Вы здесь

Камни в пыли. Ода турецкому драйверу (Виктор Улин, 2004)

Ода турецкому драйверу


Одним из первых и самых ярких впечатлений оказались турецкие водители.

Будучи сам за рулем, в России я серьезно опасаюсь маршрутных автобусов. И при возможности стараюсь их обогнать – в крайнем случае даже отстать и перестроиться, лишь бы не ехать слишком близко. Потому что российский автобусник подобен танкисту, который рулит не глядя, поскольку он – большой и ему всегда уступят дорогу. Особенно отличаются «Газели» Достаточно посмотреть на их сплошь побитые бамперы, чтобы удостовериться в водительском искусстве газелистов. В Москве, по слухам, они еще и регулярно переворачиваются при поворотах, набрав сверх меры пассажиров и сместив центр тяжести и без того утлого минивэна.

Я не раз читал, что водитель туристского автобуса даже по турецким меркам получает очень мало.

Но был поражен виртуозному мастерству, с каким турецкие шоферы управляются со своими машинами. Причем на с «Газелями» и не с «ПАЗами» и даже не с турецкими же гробоподобными «Мерседесами» – с огромными, как «Боинг-747», магистральными туристскими автобусами, в которых практически отсутствует задний обзор и чей радиус разворота вселяет в меня водительский ужас.

Основная дорога, бегущая от Антальи вдоль курортного побережья, хоть и лежит практически на уровне моря, но с полным правом может называться горной трассой. Потому что представляет собой неимоверно узкую и извилистую полосу проезжей части, отвоеванной у гор, прижавшихся к морскому берегу.

Когда впервые по ней едешь, то кажется, будто тут невозможно разъехаться двум автомобилям гольф-класса.

А турки не только ездят там на автобусах, но еще и обгоняют грузовики.

И – вершина водительского мастерства! При развозе прибывших туристов – или, наоборот, в процессе сбора отлетающих одним рейсом из разных отелей – автобус прочесывает побережье, заезжая во все места и курортные поселки. Включая самые худшие – расположенные не на берегу у дороги, а в глубине материка.

Куда приходится вползать по узким кривым улочкам, обставленным убогими, недостроенными – точь-в-точь как на нашем юге, хибарками.

А забрав пару туристов, тут же выезжать обратно и спешить в следующую точку. Причем не задним ходом; вслепую из турецких лабиринтов не выбраться. И турки прямо-таки чудом умеют разворачивать свои громадные автобусы на таких пятачках, где вроде бы невозможно развернуться даже обычной «Волге».

И при этом борта машин сверкают девственным, нетронутым лаком, бамперы целы, зеркала не побиты и даже все поворотники мигают исправно с обеих сторон!

Уже в первые минуты в аэропорту Антальи я понял, что у турок будет чему поучиться.

И первым делом мне захотелось склониться в восхищении перед мастерством обычного, черного и усатого турецкого водителя.