Русский банкир
– Если вы о ценах на картины, то это к моей половинке! Лена, иди сюда!
«Опять он меня подставляет» – подумала я и пошла вниз по лестнице, печалясь, что меня оторвали от интересного чтива, проплывающего по экрану компьютера одно за другим и вытянули из уютного кабинета.
Мой нервный спаниель пошел за мной.
По дороге надела тапочки и улыбку, но не ту, что «У меня есть улыбка одна: Так, движенье чуть видное губ…», а другую… для посторонних. Как же это я забыла, что утром позвонил наш друг Эдик и сказал, что приведет русского банкира, который прилетел на неделю в Торонто по делам, хочет посмотреть картины и может быть, что-нибудь купит. У него много миллионов и банков. Эдик молдец, он всегда старается закрутить что-то нужное.
Русский банкир внешне представлял собой худший вариант еврейского мужчины. Формулировка моя. Характеристики: выпученные щитовидные глаза, невысокий рост, лысина и большой живот. Есть, конечно, и лучший вариант еврейского мужчины а-ля Александр Ширвиндт-Михаил Козаков-Диктатор Франко.
Они замечательные, породистые и благородные, я даже выбрала в спутники жизни один такой экземпляр. Ой, я вижу – мужчины ухмыльнулись слову «выбрала».
Ах, ну да, ну да, конечно, простите, выбираете же вы. Мужчины выбирают. Да, да, да, да, да. Держите меня, пять человек… выбирают они.
– Пожалуйста, выбирайте. Все на стенах. Продается не все, но, если что-то очень понравится, художник сделает вам копию, сказала я привычную фразу.
– Не копию, а авторский повтор. Пока художник жив он всегда может повторить картину – привычно поправил маэстро.
Я налила всем чай, поставила на стол фрукты и конфеты. Мы с женой банкира – блондинкой славянского типа такого же возраста как он, под полтинник, пили чай и беседовали. Она была утомлена. Рассказывала о том, как сложна ее жизнь, когда садовники не выполняют, о чем их просят, и тридцать человек прислуги все время увольняются, и надо к новым привыкать и обучать.
– А нам сосед траву стрижет. У него газонокосилка мощнее – ляпнула я не по делу, и на меня посмотрели с сочувствием.
Миллионер пить чай не стал. Он бродил по гостиной, и почему-то становился все более и более нервным.
– Сколько стоит эта длинная над диваном?
– Пять тысяч. Владельцы галерей дают за нее девять, но они забирают половину, мы не отдали.
– Почему не отдали?
– Ну, мы с голоду не помираем… – ответила я.
– Вы знаете, так смешно, некоторые канадцы заказывают картину не по принципу: городской пейзаж, осенний лес или цветы, а говорят «sofa size» – «мне размером с диван» … – сказал любимый, желая поболтать и всех развлечь. Никто не отреагировал.
– А эта квадратная?
– Две тысячи. Холст, масло, размер 120 на 120 см.
– А эта?
– В раме? Три тысячи.
– Я готов. Я выбрал. Можем начинать! – сказал банкир.
– Что начинать? – говорю с дурацкой улыбкой.
– Наверное, нужно решать с ценой… – сказал наш друг Эдик. Мы вопросительно переглянулись.
– Тот, кто будет участвовать в сделке должен выйти – пояснил Эдик.
– Ой, это к моей половинке. Я в этом не разбираюсь. Леночка!
Подставил, как всегда! Совсем не понимая, чего от меня хотят, но предчувствуя веселенький прикол, я встала. Наш друг Эдик обнял меня за плечи и повел в мастерскую. Это помещение такое под названием basement в Америке и Канаде – нижний этаж, четырнадцать ступенек вниз с небольшими окнами под потолком. Строили так всегда на случай смерча-торнадо, чтобы было, где укрыться. У нас там мастерская художника – черт ногу сломит. Там меня оставили и закрыли дверь. Сижу, жду. Приходит наш друг Эдик и приносит мне бумажку, сложенную вчетверо:
– Разверни, здесь он предлагает цену за три картины! Смотрю, написано – 800 долларов.
– Дай свое предложение! Напиши, напиши!
– Но я же ему назвала цены…
Эдик берет пустую бумажку, поняв, что мне бесполезно объяснять азы финансового права, и быстро идет наверх. Возвращается с новой бумажкой… 820 долларов за три громадные картины.
– Я же ему сказала…
– Нет, так не полагается. Пиши предложение.
Я подчинилась, написала. Бумажку сложила, он унес.
Жду. Приносит – 835 долларов. Пишу свою, все время одну и ту же цифру. Эдик ходит с ней наверх и приносит новые бумажки, сам в них не заглядывает, это у них, видимо, запрещено по протоколу. Сумма банкира растет, но медленно: 865, 880, 920. У меня мысль – надо продолжать, наверное. Правила таковы. Сижу, быстро орудую ножницами, режу бумажки, много бумажек…
Вдруг гипноз стряхнулся. Зачем я это делаю? Не послать ли мне этого банкира? Приходит Эдик, говорит: «Это его последнее предложение – больше не даст.» Смотрю: 1000 долларов за три картины.
– Да накидай ему еще акварелей! – предложил наш друг Эдик.
– Акварелей?!! Ему?!! Накидать?!! ЕЩЕ!!!!???
На этом месте я почувствовала, что сейчас и у меня глаза вылезут из орбит. Интересно все-таки принято ли сейчас в новой России новых русских посылать? Ну, не знаю, как принято, меня там с 1991 года нет. Я решила использовать терминологию не знаю правильную ли, но неважно, вылезла из подвала и сказала: «Сделка отменяется!» Они ушли. Мы ошалело взглянули друг на друга и поговорили в нашей обычной вопросительной манере:
– Ты прогнала банкира? – спросил он.
– Не явно. Надо было пригласить его пожить у нас?
– Нам же в этом месяце нужно… Как заплатим?
– Заработаем. Разве месяц завтра кончается?
– Конечно, заработаем. Какое сегодня число?
Я обняла похожего на диктатора Франко и стала подниматься по лестнице на второй этаж, в любимый мой кабинет с большим окном и заглядывающим в него кленом, думая уже совсем о другом… своем, интересном, не имеющем никакого отношения к деньгам и банкирам.
«У меня есть улыбка одна:
Так, движенье чуть видное губ.
Для тебя я ее берегу —
Ведь она мне любовью дана.»
Анна Ахматова
Мой нервный спаниель пошел за мной.