Вы здесь

Карельское государство на Тверщине. Глава 1. Пути оптимизации муниципальных образований Тверской Карелии и развития местного самоуправления (М. В. Дронь, 2017)

Глава 1. Пути оптимизации муниципальных образований Тверской Карелии и развития местного самоуправления


В настоящее время в Тверской Карелии существует необходимость реорганизации административно-территориального деления региона, создания более эффективного и приближенного к реальным нуждам населения порядка управления и органов местного самоуправления, а также создания хозяйственно и финансово самодостаточных городских и сельских поселений.

Оптимизацию муниципальных образований региона целесообразно осуществлять путём укрупнения существующих муниципальных районов и сельских поселений, и преобразования городских округов и закрытых административно-территориальных образований в городские поселения. Изменение порядка управления потребует изменения структуры органов местного самоуправления и существующей избирательной системы, где критерием участия гражданина в политической жизни муниципального образования должно стать участие в его экономической жизни и хозяйственном развитии.

Необходимо самым серьёзным образом перераспределить полномочия от регионов и муниципальных районов в пользу городских и сельских поселений. Из вопросов местного значения муниципальных районов необходимо оставить только те из них, что относятся к поддержанию межпоселенных связей и инициатив.

Такая реформа местного самоуправления может быть осуществлена по инициативе Федерального Собрания РФ и президента РФ изданием отдельного федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления в Тверской Карелии».

Именно Тверская Карелия может выступить в качестве региона, в котором будут применены и опробованы самые смелые социальные инновации, что позволит более эффективно реорганизовать систему местного самоуправления в Российской Федерации.


Часть 1. Оптимизация муниципальных образований в Тверской Карелии.


В настоящее время на территории Тверской Карелии по состоянию на 1 июня 2017 года полностью или частично расположены 86 муниципальных образований, из которых 8 муниципальных районов целиком и 6 частично, 10 городских поселений и 62 сельских поселения.

Оптимизация муниципальных образований позволит сократить количество самоуправлений более чем в два раза, что приведет к серьёзной экономии бюджетных средств. Вместо существующих 86 муниципальных образований предлагается оставить только 36, объединённых в 4 муниципальных района.

Подобное изменение административно-территориальной организации региона приведёт к появлению хозяйственно и финансово самодостаточных муниципальных образований низового уровня – городских и сельских поселений, максимально приближенных к населению, что будет способствовать повышению эффективности местного самоуправления.

Примерный перечень новых муниципальных образований Тверской Карелии.


БЕЖЕЦКИЙ РАЙОН

Городские поселения – 2

Сельские поселения – 6

Население: 48 730 человек

Районный центр – город Бежецк


Городское поселение «город Бежецк» (на 2014 год 24739 чел.):

город Бежецк (24739 чел.)


Мологское сельское поселение (на 2014 год 7369 чел.):

Васюковское сельское поселение Бежецкого района (610 чел.)

Городищенское сельское поселение Бежецкого района (1013 чел.)

Зобинское сельское поселение Бежецкого района (713 чел.)

Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района (887 чел.)

Михайловогорское сельское поселение Бежецкого района (546 чел.)

Филиппковское сельское поселение Бежецкого района (1272 чел.)

Фралевское сельское поселение Бежецкого района (1334 чел.)

Шишковское сельское поселение Бежецкого района (344 чел.)

бывший Градницкий сельский округ (Борковское сельское поселение Бежецкого района) (650 чел.)


Поречьевское сельское поселение (на 2010 год 1849 чел.):

Поречьевское сельское поселение Бежецкого района (1030 чел.)

Обросовское сельское поселение Молоковского района (819 чел.)


Борок-Сулежское сельское поселение (на 2010 год 1917 чел.):

Борковское сельское поселение Бежецкого района, за исключением бывшего Градницкого сельского округа (1195 чел.)

Высокушинское сельское поселение Краснохолмского района (722 чел.)


Сукроменское сельское поселение (на 2005 год 2325 чел.):

Сукроменское сельское поселение Бежецкого района (439 чел.)

Лисковское сельское поселение Кесовогорского района (776 чел.)

бывший Борисовский сельский округ (Стрелихинское сельское поселение Кесовогорского района) (500 чел.)

бывший Беляницкий сельский округ (Беляницкое сельское поселение Сонковского района) (610 чел.)


Городское поселение «посёлок Сонково» (на 2005 год 4124 чел.):

пос. Сонково (4124 чел.)


Сонковское сельское поселение (на 2005 год 3779 чел.):

Беляницкое сельское поселение Сонковского района, за исключением бывшего Беляницкого сельского округа (381 чел.)

Гладышевское сельское поселение Сонковского района (595 чел.)

Горское сельское поселение Сонковского района (532 чел.)

Григорковское сельское поселение Сонковского района (546 чел.)

Койское сельское поселение Сонковского района (551 чел.)

Петровское сельское поселение Сонковского района (682 чел.)

Пищалкинское сельское поселение Сонковского района (492 чел.)


Теблешское сельское поселение (на 2010 год 2628 чел.):

Житищенское сельское поселение Бежецкого района (611 чел.)

Моркиногорское сельское поселение Бежецкого района (591 чел.)

сельское поселение Киверичи Рамешковского района (1426 чел.)


ВЕСЬЕГОНСКИЙ РАЙОН

Городские поселения – 4

Сельские поселения – 6

Население: 40 639 человек

Районный центр – город Весьегонск


Городское поселение «город Весьегонск» (на 2014 год 6868 чел.):

город Весьегонск (6868 чел.)


Ёгонское сельское поселение (на 2014 год 4852 чел.):

Ёгонское сельское поселение Весьегонского района (1106 чел.)

Ивановское сельское поселение Весьегонского района (1257 чел.)

Любегощинское сельское поселение Весьегонского района (783 чел.)

Романовское сельское поселение Весьегонского района (711 чел.)

Чамеровское сельское поселение Весьегонского района (995 чел.)


Кесемское сельское поселение (на 2010 год 3221 чел.):

Кесемское сельское поселение Весьегонского района (1586 чел.)

Пронинское сельское поселение Весьегонского района (652 чел.)

Мартыновское сельское поселение Краснохолмского района (483 чел.)

бывший Братсковский сельский округ (Лихачевское сельское поселение Краснохолмского района) (500 чел.)


Городское поселение «город Красный Холм» (на 2005 год 5430 чел.):

город Красный Холм (5430 чел.)


Краснохолмское сельское поселение (на 2005 год 3722 чел.):

Барбинское сельское поселение Краснохолмского района, за исключением бывшего Высокушинского сельского поселения (1820 чел.)

Глебенское сельское поселение Краснохолмского района (1347 чел.)

Лихачевское сельское поселение Краснохолмского района, за исключением бывшего Мартыновского сельского поселения и бывшего Братсковского сельского округа (555 чел.)


Городское поселение «посёлок Молоково» (на 2005 год 4972 чел.):

пос. Молоково (2169 чел.)


Молоковское сельское поселение (на 2005 год 2803 чел.):

Ахматовское сельское поселение Молоковского района (916 чел.)

Делединское сельское поселение Молоковского района (416 чел.)

Молоковское сельское поселение Молоковского района, за исключением бывших Горского и Кузнецовского сельских округов (818 чел.)

Черкасовское сельское поселение Молоковского района (653 чел.)


Старосандовское сельское поселение (на 2005 год 1995 чел.):

бывший Кузнецковский сельский округ (Молоковское сельское поселение Молоковского района) (301 чел.)

бывший Горский сельский округ (Молоковское сельское поселение Молоковского района) (331 чел.)

Топоровское сельское поселение Сандовского района (709 чел.)

Старосандовское сельское поселение Сандовского района (654 чел.)


Городское поселение «посёлок Сандово» (на 2005 год 3433 чел.):

пос. Сандово (3433 чел.)


Сандовское сельское поселение (на 2005 год 3343 чел.):

Большемалинское сельское поселение Сандовского района (1356 чел.)

Лукиновское сельское поселение Сандовского района (1026 чел.)

Соболинское сельское поселение Сандовского района (961 чел.)


НОВОКАРЕЛЬСКИЙ РАЙОН

Городские поселения – 3

Сельские поселения – 8

Население: 42 809 человек

Районный центр – село Толмачи


Городское поселение «город Лихославль» (на 2013 год 12207 чел.):

город Лихославль (12207 чел.)


Городское поселение «посёлок Калашниково» (на 2013 год 4987 чел.):

пос. Калашниково Лихославльского района (4987 чел.)

прилегающие земли без населённых пунктов Барановского сельского поселения Лихославльского района


Сосновицкое сельское поселение (на 2013 год 1642 чел.):

Барановское сельское поселение Лихославльского района, за исключением округи посёлка Калашниково (811 чел.)

Сосновицкое сельское поселение Лихославльского района (831 чел.)


Вёскинское сельское поселение (на 2013 год 3141 чел.):

Ильинское сельское поселение Лихославльского района (643 чел.)

Вёскинское сельское поселение Лихославльского района (1535 чел.)

Крючковское сельское поселение Лихославльского района (963 чел.)


Микшинское сельское поселение (на 2013 год 2924 чел.):

Ильинское сельское поселение Лихославльского района (643 чел.)

Кавское сельское поселение Лихославльского района (1423 чел.)

Микшинское сельское поселение Лихославльского района, за исключением бывшего Залазинского сельского округа (858 чел.)


Новокарельское сельское поселение (на 2008 год 3180 чел.):

Толмачевское сельское поселение Лихославльского района (1652 чел.)

Станское сельское поселение Лихославльского района (1028 чел.)

бывший Залазинский сельский округ (Микшинское сельское поселение Лихославльского района) (500 чел.)


Городское поселение «посёлок Рамешки» (на 2005 год 4268 чел.):

пос. Рамешки (4268 чел.)


Медведицкое сельское поселение (на 2005 год 2544 чел.):

сельское поселение Высоково Рамешковского района (1068 чел.)

сельское поселение Некрасово Рамешковского района, за исключением бывшего Косковско-Горского сельского округа (960 чел.)

сельское поселение Никольское Рамешковского района (516 чел.)


Застолбское сельское поселение (на 2005 год 3171 чел.):

сельское поселение Застолбье Рамешковского района (1309 чел.)

сельское поселение Ведное Рамешковского района (965 чел.)

сельское поселение Ильгощи Рамешковского района, за исключением территории Оршинского Мха (897 чел.)


Алёшинское сельское поселение (на 2010 год 2141 чел.):

сельское поселение Алешино Рамешковского района (1245 чел.)

сельское поселение Заклинье Рамешковского района (896 чел.)


Козлово-Карельское сельское поселение (на 2002 год 2604 чел.):

Козловское сельское поселение Спировского района (2063 чел.)

бывший Бирючевский сельский округ (Краснознаменское сельское поселение Спировского района) (541 чел.)


ВЕРХНЕМОЛОГСКИЙ РАЙОН

Городские поселения – 1

Сельские поселения – 6

Население: 28 896 человек

Районный центр – посёлок Максатиха


Городское поселение «посёлок Максатиха» (на 2013 год 8180 чел.):

пос. Максатиха (8180 чел.)


Рыбинское сельское поселение (на 2013 год 3794 чел.):

Ручковское сельское поселение Максатихинского района (665 чел.)

Рыбинское сельское поселение Максатихинского района (1070 чел.)

Кострецкое сельское поселение Максатихинского района (699 чел.)

Пальчихинское сельское поселение Максатихинского района, за исключением территории с правой стороны дороги сообщением Максатиха-Данилково до реки Ривица (405 чел.)

Зареченское сельское поселение Максатихинского района (955 чел.)


Трестенское сельское поселение (на 2013 год 1768 чел.):

Ривицкое сельское поселение Максатихинского района (954 чел.)

Трестенское сельское поселение Максатихинского района (548 чел.)

бывший Косковско-Горский сельский округ (сельское поселение Некрасово Рамешковского района) (259 чел.)

Территория с правой стороны дороги сообщением Максатиха-Данилково до реки Ривица (бывшее Пальчихинское сельское поселение Максатихинского района)


Верхнемологское сельское поселение (на 2005 год 2345 чел.):

Селецкое сельское поселение Максатихинского района (782 чел.)

Буденовское сельское поселение Максатихинского района (602 чел.)

Медведковское сельское поселение Лесного района (961 чел.)


Теребенское сельское поселение (на 2010 год 3217 чел.):

Труженицкое сельское поселение Максатихинского района (1150 чел.)

Зареченское сельское поселение Удомельского района (509 чел.)

Куровское сельское поселение Удомельского района (330 чел.)

Сорогожское сельское поселение Лесного района (1065 чел.)

бывший Борпрудовский сельский округ (Лесное сельское поселение Лесного района) (163 чел.)


Малышевское сельское поселение (на 2008 год 5857 чел.):

Малышевское сельское поселение Максатихинского района (1788 чел.)

Каменское сельское поселение Максатихинского района (723 чел.)

Брусовское сельское поселение Удомельского района (1005 чел.)

Молдинское сельское поселение Удомельского района (1117 чел.)

Еремковское сельское поселение Удомельского района (741 чел.)

бывший Кузнецовский сельский округ (Овсищенское сельское поселение Вышневолоцкого района) (483 чел.)


Лесное сельское поселение (на 2005 год 3742 чел.):

Лесное сельское поселение Лесного района, за исключением бывшего Борпрудовского сельского округа (2340 чел.)

Бохтовское сельское поселение Лесного района (1402 чел.)

По итогам оптимизации, создаются 4 новых муниципальных района, 10 городских поселений и 26 сельских поселений. Все городские и сельские поселения входят в состав соответствующих муниципальных районов. Площадь Тверской Карелии составит около 20 тысяч км², а население – около 155 тысяч человек.


Часть 2. Оптимизация структуры органов местного самоуправления и муниципальной избирательной системы.


Наиболее перспективным следует признать реформирование органов местного самоуправления и муниципальной избирательной системы в духе исторической традиции, заложенной земской реформой 1864 года императора Александра II, и опыта организации деятельности местного самоуправления в США и странах Европейского Союза.

Мы привыкли к тому, что главным принципом избирательной системы в Российской Федерации является «один человек – один голос», где все граждане, независимо от своего участия в экономической жизни муниципального образования, обладают равными избирательными правами, а голос любого пьяницы, наркомана, опустившегося на социальное дно человека, просто тунеядца и ленивого бездельника равнозначен голосу квалифицированного рабочего, предпринимателя, создавшего собственный бизнес и рабочие места, или же крестьянина, возделывающего свой участок. Одинаковыми избирательными правами обладают те, кто платит налоги, и те, кто с этих налогов живёт.

Понятно, почему такая избирательная система на муниципальном уровне выгодна современной российской власти. Она позволяет местным властям избегать сáмого действенного контроля, который только существует: контроля со стороны налогоплательщиков за расходованием бюджетных средств, создавая идеальную питательную среду для выстраивания коррупционных отношений.

Ведь бóльшая часть нынешних муниципальных избирателей – безработные, студенты, пенсионеры, работники бюджетной сферы – никакими реальными налогоплательщиками не являются, они не участвуют в создании окружающих их материальных благ и довольно слабо представляют себе какие меры действительно необходимы для экономического развития их местного сообщества и региона, ими легко манипулировать и с их помощью проводить в органы местного самоуправления людей, нацеленных не на развитие территорий и общее благо, а на личное обогащение. Кроме того, разрушительных последствий такого «управления» пенсионеры и работники бюджетной сферы на себе особо не ощущают, пенсия будет исправно выплачена пенсионным фондом, а бюджетники получат свою мизерную зарплату. Все убытки от некомпетентного и коррумпированного управления ложатся на плечи местного бизнеса, фермеров и наёмных работников.

Но принцип «один человек – один голос» не является единственной формой избирательного права. Ещё сто лет назад в Российской империи и Тверской губернии существовала совершенно иная модель местного самоуправления, которая опиралась не на формальное равенство граждан, а на их реальное участие и вовлечённость в экономическую жизнь местного сообщества.

В 1864 году императором Александром II было издано Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Императорское правительство поставило себе задачу заменить систему бюрократического управления в уездных и губернских учреждениях, при которой местная жизнь управлялась директивами из центра, что во многих случаях вело к ошибочным и запоздалым решениям, системой широкого местного самоуправления. Александр II и его окружение прекрасно понимали, что местные условия хорошо знают только постоянные жители губернии, а посылаемые правительством чиновники лишь осуществляют директивы, полученные в Петербурге, часто без учёта местной специфики.

В ходе земской реформы были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Все избиратели каждого уезда делились на 3 курии (группы избирателей): уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских сельских обществ. Правом участия в выборах по первой курии пользовались владельцы не менее чем 200 га земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, то есть по-современному – предприниматели, владельцы предприятий или торговых заведений, а также владельцы недвижимой собственности в уездном городе. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те – выборщиков, а последние – уже крестьянских депутатов в уездное земское собрание. Как мы видим, правом избирать и быть избранными обладали только те жители, которые участвовали в экономической жизни своего уезда: либо своим трудом создавали материальные блага, либо имели в собственности землю и недвижимое имущество, либо имели свой бизнес. И такая система местного самоуправления успешно функционировала вплоть до 1917 года. Земские собрания и управы ведали всеми местными хозяйственными делами: строили и содержали уездные дороги, строили и содержали земские школы и больницы, нанимали врачей и фельдшеров, устраивали агрономические и ветеринарные курсы для обучения населения, занимались развитием местной торговли и промышленности, устраивали земские хлебные склады, занимались страхованием имущества и урожая, боролись с болезнями скота и птицы, взимали налоги на местные нужды и т.п.

Вот почему сегодня исторический опыт участия в избирательном процессе только тех категорий граждан, которые своей экономической деятельностью создают общее благосостояние городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения, является крайне интересным и востребованным. Местное самоуправление только тогда станет эффективным, когда контроль за бюджетными расходами муниципальных образований будут осуществлять исключительно налогоплательщики в лице своих выборных представителей.

Другим крайне интересным и востребованным опытом является совмещение представительной и делегатской демократии. Организация местного самоуправления на совмещении принципов представительской и делегатской демократии значительно удешевит местное самоуправление, что особенно важно в условиях экономического кризиса, а также значительно повысит его общую эффективность и ответственность перед гражданами.

Структуру органов местного самоуправления должны составлять представительный орган муниципального образования, состоящий из двух палат, и глава муниципального образования.


§ 1. Представительный орган муниципального образования.


Представительный орган городского или сельского поселения должен состоять из двух палат: собрания и совета (например, собрание поселения и совет поселения).

В полномочия собрания поселения должны входить:

1) утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении,

2) установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, повышение ставок по ним,

3) утверждение контрактов по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на сумму свыше 100 тыс. руб.,

4) утверждение решений главы городского (сельского) поселения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ,

5) утверждение решений главы городского (сельского) поселения о передаче муниципальных земельных участков во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, об отчуждении или совершении иных сделок с муниципальными земельными участками в соответствии с федеральными законами.

Правом избрания депутатов собрания поселения должны обладать следующие категорий граждан.

В городских поселениях:

1) главы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальные предприниматели;

2) плательщики НДФЛ на территории городского поселения – на ежегодную сумму свыше 20 тыс. руб. в городских округах и поселениях, населением до 100 тыс. человек, на ежегодную сумму свыше 25 тыс. руб. в городских округах и поселениях, населением от 100 тыс. до 1 млн. человек, на ежегодную сумму свыше 30 тыс. руб. в городских округах и поселениях, населением свыше 1 млн. человек;

3) собственники жилья – на облагаемую налогом стоимость свыше 1 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением до 10 тыс. человек, на облагаемую налогом стоимость свыше 1,5 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением от 10 тыс. до 100 тыс. человек, на облагаемую налогом стоимость свыше 2 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением от 100 тыс. до 1 млн. человек, на облагаемую налогом стоимость свыше 3 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением свыше 1 млн. человек, или их представители;

4) владельцы коммерческих юридических лиц – имеющие годовой доход свыше 1 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением до 100 тыс. человек, имеющие годовой доход свыше 3 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением от 100 тыс. до 1 млн. человек, имеющие годовой доход свыше 5 млн. руб. в городских округах и поселениях, населением свыше 1 млн. человек, или их представители.

В сельских поселениях:

1) главы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальные предприниматели;

2) владельцы личных подсобных хозяйств, записанные в похозяйственную книгу сельского поселения и имеющие землю на каком-либо праве;

3) плательщики НДФЛ на территории сельского поселения на ежегодную сумму свыше 20 тыс. руб.;

4) владельцы коммерческих юридических лиц, расположенных на территории сельского поселения, имеющие годовой доход свыше 1 млн. руб., или их представители.

Численность депутатов в собрании городского или сельского поселения оптимально установить в количестве 12 человек. Избранные депутаты собрания городского или сельского поселения не должны получать денежного вознаграждения за исполнение своих обязанностей.

Возможно также рассмотреть вопрос о пропорциональном избрании депутатов каждой из групп избирателей: каждая из четырёх групп избирателей избирает по три депутата в собрание поселения. Такая система позволит более полно учитывать интересы всех экономически активных граждан и субъектов предпринимательской деятельности на территории городского или сельского поселения.

В полномочия совета поселения должны входить:

1) предложение главе городского (сельского) поселения мероприятий, направленных на развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства на территории поселения, по открытию новых рынков;

2) предложение главе городского (сельского) поселения мероприятий по развитию дорожной сети на территории поселения и производству дорожно-ремонтных работ;

3) предложение главе городского (сельского) поселения мероприятий по благоустройству территории поселения;

4) предложение главе городского (сельского) поселения мероприятий по улучшению деятельности учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения;

5) выражение недоверия работе муниципальных должностных лиц.

В состав совета поселения должны входить следующие представители общественных организаций и объединений, за исключением политических партий, представители некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории поселения:

1) общественные организации, за исключением политических партий, созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2) потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

3) общественные движения;

4) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;

6) автономные некоммерческие организации;

7) религиозные организации;

8) адвокатские палаты;

9) адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами), а также представители иных некоммерческих организаций в соответствии со статьёй 123.1 Гражданского кодекса РФ.

От каждой общественной организации и объединения, некоммерческой организации в соответствующий совет поселения делегируется один представитель.

Нормы представительства в советы городских поселений:

1) с населением до 10 тыс. человек, представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, численностью свыше 10 человек;

2) с населением от 10 до 100 тыс. человек, представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, численностью свыше 20 человек;

3) с населением от 100 до 500 тыс. человек, представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, численностью свыше 30 человек;

4) с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек, представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, численностью свыше 50 человек;

5) с населением свыше 1 млн. человек, представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, численностью свыше 100 человек.

Нормы представительства в советы сельских поселений: представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, численностью свыше 10 человек.

В случае количества представителей общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций на территории городского (сельского) поселения менее 5 человек, их представители включаются в состав собрания городского (сельского) поселения с правом совещательного голоса по вопросам компетенции собрания поселения и с правом решающего голоса по вопросам, отнесенным к компетенции совета поселения. В этом случае, собрание поселения осуществляет также полномочия совета поселения в полном объёме.

Представители общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций в совете городского или сельского поселения не должны получать денежного вознаграждения за исполнение своих обязанностей.

К совместной компетенции собрания и совета поселения следует отнести:

1) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения;

2) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

3) утверждение решений главы городского (сельского) поселения о присвоении адресов объектам адресации, изменении, аннулировании адресов, присвоении наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменении, аннулировании таких наименований, размещении информации в государственном адресном реестре.

Представительный орган муниципального района также должен состоять из двух палат: собрания и совета (например, собрание района и совет района).

В состав собрания района входят все депутаты собраний городских и сельских поселений данного района. Из своего состава они избирают управу собрания в составе 12 человек. Полномочия собрания и управы района аналогичны полномочиям собраний городских (сельских) поселений.

В случае превышения численности населения городского (сельского) поселения половины от общей численности населения района, депутаты собрания данного городского (сельского) поселения замещают не менее половины членов управы собрания района.

Собрание района проводит свои заседания не реже одного раза в год. К исключительному ведению собрания района относятся:

1) избрание членов управы собрания района и её председателя;

2) утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении.

Совет района также формируется по принципу представительства от общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района. От каждой общественной организации и объединения, некоммерческой организации в совет района включается один представитель. Нормы представительства в советы районов соответствуют нормам представительства в советы городских поселений, с учётом численности населения муниципального района. Полномочия советов районов аналогичны полномочиям советов городских (сельских) поселений.


§ 2. Глава муниципального образования и местная администрация.


Глава муниципального образования – городского (сельского) поселения, района, вместе со своим заместителем избирается на муниципальных выборах и руководит местной администрацией на принципах единоначалия.

Заместитель главы муниципального образования председательствует на заседаниях совета муниципального образования. В случае отсутствия совета городского (сельского) поселения по причине количества представителей общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций на территории городского (сельского) поселения менее 5 человек, заместитель главы городского (сельского) поселения председательствует на заседаниях собрания муниципального образования.


§ 3. Отдельные особенности организации местного самоуправления в городских и сельских поселениях.


1. Городское поселение, включающее в свой состав город, имеет внутреннее деление на округá и предместья.

В селитебной части города населением свыше 30 тысяч человек, создаются округа из расчёта 5-12 тыс. жителей в каждом округе; при населении города менее 30 тыс. жителей округа создаются из расчёта 1-5 тыс. жителей в каждом округе. В сельской местности городского поселения, включающего в свой состав город, с населением свыше 30 тысяч жителей создаются предместья из расчёта 500 – 5 тыс. жителей в каждом предместье; при населении менее 30 тыс. жителей предместья создаются из расчёта 200 – 1,5 тыс. жителей в каждом.

В случае наличия в составе городского поселения, включающего в свой состав город, отдельно расположенных посёлков (посёлков городского типа), то их территория образует округ.

Округ (предместье) возглавляет староста, избираемый на муниципальных выборах. Староста округа (предместья) является исполнительно-распорядительным органом на территории округа (предместья). Староста округа (предместья) председательствует на совете округа (предместья).

Совет округа состоит из избранных представителей от уличных комитетов, многоквартирных жилых домов и подъездов в многоквартирных жилых домах, групп домов и иных территорий проживания граждан, расположенных на территории округа, представителей товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья.

Совет предместья состоит из старост населённых пунктов, населением свыше 10 постоянных жителей, расположенных на территории предместья. В случае количества постоянных жителей в населённом пункте менее 10 человек, данный населённый пункт участвует в выборах старосты ближайшего расположенного к нему населённого пункта численностью постоянного населения свыше 10 человек.

Староста населённого пункта в составе предместья избирается на сходе граждан и является исполнительно-распорядительным органом на территории соответствующего населённого пункта (группы населённых пунктов). Староста населённого пункта в составе предместья председательствует на сходе граждан населённого пункта.

К вопросам местного значения округа (предместья) относятся:

1) утверждение сметы доходов и расходов округа (предместья) и отчета о её исполнении;

2) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества;

3) создание условий для обеспечения жителей округа (предместья) услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

4) создание условий для массового отдыха жителей округа (предместья) и организация обустройства мест массового отдыха населения, осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории;

5) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

6) формирование и содержание архива округа (предместья).

Указанные полномочия органы самоуправления округа (предместья) реализуют как за счёт средств самообложения граждан округа (предместья), так и на основании договора между органами самоуправления округа (предместья) и органами местного самоуправления городского поселения с использованием средств бюджета городского поселения.

В городских поселениях, не включающих в свой состав городов, внутреннее деление отсутствует.

2. Сельское поселение и межселенная территория имеют внутреннее деление на погосты.

Территория погостов совпадает с территорией сельских населённых пунктов с количеством постоянных жителей свыше 10 человек. В случае количества постоянных жителей в населённом пункте менее 10 человек, данный населённый пункт включается в состав ближайшего расположенного к нему погоста с численностью постоянного населения свыше 10 человек, или же несколько населённых пунктов с численностью постоянных жителей менее 10 человек объединяются в погост с таким условием, чтобы численность постоянных жителей объединённых населённых пунктов превысила 10 человек.

Староста погоста в составе сельского поселения или межселенной территории избирается на сходе граждан и является исполнительно-распорядительным органом на территории соответствующего погоста (населённого пункта или группы населённых пунктов). Староста погоста в составе сельского поселения или межселенной территории председательствует на сходе граждан.

К вопросам местного значения погоста относятся:

1) утверждение сметы доходов и расходов погоста и отчета о её исполнении;

2) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества;

3) создание условий для обеспечения жителей погоста услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

4) создание условий для массового отдыха жителей погоста и организация обустройства мест массового отдыха населения, осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории;

5) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

6) формирование и содержание архива погоста.

Указанные полномочия органы самоуправления погоста реализуют как за счёт средств самообложения граждан погоста, так и на основании договора между органами самоуправления погоста и органами местного самоуправления сельского поселения с использованием средств бюджета сельского поселения. В случае расположения погоста в межселенной территории, то на основании договора между органами самоуправления погоста и органами местного самоуправления района с использованием средств районного бюджета.

3. В случае реорганизации органов и структуры местного самоуправления, такие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление, собрание граждан и конференция граждан (собрание делегатов) следует упразднить, так как они в своей сути дублируют отдельные особенности организации местного самоуправления в городских и сельских поселениях, предложенные выше.

4. В контексте развития местного самоуправления в Тверской Карелии целесообразно изменить организацию деятельности службы участковых уполномоченных полиции, преобразовав существующие административные зоны в участки полиции, наделив начальника участка полиции (бывшего старшего участкового уполномоченного полиции) бóльшими полномочиями, сходных с полномочиями начальника пункта полиции, то есть правами начальника органа дознания: правом согласовывать решения (постановления) подчиненных, а также контролировать порядок несения службы и давать обязательные к исполнению указания нарядам патрульно-постовой службы, маршруты которых необходимо привязать к территории оперативного обслуживания участков полиции, участвовать в расстановке сил народных дружин по охране общественного порядка. Помещение участка полиции должно располагаться на территории оперативного обслуживания; в помещении участка полиции, помимо служебных кабинетов, должна быть оборудована отдельная комната для арестованных и административно задержанных лиц.

Территория оперативного обслуживания участка полиции должна совпадать с территорией сельского поселения и городского поселения, не включающего в свой состав города; в городских поселениях, включающих в свой состав города, территория оперативного обслуживания участка полиции должна совпадать с территорией округа (предместья). При переходе на систему участков полиции, имеющиеся территориальные пункты полиции окажутся избыточны и их вполне можно преобразовать в участки полиции.

Для активной помощи полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности целесообразно создать на территории оперативного обслуживания каждого участка полиции народную дружину из числа наиболее ответственных местных жителей, которая бы оперативно подчинялась начальникам участков полиции и участковым уполномоченным полиции, установив членам народной дружины ежемесячную денежную выплату в размере 5 тысяч рублей, без отрыва от их основной работы.

У начальника участка полиции и у каждого участкового уполномоченного полиции должно находиться в подчинении до трёх-пяти народных дружинников (отделение), включая командира отделения. Необходимо специально оговорить и внести изменения в законодательство таким образом, что начальник участка полиции и участковые уполномоченные полиции, в случае обострения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайной ситуации, имели право мобилизовать действующую на территории оперативного обслуживания участка полиции народную дружину, отделение народной дружины или отдельных народных дружинников на срок до трёх суток, а начальник горрайотдела своим приказом имел право мобилизовать народную дружину или отдельных народных дружинников на срок до семи суток, при этом каждый день мобилизации оплачивался членам народной дружины по нормам денежного довольствия участкового уполномоченного полиции.

Члены народной дружины могли бы стать опорой участков полиции в деле обеспечения общественного порядка на обслуживаемой территории, а также частичной альтернативой или даже заменой пешим нарядам патрульно-постовой службы. При этом, во время несения службы по охране общественного порядка, народные дружинники по своим правам и обязанностям должны быть приравнены к сотрудникам полиции, в том числе по возможности несения службы с огнестрельным оружием, например с тем оружием, которое находится у них на законных основаниях (спортивным, охотничьим или травматическим), экипироваться специальными средствами участка полиции, и применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О полиции».

За неповиновение законным требованиям народного дружинника целесообразно ввести административную ответственность в виде административного ареста.

Один выходной день в неделю, продолжительностью 4 часа, и четыре недели подряд в каждом году члены народной дружины обязаны пройти сборы и нести службу как полицейские, согласно графику рабочего времени сотрудников участка полиции, за которым они закреплены, по аналогии с национальной гвардией США. При несении ежегодной четырёхнедельной службы, народные дружинники получают в полном объёме денежное довольствие по нормам денежного довольствия участкового уполномоченного полиции за аналогичный месяц.

Помимо оказания помощи полиции в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, народные дружины должны оказывать помощь главам городских (сельских) поселений, старостам округа (предместья) или погоста в выявлении и пресечении административных правонарушений за совершение которых, в соответствии с Законом Тверской области «Об административных правонарушениях», предусмотрена административная ответственность и в составлении протоколов об административных правонарушениях, а также для поддержания внутреннего порядка в советах округа (предместья) и на сходах граждан.

Командир народной дружины городского поселения, не включающего в свой состав города, сельского поселения, округа (предместья) должен назначаться и освобождаться от должности собранием поселения или советом округа (предместья) по представлению главы городского поселения, не включающего в свой состав города, главы сельского поселения, или старосты округа (предместья). Командиры отделений народной дружины назначаются и освобождаются от должности главой городского поселения, не включающего в свой состав города, главой сельского поселения и старостой округа (предместья) по представлению командира народной дружины.

5. Для увеличения доходов округов, предместий и погостов, целесообразно наделить старост округов, предместий и погостов правом возбуждать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Тверской области «Об административных правонарушениях».

После составления старостой округа, предместья или погоста протокола об административном правонарушении и оплаты административного штрафа правонарушителем, сумма административного штрафа должна распределяться следующим образом: 1/4 часть суммы административного штрафа, но не более полутора тысяч рублей, в качестве премии выплачивается старосте, составившему протокол об административном правонарушении, 1/4 часть суммы административного штрафа перечисляется в доход округа (предместья) или погоста, и, соответственно, по 1/4 части суммы административного штрафа направляются в бюджет городского (сельского) поселения, частью которой является округ, предместье или погост, и в бюджет муниципального района.

В случае составления протокола об административном правонарушением старостой погоста, входящего в состав межселенной территории, в бюджет муниципального района направляется половина суммы административного штрафа.


Часть 3. Экономическая основа местного самоуправления.


В современной РФ налоговая система выстроена в виде перевёрнутой пирамиды. Нижним этажам, на которых расположились муниципальные образования (городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения), достаются жалкие крохи. Регионы, занявшие промежуточную позицию в этой обратной пирамиде, получают уже значительно больше муниципалитетов, но всё равно по сравнению с федеральным центром относительно немного. И практически все доходы от налоговых поступлений полноводным потоком идут в федеральный центр.

Сложилась парадоксальная ситуация. Федеральный бюджет буквально пухнет от денег, огромные дотации из него идут на поддержку, например, того же Агентства страхования вкладов РФ, которому только за 2016 год государство выдало кредитов на сумму 474 млрд. рублей для «спасения банковского сектора», а по факту близких к высокопоставленным чиновникам коммерческих структур, совокупные выплаты федерального бюджета через АСВ РФ вкладчикам банков и на их санацию составили в 2016 году почти 1,6-1,7 триллиона рублей. Триллионы рублей были безвозвратно потрачены федеральным бюджетом на бесполезные для экономики и хозяйственного развития игрища вроде сочинской Олимпиады, всяческие «универсиады» и «чемпионаты мира по футболу». Миллиарды бюджетных рублей «осваиваются» по фиктивным «целевым программам», вроде поддержки «патриотизма», «молодёжи», «культуры», «спорта», «дружбы народов» и прочих «потёмкинских деревень». После строительства космодрома «Восточный» стало ясно, что на те деньги можно было возвести ещё как минимум два подобных объекта. И так происходит во всём, за что ни возьмётся федеральный центр. А в это время районы, города, посёлки и сельские поселения по всей стране считают последние копейки в своих скудных бюджетах, на местах повсеместно ветшает и разрушается инфраструктура, исчезает архитектурное наследие, падает качество образования и медицинских услуг, не хватает денег на развитие сельских территорий и массовых коммуникаций, на строительство современных качественных дорог.

Конец ознакомительного фрагмента.