Вы здесь

Катя и кот «Шрёдингер». Научная фантастика. Глава третья. «Геокрит» (Серж Бэст)

Глава третья

«Геокрит»

С последнего «разговора по душам» с Катей прошел месяц.

Серж зашел в комнату дочери и ему бросился в глаза рисунок, лежащий на столе. Она его нарисовала во втором классе на конкурс детских рисунков «Какой я вижу Вселенную». Рисунок был красочным и в полной мере отражал тогдашнее представление маленькой девочки об этом далеком и неизведанном мире.

Интересно, что Катя нарисует побывав в 18 веке, – задумался он на мгновение. Впрочем, она даже ничего не знает об этом. Хотя работы в компании по созданию капсулы-времени, длившиеся более года, успешно завершены и сейчас шел скрытый этап ее подготовки к перемещению в мир прошлого.

В комнату Кати отец зашел неслучайно. Его интересовали результаты работы, проведенной с ней ночным педагогом. Хотя содержание этой работы было определено им самим, его в данном случае интересовало как она была исполнена. Он вошел при помощи специального устройства в электронный мозг «Нэнси» и запросил о проделанной работе.

– И так, что мы имеем в итоге, – пробурчал он, всматриваясь в экран дисплея.

Представление об императрице Екатерины Великой и ее фаворитах у Кати сформировано. С манерами, основными понятиями и нравами, царившие при ее дворе, ознакомлена…

– Это хорошо!

Содержание важнейших сочинений, мемуаров, документов, написанных лично императрицей, а также проводимых реформ, разъяснено…

– Тоже замечательно!

Особое внимание было уделено княгине Екатерине Малой – Дашковой Екатерине Романовне и членам ее семьи по всем направлениям их жизни…

– Разумно!

Итоговый вывод: Поставленная задача выполнена. Усвояемость материала – отлично.

– Хорошая работа, – согласился он с выводом ночного педагога. – Можно переходить ко второму этапу…


Из коридора донесся звонкий голос электронного распорядителя, известившего о приходе со школы Кати. Отец вышел к ней навстречу. Первыми ее встретили на входе кот Котофей и малыш Макс.

– Привет, пап, ты был у меня в комнате? Извини, там сегодня беспорядок, я проспала…

– Я даже этого не заметил. Я там был по другой причине.

– Какой?

– Знакомился с работой наших ночных педагогов.

– Тебя интересуют мои успехи в изучении французского?

– Нет, древнерусского, – улыбнулся отец. – Мне подумалось, что Екатерина Третья должна иметь полное представление о российском царстве конца 18 века.

– А что тебя конкретно интересует? Мы изучали этот период в школе…

– Ну, к примеру, кто такая Екатерина Романовна Дашкова?

– А потруднее вопрос задать тебе слабо? – прикололась дочь.

– Ответь на этот, будет тебе и потруднее…

– Хорошо, отвечу. 1 октября 1783 года в Санкт-Петербурге торжественно открылась Российская академия наук. Её первым президентом стала Екатерина Романовна Дашкова – подруга и сподвижница императрицы Екатерины Великой, – словно по учебнику принялась без запинки тараторить она.

– Одним из главных трудов академии было издание шеститомного толкового русского словаря. Более семисот наиболее распространённых слов и толкований к ним предложила Екатерина Романовна.

К примеру, на одном из заседаний академии обсуждали слово «ёлка». Его почему-то ранее писали «iолка». Дашкова предложила ввести новую букву «Ё», которая заменила бы два звука. Перечить ей не стали, ибо её научный авторитет был огромен…


Отец восхитился ответом дочери. Все-таки, чтобы там не говорили поборники беспробудного детского сна, ночные занятия со спящим ребенком, дают великолепные результаты. Дочь выучила во сне дополнительно к английскому языку, преподаваемому в гимназии, еще три: немецкий, французский, итальянский.

– Молодец, дочь. Хороший ответ. Задам вопрос посложнее. Какого мнения о себе была императрица Екатерина Вторая и что на это указывает? По мнению отца, ответ на этот вопрос мог указать глубину ее знаний о мире прошлого, в социум9 которого она вскоре будет встроена.

Катя на мгновение задумалась. Но это лишь на мгновение, потому как в её памяти ответ уже высветился, осталось его лишь озвучить.

– Еще при жизни императрица Екатерина Великая написала себе шутливую эпитафию – надгробную надпись в которой указала, что она с четырнадцати лет от роду стремилась понравиться мужу, Елизавете и народу.

Старалась доставить своим подданным счастье, свободу и собственность. Легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Была обходительной, веселой, имела много друзей, любила различные искусства, обожала читать книги и быть на людях…

Ответ Кати был выше всяческих похвал, и отец расплылся в широкой улыбке.

Катю же вдруг озарило, что в школьной программе по истории не было упоминания про эпитафию, написанную Екатериной Великой. О ней она могла узнать только от своего ночного педагога «Нэнси», программу которой явно скорректировал её отец.

– Ну что, папа, тебя удовлетворила ночная работа «Нэнси»? – в лоб спросила она. – Зачем тебе понадобились, мои углубленные знания по истории?

Отца этот натиск не смутил. Ему было что сказать.

– Ты же хотела познакомиться с прошлым миром. Не так ли?

– Хотела. И что из этого?

– Такая возможность тебе будет предоставлена. Ты в скором времени можешь оказаться в 18 веке, к примеру, во дворце Екатерины Романовны Дашковой. Как тебе эта идея?

– Ну, не знаю. Идея заманчива. Но я почему-то не верю, что она осуществима.

Отец улыбнулся.

– У себя в корпорации мы долго думали над тем, а осуществима ли вообще эта идея? Наши сотрудники пересмотрели все художественные фильмы, прочитали уйму книг, в которых показаны и описаны различные способы пересечения временного пространства.

– И что в результате?

– Мы собрали воедино все описания и картинки главных инструментов и механизмов, посредством которых герои книг и фильмов осуществляли свои перемещения по временной оси.

Это были различного рода телепортаторы в виде: телефонной будки, скрипичного кофра, наручных часов, телевизионного пульта, ванны-джакузи, капсулы-времени, старой радиостанции, разнообразных машин-времени, смирительной рубашки для психически больного человека и холодильной камеры морга, дневников, документирующих событие и наконец, темных шкафов.

– Какой же из этих способов выбрали вы? – проявила нетерпение Катя. – Меня лично пугает перспектива оказаться в холодильной камере морга, и в темном шкафу тоже…

Отец оценил ее мрачный юмор.

– Нам холодильная камера и темный шкаф тоже не понравились. К тому же, ни один из этих способов не представил нам более или менее толкового объяснения происходящему. Перемещенное лицо всегда оказывалось «чужаком» в новом для себя мире с вытекающими отсюда последствиями.

– Может это все потому, что в основе фильмов и содержания книг лежал голый вымысел авторов?

– Отчасти это так, дочь. Поэтому мы пошли своим путем. Отыскать ключ к решению этой проблемы нам помог небезызвестный тебе «Кот Шрёдингера». Убежденность в том, что человек может пребывать в двойственном состоянии, подвигла нас к творческим поискам, и в результате в корпорации появилась двухфазная капсула-времени «Геокрит». Первая часть названия «Гео» указывает на принадлежность к науке о Земле, а вторая часть – «Крит» указывает на его связь с учением о критическом состоянии вещества.

Брови Кати поползли вверх.

– Так, этот кот Шрёдингера просто «чудо-кот»? – скривилась она в насмешливой ухмылке.

– Напрасно ты иронизируешь. Помнишь, когда мы говорили об этом мысленном эксперименте, то упоминали о пребывание кота в двойственном состояние?

– Да я этого кота никогда теперь не забуду, – хихикнула она.

– Так вот, нашими учеными-инженерами при создании «Геокрита» рассматривалось критическое состояние двухфазной системы, в котором сосуществующие в равновесии фазы становятся тождественными, то есть одинаковыми, по всем своим свойствам.

– Не поняла…, – недовольно шмыгнула носом Катя. – Что такое двухфазная система?

– Сейчас поймешь. Возьмём, к примеру, жидкость и насыщающий её пар или две не смешивающиеся жидкости – воду и подсолнечное масло. И в том и другом случаях мы имеем дело с двумя фазами: жидкость и газ; вода и масло.

Так вот, при давлениях и температурах выше критических значений жидкость и газ практически не различаются. То же самое происходит и с не смешивающимися жидкостями, они превращаются в однофазную жидкость с едиными свойствами.

– Это мне понятно. Два в одном! – говорит реклама шампуни Клеар, – пшеница и лен. Но жидкости, как и растения, – это не живой кот. Не так ли, папа?

– Конечно, так. Но ты упускаешь, дочь, что кот Шрёдингера тоже пребывал одновременно в двух состояниях – «кот жив» и «кот мертв». В нашей двухфазной капсуле-времени человек пребывает одновременно в двух состояниях: он житель нынешнего века и житель века прошлого.

– Меня что, будут нагревать в капсуле? – рассмеялась дочь.

Отец усмехнулся. Его дочь была еще тем собеседником, ее на мякине не проведешь. В разговоре с ней во всем нужна аргументация.

– А как ты думаешь, дочь, чем современный человек отличается от человека прошлой эпохи?

В глазах Кати появился задорный блеск. Она уже поняла к чему был задан этот вопрос.

– И тот и другой отличаются друг от друга уровнем знаний окружающего их мира. Иначе в чужих мирах они могут быть восприняты как полоумные «чужаки».

– Что ж, ответ верный. Поэтому, что бы встроить современного человека в мир прошлого, его нужно довести до соответствующей кондиции – накачать его соответствующими знаниями, умениями, навыками. Другими словами, перевести его в превалирующее однофазное состояние – жителя века прошлого, при этом его вторая фаза – житель века нынешнего будет в этом состоянии лишь сосуществовать.

Лицо дочери сделалось напряженным.

– Ты считаешь, папа, что «Нэнси» меня уже достаточно подготовила к встраиванию в мир прошлого? Мне что-то становится не по себе…

Отец приобнял её и нежно поцеловал в щеку.

– Не переживай, дочь. Это ровным счетом ничего не означает. В эксперименте может участвовать любой желающий. Подготовим любого, как надо…

– Ну уж нет, папочка, Екатерина Третья одна, другой такой нет! Если объявить набор желающих совершить путешествие в прошлый мир, то у нас были бы толпы желающих. Не так ли, папа?

– Думаю, что так и было бы, – рассмеялся отец. – Он хорошо знал свою дочь и другой реакции он от нее и не ожидал. – И в какой год ты хотела бы быть встроена?

– Думаю, что 1771 год мне подойдет…

– А почему этот год?

– Это счастливое число. На концах единички, в центре две семерки.

– Пожалуй, да… А против кандидатуры Дашковой, к которой ты отправишься в гости, не возражаешь?

– Не возражаю.

– Но помни, что княгиня Дашкова та еще штучка – может быть жесткой и своенравной.

– Это так, но Екатерина Романовна к тому же умная, красивая, любит математику, хорошо рисует. К тому же у нее дочь Настя моего возраста и сын, вроде бы тоже не шалопай – учится на первом курсе в Эдинбургском университете. – Может быть я с ним задружу, – задорно рассмеялась она.

– А еще я выйду замуж и останусь навеки-вечные в холодном каменном дворце, без теплого туалета, джакузи, домашнего кинотеатра, полетов на рекупере, отдыха на Сейшеловых островах, – продолжил за нее отец, едва сдерживая себя чтобы не рассмеяться.

– Умеешь ты, пап, вдохнуть настроение, – обреченно сказала Катя. – Мне что послать всё к черту и отказаться от прогулки в мир прошлого?

– Решение за тобой, дочь. Корпорация может подобрать вместо тебя и другого кандидата, которого не испугают временные трудности.

– Меня они тоже не пугают. Только есть одно условие.

– Какое?

– Я хотела бы взять с собой Котофея. Я его подготовлю к жизни в 18 веке. Куплю мышку в зоомагазине и буду реанимировать угасшие инстинкты, а остальному его научат собратья в доме Дашковых. – Познакомится там с какой-нибудь кошечкой, она ему все расскажет, – Пусть с ней побегает по экологически чистому саду, половит вкусных мышек, – хихикнула Катя. – Это можно устроить?

– Можно. Все что ты будешь держать в руках, будет с тобой.

– Пап, а у Котофея тоже будет антипод?

– Конечно, будет.

– Тогда его антипод я назову «Шрёдингер» – это необычная, но известная кличка для кота.

Конец ознакомительного фрагмента.