобно пользоваться концепцией базовых перинатальных матриц[6]. В рамках энергетической модели мы представляем проживание перинатальных матриц как виртуальный распад Ци ребенка под воздействием схваток и ее спонтанное восстановление (в виде новых форм) в моменты завершения родовых процессов.


Рис. 25. Фазы процесса рождения (базовые перинатальные матрицы) и их энергетическое наполнение.


Как уже сказано, первой фазе (первой перинатальной матрице) соответствует энергия Ци. Субъективно это переживается как безмятежность, покой, радость. Затем в момент начала схваток она распадается на энергии Инь и Ян, проживаемых в процессах схваток (вторая матрица, Инь) и прохождения родовых путей (третья матрица, Ян). Субъективно вторая перинатальная матрица переживается как разные формы энергии Инь: страх, тревога, обида, беспомощность, предательство. Третья матрица переживается как разные формы энергии Ян: гнев, борьба, разрушение, потрясение, отторжение, поражение, проклятие. Четвертой матрице соответствует аннигиляция энергий Инь и Ян. Если на этом этапе не возникает проблем, то субъективно он проживается как новые (в сравнении с первой матрицей) формы энергии Ци (энергия Ци «второго поколения»): чувство любви, освобождения, принятия.

Итак, первая и четвертая БПМ соответствуют двум разным «поколениям» энергии Ци. На второй и третьей фазах происходит сильное взаимодействие виртуальных энергий Инь и Ян ребенка с внешним миром (т. е. с матерью и внешним контекстом). Это взаимодействие представлено на рисунке 24 как последовательность актов рассеяния на внешнем поле, роль которого играет внешний мир. Оно аналогично взаимодействию электронов или позитронов с внешним электромагнитным полем, см. рис. 23.

Как уже сказано, в торой глобальный распад энергии Ци начинается с наступлением подросткового периода (с началом обучения) и заканчивается в зрелом возрасте. Таким образом, все четыре матрицы, обозначенные на рис. 25, повторяются снова в течение всей жизни. Энергия Инь переживается во всех процессах социальной адаптации и обучения, энергия Ян – во всех активных формах взаимодействия с миром и воздействия на него – во всех личных и социальных проектах. В зрелом возрасте может достигаться фаза аннигиляции иньской и янской энергий. Субъективно это переживается как состояние мудрости и гармонии – «новое поколение» энергии Ци. Оно длится до момента физической смерти, с которой связывается следующий глобальный распад.

5.4 Квантовая природа сознания

Продолжая развивать аналогию с квантовой физикой, введем понятие квантовое состояние.

Главное различие между квантовым и классическим объектами состоит в следующем.

Для управления классическим объектом используются понятия цель и траектория движения; рассчитывается траектория, ведущая к цели. В бизнес-контексте аналогом траектории являются шаги плана и описание этапов движения к цели.

В квантовом случае такой способ действий невозможен. Квантовый принцип неопределенности гласит: чем точнее мы фиксируем параметры движения квантового объекта (например, положение) в некоторый момент, тем более неопределенным становится его положение следующие моменты времени. Поэтому понятие траектории не применимо.

* * *

Для описания квантового объекта используется понятие квантовое состояние. Ему сопоставляется волновая функция; квадрат волновой функции задает распределение вероятностей для возможных результатов наблюдения (измерения) точек локализации квантового объекта.

Таким образом, если требуется реализовать определенное значение для измеряемого параметра, необходимо создать квантовое состояние, в котором это значение параметра может реализоваться с наибольшей вероятностью. Как уже сказано, в квантовом мире не существует понятия «траектория, ведущая к цели»; управление осуществляется через создание состояния.

* * *

Объекты внутренней территории также имеют квантовую природу. В качестве таких объектов мы рассматриваем здесь локализованные ощущения эмоциональные реакции. В частности, один из этих объектов – ощущение спонтанного «Я».

Спонтанное «Я» осознается как центр расфокусированного внимания и может восприниматься как локальное ощущение. Вместе с ним в процессе расфокусировки внимания осознается (чувственно) и внутреннее состояние, которое ассоциировано с распределением плотности ощущений (осознаваемых при расфокусировке внимания).

Спонтанное «Я» привлекается к актуальным внешним объектам и находится в непрерывном движении, непредсказуемо перемещаясь по всему внутреннему и внешнему пространствам. Обычно оно локализуется и задерживается в тех зонах, где расположены внушающие беспокойство или интерес объекты либо связанные с ними локальные ощущения. Спонтанное «Я» может также локализоваться точках, куда направлено сознание (центральное внимание и концентрация) и где происходят процессы трансформации.

Чем больше интенсивность и глубина локального ощущения, тем вероятнее локализация «Я» в этой точке. Следовательно, с плотностью ощущений в той или иной точке можно связать вероятность обнаружить в этой точке спонтанное «Я». Таким образом, распределение плотности ощущений в пространстве внутренней территории задает распределение вероятностей обнаружить ощущение «Я» в той или иной точке.

Как следствие, вероятность появления в сознании тех или иных ментальных идей и сюжетов также задается распределением плотности ощущений в пространстве внутренней территории. (Тот факт, что различные состояния и ощущения порождают различные мысли и действия, хорошо известен).

Иначе говоря, каждое внутреннее состояние порождает с разной степенью вероятности разные идеи и сюжеты, касающиеся внешней территории, и его следует рассматривать как аналог квантового состояния (точнее, квадрата его волновой функции).

Итак, спонтанное «Я» можно рассматривать как квантовый объект, внутреннее состояние – как управляющее его поведением квантовое состояние.

Из сказанного следует, что вероятностная трактовка справедлива как для квантовых объектов материального мира, так и для объектов тонкого плана (спонтанного «Я» и эмоциональных реакций). В первом случае распределение вероятностей дается, как уже сказано, квадратом волновой функции, во втором случае – его аналогом: плотностью распределения ощущений, задающей внутреннее состояние.

* * *

Рассмотрим квантовый принцип неопределенности. Он также действует во внутренней территории и может быть сформулирован следующим образом: чем точнее фиксируется текущая точка локализации спонтанного «Я», тем более неопределенным становится его поведение, то есть положение точек локализации, в следующие моменты времени.

Напомним, что каждая мысль или действие ассоциируется с конкретным положением спонтанного «Я». Следовательно, и появление в сознании тех или иных мыслей и действий также является непредсказуемыми и подчиняется вероятностным законам.

* * *

Заметим, что между точкой локализации спонтанного «Я» и появлением в сознании тех или иных мыслей и действий существует такая же связь, как между точкой локализации квантового объекта и его классическими характеристиками, например – его координатой.

Отсюда можно заключить, что мысли и действия (то есть объекты внешней территории – ментальные идеи и сюжеты) играют роль классических параметров материального объекта, таких как координата или импульс квантовой частицы.

* * *

Как уже сказано, в данном подходе квантовый принцип неопределенности учитывается следующим образом: вместо того, чтобы намечать ведущие к цели шаги (т. е. косвенно фиксировать положение точек локализации спонтанного «Я»), создают такое внутреннее состояние, в котором желаемый результат наиболее вероятен.

При таком подходе к решению проблем большая часть активности переносится с внешней территории во внутреннюю. Вместо техник целеполагания и планирования (они рассматриваются как внешняя активность, направленная на внешние цели), здесь используются практики трансформации энергии и создания адекватного внутреннего состояния (внутренняя активность).

Способность к точным внешним действиям и решениям возникает спонтанно, как только требуемое внутреннее состояние создано.

5.5 Осознанное наблюдение. Взаимодействие квантового объекта с наблюдателем

Рассмотрим стратегию создания такого внутреннего состояния. Оно возникает под воздействием концентрации при условии осознанного наблюдения за его эволюцией.

Мы начнем с объяснения термина осознанное наблюдение. Оно является аналогом наблюдения за квантовым объектом, которое осуществляется классическим наблюдателем.

В классической физике обсуждается взаимодействие между «классическими» (не квантовыми) объектами, принадлежащими внешней территории. Они движутся по определенным траекториям. Их поведение характеризуется классическими параметрами – пространственным положением (координатами) и импульсом.

В квантовой физике обсуждается взаимодействие между квантовыми объектами, а также между классическим и квантовым объектами. Поведение квантовых объектов задается, как уже сказано, квантовым состоянием.

Вопрос о взаимодействии квантового объекта с наблюдателем особенно важен.

По определению, наблюдатель всегда является классическим объектом. Он оценивает (измеряет) значения классических параметров — таких как координаты и импульс, между тем как квантовый объект характеризуется квантовым состоянием, но не значением координат или импульса.

Если следовать формальной логике, то наблюдение (измерение) классических параметров в квантовом мире абсурдно в принципе: мало того, что результат будет зависеть от квантового состояния, при повторном эксперименте с этим же состоянием результат может быть другим. Можно говорить лишь о вероятности получить при измерениях те или иные значения классических параметров движения квантового объекта.

* * *

Явления внутреннего мира человека также носят квантовый характер.

Как уже сказано, аналогами квантовых состояний являются внутренние состояния; аналогами классических параметров являются ментальные идеи и сюжеты внешней территории.

Они находятся в таком же отношении с внутренним состоянием, как значения координаты и импульса – с квантовым состоянием материального объекта. Напомним, что квадрат волновой функции задает плотность распределения вероятностей тех или иных значений координат, а распределение ощущений есть его аналог. Оно представляет собой распределение вероятностей появления в сознании тех или иных ментальных идей и сюжетов.

Эти утверждения удобно представить в более абстрактной форме: отношения между внутренней территорией и внешней территорией — это отношения между миром квантовых объектов и миром классических сюжетов.

Другими словами, это описание поведения квантовых объектов с помощью классических категорий (таких как пространственное положение и скорость).

Понятия внутренней и внешней территории были введены выше. Напомним, что к внутренней территории мы относим множество переживаний, психоэмоциональных состояний и их взаимодействий. К внешней территории относится все то, что составляет так называемую «разделяемую реальность» – материальные объекты и сюжеты, правила, отношения, законы природы.

Напомним также, что понятием объект внутренней территории мы обозначаем любое локализованное ощущение или группу таких ощущений, их эмоциональную окраску, а также мыслеформы и тонкие переживания смыслов внешних сюжетов. Понятием объект внешней территории обозначаются материальные объекты, группы материальных объектов и разнообразные сюжеты, с ними связанные. Любые объективные факты, научные описания и действия, касающиеся этих объектов, в том числе ментальные конструкции и формулировки целей, относятся к внешней территории.

Удобно ввести понятие внутренний наблюдатель. По определению, он является внутренней инстанцией и осознает как внешние (классические) явления, так и явления внутренней территории. Он будет рассматриваться как классический объект.

Термином осознанное наблюдение будет обозначаться непрерывное взаимодействие (классического) наблюдателя с объектами внутренней территории.

Осознанное наблюдение объектов тонкого плана – ощущений и эмоций – может рассматриваться как аналог непрерывного наблюдения за квантовым объектом.

* * *

Как уже сказано выше, любой акт наблюдения за квантовым объектом (то есть любые измерения его классических параметров), необратимо меняет его квантовое состояние. Следовательно, результаты повторного измерения координаты или импульса задаются новым вероятностным распределением (новым квантовым состоянием) и непредсказуемо отличаются от результатов предыдущего измерения. Это утверждение представляет собой одно из важнейших положений квантовой физики. Естественно, что оно задает и квантовые особенности явлений внутреннего мира человека.

В частности, осознанное наблюдение внутренних состояний обладает аналогичным свойством: любой акт осознанного наблюдения за локальными ощущениями необратимо изменяет их распределение, то есть изменяет внутреннее состояние. Действительно, осознанное внимание по определению подразумевает концентрацию на объектах внимания – ощущениях и, следовательно, инициирует процессы трансформации, их изменяющие. Кроме того, концентрация всегда сопровождается усилением осознанности.

Итак, осознанное наблюдение сопровождается изменением внутреннего состояния.

Взаимодействие внутреннего наблюдателя и квантового объекта имеет круговую структуру. В случае квантовой физики это взаимодействие представлено на рисунке 26.


Рис. 26. Целостная система «квантовый объект-классический прибор». Непрерывное наблюдение за квантовым объектом.


Здесь состояние квантового объекта задает вероятные результаты наблюдения (измерения) координаты или импульса (верхняя стрелка), а сам акт наблюдения необратимо меняет это квантовое состояние, т. е. создает новое состояние (нижняя стрелка). В свою очередь, это новое состояние задает вероятный результат для следующего акта наблюдения (измерения), и т. д.

При переносе этой квантовой модели на процессы осознанного наблюдения возникает аналогичная картина, рис. 27. Спонтанное «Я», перемещаясь по внутренней территории объединяется (в момент остановки) с конкретным локальным ощущением. Это локальное ощущение становится объектом концентрации, т. е. воздействия внутреннего наблюдателя (его концентрации, верхняя стрелка); после его воздействия (нижняя стрелка) распределение ощущений меняется и предписывает спонтанному «Я» новые пути движения во внутренней территории, побуждая внутреннего наблюдателя заново ее «исследовать» (снова верхняя стрелка). В результате возникает замкнутый цикл. Эту цикличную последовательность двух шагов можно рассматривать как способ описания; в реальности оба процесса, выражающих роли «Я» и наблюдателя (т. е. нижнюю и верхнюю стрелки), происходят не друг за другом, а одновременно.


Рис. 27. Целостная система «локальное ощущение – внутренний наблюдатель», как аналог системы «квантовый объект – классический прибор». Процесс осознанного наблюдения.


Также, то есть круговым образом, организовано и взаимодействие двух типов внимания – расфокусировки и концентрации, см. рис. 28.


Рис. 28. Системное взаимодействие между расфокусировкой и концентрацией. Расфокусировка задает направление для концентрации (верхняя стрелка), а концентрация создает изменения в распределении ощущений, осознание которых требует нового этапа расфокусировки (нижняя стрелка). Цикличная последовательность шагов – лишь удобный способ описания. В реальных процессах оба шага должны выполняться одновременно и синхронно.


Расфокусировка связана с чувствованием, а концентрация – с воздействием. В действительности, расфокусировка и концентрация в этом процессе выполняются синхронно, а пошаговая картина, приведенная выше, – лишь удобный способ описания этого процесса.

* * *

Полученная картина взаимодействия представляет собой описание функционирования кибернетической системы (системы с обратной связью). Такова система «квантовый объект – классический прибор».

К этому же классу принадлежит система «спонтанное «Я» – внутренний (осознающий) наблюдатель». Со спонтанным «Я» мы связываем иньскую энергию и состояние расфокусированного внимания, с внутренним наблюдателем — янскую энергию и воздействие концентрации.

Функционально «Я» и наблюдатель объединяются во всех процессах, протекающих во внутреннем пространстве. Локализация и перемещение спонтанного «Я» осознаются и частично управляются внутренним наблюдателем. Эту систему удобно представить в виде луча спонтанного внимания, в основании которого (в жестко закрепленном источнике) находится внутренний наблюдатель, а свободный конец соединен со спонтанным «Я» и может свободно перемещаться по всему внутреннему пространству.

Субъективно единство «Я» и наблюдателя переживается так, будто соответствующие процессы происходят где-то «глубоко внутри», являются чем-то очень личным и протекают независимо от внешних условий.

* * *

Эта модель взаимодействия наблюдателя и квантового объекта еще не определяет поведение последнего полностью. Для определенности необходим дополнительный принцип, который бы однозначно фиксировал динамику, т. е. перемещения квантового объекта. Этот принцип должен задавать направление воздействия концентрации.

В качестве такого динамического принципа мы будем использовать принцип усиления (принятия страдания, см. раздел 2). В этом случае концентрация должна быть направлена на усиление переживания и раскрытие тела, и эволюция внутреннего состояния оказывается заданной однозначно. Более того, принцип усиления обеспечивает особый («правильный», см. ниже) тип эволюции состояния.

Как и выше, эта эволюция может быть представлена в виде кругового процесса, в котором чувствование (расфокусировка) и воздействие (концентрация) выполняются синхронно.

С точки зрения физики взаимодействие квантового объекта и наблюдателя (с учетом принципа усиления — усиления переживания раскрытия тела) может рассматриваться как особый вид нелинейного взаимодействия, свойственного кибернетическим системам. Подобные системы обладают свойством самонастройки: внутреннее состояние, возникающее в процессе спонтанной эволюции системы, стремится к некоторому универсальному асимптотическому значению (предельному состоянию). Это предельное состояние не может быть задано извне и не зависит от случайных воздействий на систему или от ее исходного состояния. Примером таких предельных состояний являются хорошо известные в теории нелинейных физических систем странные аттракторы и фиксированные точки.

В задачах трансформации свойство самонастройки означает следующее: каково бы ни было исходное проблемное состояние (болезнь, эмоциональный конфликт, страх, тупик в бизнесе и т. д.), результатом трансформации будет особое, подсознательно известное и изначально заданное внутреннее состояние, характерное для данной системы. Такое предельное состояние само по себе является решением проблемы, либо порождает наиболее адекватный способ ее решения с максимальной вероятностью.

Например, головная боль у одного и того же человека в одном и том же контексте бывает разной в разные моменты жизни, различаясь по характеру, силе и причинам, ее вызвавшим; воздействуя на нее как указано выше (с учетом принципа усиления), мы получим особое, изначально заданное для этого контекста состояние комфорта и силы, причем это состояние не зависит от характера и интенсивности исходного симптома. Другими словами, существует эталонное для данного контекста состояние, а все отличающиеся от него состояния являются отклонениями от «индивидуальной нормы».

* * *

Навыки такого воздействия на проблемное состояние создаются с помощью энергетических практик. Как уже упоминалось, для каждого из тонких тел разработана особая техника трансформации энергии, причем все эти техники включают в себя усиление переживания и раскрытие тела как основное звено.

В зависимости от навыка концентрации, практикующий может переходить от практик более плотных тел к практикам более тонких тел (от эфирного тела к атманическому). Поэтому на первом этапе рекомендуется научиться решать проблемы здоровья, эмоциональных конфликтов, управления эмоциональным состоянием. К тому моменту, когда навык решения этих проблем сформирован (а это может занять значительное время), развивается способность к концентрации и расфокусировке внимания, и тогда можно переходить ко все более сложным практикам тонких уровней, в том числе получить свободный доступ к перинатальным и трансперсональным переживаниям.

Иерархия практик разных тонких планов существует в каждой традиции. Например, в толтекской традиции практика перепросмотра личной истории относится к эфирному, астральному и ментальному телам, практика неделания относится к каузальному телу, практика стирания личной истории относится к буддхиальному телу; в индийской традиции каждому тонкому телу сопоставлен особый вид йоги. В данном подходе практики для разных тонких тел, различаясь многими деталями, включают в себя один и тот же рассмотренный выше процесс (усиление переживания); разные практики объединяются в группы и выполняются одновременно в соответствии с принципом синхронности и другими принципами, которые излагаются ниже.