Вы здесь

Карма и реинкарнация. Глава первая. Закон кармы (Парамаханса Йогананда)

Глава первая

Закон кармы

Что такое карма?

Если мы соглашаемся с законом причинно-следственной связи в Природе, с законом действия и противодействия в физике, разве нельзя не верить, что этот физический закон справедлив для всех человеческих существ? Разум, понимаемый как основа всего существующего, подводит нас к следующему вопросу: неужели люди не повинуются естественному порядку вещей? Поэтому существует закон кармы: «Что посеешь, то и пожнешь»[1]. Если ты посеешь зло, то его же пожнешь как страдание. А если ты посеешь добро, то его же пожнешь как внутреннее счастье. Чтобы понять карму, необходимо осознать, что мысли материальны. В конечном счете сама Вселенная состоит не из материи, а из сознания. Материя более зависима от силы мысли, чем это представляет себе большинство людей. Воля сознательно направляет энергию, а энергия, в свою очередь, воздействует на материю. Впрочем, материя – это и есть энергия. Каждый поступок и каждая мысль пожинает соответствующее ей вознаграждение.

Великие души приходят на Землю, чтобы указать заблудшим детям путь к небесному дому их Отца.


Человеческое страдание – это не свидетельство того, что Бог или Природа разгневались на человечество. Скорее всего, это признак человеческого равнодушия к Божественному закону.

Закон всегда безошибочен в своих следствиях.

Душа свободна

Душа сотворена по образу Бога. Даже величайший грешник не может быть проклят на веки вечные. У ограниченной причины нет неограниченного следствия. Злоупотребляя собственной свободной волей, человек может вообразить себя злым, но в глубине души он всегда будет сыном Бога. Под воздействием винных паров или ночного кошмара сын царя может вообразить себя бедняком, но как только пары рассеются или как только он пробудится, иллюзия исчезнет. В конце концов даже безгрешная совершенная душа воскресает в Боге, когда вспоминает свою реальную, бесконечно благую природу.

Человек сотворен по образу Бога и поэтому заблуждается только короткое время. Это временное заблуждение побуждает его думать о себе как о простом смертном. Пока он отождествляет себя со смертным, он будет страдать.

Иллюзорное представление души о собственной смертности может переходить из одного воплощения в другое. Впрочем, по своей собственной воле, но всегда повинуясь закону Бога, блудный сын создает различие, но очень скоро вспоминает о доме Бога и возвращается к мудрости. В момент просветления блудная душа припоминает свой вечный Божественный образ и воссоединяется с Космическим разумом. В честь возвращения блудного сына Небесный Отец приносит в жертву «откормленного тельца» вечного сияния и мудрости и навсегда освобождает своего сына.

Заблуждения преходящи

Какое-то время человек может злоупотреблять своей свободной волей и считать себя смертным, но это временное заблуждение никогда не сотрет с него печать бессмертия и Божественный образ совершенства. Очень может быть, что душа умершего во младенчестве не успела воспользоваться своей свободной волей – стать добродетельной или порочной. Природа должна вернуть эту душу обратно на Землю, дать ей шанс воспользоваться своей свободной волей, чтобы она стерла печать прошлой кармы, из-за которой погибла в таком юном возрасте и должна совершать добрые дела, которые ведут к освобождению.

Если на протяжении одного жизненного цикла своего ученичества бессмертная душа не избавилась от этих иллюзий, которые прочно опутали ее, она нуждается в дополнительных циклах и тогда осознает свое внутреннее бессмертие. Лишь после она сможет снова слиться с Космическим разумом. Простые души воплощаются потому, что побуждаемы земными желаниями. С другой стороны, великие души приходят на Землю не только для того, чтобы искупить свою карму, но для того, чтобы указать заблудшим детям путь к небесному дому их Отца, как подобает Его благородным сынам.

Связь с телесным воплощением

Когда благочестивые родители соединяются в физическом союзе и зажигается чистый астральный свет, положительные и отрицательные потоки в основании позвоночника и половых органов сливаются в одно целое. Этот свет подает сигнал астральному миру, что его добрые души с гармоничными вибрациями могут войти в союз сперматозоида и яйцеклетки. Затем в этот союз проникает душа, формируется эмбрион, и мать вынашивает своего ребенка.

Души с плохой кармой входят в тело злых матерей. Когда совокупляются злые родители, в основании позвоночника зажигается тусклый, неяркий свет, который подает приветственный сигнал душам с дурной кармой.

Подобное притягивает подобное. Души с дурной кармой рождаются в злых семьях; души с доброй кармой рождаются в добрых семьях. Злые семьи и добрые семьи привлекают души согласно магнетическому притяжению внутреннего сходства. Повторяю: души с дурной кармой влекутся к злым семьям, добрые души влекутся к добрым семьям. Притяжение основано на общих сходствах и различиях. Злые воплощения тянутся к злым семьям, добрые души тянутся к добрым семьям.

У людей с доброй кармой больше возможностей в жизни, и поэтому они должны помогать тем, у кого меньше возможностей, так как в противном случае тоже приобретут дурную карму, потому что эгоизм – это духовная деградация человека, из-за которой он становится несчастен. Бог – не высший судия, который судит людей за поступки. Следствия вселенского закона основаны на кармической причинно-следственной связи. Они справедливы.

Естественное равновесие создано Божественным законом гармонии. Когда душа восстает против этого равновесия, она вредит себе. Например, вода в реке приятно холодит руку, но если ты подойдешь слишком близко к огню, то его жар предупреждает, что можно обжечься. Огонь не желает причинить тебе вреда, и холодная вода тоже вызывает неприятное ощущение не по своей воле. Ты сам суешь руку в огонь и сам виноват, что обжегся. У тебя мерзнут руки, потому что ты опустил их в холодную воду. Огонь и вода, жар и холод – элементы Вселенной, и мы обязаны жить в гармонии с ними.


Мы наказываем самих себя

Из-за неправильного образа жизни человек может создать себе физический и психологический ад, что еще хуже того неукротимого огня, который ждет нас в аду, как воображают себе мстительные люди. Они мечтают, что в жизни после смерти небеса могут быть сладостным состоянием духа, но добродетельный образ жизни может быть еще более сладостным.

Находясь во власти заблуждений, человек приписывает любящему Богу мстительный дух и убежден, что Он сотворил ад и чистилище. В своей бесконечной любви Бог неустанно зовет душу вернуться в Его вечное Царство блаженства. Но души, которые забывают о дарованной им Богом свободе, отпадают от Него и утопают в трясине страданий, наказывая себя последствиями собственных ошибок.

Идея вечных небес является верной, хотя представление большинства людей о небесах весьма ограничено. Мы сотворены по образу Бога, и в конце долгого пути воплощений и странствий, порожденных материальными желаниями, мы обнаруживаем, что блаженный Небесный Отец хочет приютить Своих блудных детей и развлечь вечными и всегда новыми радостями. Но идея вечного проклятия душ, сотворенных по образу Бога, неоправданна. Она должна быть разоблачена и отброшена в сторону как заблуждение человеческого ума.

Эта жизнь похожа на фильм и точно так же, как в увлекательном фильме, в ней должен быть злодей, чтобы нам полюбился главный герой. Впрочем, если вы будете подражать злодею, то будете наказаны, как он. Да, это сон, но спросите себя, зачем жить в дурном сне и портить себе карму? С хорошей кармой вы будете наслаждаться сном. С хорошей кармой вы рано или поздно захотите пробудиться ото сна. С другой стороны, дурная карма затуманивает сознание и очаровывает его мороком сновидений.

Подобное притягивает подобное. Души с дурной кармой рождаются в злых семьях; души с доброй кармой рождаются в добрых семьях.

С вершины горы можно отчетливо обозреть весь пейзаж и чистое небо над головой. С вершины хочется воспарить в небесную высь. В туманной долине внизу человек может только сделать первый шаг наверх.

Дурная карма и адский огонь

Небесный Отец не может отправить своих детей на веки вечные в ад за те ошибки, которые они совершали в течение своего краткого пребывания на Земле. Если они злоупотребляют данной им Богом независимостью, то должны страдать от материальных последствий собственных злых деяний и вознаграждать себя за свою добрую карму и благодетельные поступки. Люди, которые совершают неправильные поступки, следуют злым наклонностям, которые кроются в голове и в любой момент готовы прорваться наружу жестоким страданием. Эти потаенные дурные наклонности, или адские огни, после смерти души с дурной кармой переходят в астральный мир. Души в загробном мире не имеют физических ощущений, и их не может сжечь адское пламя. Но психическая агония может терзать души с дурной кармой еще сильнее яростного адского пламени.

Слово «ад» происходит от англосаксонского корня «helan» («утаивать»). Его греческий корень – «helios» («солнце» или «пламя»). Поэтому выражение «адское пламя» очень хорошо описывает внутреннее пламя агонии, возжигаемое от скрытых наклонностей, которые формируются в земной жизни или в астральном мире. Подобно тому, как в час бодрствования убийца терзается угрызениями дурной совести и испытывает подсознательный ужас во сне, он так же страдает от яростных мук в сонном состоянии смерти.

Милосердный Отец никогда не осудит душу на вечное пламя за временные ошибки на Земле, потому что она сотворена по Его образу и подобию. Идея вечного наказания бессмысленна. Ведь душа навеки сотворена по образу Бога. Даже миллионы лет греха не изменят ее вечной, Божественной природы. Это заблуждение об адском огне порождено свирепой яростью человека из-за злых поступков его братьев.




Как я познакомился с ортодоксальным верующим в адский огонь

Однажды я познакомился со стариком, который жил возле Сиэтла. Я сидел на берегу, созерцая бескрайние просторы океана. Вдруг мое радостное состояние пошло на убыль, я проголодался и пошел на ближайшую ферму, чтобы купить себе вишни. Розовощекий хозяин выглядел очень счастливым человеком и принял меня радушно. Вдруг на меня снизошел Божественный порыв, и я сказал ему: «Друг, ты кажешься счастливым, но в тебе чувствуется скрытое страдание». Он спросил: «Ты видишь будущее?» Я ответил: «Нет, но я рассказываю людям, как исправить его».

Затем он сказал: «Все мы грешники, и Господь бросит наши души в адский пламень и серу».

Я ответил: «Как может незримая и бесплотная душа человека гореть в адском пламени?» Я удивился, когда он сердито повторил: «Все

мы сгорим в пламени». Я возразил: «Разве Бог отправил вам телеграмму, что Он сожжет нас в адском пламени?» Старик еще больше взволновался.

Чтобы успокоить его, я сменил тему разговора и спросил: «Ваш порочный сын причиняет вам несчастье?» Мои слова удивили его, и он признался, что не в силах наставить своего сына и считает его неисправимым человеком. Эта печаль жгла его подсознание, как адский огонь.

Я сказал: «У меня есть лекарство, которое может исцелить вас». Глаза старика радостно засияли, и он улыбнулся. Потом я с некой загадочностью, словно открывал великую тайну, прошептал ему: «У тебя есть большая печь с жаровней?»

«Конечно есть, – сказал он и тут же с подозрением спросил: – На что ты намекаешь?»

«Не беспокойся, – сказал я ободряюще. – Мое предложение положит конец всем твоим бедам».

Окончательно успокоившись, он ответил: «Продолжай».

«Итак, – сказал я. – Раскали эту печь с жаровней докрасна. У тебя есть крепкая веревка и два надежных друга, которые тебя не выдадут?» Он ответил: «Конечно есть». Затем я сказал: «Позови сюда своего сына. Вместе с друзьями свяжи ему руки и ноги и брось в раскаленную печь».

Старик был вне себя от ярости! Погрозив мне кулаком, он закричал: «Ты – мерзавец! Слыханное ли это дело, чтобы отец сжег в печи своего сына, пусть даже самого порочного?»

Я спокойно возразил: «Именно это я ожидал от тебя услышать. Откуда у тебя, у человека, мог взяться этот инстинкт любви, как не от Небесного Отца? Ты – отец, и ты возненавидел жестокую мысль, что можно сжечь своего родного сына заживо и освободить его и себя от страданий. Как ты мог подумать, что Небесный Отец, чья любовь бесконечно выше твоей и Который создал родительскую любовь, может сжечь Своих собственных детей в адском серном пламени?»

Глаза старика увлажнились слезой раскаяния. Он воскликнул: «Теперь я понимаю, что Небесный Отец – это любящий Бог!»

Мы наказываем самих себя своими злыми поступками и вознаграждаем себя добрыми поступками.

Грех не изменит души. Мы, сотворенные по образу Бога, можем заблудиться в джунглях зла, но сколько бы ни было у нас грехов, они не изменят нашей вечной и Божественной природы. Грех – это короста, которая покрыла собой совершенную и вечную душу, сотворенную по образу Бога. Но медитация счищает эту коросту, и под ней обнаруживается совершенная душа.

Бог хочет помочь нам

Бог знает, что душа ошибочно воспринимает свою свободную волю и, попадая в дурное общество, гибнет в дебрях самовлюбленности. Он заботится о ней и посылает ей духовную поддержку, чтобы она вернулась в лоно Божественного и добродетельного образа жизни. Он помогает душам воплотиться там, где они смогут побороть свою карму и освободиться от нее благодаря медитации и мудрости. Все души на Земле – это паства Бога, Незримый Пастух зорко сторожит их.