Вы здесь

Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольный возраст (Э. П. Костина, 2008)

Дошкольный возраст

Азбука четвертой ступени музыкального образования

Слушание (восприятие) музыки

Характеристика возрастных возможностей

На четвертом году жизни ребенка интенсивно формируются основы его личности. Проявляются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, гуманное отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных (кошки, собаки), игрушек, с природным окружением.

Продолжается становление музыкального восприятия. Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца, то есть обладает элементарными основами культуры слушания музыки. Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы служить основой дальнейшего музыкального образования (воспитания, обучения и развития) дошкольника.

В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная и плясовая).

Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, малыши обычно так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыкального произведения, тембры инструментов. Поэтому они довольно легко, в непринужденной обстановке, осваивают музыкально-дидактические игры и упражнения, доступные их возрасту по содержанию, правилам и длительности. У ребят могут успешно развиваться музыкально-сенсорные способности. Таким образом, данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки.

Однако необходимо помнить, что пока еще произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по-прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована.

Задачи музыкального обучения и развития

I. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени культуры слушания музыки, к различным направлениям музыкального искусства: произведениям народного, классического и современного репертуара, доступного младшему дошкольному возрасту; формировать представления об отражении в музыке чувств, настроений, образов, явлений окружающего мира, связанных с жизнедеятельностью ребенка прежде всего в условиях родного дома и семьи.

Воспитывать интерес к музыке.

Продолжать формировать представление о малых

жанрах музыки (песня, танец, марш) и отдельных разновидностях песни (колыбельная, плясовая).

Знакомить с образной природой музыки, давая слушать произведения, имеющие яркий, конкретный образ (без развития).

Стимулировать способность сопереживания музыке, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, яркие по характеру, доступные по содержанию.

Повышать культуру слушания музыки, побуждать выслушивать музыкальное произведение до конца, заинтересованно и внимательно, не отвлекаясь.

II. Приобщать детей к освоению азбуки четвертой ступени слушания музыки как виду деятельности.

Стремиться вызвать эстетическое наслаждение в процессе слушания музыки, развивать целостное[4] музыкально-эстетическое восприятие высокохудожественных произведений и умение элементарно воспринимать выразительность музыки:

– настроение, характер музыки (веселый, грустный);

– отдельные яркие интонации (например вопрос – ответ);

– особенности художественного музыкального образа.

Способствовать дифференцированному[5] музыкальному восприятию произведений, помогать детям различать изобразительные особенности музыки:

– контрастные средства музыкальной выразительности: темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамика (тихое, громкое звучание), тембр (глухой, звонкий);

– внемузыкальные средства выразительности (поза исполнителя, техника, манера игры, инструмент, на котором исполняется произведение).

Обогащать музыкально-сенсорное восприятие: учить вслушиваться, выделять, сравнивать некоторые выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (не менее октавы), длительности (ритмические рисунки, состоящие преимущественно из половинных и восьмых длительностей), тембру (восприятие двух-трех довольно контрастно звучащих детских музыкальных инструментов), динамике (тихое и громкое звучание), темпу (медленный, быстрый).

Поддерживать попытки выражать в элементарных эстетических суждениях свои впечатления и отношение к характеру и содержанию прослушанной музыки, а также моделировать их (условно-образно) на фланелеграфе. Характер музыки представлен на карточке рисунком – лицо ребенка, веселое или грустное. Содержание произведения передается рисунком, соответствующим музыкальному образу.

III. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени детского музыкального творчества:

– побуждать к музыкально-творческим проявлениям – передаче характера марша, веселой пляски, колыбельной песни в пластических импровизациях.

Репертуар
[6]

Упражнения для развития отдельных слуховых дифференцировок

«Зайкина песня». Музыка Н. Бордюг.

«Мишкина песня». Музыка Н. Бордюг.

«Птичкина песня». Музыка Н. Бордюг.

«В гости к мышке и слону». Музыка Н. Мурычевой.

«Оркестр». Музыка Н. Мурычевой.

Произведения для слушания[7]

Мир ребенка:

«Весело – грустно»*. Л. Бетховен.

«Верхом на лошадке», «Материнские ласки». А. Гречанинов.

«Плакса»*, «Резвушка»*, «Печальная история»*. Д. Кабалевский.

«Сказочка»*. С. Майкапар.

«Ласковая просьба»*, «Колыбельная песня»*. Г. Свиридов.

«Со вьюном я хожу»*. Русская народная мелодия.

«Игра в лошадки»*. П. Чайковский.

Мир сверстников и взрослых:

«Маленькая сказка», «На гармошке». А. Гречанинов

«Мальчик-замарашка»*, «Сказочка»*, «Трубач и эхо»*. Д. Кабалевский

«Пастушок»*, «Сказочка*». С. Майкапар

«Парень с гармошкой»*. Г. Свиридов

«Всадник»*, «Солдатский марш»*. Р. Шуман

«Ходила младешенька по борочку». Русская народная мелодия.

«Мама»*, «Марш деревянных солдатиков»*. П. Чайковский.

Мир природы:

«Маленький, беленький». В. Агафонников.

«На лужайке». А. Гречанинов.

«Ежик»*, «Хромой козлик», «Грустный дождик». Д. Кабалевский.

«Курочка-рябушечка»*. Г. Лобачев.

«Сорока», «Петушок»*. А. Лядов.

«Мотылек»*, «Осенью». С. Майкапар.

«Лягушка»*. В. Ребиков.

* Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М., 1997.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Г. Лобачева.

«Слон»*. К. Сен-Санс.

«Медведь». Г. Фрид.

Рукотворный мир:

«Кукольный вальс». Э. Денисов.

«Сломанная игрушка». А. Гречанинов.

«Игра в мяч». М. Красев.

«Музыкальная табакерка»*. А. Лядов.

«Танец куклы». С. Майкапар.

«Лошадка». Н. Потоловский.

«Музыкальный ящик»*. Г. Свиридов.

Показатели результатов музыкального обучения и развития

I. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени культуры слушания музыки.

Он имеет определенный объем музыкальных впечатлений – самостоятельно узнает, называет большинство музыкальных произведений (народные, классические, современные), прослушанных в течение года.

Проявляет потребность в неоднократном прослушивании музыки; просит сыграть какое-либо произведение.

Владеет элементарными основами культуры слушания музыки, может целенаправленно слушать ее и получать удовольствие.

II. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени слушания музыки как вида деятельности.

Он способен различать выразительные особенности музыки: характер (веселый, грустный), некоторые интонации (вопрос, ответ), понять конкретный музыкальный образ.

Может воспринимать изобразительные особенности музыкального произведения: элементарно выделять средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр).

Умеет вслушиваться, сравнивать, различать основные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте, ритмическим соотношениям, тембру и динамике.

Эмоционально реагирует на музыкальные произведения различных жанров (песня, танец, марш) и их характер.

В состоянии элементарно выражать свои музыкальные впечатления и отношение к прослушанному произведению в высказываниях, моделировать (условно-образно) содержание и характер музыки.

III. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени музыкально-творческих проявлений:

– передает в движениях характер марша, веселой пляски, спокойной колыбельной, музыкальный образ программных произведений, а также может элементарно высказываться о них.

Детская музыкальная исполнительская деятельность

Певческая деятельность

Характеристика возрастных возможностей

На четвертом году жизни у детей сохраняется большой интерес к певческой деятельности, они способны успешно ею овладевать.

Прежде всего у ребят наблюдается большое желание петь знакомые песни и осваивать новые.

Овладение речью позволяет многим малышам довольно внятно пропевать слова песни.

Подражая взрослым, они без особого труда осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова).

Дети не только различают, но и воспроизводят низкие и высокие звуки (нефиксированной высоты).

Вместе с тем возможности ребенка в пении, безусловно, по-прежнему невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос еще довольно слабый, естественное пение отрывистое (говорком); певческое дыхание очень короткое (часто фраза разрывается на отдельные слова, а слово – на слоги); певческая дикция в основном нечеткая и неясная, а у некоторых вообще отсутствуют отдельные звуки; певческий диапазон небольшой (ре– ля первой октавы). У детей уже проявляется тип певческого голоса: высокий, средний, низкий; в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию зачастую неверно.

Задачи музыкального обучения и развития

I. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени певческой культуры, доступной их возрасту.

Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и тематики, связанного прежде всего с образами родной семьи и дома; воспитывать любовь к семье.

Формировать музыкально-слуховые певческие представления.

Знакомить детей с образной основой песни.

Стимулировать интерес к песне, потребность в слушании песенных музыкальных произведений.

Обогащать представления детей об элементарном музыкальном жанре – песне и таких ее разновидностях, как плясовая, колыбельная.

Побуждать к целостному восприятию песни:

– учить воспринимать средства выразительности пения: настроение, характер музыки (веселый, грустный), некоторые чувства, интонации (вопрос – ответ);

– способствовать развитию умения определять художественный музыкальный образ песни, соотносить его со своим опытом (жизненным и музыкальным), формировать навыки ценностных ориентаций по отношению к содержанию.

Содействовать дифференцированному восприятию песни, учить вслушиваться, различать, сравнивать, выделять ее изобразительные особенности:

– контрастные музыкально-выразительные средства, передающие музыкальный образ:

музыкальные: темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамика (тихое, громкое звучание), тембр (звонкий, глухой), ритм (постоянный, простой);

внемузыкальные: выразительные мимика и жесты, поза исполнителя.

Познакомить с куплетной формой песни.

Способствовать восприятию таких способов певческих умений, как четкая правильная дикция, напевное, протяжное звуковедение, слаженность пения, исполнение по ручным знакам (первая – третья ступени).

Учить безошибочно различать пение сольное и хоровое, в сопровождении инструмента и без него.

Настраивать детей на сопереживание характеру и содержанию песни, на эмоциональную отзывчивость и понимание произведений разного характера, имеющих конкретное содержание, связанное с жизнью малышей прежде всего в родном доме, семье.

Развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте (не менее октавы), длительности (ритмические соотношения с преобладанием половинных или восьмых длительностей), по динамическим отношениям (тихое и громкое звучание), тембру (голос взрослого человека и ребенка).

Побуждать элементарно выражать свои впечатления и отношение к характеру и содержанию прослушанной песни в суждениях, в исполнительской творческой деятельности: в выразительных движениях, рисунке, элементарном моделировании содержания и характера песни.

II. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени певческой деятельности.

Формировать навыки выразительного исполнения (воспроизведения) песен, доступных малышам по содержанию, мелодии, ритмическим особенностям, тесситуре и длительности звучания.

Беречь, охранять голос ребенка.

Поощрять запоминание и исполнение большинства песен, выученных в течение года.

Побуждать в пении эмоционально передавать:

– выразительные особенности песни:

настроение (веселое, грустное);

яркие контрастные интонации (вопрос – ответ, радость – печаль);

конкретный музыкальный образ;

– свое отношение к музыкальному образу, используя при этом выразительные средства:

музыкальные: темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамика (тихое, умеренно громкое звучание);

внемузыкальные: вербальные (выразительность исполнения слов в песне), невербальные (мимика, жест, поза).

Учить:

– сохранять правильную осанку во время пения;

– петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз;

– по возможности внятно, ясно пропевать слова песни, четко артикулируя гласные и согласные звуки;

– пропевать на одном дыхании слова и короткие фразы (примерно 4 секунды);

– правильно исполнять мелодию песни, верно пропевать высокие и низкие звуки;

– петь по ручным знакам (первая – третья ступени)[8];

– исполнять песню коллективно слаженно, начиная точно после вступления, соблюдать динамический и тембровый ансамбль.

Обучать основам певческой техники: петь всем вместе; по одному, вдвоем, в ансамбле; в сопровождении музыкального инструмента и без него; с помощью взрослого и самостоятельно.

Предлагать выражать свои музыкальные впечатления и отношение к содержанию и характеру песни в элементарных суждениях, в выразительных творческих движениях под музыку или в рисунке, в элементарном моделировании характера и содержания песни.

III. Приобщать детей к освоению азбуки четвертой ступени песенного творчества, побуждать к музыкально-творческим проявлениям в пении.

Содействовать в исполнении песни творческому выражению собственного отношения к музыкальному образу.

Формировать основы элементарных песенных творческих проявлений: желание импровизировать песенки (колыбельную, плясовую), марш, танец, находя соответствующие интонации.

Побуждать импровизировать

– свое имя;

– в игровых ситуациях – интонации вопроса, ответа;

– в различных жизненных ситуациях – пение кукушки, звук дождя.

Репертуар

Упражнения

Для развития певческого голоса и музыкального слуха:

В объеме терции:

«Сорока». Русская народная мелодия в обр. В. Попова. «Бай-бай». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян. «Качи-качи». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

Для пения по ручным знакам (первая – третья ступени)[9]:

«Зайка». Русская народная мелодия в обр. В. Попова.

«Белые гуси». М. Красев.

«Лиса». Русская народная мелодия в обр. В. Попова.

Песни

Мир ребенка и сверстников:

«А я мальчик-молодец». А. Филиппенко.

«Кто у нас хороший?» Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Вот какие мы большие». Е. Тиличеева.

«Нынче столько дела». А. Филиппенко.

«Праздничная». Т. Попатенко.

«Праздник». Т. Ломова.

«Все запели песенку». А. Филиппенко.

«Детский сад». Н. Мурычева.

«Мы поехали». Н. Бордюг.

«Баю-бай». В. Витлин.

«Ножки». А. Лепин.

«Водичка-водичка, умой меня». В. Витлин.

Мир взрослых:

«Маме песенку пою». Н. Мурычева.

«Маму поздравляют малыши». Т. Попатенко.

«Пирожок». Е. Тиличеева.

«Мой папа». Н. Мурычева.

«Дедушка». Н. Бордюг.

«Бабушка моя». Е. Гомонова.

«Бабушка». Н. Мурычева.

Мир природы. Времена года:

Зима

«Зима». Н. Вересокина.

«Зима». В. Карасева.

«Снежинки». О. Берндт, в обр. М. Метлова.

«Снег, снежок». В. Костенко.

«Елка». Т. Попатенко.

«Маленькая елочка». Л. Вихарева.

Весн а

«Тает снег». А. Филиппенко.

«Здравствуй, веснушка-весна». Е. Гомонова.

«Весна». Н. Вересокина.

«Солнышко». Н. Мурычева.

Лето

«Есть у солнышка друзья». Е. Тиличеева.

«Дождик». Н. Вересокина.

«Дождик». И. Кишко.

«Дождик». В. Костенко.

Осень

«Осень в гости к нам идет». Е. Гомонова.

«Листья золотые». Т. Попатенко.

«Осень». Н. Бордюг.

«Осень играет во дуду». В. Костенко.

Животные:

«Кто как кричит». В. Иванников.

«Киска». Н. Бордюг.

«Лошадка». Н. Бордюг.

«Петина лошадка». Т. Шутенко.

«Воробей». А. Филиппенко.

«Петушок». В. Витлин.

«Цыплята». А. Филиппенко.

«Белые гуси». М. Красев.

«Воробьишко». Т. Попатенко

«Уточка». Т. Попатенко.

«Заинька». Русская народная мелодия.

Предметный мир:

«Мы садимся в самолет». А. Филиппенко.

«Ты куда, трамвай?». А. Филиппенко.

«Голубой автобус». А. Филиппенко.

«Кукла». М. Старокадомский.

«Шарики». И. Кишко.

Песенное творчество

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Марш медведя». Н. Мурычева.

«Песня птички». Н. Бордюг.

«Зайка танец танцевал». Н. Мурычева.

Показатели результатов музыкального обучения и развития

I. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени восприятия певческой культуры, доступной данному возрасту.

Он владеет элементарным музыкально-эстетическим восприятием песен.

Помнит большинство песен, прослушанных и усвоенных в течение года.

Внимательно слушает песню.

Способен понимать и распознавать характер музыки (веселый, грустный), яркие музыкальные образы.

Различает средства выразительности пения: музыкальные (темп, тембр и т. д.), внемузыкальные (мимика, жест и т. д.).

Воспринимает определенные певческие умения – напевность, слаженность пения.

Может высказываться о песне, элементарно моделировать ее содержание.

II. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени детской певческой деятельности.

Самостоятельно исполняет большинство песен, разученных в течение года.

Способен отразить в песне ее характер и некоторые яркие интонации.

Эмоционально передает в пении содержание песни; может выразить свое отношение к музыкальному образу (содержанию) песни, используя соответствующие средства выразительности: музыкальные (темп, динамика и т. п.) и внемузыкальные (поза, мимика).

Умеет исполнять песню напевно, довольно четко пропевая слова, вовремя начинать и заканчивать ее, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы; петь по ручным знакам (первая – третья ступени).

Может в элементарной форме выразить свои музыкально-слуховые представления и собственное отношение к песне в словах, в музыкально-творческих движениях, в рисунке; способен элементарно моделировать содержание песни.

III. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени певческих элементарных музыкально-творческих проявлений.

При исполнении песен самостоятельно может использовать отдельные средства внемузыкальной выразительности (мимика, движения).

Умеет импровизировать колыбельную, веселую плясовую, марш.

Импровизирует звуки, имеющих место в различных жизненных ситуациях.

Музыкально-ритмическая деятельность

Характеристика возрастных возможностей

На четвертом году жизни в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата и повышением двигательной активности ребенок приобретает новые возможности.

Движения под музыку становятся более координированными.

В танцах, играх отмечается способность проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различать контраст в музыке.

Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки.

Ходьба, бег, несложные танцевальные движения довольно ритмичны.

В танцах, играх движения выполняются самостоятельно под пение взрослого, и делается это с большим удовольствием.

В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью.

Проявляются некоторые предпочтения: особенно нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом (в них ребенок может выполнять игровые роли).

Вместе с тем возможности малыша в движениях под музыку пока еще не очень велики:

– движения тяжеловаты, ребенок не способен их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах;

– не следит за осанкой, за положением головы;

– естественность, непринужденность движений затруднена;

– в свободных плясках он старается держаться группы детей;

– довольно слаба ориентировка в зале;

– продолжительность игры, танца небольшая.

Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных.

Задачи музыкального обучения и развития

I. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени восприятия музыкально-ритмической культуры, доступной этому возрасту.

Активизировать восприятие музыки и движений в музыкальных играх, хороводах, танцах, детского народного, классического и современного репертуара различного характера и содержания, связанного с жизнедеятельностью ребенка в семье; формировать опыт ценностных ориентаций по отношению к домашнему миру; воспитывать любовь к семье.

Обогащать музыкально-двигательные представления.

Поддерживать интерес к играм, танцам, хороводам, упражнениям.

Развивать целостное восприятие (музыки и движений) упражнений, игр, танцев:

– учить различать некоторые виды музыкально-ритмической деятельности (игра, танец);

– настраивать на восприятие выразительности музыки и движений (характер музыки – веселый, грустный, адекватность движений);

– побуждать разбираться в сюжетном содержании игры (возможно, танца, хоровода): убегать – догонять, прятаться – находить, вникать в несложную композицию (форму) танца, хоровода.

Учить дифференцированному восприятию музыки и движений в играх, танцах:

– выделять художественный музыкально-игровой сюжет игры, танца (чаще всего конкретный, без развития), опознавать фигуры танца;

– различать элементарные выразительные средства, создающие музыкальный образ:

музыкальные: темп (медленно, быстро), метроритм (постоянный, простой), сила звучания (громко, тихо), регистры (высокий, низкий), тембр (звонкий, глухой);

внемузыкальные: мимика, жест, движение рук и ног, поза, осанка.

Развивать восприятие способов выполнения музыкально-ритмических движений, обращать внимание детей на согласованность движений с характером музыки и яркими средствами музыкальной выразительности:

– основные движения:






– движения сюжетно-образные: воспринимать образные движения, выделять особенности характера конкретного образа (веселый – грустный), а также наиболее важные его черты (хитрый, неуклюжий, трусливый); соотносить соответствие их с характером музыки и средствами выразительности (музыкальными и внемузыкальными);

– танцевальные шаги и движения: обращать внимание на согласованность движений и танцевальных шагов с характером музыки и средствами ее выразительности:

русский народный танец: танцевальный шаг – простой хороводный; танцевальные движения – выставление ноги (правой) на пятку, притоптывание ногой (правой), простые дроби (движение для мальчиков), полуприсядка (для мальчиков), «выбрасывание ног» (для девочек), прыжки на двух ногах, кружение вправо (по одному), несложные хлопки, помахивание вверху платочками; положение рук – руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись (кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс);

детский бальный танец: танцевальные шаги – легкий бег на носочках, прямой галоп; танцевальные движения: ритмичные хлопки под музыку, выставление ноги (правой) на носок, кружение в паре (руки «лодочкой»), движения с атрибутами; положение рук (девочки придерживают руками юбочку, руки в локтях закруглены);

современный детский игровой танец: элементарные шаги и движения для рук, ног, корпуса, характерные для современных ритмических танцев; положение рук – согнуты в локтях, слегка прижаты к корпусу;

– учить названиям основных и танцевальных движений;

– обучать различению ориентировки в пространстве (ритмичная ходьба друг за другом по прямой линии, легкий бег друг за другом по кругу, а затем врассыпную по всему залу).

Побуждать выражать свои впечатления и отношение к просмотренному танцу или музыкальной игре в элементарных эстетических суждениях, в рисунке; в несложном моделировании их характера и содержания.

II. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени музыкально-ритмической деятельности, по содержанию связанной с миром семьи, понятной по форме, доступной по движениям, длительности исполнения[10].

Учить выразительности движений (контрастного характера) в музыкальной игре, танце, смене движений соответственно изменению частей музыкального произведения, чувствуя начало и окончание каждой из них; удерживать в памяти последовательность движений игры, танца, хоровода.

Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному (игровому) образу, запоминать (на элементарном уровне) форму танца, понимая конкретные средства выразительности:

музыкальные: темп (медленный, быстрый), метро-ритм (простой, постоянный), регистры (высокий, низкий), динамика (тихо, громко), тембр (звонкий, глухой);

внемузыкальные: мимика, жесты, движения.

Помогать детям овладевать способами выполнения музыкально-ритмических движений, а также умением согласовывать их с характером музыки и яркими средствами музыкальной выразительности:

– основные движения:




– сюжетно-образные движения: побуждать творчески передавать характерные движения музыкально-игрового образа (веселый или грустный), а также его отличительные черты (хитрый, неуклюжий, трусливый) в соответствии с характером музыки и средствами музыкальной выразительности, используя и внемузыкальные элементы;

– танцевальные шаги и движения:

русский народный танец: танцевальный шаг – простой хороводный; танцевальные движения – выставление ноги (правой) на пятку, притоптывание ногой (правой), простые дроби (движение для мальчиков), полуприсядка (для мальчиков), «выбрасывание ног» (для девочек), прыжки на двух ногах, кружение вправо (по одному), несложные хлопки, помахивание вверху платочками; положение рук – руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись (кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс);

детский бальный танец: танцевальные шаги – легкий бег на носочках, прямой галоп; танцевальные движения – ритмичные хлопки под музыку, выставление ноги (правой) на носок, кружение в паре (руки «лодочкой»), движения с атрибутами; положение рук – девочки придерживают руками юбочку, руки в локтях закруглены;

современный детский игровой танец: элементарные шаги и движения для рук, ног, корпуса, характерные для современных ритмических танцев; положение рук – согнуты в локтях, слегка прижаты к корпусу.

Помогать детям выучить названия основных и танцевальных движений.

Обучать ориентировке в пространстве: ходить ритмично друг за другом по прямой линии, двигаться парами по кругу (мальчик внутри круга), легко бежать друг за другом по кругу и затем разбегаться врассыпную.

Учить танцевать всей группой, подгруппой – парные танцы, водить хороводы; для свободных плясок расходиться по всему залу.

Поддерживать стремление выражать свои впечатления и собственное отношение к исполняемому репертуару (танцу, пляске, хороводу, игре) в элементарных эстетических суждениях, в рисунке, а также в моделировании характера и содержания музыки и движений.

III. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества; побуждать к музыкально-творческим проявлениям в музыкально-игровой и танцевальной деятельности:

– к творческому самовыражению в музыкальных играх, плясках, этюдах и упражнениях, к проявлению собственного видения выразительности движений;

– к творческой импровизации игрового образа – предлагая самостоятельно придумывать движения (однотипные) игрового персонажа, отражающие его характер

(веселый или грустный), его особенности (неуклюжий медведь, хитрая лиса, трусливый заяц и т. п.);

– к творческой импровизации движений свободной пляски, к выразительному, непринужденному исполнению однотипных танцевальных движений.

Репертуар

Упражнения[11]

Основные:

«В гости с Винни-Пухом». Музыка. Э. Парлова, Р. Вагнера, М. Раухвергера.

«Машины». Музыка Э. Сигмейстера, А. Серова.

«Курица и цыплята». Музыка Л. Вишкарева, К. Вебера.

«Заводные солдатики». Музыка Ф. Констана.

Образные:

«Мы собачки». Музыка И. Берлина.

«Мы кошечки». Музыка Ф. Констана.

«На бабушкином дворе». Русская народная мелодия.

«Ехали-ехали». Русская народная мелодия «Из-под дуба…».

«А мы не ребятки». Музыка Н. Бордюг.

Подготовительные:

«Кукла идет в гости». Музыка Л. Шитте.

«Тихо хлопаем, громко топаем». Латышская и русская народные мелодии.

«Веселые танцоры». Русская народная мелодия «Пойду ль я».

Музыкальные разминки:

«Веселые хлопушки». Русская народная мелодия.

«Мы играем». Музыка Е. Макшанцевой.

Игры

Музыкальные:

«Зайка и дети». Польская народная мелодия в обр. Т. Павлович.

«Воробушки и кот». Музыка М. Раухвергера, Л. Банниковой.

«Бабушка и дети». Украинская народная мелодия.

«Катание на санках». Музыка Л. Соколова.

«Дети и мишки». Музыка Р. Бюхнера, А. Спадавеккиа.

«Строим дом». Музыка Т. Шутенко.

«Курочка, цыплята и собачка». Музыка А. Кориневской.

«Игра с Дедом Морозом». Музыка И. Кишко.

Музыкально-дидактические:

«Тихо – громко». Музыка Е. Тиличеевой.

«На чем играю». Музыка Р. Рустамова.

«Петрушка и Мишка». Русская народная мелодия.

«Кукла шагает и бегает». Музыка Е. Тиличеевой.

«Ноги и ножки». Музыка В. Агафонникова.

«Чей домик?». Музыка Е. Тиличеевой.

«Птички и птенчики». Музыка Е. Тиличеевой.

«Трубы и барабаны». Музыка Е. Тиличеевой.

Танцы

Общие:

«Вот как весело у нас». Музыка Т. Вилькорейской.

«Давай с тобой попляшем». Музыка Н. Мурычевой.

«Петушок, ты к нам иди». Музыка Н. Бордюг.

«Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского.

«Полька с игрушками». Музыка М. Завалишиной.

«Калинка». Русская народная мелодия.

«Ходит Ваня». Русская народная мелодия.

«Танцуем как мама». Музыка Г. Шмитц.

Конец ознакомительного фрагмента.