«Счастье для Мага есть плод науки о Добре и Зле, но Бог дозволяет сорвать этот вечный плод человеку, достигнувшему владения собою, чтобы приблизиться к нему без жадности…»
На протяжении вот уже пяти веков карты Таро своим мистическим, аллегорическим символизмом интригуют и увлекают историков, художников и оккультистов. Художники, рисовавшие колоду Таро, с одной стороны, пытались сохранить верность символической доминанте Старших Арканов, а с другой, вносили в свою работу столько личного, сообразного индивидуальному творческому стилю и художественным тенденциям времени, обычаям, событиям, злободневным темам и моде, что сегодня в мире существуют уже сотни таких модифицированных колод Таро – и ни одну из них нельзя назвать поддельной.
В крупнейших музеях и частных коллекциях хранятся работы таких художников, как мастер пятнадцвтого века Бонифацио Бембо и современные Сальватор Дали и Ларри Риверск, и менее известных, но тоже талантливых в меру сил: Памелы Коулмен Смит («Дорожная колода»), леди Фреды Харрис (эротические «Карты Тота»), Фергюса Холла («колода Джеймса Бонда, агента 007») и многих, многих других.
Таро в Европе появилось в пятнадцатом веке. Карты самой ранней из известных колоды Висконти-Cфорца назывались тогда «тароччи». Существует теория, что имя это пришло от названия реки Таро, притока знаменитой По в северо-центральной Италии, в долине которой и стали известными когда-то древние «тароччи».
Старонники же восточного происхождения карт привлекают на свою сторону селение Таро в Верхней Бирме и озеро Тарокцо на юго-западе Тибета. Точно объяснить происхождение названия сегодня вряд ли возможно. Но из многих версий особенного внимания заслуживает распространившееся в восемнадцатом веке толкование термина как слияние двух египетских слов: ТАР (дорога, путь) и РО, РОС (РОШ) или РОГ (король, царь), то есть Таро таким образом переводится как «царский путь» или «дорога царей». В пользу этой гипотезы говорит древнее представление о семи великих «царских» дорогах, коими боги ведут ищущих истину.
Некоторые связывают Таро со средневековой сектой катаров или альбигойцев. А в прошлом веке оккультисты ордена Золотой Зари[1] обнаружили определенную связь карт Старших Арканов с каббалистическим Древом Жизни.
И практически все исследователи сходятся на том, что карты Таро – это остатки закодированного древнего знания, на что указывают присутствующие в них элементы египетской и иудейской религиозной символики и орфических мистерий, арабской нумерологии и кельтских легенд, астрологии и каббалистики.
В конце прошлого века неутомимые энтузиасты и исследователи Таро обнаружили тайны и в самом названии колоды – вернее, в его анаграммах – перестановках. Так для иудеев «Тора» означает закон, а «Троа» – врата. По-латыни «Рота» – колесо, а «Орат» означает «говорить, убеждать, умолять». «Таор» (Иначе – Таур) – имя египетского божества Тьмы, «Атор» (иначе – Афор) – египетский же Хафор, бог веселья.
В современных игральных колодах, иногда применяемых также и для гадания, исчезли Старшие Арканы, для которых не нашлось подходящего игрового смысла (козырями в играх становились карты одной из мастей), Мечи стали Пиками, Посохи – Трефами, Кубки – Червами, Пентакли – Бубнами. Масти потеряли Рыцарей и возвели Пажей в ранг Валетов. Только в 54-листовой покерной колоде остался рудимент Старшего Аркана – Дурак, преобразившийся, правда, в двух Джокеров.
История гадания в равной степени интригует историков, ученых, любителей и спиритуалистов. На основе доступных конкретных фактов мы попытаемся кратко объяснить происхождение Таро и проследить некоторые его вехи сквозь века.
Рисунки 22-х карт в Старших Арканах можно проследить, начиная с 1440 года, когда в Италии появилась первая известная колода карт. Три колоды, так называемые «Арканы Висконти», вообще считаются «предками» повсеместно доступных сегодня карточных колод. Предполагается, что первоначально они возникли как игра для знати. Лишь столетия спустя карты появились вновь – на сей раз как инструмент предсказания. Во второй половине 15-го столетия производители карт во французском городе Марселе начали унификацию карт. Перед организованным производством унифицированных карт игроки имели возможность указать, что бы они хотели включать в игральную колоду, а что изменить или убрать. Некоторые карты – в частности, Смерть, Дьявол и Башня – считались оскорбительными с точки зрения большинства консервативной знати. Эти изображения побуждали религиозных лидеров добиваться запрещения карточной игры вообще и карт Таро в частности.
Первая подробная ссылка на карты Таро излагается в форме проповеди. Эта проповедь, прочитанная неким монахом-францисканцем в Италии где-то между 1450 и 1470 годами, утверждает, что карты Таро былы изобретены и названы самим сатаной и посланы на землю специально для совращения рода человеческого. Она осуждает использование карт и вообще связывает их с триумфом дьявола. По словам монаха, дьявол побеждает через потерю душ игроков в то, что, весьма вероятно, было в то время не больше, чем простой игрой.
Возрождение гадания Таро и начало его использования в качестве средства предсказания приписывается Антони Курту де Гебелину (Antoine Court de Gebelin) и датируется 1781 годом. Он считал, что гадание Таро имело египетское происхождение, и что в нем содержалось мистическое знание, которое было целенаправленно зашифровано в символике Таро. В частности, он предполагал, что карты являлись ключом к утраченной мудрости египетской магии, написанной Тотом, египетским богом письма. Начиная с этого момента Арканы сами по себе начали заметно развиваться. Изменения, как считалось, были внесены различными тайными обществами, изготовлявшими карточные колоды.
Первые предсказания, сделанные с помощью карт, приписываются гадателю Жану Батисту Алльетте (Jean-Baptiste Alliette), больше известному под псевдонимом Эттейлла и датируется 1770 годом. Он был первым автором, опубликовавшим пророческие значения карт, и в это издание были включены всего лишь 32 карты (плюс одна, представляющая спрашивающего). В литературе того времени «тарот» упоминается лишь как обычная игра в карты (кстати, сохранившаяся до настоящего времени). Позже Эттейлла опубликовал несколько работ, которые были посвящены именно гаданию на Арканах Таро. Нисколько неудивительно, что эти, более поздние по времени создания работы, совпадали со столь недавней для того времени трактовкой гадания на Таро Курта де Гебелина, как высокодуховного египетского оккультного знания. Эттейлла, должно быть, ожидал скачка популярности Таро: это была первая колода карт, свободно доступная для публики и предназначенная для гадания.
Находка в 1799 году розеттского камня, позволившего расшифровать египетские иероглифы, никак не подкрепило теорию о том, что Арканы Таро пришли из Египта. Однако, вера в это закрепилась и усилилась в 1857 году вместе с мнением о том, что бродячий народ – «цыгане», считавшиеся потомками египтян, – блуждая по Европе, носили с собой колоду карт Таро (предназначавшихся для гадания и азартной игры).
В девятнадцатом столетии знаменитый оккультист, известный под именем Элифаса Леви разработал взаимосвязь между Таро и Каббалой – еврейским мистическим учением. Тем самым укрепилась новая вера ‑ в то, что гадание Таро возникло в Израиле и заключало в себе мудрость Дерева Жизни. Новая теория свела воедино все 78 карт в качестве ключей к таинствам и мистериям, но, опять-таки, в поддержку этой теории не имелось никаких конкретных фактов. Однако, было сделано и кое-что существенное. Позже теория будет воспринимать это как доказательство того, что символизм карт Таро пересекал все границы. Начиная с этого момента, многие магические и эзотерические группы признали Таро в качестве бесконечного во времени органа познания, которое имело существенное значение на любой мистической тропе.
Начиная с того времени, гадание на Таро связывалось практически со всеми магическими системами или религиями, известными человечеству. Не вдаваясь глубоко в мистику, а втор настоящего труда полагает, что как система символов карты Таро ничем не лучше и не хуже всех иных символических систем: китайской «Книги Перемен», рунической азбуки или карт Ленорман. Гадатели античности очень неплохо предсказывали по форме и цвету свежей печени ягненка и полету голубей.
Однако символизм Таро в наши дни стал гораздо более популярным благодаря своей наглядности. доступности, эстетизму. Поэтому многие гадателои и их клиентов предпочитают именно этот метод гадания.
Карты Таро объединяют типичные изображения, пересекающие языковые, культурные, географические, и временные барьеры.
Теософическое Общество, Герметический Алхимический Орден Золотой Зари, члены общества Розенкрейцеров, Церковь Света и Строители Адитума – все они в XIX и XX веках отстаивали важность карт Таро. В Соединенных Штатах Америки карты Таро приобрели популярность и стали более доступными в 1960-х годах с началом периода изучения духовного мира.
Имя Артура Эдварда Уайта ассоциируют с возрождением Таро в двадцатом веке. Этот почетный член различных тайных обществ, известный также в качестве весьма уважаемого мистика попросил художницу Памеле Коулмен Смит создать то, что он называл «исправленными» картами Таро. Вариант этих карт был широко принят в качестве стандартного образца и стал самой популярной карточной колодой столетия, богатой в символическом плане и легкой для понимания в связи с простотой художественного исполнения.
По мнению многих энтузиастов изучения гадания Таро, наиболее существенное изменение, которое испытала на себе карточная колода, заключается в трактовке художницей карт Младших Арканов. Ей разработаны первые «звездные» карты с изображениями, соответствующими значениям карт. Такое графическое решение дает возможность гадателям объяснить смысл всех нюансов карт клиентам, которые в большинстве своем никогда не сталкивались с картами прежде. Эта художественная тенденция может прослеживаться в большинстве колод, выпущенных после Райдера-Уайта (1910 год), и влияние Смит полностью признано, так как многие изображения выпущенных позже колод повторяют ее рисунки.
Современный дизайн карт Таро отражает определенные тенденции в сексуальности, религии, культуре и философии. Существует буквально несколько сотен интерпретаций, и с каждым днем их становится еще больше. Разнообразие стилей дает возможность людям, занимающимся гаданием на картах Таро, подобрать такую колоду, которая соответствовала бы их личным качествам, субъекту гадания, человеку, воспринимающему гадание, или любому другому переменному параметру по собственному разумению. Некоторые колоды выполнены в серьезной манере, другие имеют сказочную стилистику, третьи наполнены образами из мультфильмов. Истинная красота карт Таро заключается в их способности сохранять свою «душу» в любых метаморфозах и воплощениях. Они на многих уровнях отражают качества работающих с ними и дает им выводить из каждого гадания истинно личный опыт.
Завершая наше затянувшееся введение хотим сказать, что в общем не имеет значение на какой колоде карт производится гадание: Райдера-Уайта, африканской или русской, стилизованной под хохломскую роспись. Важно, чтобы сохранялся символизм карт и производилась правильная раскладка. А еще ‑ определяющей является правильная трактовка выпавших символов. Если гадатель неправильно толкует выпавшие карты, весь процесс становится бессмысленным. Помочь читателю правильно раскладывать и истолковывать выпавшие карты, корректировать собственное будущее и тем самым вершить сосбственную судьбу поможет читателю настоящая книга.