Вы здесь

Карельское государство на Тверщине. *** (М. В. Дронь, 2017)


Сейчас в XXI веке, чтобы донести до людей настоящее карельское слово совсем не обязательно издавать газету «Karielan šana». Интернет, социальные сети и YouTube предоставляют неограниченные возможности для постановки вопросов, от ответов на которые зависит будущее карельского народа на тверской земле. И борьба за это будущее уже началась.

Издание книги «Тверская Карелия. Рождение нации» было лишь первым шагом на пути к карельскому возрождению. Создание карельского государства из северо-восточных районов Тверской области, придание карело-финскому языку официального статуса в Тверской Карелии, актуализация исторического опыта Великого княжества Финляндского в современных условиях – превращение Тверской Карелии в территорию инновационного развития, мы были первыми, кто ввёл эти концепты в региональную и федеральную повестку, и теперь эти идеи набирают всё бóльшую популярность.

Как мы уже неоднократно писали, главным условием карельского возрождения на Тверщине является создание карельского государства. Тверская Карелия – историческая территория древнего Бежецкого Верха – должна обрести собственную субъектность. Форма карельского государства может быть предметом дискуссии, будет ли это отдельный 86-й субъект Российской Федерации в виде республики или административно-территориальная единица с особым статусом в составе Тверского региона, здесь возможны варианты. Но для нас очевидно одно – без создания карельского государства на Тверщине никакое карельское возрождение просто-напросто невозможно. Только карельское государство сможет законодательно обеспечить поддержку карело-финской культуре, языку и национальному образованию, обеспечить комплексное социально-экономическое развитие наших территорий.

В XX веке мы, тверские карелы, потеряли всё: старую веру, вековой уклад, привычки и даже родной язык, но мы не потеряли свою землю. Мы до сих пор живём и умираем на своей земле. Тверская Карелия, Бежецкий Верх, всё это наша земля.

Все кто сейчас живёт на северо-востоке Тверской области – и русские и карелы, по большому счёту, брошены федеральными и тверскими региональными властями на произвол судьбы и никому не нужны. Наш некогда богатый край лежит в руинах и запустении, наиболее талантливая молодёжь уезжает, местный бизнес не имеет никакой защиты и протекции перед Тверью и Москвой, не говоря уже об этнических группировках.

Скептики и приспособленцы будут говорить вам, смиритесь с этим, будьте как бандерлоги из «Книги джунглей», просто живите на руинах, уничтожая и дальше наследие предков. Ведь по-другому и быть не может, «так было всегда». Так вот, так было не всегда. В книге «Тверская Карелия. Рождение нации» мы показали, что ещё всего каких-то сто лет назад Тверская Карелия представляла собой динамично развивающийся регион, где каждые 50 лет происходило удвоение населения, свободные плодородные земли не были исчерпаны даже к началу XX века, неуклонно росло благосостояние её жителей, что нашло своё наглядное выражение в постройках многочисленных величественных каменных соборов, в том числе по проектам ведущих мировых архитекторов. В конце XIX – начале XX века в Тверской Карелии появляется слой предпринимателей, обладающих по современным меркам многосотмиллионными и даже миллиардными состояниями, которые становятся основой формирующейся торговой и промышленной национальной элиты, что создавало реальные предпосылки к появлению через несколько десятилетий в карельских уездах и вообще в Тверской губернии «старых денег». За годы Российской империи в Тверской Карелии сложилась устойчивая рыночная экономика, которая получила дополнительный импульс к развитию после строительства на территории Тверской губернии судоходных каналов и железных дорог. Вся историческая застройка таких карельских городов, как Бежецк, Красный Холм или Весьегонск, была возведена именно в этот период. Наша общая задача заключается в том, чтобы вернуть процветание и развитие на нашу землю, вдохнуть новую жизнь в Тверскую Карелию. И первый шаг на этом пути заключается в создании собственного карельского государства, превращении северо-восточных районов Тверской области в новый субъект Российской Федерации.

Да, на наших землях нет никаких полезных ископаемых. Но создав собственный субъект, северо-восток Тверской области сможет, наконец, непосредственно участвовать в федеральных и региональных программах развития, отстаивать интересы собственного населения перед федеральным правительством и государственными корпорациями, как это с успехом делают Якутия, Татарстан, Чечня, Белгородская и Калужская области, активно защищать и поддерживать местный бизнес, способствовать продвижению его интересов и продукции на федеральном и международном уровне. А у нашей талантливой университетской молодёжи появится возможность реализовать себя дома, стать новой управленческой и образовательной элитой региона. Создание карельского государства будет выгодно всем жителям Тверской Карелии, потому что на сегодняшний день – это единственная реальная возможность для северо-восточных районов Тверской области стать чем-то бóльшим, нежели тверская окраина, получить свой шанс на историческое развитие.

Также, очевидно, что в современной Российской Федерации существует запрос на создание полноценной территории инновационного развития. Уже опыт создания инновационного центра «Сколково» продемонстрировал необходимость особого законодательства для подобных инновационных территорий практически во всех сферах государственного и муниципального управления, в области налогообложения и даже миграционного законодательства. Однако небольшая площадь «Сколково» и фактическая ограниченность инноваций исключительно сферой «приоритетных отраслей модернизации экономики» не позволяют создавать и генерировать в частности социальные инновации: в сфере местного самоуправления, административного управления, судебной и правоохранительной системы, в сфере налогообложения и финансов, а ведь именно социальные инновации, в конечном итоге, и создают новое качество жизни.

Мы считаем, что такой территорией инновационного развития вполне может стать Тверская Карелия. Тем более что в истории России подобный опыт создания целого региона инновационного развития уже имел место.

Приведу цитату из своей книги «Тверская Карелия. Рождение нации»:


«Здесь нам примером может послужить исторический опыт автономии Великого княжества Финляндского в составе Российской империи в период с 1809 по 1917 годы. Финляндский опыт является в своём роде уникальным. За более чем столетнее нахождение в империи, Финляндия всегда оставалась островком общественно-политической стабильности, экономического развития и преданности короне, при этом успешно проделав путь от отсталой шведской окраины до развитого национального государства.

После победы в русско-шведской войне 1808-1809 годов, итогом которой стало присоединение Финляндии к Российской империи, Александр I в феврале 1809 года распорядился созвать первое собрание (сейм) представителей народов Финляндии в городке Борго и уже 16 марта лично открыл его, подписав накануне манифест о государственном устройстве Великого княжества Финляндского. Император Александр предложил сейму четыре вопроса: о войске, налогах, монете и о правительственных учреждениях. Заключения Боргоского сейма легли в основание организации управления Финляндии.

В составе Российской империи Великое княжество Финляндское получило собственную военную организацию. С 1829 по 1905 годы в Хельсинки размещался лейб-гвардии Финляндский стрелковый батальон. После военной реформы 1878 года Финляндия юридически получила свою собственную национальную армию, численностью в 5 600 человек, которая просуществовала до 1901 года. Первый призыв в национальную армию состоялся в 1881 году. Армия дислоцировалась на территории великого княжества, имела свою особую военную форму и знаки различия и состояла только из финляндских подданных. Её главнокомандующим являлся император, непосредственное же руководство финляндскими войсками осуществлял генерал-губернатор.

Налоговая и финансовая системы Великого княжества Финляндского существовали независимо от аналогичных систем Российской империи. Ещё император Александр I установил, что налоги, собранные в Финляндии, будут использоваться только на нужды самого великого княжества. Денежной единицей сначала был принят русский рубль, но уже в 1860 году, по инициативе Йохана Снелльмана, император Александр II своим указом наделил Банк Финляндии правом выпускать собственную валюту – финляндскую марку. Появление собственного эмиссионного центра позволило великому княжеству активно участвовать на международном рынке заимствований, в том числе в интересах имперского правительства.

Главой Великого княжества Финляндского являлся российский император, носивший титул Великого князя Финляндского. Функции имперского наместника выполнял назначаемый императором генерал-губернатор, который по совместительству являлся председателем Императорского Финляндского сената – финского правительства. Великое княжество обладало собственной правовой, судебной и правоохранительной системами, собственными органами государственного и местного управления, а также особым административно-территориальным устройством. Связь с общеимперским управлением обеспечивалась министром правительства Российской империи – статс-секретарём по делам Финляндии. Финляндский сейм состоял из представителей четырёх сословий (дворянства, духовенства, горожан и крестьян). В его полномочия входило всё внутреннее законодательство. Без согласия сейма император не мог вводить или отменять законы и налоги для Великого княжества Финляндского. Все должности государственной службы могли занимать только финляндские подданные или уроженцы Финляндии.

Именно наличие собственных налоговой, финансовой, правовой, судебной, правоохранительной и образовательной систем, собственных органов государственного управления и местного самоуправления, особого административно-территориального устройства, приспособленного под нужды самой Финляндии, а также наличие отдельного от общеимперского института гражданства – всё это обеспечило столетнюю общественно-политическую стабильность и экономическое процветание Великого княжества Финляндского в составе Российской империи.

Такой особый путь Финляндии стал возможен только благодаря целенаправленной политике в данном направлении со стороны всех русских монархов, от Александра I до Николая II. Выведя Финляндию из-под прямой общеимперской юрисдикции, российские императоры сознательно превратили великое княжество в своеобразную территорию инновационного развития, где могли быть опробованы и реализованы любые политические, социальные, экономические и финансовые преобразования, без оглядки на общеимперские законы, правила и установления».


В современной Российской Федерации такой территорией инновационного развития должна стать Тверская Карелия. Но для этого карельскому государству также необходимо будет получить свои собственные налоговую, финансовую, правовую, судебную, правоохранительную и образовательную системы, собственные органы государственного управления и местного самоуправления, административно-территориальное устройство и особое миграционное законодательство, что возможно при выведении Тверской Карелии из-под действия федеральных законов и создании отдельной юрисдикции.

Как и Великое княжество Финляндское в своё время было расположено вблизи столицы – Санкт-Петербурга, что позволяло императорскому правительству в непосредственной близости наблюдать за опытом уникального развития целого региона и направлять в аппарат генерал-губернатора Финляндии одних из самых талантливых и успешных управленцев Российской империи, так и современная Тверская Карелия расположена вблизи столицы – Москвы, что даёт ей реальную возможность повторить положительный опыт автономии Финляндии в новых исторических условиях.

Тверская Карелия может стать и своеобразным мостом между Россией и Финляндией, послужить площадкой для реализации совместных российско-финляндских проектов в самых разных областях, начиная от органического сельского хозяйства и заканчивая информационными технологиями. Ведь Финляндия является одним из наиболее технологически развитых государств мира, обладает первоклассной системой национального образования и стремительно развивающимся сектором информационных технологий и коммуникаций. Но для достижения максимального экономического и внешнеполитического эффекта от такого сотрудничества, как мы уже говорили, необходима широкая автономия карельского государства, сопоставимая с автономией Великого княжества Финляндского в составе Российской империи.

Настоящая книга представляет собой первую попытку хотя бы в общих чертах в формате небольших очерков, но дать представление о том, какими могли быть собственные налоговая, судебная и правоохранительная системы, система национального образования, собственные органы местного самоуправления и административно-территориальное устройство Тверской Карелии, пути возрождения её сельских территорий и меры по защите окружающей среды.

Но есть ещё одно немаловажное обстоятельство, которое, как мне кажется, следует учитывать при создании карельского государства на Тверщине. И этим обстоятельством является вся предшествующая карельская историческая и юридическая традиция. Мало кто знает, но российские императоры, включая последнего императора Николая II, были также и законными Князями Карельскими.

К началу 1917 года большой титул Всероссийских императоров, согласно статье 59 Свода законов Российской империи, формулировался так:

«Божіею поспѣшествующею милостію, Мы, NN, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій, Московскій, Кіевскій, Владимірскій, Новгородскій; Царь Казанскій, Царь Астраханскій, Царь Польскій, Царь Сибирскій, Царь Херсониса Таврическаго, Царь Грузинскій; Государь Псковскій и Великій Князь Смоленскій, Литовскій, Волынскій, Подольскій и Финляндскій; Князь Эстляндскій, Лифляндскій, Курляндскій и Семигальскій, Самогитскій, Бѣлостокскій, КАРЕЛЬСКIЙ, Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятскій, Болгарскій и иныхъ; Государь и Великій Князь Новагорода низовскія земли, Черниговскій, Рязанскій, Полотскій, Ростовскій, Ярославскій, Бѣлозерскій, Удорскій, Обдорскій, Кондинскій, Витебскій, Мстиславскій и всея сѣверныя страны Повелитель и Государь Иверскія, Карталинскія и Кабардинскія земли и области Арменскія; Черкасскихъ и Горскихъ князей и иныхъ наслѣдный Государь и Обладатель; Государь Туркестанскій, Наслѣдникъ Норвежскій, Герцогъ Шлезвигъ-Голстинскій, Сторнмарнскій, Дитмарсенскій и Ольденбургскій и прочая, и прочая, и прочая».

В Большом Государственном Гербе Российской империи 1882 года сохранилось и описание герба Карельского княжества: «в червлёном поле две выходящие руки в серебряных латах, держащие серебряные мечи, над ними золотая корона», которое полностью повторяло шведский герб Карелии 1562 года.

История приобретения российскими императорами карельского княжеского титула крайне интересна.

Впервые упоминание о российском императоре как князе Карельском было включено в Большой государев титул при Петре I в 1721 году, когда по итогам Великой Северной войны и Ништадского мира к молодой Российской империи были присоединены земли Карельского перешейка и Ингерманландии – Карельского герцогства Шведского королевства. До этого момента титул герцогов Карельских носили шведские короли, унаследовав его после включения в состав Швеции части Карельского княжества в XIV веке.

Юридически, сначала шведские короли, а после 1721 года – российские императоры, оставались единственными законными правителями Карелии, а Карельское княжество продолжало существовать в качестве суверенного государства: герб Карельского княжества был помещён на Большой Государственный Герб Российской империи, а Всероссийские императоры продолжили именоваться князьями Карельскими. Именными указами российских государей, на начало 1917 года, исторические земли Карельского княжества были разделены между Выборгской и Олонецкой губернией, но это административно-территориальное деление ни в коем случае не отменяло само существование Карельского княжества, которое было закреплено в Ништадском договоре, большом титуле Всероссийских императоров и в Большом Государственном Гербе Российской империи 1882 года.

После февральского переворота 1917 года, ликвидации империи и последующего убийства большевиками в 1918 году Николая Александровича, все именные указы прежних самодержцев в отношении Карелии утратили свою юридическую силу, и de jure Карельское княжество вернулось к своему исходному состоянию. Такая правовая ситуация не является чем-то уникальным для европейской истории, в ней имеется по историческим меркам не столь давний пример существования «монархии без монарха». 18 января 1871 года в Зеркальной галерее Версальского дворца была провозглашена Германская империя, а её императором – прусский король Вильгельм I. После страшного поражения в Первой мировой войне, 28 ноября 1918 года последний германский император Вильгельм II подписал официальный акт об отречении от императорского престола. С этого времени и вплоть до 5 июня 1945 года, когда представители союзных держав приняли декларацию о поражении Германии и учреждении на её территории верховной власти союзных администраций, Германская империя существовала без императора, подчиняясь верховной власти канцлера (премьер-министра) и президента, но при этом полностью сохраняя правовую преемственность с 1871 года. Из ныне существующих в Европе «монархий без монарха» можно привести пример Княжества Андорры, расположенного в восточных Пиренеях между Францией и Испанией.

Как известно, начиная с XVII века, началось колонизационное движение карельского народа с Карельского перешейка и Ингерманландии на тверскую землю, которое со временем привело к тому, что основным центром расселения карел к 1917-1918 годам стала Тверская Карелия: около двух третей от общей численности карельского народа проживало именно в Тверской губернии. Так, согласно данным переписи населения за 1926 год, в Тверской Карелии проживало 140 567 карел, а в Карельской АССР – только 100 781 карел. Поэтому у нас, тверских карел, есть все основания заявить о том, что Тверская Карелия, как основной национальный очаг карельского народа, является историческим правопреемником Карельского княжества.

Нынешняя «Республика Карелия» никакого отношения к исторической Карелии не имеет. Республика Карелия является правопреемницей «Карельской трудовой коммуны» и последующих «советских республик», основанных большевиками после убийства ими последнего законного правителя Карелии – Николая II, захвата исторических карельских территорий и отказа от любой преемственности с Российской империей, частью которой и было Карельское княжество.

Последний князь Карельский – Николай II и члены его семьи были зверски убиты большевиками 17 июля 1918 года. Именами этих убийц и террористов, а также убийц Александра II Освободителя и других членов императорской семьи, государственных деятелей той Belle Époque – прекрасной эпохи, до сих пор названы многие улицы тверских городов. Придёт время, и мы смоем этот позор из нашей топонимики и нашей истории. В самом конце «Калевалы», в её 50-й руне, есть пророческий сюжет, написанный самим Элиасом Лённротом – сюжет о чудесном рождении нового «короля Карелии». В своём ставшем классическом переводе поэмы, Л.П. Бельский перевёл финское слово kuningas как «король», но его также можно было бы перевести и как «князь». Несмотря на смерть своего последнего законного правителя, Карельское княжество – историческая Карелия – продолжает существовать, и будет существовать до тех пор, пока жив её народ. В ожидании национального возрождения и «возвращения короля».