Вы здесь

Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Ранний возраст (Э. П. Костина, 2008)

Ранний возраст

Азбука первой ступени музыкального образования

Характеристика возрастных возможностей

Общее развитие
[1]

В процессе музыкального воспитания необходимо учитывать особенности нервно-психического развития младенца. Оно начинается буквально с первого месяца жизни ребенка. Так, в конце первого (начале второго) месяца у него уже наблюдаются проявления радости, он улыбается в ответ на разговор, пение взрослого.

На третьем-четвертом месяце у малыша развиваются слуховые дифференцировки (так же, как зрительные и тактильные). Младенец различает звуки колокольчика, дудочки, интонации голоса (ласковый, грубый), отыскивает взглядом звучащий предмет.

В конце этого периода ребенок откликается на общение со взрослым различными звуками и общим оживлением: улыбается, двигает руками, ногами, а в шесть месяцев начинает лепетать («ба», «ма», «па»).

Во второй половине года у него все более четко проявляется подражание взрослому: звукам, движениям, мимике, жесту.

На первом году формируется слуховое и зрительное сосредоточение, оно имеет в отдельные возрастные периоды различную интенсивность: наибольшую – с 1-го по 6-й и с 9-го по 11-й месяцы. Это сензитивное время для становления музыкального слуха ребенка.

К шести-восьми месяцам возникает понимание речи взрослого. По словесной его просьбе младенец может сделать такие простые движения, как подать руку, помахать «до свидания». В этом возрасте ребенок может садиться, а в 8–9 месяцев он встает, держась за бортик кроватки, манежа.

К концу года малыш реагирует на пребывание рядом других детей не просто как на объект, а как на субъект действия (что делает сверстник). Возрастает интерес к окружающему: его привлекает все, что звучит, двигается, появляется и исчезает. Сам он может выполнять несложные действия по просьбе взрослого: «покачай Катю», «пожалей Мишку». И, наконец, к 12 месяцам маленький человек овладевает самостоятельной ходьбой.

О восприятии музыки младенцем мы судим опосредованно, по его поведению, эмоциональным реакциям, состоянию. В ситуацию слушания музыки включается такой важный фактор, как общение взрослого с ребенком и ребенка со взрослым. В первую половину года эмоциональное общение является ведущим видом деятельности. Поэтому разведение музыкального и коммуникативного развития весьма условно. Эти два процесса взаимосвязаны, они обогащают и насыщают друг друга.

Музыкальное развитие
[2]

1–3 МЕСЯЦА

С самого рождения, попадая в царство разнообразных звуков, в том числе и музыкальных, младенец вслушивается в этот окружающий его мир. Первые жизненные музыкальные впечатления малыша связаны не со звучанием музыкальных игрушек, а с пением самого близкого для него человека, с ощущением счастья, любви и нежности.

Постепенно младенец начинает улавливать в пении отдельные интонации, которые затем становятся средством интонационно-эмоционального контакта со взрослым. Проходят недели, и ребенок начинает реагировать на пение взрослого «комплексом оживления». Не безразлично для него и звучание детских музыкальных инструментов, издающих приятные для его слуха звуки.

4–6 МЕСЯЦЕВ

Идет время. Младенец все более активно вслушивается в музыкальные звуки, в пение; внимание его становится более устойчивым, а восприятие музыки – более избирательным. Ребенок поворачивает головку в сторону источника музыкального звучания, смотрит на него. Если слушание музыки вошло в быт малыша, то он может слушать ее 20–30 секунд без перерыва.

Ребенок явно интересуется пением близкого ему человека, улавливает его отдельные интонации.

Наряду со слушанием музыки малыш начинает проявлять двигательную активность. Истинную радость доставляют ему игровые упражнения, когда взрослый берет кисти рук маленького ребенка и под музыку (или пение) попеременно сгибает и разгибает их.

7–9 МЕСЯЦЕВ

К этому времени малыш научился сам садиться и, естественно, окружающий мир для него стал более разнообразным и увлекательным. Маленький человечек довольно направленно и с интересом следит за действиями взрослого, играющего на детском музыкальном инструменте, реагирует на перемещение взрослого или на исчезновение инструмента; радуется, когда вновь видит его.

На пение взрослых младенец отзывается первичными элементарными вокальными импровизациями (гулением), выделяет в пении интонации радости, грусти; с удовольствием включается в движения под музыку: гимнастику, пляску, игровые действия.

10–12 МЕСЯЦЕВ

Наконец малыш начинает ходить по комнате, и окружающий мир будто приближается к нему. Ребенок сам подходит к звучащему источнику музыки, проявляет интерес к нему и с удовольствием слушает потешки и простые песни – как новые, так и знакомые.

Движения под музыку становятся для него все более привлекательными. Он предпочитает двухчастную музыку: первую часть (спокойную) музыки – слушает, а на вторую (веселую и быструю) – охотно откликается движениями, словно танцует. Музыка смолкает, и малыш заканчивает плясовые движения.

К концу первого года ребенок все эмоциональнее отзывается на музыку и испытывает потребность в ней.

Задачи музыкального воспитания и развития

1–3 МЕСЯЦА

Вводить в жизненное пространство младенца благозвучную музыку (по мере необходимости в моменты бодрствования).

Включать в жизнедеятельность малыша интонационное общение взрослого с ним (речевое и певческое).

В процессе пения взрослого знакомить младенца с окружающим миром:

– с близкими взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка);

– с игрушками (зайка, мишка и т. п.);

– с детскими звучащими игрушками (погремушка, колокольчик).

4–6 МЕСЯЦЕВ

Развивать слуховую сосредоточенность, продумав музыкальный дизайн на весь день.

В процессе пения взрослого продолжать знакомить младенца с окружающим миром:

– с другими близкими людьми (брат, сестра, тетя, дядя, няня);

– с игрушками (кукла, кошка, собачка и т. п.),

– с детскими музыкальными инструментами (дудочка).

Разнообразить предлагаемые ребенку певческие интонации (радость, грусть).

Побуждать малыша к элементарным двигательным упражнениям под музыку.

7–9 МЕСЯЦЕВ

Увлекать младенца слушанием вокальной, инструментальной музыки, доступной по содержанию, приятной по звучанию, а по длительности – соответствующей возрастным возможностям.

Приучать к восприятию музыки, побуждая эмоционально откликаться на прослушанное музыкальное произведение.

Продолжать знакомить в процессе пения с окружающим миром:

– с близкими людьми: другими взрослыми, ухаживающими за детьми,

– с домашними животными (кошка),

– с игрушками (птичка, лиса и т. п.),

– с детскими музыкальными инструментами (металлофон),

– с различными музыкальными игрушками.

Ввести в пение интонацию вопроса, продолжая демонстрировать интонации радости и грусти; побуждать ребенка к элементарным вокальным импровизациям.

Вовлекать в простейшие игровые действия под музыку.

Приобщать к элементарным движениям под музыку (в частности к хлопкам в ладоши).

10–12 МЕСЯЦЕВ

Развивать слуховую сосредоточенность, доставляя ребенку радость от общения с прекрасной музыкой.

Активизировать элементарное восприятие музыки и побуждать к эмоциональному отклику на нее.

В процессе пения взрослого формировать доброе отношение к окружающему миру, продолжая знакомить с ним:

– с окружающими близкими людьми,

– с домашними животными (собака),

– с природным окружением (цветок),

– с игрушками (петушок, лошадка),

– с музыкальными инструментами (пианино).

Закреплять восприятие певческих интонаций (радость, грусть, вопрос).

Приобщать к элементарной активности:

– в пении (подпевать концы песни – «ай», «ах» и т. п.),

– в играх (выполнять простейшие игровые движения),

– в пляске (выполнять простые плясовые движения: хлопки, топанье ногами, легкие полуприседания).

Репертуар

Слушание

Песенки с утра до вечера:

«Утренняя песенка». Н. Бордюг.

«Доброе утро». Н. Бордюг.

«Кроватку убираем». Н. Бордюг.

«Зарядка». Н. Бордюг.

«Умываемся». Н. Бордюг.

«Кашка». Н. Бордюг.

«Варись, варись, кашка». Е. Туманян.

«Поря гулять». Н. Бордюг.

«Агу-агу». М. Лазарев.

«Скушай немножко». М. Лазарев

«Пеленание». М. Лазарев.

«Выход на улицу». М. Лазарев.

«Спи, дитя мое, усни». А. Аренский.

«Колыбельная». Н. Бордюг.

«Колыбельная». Е. Тиличеева.

Музыка образов:

«Погремушки». Русская народная мелодия.

«Бубенчики». Е. Тиличеева.

«Зайчик». Русская народная мелодия в обр. Г. Лобачева.

«Мишка». Е. Тиличеева.

«Солнышко». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Кошечка». Н. Бордюг.

«Птичка». М. Раухвергер.

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Т. Попатенко.

«Ладушки». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

«Дед Мороз». А. Филиппенко.

«Елочная песенка». Литовская народная мелодия в обр. В. Петровой.

«Колыбельная». Н. Бордюг.

Азбука эмоций:

Печаль. «Наша Таня громко плачет». М. Лазарев.

Жалость. «Зайка». М. Лазарев.

Радость. «Веселый музыкант». А. Филиппенко.

Подпевание

«Агу-агу». Русская народная мелодия.

«А-а! А-а!». Русская народная мелодия.

«Баю». Русская народная мелодия.

«Дудочка». Русская народная мелодия.

«Бубен». Русская народная мелодия.

«Колокольчик». Русская народная мелодия.

Музыкальные движения

«Ладушки». Русская народная мелодия.

«Сорока-сорока». Русская народная мелодия.

«Идет коза рогатая…». Русская народная мелодия в обр. Е. Туманян.

Показатели результатов музыкального воспитания и развития

1–3 МЕСЯЦА

В этот период:

Младенец начинает различать:

– звучание погремушки, колокольчика;

– пение близкого ему человека (в отличие от пения незнакомого).

Отыскивает взглядом звучащую игрушку.

Реагирует «комплексом оживления» (улыбается, двигает ручками) на приятные интонации в пении.

4–6 МЕСЯЦЕВ

К концу данного возрастного периода малыш способен:

– отыскивать взглядом звучащий предмет, даже если для этого необходимо поворачивать голову;

– ненадолго сосредоточиваться на пении взрослого или на музыке (15–20 секунд);

– оживляться, улыбаться, лепетать (слоги «ба-ба» и др.) в ответ на пение взрослого;

– радоваться при выполнении совместно со взрослым элементарных движений.

7–9 МЕСЯЦЕВ

К девяти месяцам ребенок может:

– внимательно, с интересом слушать пение взрослого или музыку, эмоционально реагируя по-разному на ее спокойный или задорный характер;

– откликаться на пение взрослого элементарными певческими интонациями;

– эмоционально реагировать на знакомые ему игровые действия взрослого;

– пытаться подражать элементарным движениям взрослых под музыку (например хлопать в ладоши).

10–12 МЕСЯЦЕВ

К концу первого года жизни малыш:

– выжидательно смотрит на взрослого, когда тот готовится к пению или игре на музыкальном инструменте, и проявляет некоторую слуховую сосредоточенность при слушании музыки;

– эмоционально по-разному откликается на музыку контрастного характера по темпу и динамике;

– с удовольствием смотрит на взрослого и слушает его пение, выделяет знакомые интонации;

– проявляет активность в разных видах деятельности:

в певческой – гулит, лепечет, демонстрирует простейшие певческие интонации, подпевает конец песни «ай», «ой» и т. п.;

в игровой – выполняет элементарные игровые движения, доступные его пониманию: загибает пальчики, прячется;

в плясовой – совершает элементарные плясовые движения, такие как хлопки, топанье ногами, легкие полуприседания, выражая при этом соответствующие эмоции.

Азбука второй ступени музыкального образования

Характеристика возрастных возможностей

Общее развитие

Музыкальное воспитание детей второго года жизни строится также на основе учета особенностей их нервно-психического развития.

В процессе общения со взрослым и действиями с предметами продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка: на втором году малыш начинает много двигаться, его руки, как правило, заняты игрушкой. Ходьба почти до полутора лет еще очень несовершенна, но к двум годам она становится более координированной. Дети этого возраста быстро устают от однообразных движений, не могут долго сохранять одну и ту же позу, но свои движения уже способны подчинять внешним сигналам – слуховым и зрительным.

Прогрессирует умственное развитие малыша. Он может различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по признакам, выделяя наиболее яркие из них, но воспринимает их поверхностно.

Характер восприятия значительно изменяется под влиянием речи взрослого. Слово помогает обобщить однородные предметы не по признаку, а по значению предмета. Повышается способность к сосредоточению. Малыш может в течение нескольких минут рассматривать что-то или следить за чем-либо.

Активизируется память. Ребенок начинает не только узнавать ранее виденное, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в данный момент, однако бывших сильным раздражителем ранее.

В развитии речи можно выделить два этапа: первый – до полутора лет, второй – до двух. От одного года до полутора лет растет объем понимаемой речи. Ребенок улавливает большое количество названий предметов и действий, которые ему неоднократно показывали и называли. Расширяется способность подражать слышимым звукам, словам и даже вновь услышанным простым звукосочетаниям. За полгода малыш осваивает до 30–40 слов.

Во втором полугодии запас слов интенсивно обогащается, и к двум годам достигает трех сотен.

Изменяется самостоятельная деятельность. Если в первом полугодии большое место занимали действия с предметами, то во втором они приобретают целенаправленный характер. Действия с предметами в начале второго года были лишь подражанием тому, что много раз показывал взрослый. Воспроизведение того, что ребенок видел, служит началом отобразительной игры. Пока он отражает в игре только то, что многократно наблюдал, и то, что произвело на него большое впечатление.

Если в первом полугодии дети играли тем, что попало под руку, и действия их были кратковременными, но многократно повторяющимися, то во втором полугодии игра становится более устойчивой и может даже проходить по словесным предложениям взрослого.

К концу второго года дети проявляют интерес друг к другу, начинают играть рядом, часто они вступают в игровое эмоциональное общение, ходят и бегают друг за другом, громко смеются. Но поскольку они еще не могут словами объясняться и согласовывать свои действия, то между ними часто бывают недоразумения.

Музыкальное развитие

В данный возрастной период продолжается развитие музыкальных способностей ребенка. Особенно ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего в процессе ее слушания, а также в элементарной исполнительской деятельности.

Происходит становление сенсорной основы музыкальности (дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте), а также музыкального мышления и памяти.

К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, выделяет явные разнохарактерные части в музыке, улавливает выразительные интонации.

Музыкальные способности малыша развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной. Дети проявляют к ней искренний интерес, способны самостоятельно находить звучащий источник, садиться рядом с ним и с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. Они могут в течение 3–4 минут слушать несколько песен (или пьес), но в промежутках им необходимо менять вид деятельности. Например, можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после песни о зайчике – попрыгать как зайчик). Малыши чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации в музыке, эмоционально откликаются на нее.

На втором году вследствие интенсивного физического и психического развития повышается музыкальная активность детей. Ребенок все больше проявляет себя в пении, он с радостью подражает пению взрослого, подпевает в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).

В движениях под музыку малыши также становятся все более активными, поскольку у них уже развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую.

У одних это могут быть «пружинки», у других – притопы ногой, у третьих – покачивание на ножках и т. п. Иногда сами ребятишки показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Малыши любят пляски под пение, в котором ярко выражен контраст между частями музыки (например пляска «Ай-да»). Кроме того, к концу года они выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, платочком), пляшут по одному, в паре со взрослым или со сверстником.

Сюжетные игры под музыку очень нравятся детям, особенно те, в которых ведущую роль выполняет игрушка, управляемая первоначально взрослым, а затем и самим ребенком. Дети то убегают от игрушки, то догоняют ее, любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики.

В деятельности малышей можно заметить первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» ребенок производит соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если слышится колыбельная.

Задачи музыкального воспитания и развития

Развивать у ребенка эстетическое восприятие музыки:

– вызывать восхищение музыкой, формировать устойчивый интерес к ней и способность получать от нее удовольствие;

– в процессе пения знакомить с окружающим миром:

с разными знакомыми людьми – взрослыми и сверстниками;

с домашними животными (корова, лошадь, петух, курица, цыпленок);

с игрушками, аналогичными домашним животным;

с музыкальными инструментами (гармошка и др.);

– способствовать становлению основ музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также на понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);

– воспитывать слуховую сосредоточенность, предлагая послушать и различить выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;

– обогащать музыкальную память, стимулируя запоминание небольшого количества музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев.

Активизировать музыкальную деятельность детей:

– в слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

– в пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов – «да-да», «ля-ля», повторяющихся звукоподражаний – «гав-гав», «мяу-мяу» и простых слов – «Маша», «дом» и т. п.);

– в танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске – одному, в паре со взрослым или сверстником;

– в игровой деятельности: заинтересовать простыми игровыми приемами (искать мишку, убегать от матрешки, летать как птички).

Содействовать элементарным музыкально-творческим проявлениям.

Репертуар

Слушание

Мир ребенка:

«Песенка друзей». Н. Бордюг.

«Баю, баюшки, баю». А. Филиппенко.

«Кто у нас хороший». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Дети и цыплята». Т. Шутенко.

«Умывальная песенка». М. Раухвергер.

«Варись, варись, кашка». Е. Тиличеева.

«Доброе утро». Н. Бордюг.

«Баю-баю». М. Красев.

«Как у наших у ворот». Русская народная мелодия.

Мир природы. Времена года:

Осень

«Осенняя песенка». Ан. Александров.

«Дождик». Русская народная мелодия.

Зима

«Пришла зима». М. Раухвергер.

«Санки». М. Красев.

«Песенка о елке». Н. Граник.

Весна

«Зима проходит». Русская народная песня в обр. П. Чайковского.

«Дождь идет». И. Арсеев.

Животные:

«Прилетела птичка». Е. Тиличеева.

«Собачка». И. Арсеев.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Кошка». М. Раухвергер.

«Про мишку». А. Филиппенко.

«Кукушка». В. Шубинская.

Мир игрушек:

«Куколка Маша». С. Невельштейн.

Подпевание песен

Мир ребенка:

«Помощники». Н. Бордюг.

«В гости». Н. Бордюг.

«Все запели песенку». А. Филиппенко.

«Как на елке у ребят…». В. Петрова.

Животные:

«Гав». Украинская народная мелодия «Ой, лопнув обруч».

«Мяу». Русская народная мелодия «Я на горку шла».

«Кошечка». Н. Бордюг.

«Песенка о зверятах». А. Филиппенко.

«Птичка». М. Раухвергер.

«Петушки». В. Герчик.

Мир игрушек:

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Игра с мишкой». Н. Бордюг.

«Дом». Н. Бордюг.

Игры под пение

«Игра с погремушкой». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с колокольчиком». Музыка А. Филиппенко.

«Жмурки с бубном». Музыка А. Филиппенко.

«Перекати мяч». Музыка А. Филиппенко.

«Птичка маленькая». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с зайчиком». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с мишкой». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с мишкой возле елки». Музыка А. Филиппенко.

«Идет мишка». Украинская народная мелодия.

«Козлятки». Украинская народная мелодия «Дробушечки».

«Птичка». Музыка Г. Фрида.

«Догони зайчика». Музыка Е. Тиличеевой.

«Зайка мой серый». Музыка А. Филиппенко.

«Возьмем мишку на прогулку». Музыка А. Филиппенко.

«Мишка пришел с прогулки». Музыка А. Филиппенко.

«Купание Наташи». Автор И. Плакида.

«Прятки». Украинская народная мелодия.

«Подсказки». Русская народная мелодия «Как у наших у ворот».

«Шлеп». Украинская народная мелодия.

«Карусель». Музыка Е. Тиличеевой.

«Колечки». Русская народная мелодия.

«Ой, что за народ». Украинская народная мелодия «Ой, лопнув обруч».

«Помирились». Музыка А. Филиппенко.

«Игра в прятки». Музыка А. Филиппенко.

«Прогулка и дождь». Музыка М. Раухвергера.

«Догонялки». Русская народная мелодия «Из-под дуба…». Автор И. Плакида.

«Прятки». Русская народная мелодия «Лен». Автор Т. Бабаджан.

«Игра в догонялки». Автор Н. Кругляк.

Показатели результатов музыкального воспитания и развития

1–1,5 ГОДА

К полутора годам у малыша:

– достаточно развит интерес к музыке, при слове «музыка» он подбегает к взрослому, садится и ждет, может слушать музыку около 20 секунд;

– явно выражена эмоциональная отзывчивость на музыку контрастного характера, динамики, тембра, на выразительные интонации в пении взрослого (грустная, веселая, вопрос, ответ);

– проявляется музыкальная активность:

в слушании (восприятии) музыки: малыш показывает свое отношение к ней мимикой, жестами;

в пении: подражает отдельным интонациям взрослого, подпевает некоторые слоги, например «ай», «ух», «ля-ля»;

в движениях под музыку: начинает плясать, услышав веселую мелодию, выполнять любимые плясовые действия: топанье ногой, обеими ножками, покачивание на ногах, кружение, по показу или совместно со взрослым, иногда самостоятельно, ориентируясь на слуховые впечатления (речь взрослого, музыка);

– игровые действия становятся более разнообразными: ищет, бегает, прыгает, прячется.

1,5–2 ГОДА

К двум годам ребенок:

– имеет довольно развитое музыкальное восприятие и устойчивый интерес к музыке;

– знает небольшое количество музыкальных произведений, выделяет любимые, очень доволен, если взрослый исполняет песню (музыку) по его желанию;

– заинтересованно слушает пение взрослого, а также мелодию той же песни, сыгранной на детском музыкальном инструменте;

– эмоционально откликается на различный характер музыки и отдельные певческие интонации, на игровые сценки под музыку;

– различает наиболее яркие выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (лай маленькой и большой собаки), по тембру (колокольчик и барабан);

– проявляет музыкальную активность:

включается в пение песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами («заинька-зайка») или с куплетами слогового пения («баю-бай»);

с удовольствием участвует в пляске (особенно под пение взрослого и по показу), способен самостоятельно выполнять простые танцевальные движения: «фонарики», хлопки в ладоши, по коленям, прыжки, притопы ногами, покачивание с ноги на ногу, легкие «пружинки»; может двигаться по кругу, в паре, приглашая другого плясать; и пытается вместе со сверстниками составить круг, с помощью взрослого сужать и расширять его;

легко вовлекается в игровые ситуации, испытывает при этом большое удовольствие, понимает многие игровые действия (пожалеть кошечку, покормить птичку), меняет их под двухчастную музыку контрастного характера – под грустную мелодию «спит», под веселую пляшет, бегает, догоняет кого-либо и т. п., эмоционально реагирует на понятные игровые моменты;

демонстрирует элементарные творческие проявления, например, под музыку разного характера подбирает адекватные движения с игрушкой.

Азбука третьей ступени музыкального образования

Характеристика возрастных возможностей

Общее развитие

В музыкальном воспитании детей третьего года жизни, как и прежде, необходимо учитывать особенности их нервно-психического развития.

При наличии полноценных психолого-педагогических условий в процессе общения со взрослым обогащается восприятие ребенка, увеличиваются возможности непреднамеренного наблюдения, непроизвольное внимание постепенно дополняется произвольным.

Совершенствуется память малыша. Он помнит не только то, что произошло несколько дней назад, но и в более отдаленное время. Расширяются опыт и представления, на этой основе формируется воображение.

Движения детей становятся более уверенными и координированными, ходьба – более ритмичной. Малыши могут менять ее темп, останавливаться, сдерживать свои движения, ожидая сигнала к действию.

Значительные изменения происходят в речевом и в умственном развитии. Интенсивно растет словарный запас. Ребенок заучивает на память простые стихи, песни, сказки. Употребляет в речи сложные предложения, делает элементарные сравнения и умозаключения. Новые представления он может получить из рассказа, песни взрослого, но необходимо, чтобы смысл каждого слова был ему понятен. Однако произношение в этом возрасте остается специфически детским, многие звуки ребенок правильно не выговаривает, но замечает неправильное произношение другого, так как слуховое восприятие звуков более совершенно, чем речедвигательные умения.

Речь становится средством общения со взрослым и сверстником. Воспринимая речь взрослого, малыш может выполнять определенные действия.

Сюжетно-ролевая игра занимает все большее место в жизни ребенка. Сначала он отображает в игре отдельные действия, а затем сам начинает кого-либо изображать.

При педагогически правильном воспитании у детей появляется эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают интересную сказку, стихотворение, хорошую музыку, песню, замечают красивое в природе, обстановке, одежде.

Музыкальное развитие

На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее развитие музыкальности и прежде всего ее ведущего компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Маленький слушатель не только откликается на общее настроение, переданное в музыке, но и выделяет понятные ему интонации восхищения, горя, вопроса и ответа.

Совершенствуются музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальные произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Формируются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов, темпах, ритмах и динамике музыкального звучания.

В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности.

В связи с обогащением речи они интенсивно приобщаются к пению. Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, повторяющиеся фразы и, наконец, поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с повторяющимся текстом. Большинство детей поют песню выразительно, напевно, но не точно передают ее мелодию.

Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности ребенка. Дети уже овладели разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки. Танцевать любят под пение взрослого, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Чаще танцуют вместе со взрослым, но умеют делать это и самостоятельно. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно.

Овладев разнообразными движениями, малыши могут сочетать в пляске движения рук и ног (хлопки в ладоши и притопывание ногой и т. п.), совмещать движение и подпевание (кружатся и подпевают «ля-ля-ля»).

Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх, так как в этом возрасте стремительно расширяются их представления об окружающем мире. Ребенок охотно берет на себя роль шофера, взяв руль, поет песенку про машину. Он понимает взаимоотношения в игре под музыку (цыплята должны убегать от кошки, кошка должна догонять цыплят). Малыш может передавать особенности музыкального звучания (при замедлении темпа музыки карусель постепенно останавливается – играющие замедляют бег и т. п.).

В этом возрасте дети готовы к музыкально-творческим проявлениям как в пении (придумывают плясовую, колыбельную для куклы), так и в играх-драматизациях, в которых они импровизируют характерные особенности движений игровых персонажей.

Задачи музыкального воспитания и развития

Слушание (восприятие) музыки

I. Формировать культуру слушания музыки.

Радовать ребенка прекрасным миром музыки, обогащать его слуховой опыт и создавать запас любимых им музыкальных произведений.

Учить слушать музыку внимательно, не отвлекаясь и не мешая другим.

II. Содействовать целенаправленному слушанию музыки.

Развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на ее характер и настроение, на доступный музыкальный образ.

Формировать музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности, способствующих созданию художественного образа (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков).

III. Способствовать элементарным музыкально-творческим проявлениям, связанным с содержанием музыкального произведения.

Элементарная певческая деятельность

I. Приобщать ребенка к восприятию певческой культуры.

Побуждать к восприятию песни, вызывая желание вслушиваться в ее настроение, характерные особенности музыкального образа.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на выразительные и изобразительные особенности песни.

Развивать музыкально-сенсорный слух, обучая малыша воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

II. Содействовать овладению певческой деятельностью.

Приобщать к выразительному пению.

Прививать элементарные певческие навыки:

– напевное, протяжное пение,

– правильная певческая дикция,

– согласованное пение в соответствии с особенностями музыкального звучания.

Приучать к сольному и коллективному исполнению – к самостоятельному пению, к совместному пению со взрослыми, под аккомпанемент и без него.

III. Побуждать к первоначальным музыкально-творческим проявлениям в пении (например, придумать колыбельную для мишки, плясовую для зайчика и т. д.).

Музыкально-ритмическая деятельность

I. Приобщать ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры.

Настраивать на восприятие музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер и темп.

Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца.

II. Помогать ребенку овладевать музыкально-ритмической деятельностью.

Учить выразительному исполнению несложных танцев, хороводам, играм под музыку, вызывая желание участвовать в них и связывать движения с музыкой.

Формировать элементарные музыкально-ритмические умения:

– двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (веселый, грустный) – весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш;

– менять движение в связи с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое), регистров (высокий и низкий).

Обучать ориентировке в пространстве, умению вместе с другими детьми двигаться стайкой за взрослым, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами по кругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг).

Учить выполнять элементарные танцевальные движения, связывая их с ритмом музыки: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивание с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, кружение по одному и в парах, при этом согласовывать движение с текстом и музыкой пляски, а к концу года – притопывать правой ногой, кружиться за правой рукой (при условии, если дети в пляске стоят врассыпную, лицом в одну сторону), выполнять движения с атрибутами.

Вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которых они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре, а в движениях передавать особенности музыкального звучания.

III. Побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх и свободных плясках (придумать и показать движение зайчика, лисы, медведя, волка, соответствующие характеру персонажа сказки).

Элементарное музицирование

Увлекать детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.

Знакомить с тембром звучания музыкальных игрушек (бубенчики, дудочка и т. п.) и детских музыкальных инструментов:

– духовых (свирель, дудочка),

– ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки-инструменты). Начать приобщать малышей (эпизодически) к элементарному музицированию на металлофоне.

Репертуар

Слушание

Мир ребенка:

Плясовая. «Ах вы, сени». Русская народная мелодия.

«Ты, моя мама». М. Скребкова.

«Калачи». А. Филиппенко.

«Ласковая песенка». М. Раухвергер.

«Плакса». Б. Долинский.

«Мелодичный вальс». М. Глинка.

«Марш». Ф. Козицкий.

«Марш». Ю. Шуровский.

«У Катеньки-ревушки». Ц. Кюи.

«Ладушки». А. Лядов.

Мир природы. Времена года:

Осень

«Осень». Н. Бордюг.

«Грибок». М. Раухвергер.

Зима

«Зима». В. Карасева.

«Дед-Мороз». Ан. Александров.

«Ледяная гора». Ан. Александров.

«Голубые санки». М. Иорданский.

«Зима приходит». Русская народная мелодия в обр. П. Чайковского.

Весна

«Песня о весне». А. Филиппенко.

«Утро». Э. Григ.

Лето

«Солнышко». М. Раухвергер.

«Кукушка». В. Королева.

Животные:

«Зайчик». Е. Тиличеева.

«Кот». Е. Тиличеева.

«Наш котенок». Г. Читчян.

«Плачет котик». М. Парцхаладзе.

«Колыбельная зайчонка». В. Карасева.

«Козочка». Г. Фрид.

«Коровушка». Н. Леви.

«Лошадка». В. Витлин.

«Лошадка». М. Раухвергер.

«Лошадка». И. Арсеев.

«Мышки». А. Тиминский.

«Мишка». Г. Фрид.

«Мишка». Е. Тиличеева.

«Птичка». Т. Попатенко.

«Слон танцует». А. Зноско-Боровский.

«У меня есть петушок». Ю. Энгель.

Мир игрушек:

«Барабан». Г. Фрид.

«Веселый колокольчик». В. Кикта.

«Машина». К. Волков.

«Марш деревянных солдатиков». П. Чайковский.

«Музыкальная табакерка». А. Лядов.

«Танец куклы». С. Майкапар.

Пение

Мир ребенка:

«Баю, баюшки, баю». А. Филиппенко.

«Вот так хорошо». Т. Попатенко.

«Машенька». С. Невельштейн.

«Праздник». М. Раухвергер.

«Пирожок». Е. Тиличеева.

«Спи, мой мишка». Е. Тиличеева.

«Сапожки». Т. Попатенко.

Мир природы. Времена года:

Осень

«Осенняя песенка». Ан. Александров.

Зима

«Пришла зима». М. Раухвергер.

«У елочки душистой». М. Чарная, в обр. В. Петровой.

«Песенка о елочке». Н. Граник.

«Зима проходит». Русская народная мелодия в обр. П. Чайковского.

Весна

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Г. Лобачева.

«Майская песенка». М. Чарная, обр. В. Петровой.

Лето

«Жук». В. Карасева.

«Бабочка». Е. Тиличеева.

«Корова». Т. Попатенко.

«Солнышко». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Цветики». В. Карасева.

Животные:

«Кошечка». Ан. Александров.

«Кошечка». В. Витлин.

«Лошадка». Е. Тиличеева.

«Лошадка». А. Филиппенко.

«Про мишку». А. Филиппенко.

«Птичка». Т. Попатенко.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Бобик». Т. Попатенко.

Мир игрушек:

«Самолет». Т. Попатенко.

«Машина». Т. Попатенко.

«Паровоз». А. Филиппенко.

Музыкальные движения

Музыкальные упражнения:

«Зарядка». Музыка Е. Тиличеевой.

«Побегали – потопали». Музыка. Л. Бетховена.

«Мы идем». Музыка Р. Рустамова.

«Ходим – бегаем». Музыка Е. Тиличеевой.

«Гуляем и пляшем». Музыка М. Раухвергера.

«Марш и бег». Музыка Е. Тиличеевой.

«Ловкие ручки». Музыка Е. Тиличеевой.

«Погремушки и бубны». Музыка Ан. Александрова.

«Бубны». Музыка Г. Фрида.

Игры с пением:

«Прилетела птичка». Музыка Е. Тиличеевой.

«Догони зайчика». Музыка Е. Тиличеевой.

«Игра с куклами». Музыка А. Филиппенко.

«Поиграем». Музыка А. Филиппенко.

«Чики-чики, чикалочки». Русская народная мелодия.

«Мяч». Музыка А. Филиппенко.

«Скворушки». Музыка А. Филиппенко.

«Качели». Музыка А. Филиппенко.

«Игра в прятки». Русская народная мелодия.

«В лесу». Автор М. Александровская.

«Листопад». Автор И. Грановская.

«Хитрая лиса». Автор Л. Скарбор

«Зайки-трусишки и косолапый мишка». Автор И. Грановская.

«Зайки». Русская народная мелодия.

«Прятки». Музыка М. Раухвергера.

«Зайки». Редакция Т. Бабаджан.

Игры под инструментальную музыку:

«Прятки». Русская народная мелодия

«Жмурки». Музыка Ан. Александрова.

«Кошка и котята». Музыка В. Витлина.

«Погремушки». Музыка М. Раухвергера.

«Довольно спать». Музыка М. Раухвергера.

«Мячик». Музыка М. Раухвергера.

«Мышки и кот». Редакция Т. Бабаджан.

«Птички и кот». Авторы И. Плакида, Н. Грановская.

«Ваня-пастушок и козлята». Автор Н. Смирнова.

Музыкально-дидактические игры:

«На чем играю?». Музыка Р. Рустамова.

«Кукла шагает и бегает». Музыка Е. Тиличеевой.

«А что это?». Музыка Р. Рустамова.

«Тихо-громко». Музыка Е. Тиличеевой.

«Петрушка и мишка». Русская народная мелодия.

Пляски:

«Певучая пляска». Русская народная мелодия.

«Приседай». Эстонская народная мелодия.

«Танец». Музыка Н. Бордюг.

«Пляска с платочками». Музыка Е. Тиличеевой.

«Наша елка хороша». Музыка М. Раухвергера.

«Танец снежинок». Музыка А. Филиппенко.

«Танец со снежинками». Музыка Н. Бордюг.

«Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко.

«Калинка». Русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой.

«Пляска с куклами». Музыка Н. Граник

«Пляска с платочками». Русская народная мелодия «Со вьюном я хожу…».

«Пляска с фонариками». Музыка В. Петровой.

«Пляска с цветами (под пение)». Музыка М. Раухвергера.

«Певучая пляска». Музыка Е. Тиличеевой.

«Калинка». В обр. Т. Ломовой.

«Русская пляска». Русская народная мелодия «Из-под дуба…».

«Как на елке у ребят». Музыка В. Петровой.

«Вот какая елка». Музыка В. Петровой.

«Веселей, малышки». Русская народная мелодия «Ах ты, береза». Автор И. Грановская.

Показатели результатов музыкального воспитания и развития

К трем годам у ребенка:

– имеется достаточный запас музыкальных_впечатлений;

– развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;

– в определенной степени сформировано восприятие и различение выразительных элементарных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;

– достаточно велика музыкальная активность:

он с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными певческими умениями (поет напевно, по большей части согласованно с музыкой);

эмоционально исполняет несложные пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре, в хороводе;

легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается действие выполнять под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей (лисы, волка и т. п.);

охотно осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты;

– становятся ярче первичные музыкально-творческие проявления ребенка как в пении, так и в движении.

Рекомендации родителям к использованию программы в условиях семьи

Музыка в жизни ребенка до трех лет

Первый год жизни

С самого рождения малыш, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них. Первые и очень важные его музыкальные впечатления связаны с пением мамы, бабушки. Веками они пели нежные, задушевные, ласкающие слух колыбельные песни. У нас много замечательных колыбельных песен, но если вы еще не выучили их, пойте своей крошке приятные мелодии. Вы сами почувствуете, какая мелодия ему больше нравится. На ней и остановитесь.

Прошел первый месяц, идет второй, и вы поете для своего малыша утреннюю песенку, выражающую ваше нежное и трогательное отношение к нему:

Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, сыночек дорогой!

А я сыноньку люблю,

Ему песенку спою:

– Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, сыночек родной!

Поем дочери:

Доброе утро, ягодка моя,

Доброе утро, сладенькая!

А я доченьку люблю,

Я ей песенку спою:

– Доброе утро, ягодка моя,

Доброе утро, сладенькая![3]

В период бодрствования малыша включайте время от времени приятную для его слуха инструментальную музыку. Понаблюдайте за ребенком, когда будут звучать разные вокальные или инструментальные произведения, и вы заметите, что слушая одни, он явно испытывает удовольствие, а при восприятии других – дискомфорт. Это значит, что у вашего крохи уже проявляется музыкальная избирательность.

Итак, к концу третьего месяца ребенок начинает реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки.

Активное участие родителей необходимо в дальнейшем музыкальном воспитании малыша. Продолжаем развивать у маленького восприятие музыки. Поем знакомые ему колыбельную и утреннюю песенки. Можно спеть ласковую песенку перед кормлением:

Кушай, кушай, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай, кушай, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Или:

Кушай, кушай, мой сынок,

Дорогой ты мой дружок,

Кушай, кушай, подрастай,

Всем на радость вырастай!

Пусть песенок будет немного (2–4), но пойте их малышу ежедневно.

Вы доставите ему большое удовольствие, если, напевая веселую песенку, возьмете его ручки в свои и будете хлопать ими или возьмете его ножки и будете сгибать и разгибать их. Врачи советуют делать такую зарядку с ребенком под ритмичную, жизнерадостную песню мамы, возможно, аудиозапись. Отмечается, что малыш делает зарядку в таком случае с особым удовольствием.

Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках у мамы. Веселая музыка побуждает его к активности: это и эмоциональные возгласы, и двигательные реакции.

Когда малыш начинает прислушиваться к музыке, можно с ним поиграть.

Вот он лежит в кроватке. Вы поете или играете на детском музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне). Увидев, что ребенок прислушивается к музыке, повернул головку в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или играйте. Такая эмоциональная игра займет 2–3 минуты.

Имейте в виду, что яркость и разнообразие музыкальных впечатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же. Исполнение определенной мелодии на различных детских музыкальных инструментах повышает устойчивость слухового внимания младенца.

Использование музыки в течение дня должно регулироваться чувством меры и чередоваться с абсолютной тишиной в комнате.

Для занятий с малышом желательно иметь дудочки, металлофон, колокольчик, детские аккордеон, цитру, гусли. Необходим также магнитофон с записями колыбельных, плясовых песен, классической музыки.

Ваши заботы не прошли безрезультатно. К концу шестого месяца малыш может:

– сосредоточиваться на пении мамы (15–20 секунд),

– оживляться во время совместных действий с мамой под ее пение или под музыку.

Наступило второе полугодие первого года жизни. В чем теперь заключается наша помощь ребенку?

Побуждаем малышку к слушанию вокальной и инструментальной музыки, доступной по содержанию и длительности звучания.

Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную или задорную музыку.

Приобщаем к элементарным движениям под музыку (хлопки и т. п.).

Вовлекаем в простейшие игровые действия под музыку.

Приучаем к виду простых детских музыкальных инструментов – (колокольчики, дудочки) и их звучанию.

В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно. Включайте в музыкальный репертуар ребенка бытовые песенки, например такую:

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку убираем.

Вот так, вот так, вот так так.

Вот так, вот так, вот так так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так, вот так так.

Вот так, вот так, вот так так.

Пение сопровождайте соответствующими движениями.

Напевайте песенку про любимые, знакомые малышу игрушки: куклу, зайку. Пойте так, чтобы кроха видел, что вам это занятие очень нравится. Можно использовать при пении игрушку. Например, исполняя песню «Птичка», мама показывает соответствующую игрушку.

Птичка летела, летела, летела,

На ладошку села, села, села.

Села-посидела, по-си-де-ла,

Опять улетела. Ай!

Соответственно тексту «птичка» летает, садится на ладошку ребенка, улетает.

В конце песенки мама вместе с малышом хлопает в ладоши, произнося «ай».

В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом относиться не только к пению, но и к движениям под музыку. Его занимает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платочком, как она хлопает в ладоши.

Полезно поиграть в народные игры, например в «Козу рогатую». Прежде всего эту игру затевают для того, чтобы повеселить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песню:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами:

– Забодаю, забодаю.

Затем при словах «забодаю, забодаю» живо реагирует на движение маминых пальцев, смеется.

Какие изменения произошли в музыкальном развитии малыша?

К 9 месяцам ребенок может:

– с удовольствием слушать пение мамы или музыку, эмоционально по-разному реагируя на спокойную или задорную;

– пытаться подражать элементарным движениям под музыку;

– различать звучание колокольчика, дудочки;

– эмоционально реагировать на игровые действия взрослых.


И вот малышке скоро год. Какова роль взрослого в музыкальном воспитании ребенка в этот период?

Продолжаем развивать музыкальное восприятие,

побуждаем малыша слушать пение взрослого, инструментальную музыку, доступную по содержанию и длительности звучания, а также игру на детских музыкальных инструментах.

Поощряем эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (спокойную – веселую, быструю; грустную – задорную).

Приобщаем к элементарной активности в пении (подпевание слогов «ай», «да», «эй»), к элементарным плясовым движениям под музыку (хлопки, топание ножками, помахивание платочком и т. п.).

Помогаем выполнять простейшие движения в играх под пение и музыку.

К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Поэтому мама систематически поет ему их. Все это должно проходить на благоприятном эмоциональном фоне.

Пополняя запас бытовых песенок, поем при умывании:

В руки мыло мы возьмем

И водичку мы польем.

Моем руки быстро, быстро, быстро.

Моем руки чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

Ребенок с удовольствием будет умываться под такую веселую песенку! Все предыдущие, уже известные ему песенки вы тоже должны обязательно петь, тем самым постепенно расширяя музыкальный кругозор крохи.

Малыш все больше любит слушать инструментальную музыку. Чтобы привлечь к ней внимание, заинтересовать, вы показываете источник музыки и лишь потом включаете его или исполняете мелодию на музыкальном инструменте.

Так же, как вы играли с колокольчиком, можно поступить с магнитофоном. Вы предлагаете ребенку послушать любимую музыку и включаете магнитофон. По окончании звучания относите магнитофон в другой угол комнаты и накрываете красивым платком: «Нет музыки». Ребенок подходит (возможно, подползает), снимает платок с магнитофона и побуждает вас снова включить его. Он готов слушать музыку.

Его занимает то, как танцуют взрослые, меняя движения под текст песни. Если текста в танце нет, желательно припевать «ля-ля-ля» и т. п. Для музыкально-двигательных показов подходят несложные по содержанию песенки, текст которых помогает выполнять неспешные действия, например танец-песня «Платочек»:

Я платочек покажу, покажу, покажу!

А потом им помашу, помашу, помашу!

Спрячу я платочек свой

Поищи-ка его! Ой!

Мама показывает платочек, машет им, прячет его, а малыш только наблюдает. Затем он ищет платочек. Найдя его, радуется и ликует!

Продолжаем играть в различные музыкальные игры, прежде всего – народные. Одна из любимых игр детей этого возраста – «Сорока-сорока». Настоящий кладезь народной педагогики. Во-первых, взяв пальчики ребенка в свои руки и загибая их, мы разрабатываем мелкую моторику пальцев, что имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка. Во-вторых, слушание песни формирует музыкальный слух.

С каждым месяцем малыш становится все более отзывчивым на музыку: активно воспринимает показ, откликается голосом и движением, улыбается, громко смеется. Разделите с ним радость от общения с музыкой!

Итак, к концу первого года ребенок:

– с удовольствием слушает пение взрослого и пытается ему подражать;

– любит слушать музыку, эмоционально откликается на мелодии контрастного характера;

– проявляет некоторую активность в пении;

– пытается выполнить отдельные элементарные плясовые движения;

– включается в музыкальные игры.

Второй год жизни

Вашему малышу пошел второй год. Музыка день за днем входила в его жизнь, делала ее более насыщенной и яркой. Пройдена первая ступенька в музыкальном развитии, и желательно, чтобы вы придавали ей особое значение.

Каковы задачи музыкального воспитания и развития ребенка от одного года до полутора лет?

Продолжаем последовательно развивать у малыша интерес к музыке.

Формируем музыкальное восприятие: стараемся вызвать эмоциональный отклик на песню или инструментальную музыку, обращаем внимание ребенка на различение звуков по высоте (высокие звуки – птичка летает; низкие звуки – медведь идет).

Побуждаем малыша к элементарному музыкальному воспроизведению: к подпеванию отдельных слогов, слов, выполнению простых движений под текст песни в незатейливых танцах, играх (в паре с мамой и самостоятельно), к активному участию в играх под музыку.

Напоминаем, что сначала ребенок лишь слушает (воспринимает) музыку, а на этой основе в дальнейшем будет пытаться петь, танцевать. Родителям советуем как можно чаще слушать музыку с малышом. Пусть звучит та, от которой вы сами получаете удовольствие. Эстетический вкус ребенка в большой мере зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы ваш малыш слушал произведения истинного искусства.

Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и ваш малышок слушает секунд 20–30. Потом, как и раньше, вы накрываете источник музыки, например платком, и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит и сдергивает платок. Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите магнитофон. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом.

Какую музыку слушать ребенку и на что вам необходимо обращать внимание? Начинайте с приобщения его к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (возможна и аудиозапись). Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. Можно петь при умывании одну песенку («Водичка», русская народная мелодия), при одевании – другую, на прогулке – третью. Утром, когда малыш встает, ему понравится, если вы ему споете песенку «Машенька» (муз. А. Филиппенко), естественно, называя имя своей крохи.

Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы помогаете ему расти веселым и жизнерадостным. Можно дать малышу куклу и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать под нее куклу, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз включите плясовую и покажите, как кукла пляшет под веселую музыку. Делайте это не один и не два раза, а столько, сколько ребенок будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам будет играть с куклой так же, как вы ему показывали, и непременно под ту же музыку.

Мало-помалу у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щенок (высоко).

Кроха подражает вам во всем. Учтите это! Все ваши движения должны быть ему доступны, просты и красивы. Если у него что-то не получается – не беда! Главное сейчас, чтобы он делал это с удовольствием.

На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, звукоподражанию, но и обогащает его новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, малыш по-прежнему с удовольствием слушает песню «Птичка», только объем повторяемых слогов, звукоподражаний, движений постепенно увеличивается.

Не советуем при слушании музыки показывать совершенно новые игрушки. Ребенок в таком случае перестает слушать музыку, а рассматривает новинку. Поэтому в данной ситуации желательно использовать хорошо знакомые игрушки.

Как уже было сказано, вы исполняете для своего малыша песни, доступные по содержанию, ярко контрастные по характеру.

Исподволь вы вводите в репертуар ребенка новые песенки: «Зайчик» (русская народная мелодия), «Мишка идет в гости» (муз. Н. Бордюг) и другие. Дети любят слушать песню. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!

Легче ребенок осваивает несложные движения под музыку. В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Кроха бывает рад, если повторяет под музыку вслед за мамой или папой новое движение. Чаще танцуйте под музыку сами или вместе с ним. Он уже может, слегка поворачиваясь, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с вами в паре.

Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребенком, ждите, когда он сам начнет танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ лишь в том случае, когда ваш малышок затрудняется в их выборе. Желательно, чтобы дети исполняли несложные пляски под пение взрослого. Например:

А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем (берутся за руки),

Ручками мы машем, машем, машем (машут руками),

Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами),

Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают в ладошки).

Раз за разом даем понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки: разводим руками – нет музыки. После небольшой паузы пляска возобновляется. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком.

Большое значение в воспитании имеют совместные игры под мамино пение. Игровые действия все чаще регулируются не только показом, но и словами, музыкой. По-прежнему нравятся малышу игры на коленях. Посадите его лицом к себе, держите за ручки, напевая «По кочкам, по кочкам…» и подбрасывая на коленях. Затем ноги слегка раздвигаете, и ребенок чуть проваливается между коленей. Упасть ему вы не даете, крепко держите за руки. Есть и другие игры с подобным содержанием.

Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это, подчеркиваем, жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!

Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаясь к ребенку), его быстро догоню» (топаете ногами, будто догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом “а-а-а” ловите его. Поверьте, это станет одной из любимых игр вашего малыша.

Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир музыки, приобщаете к слушанию музыки, к азам пения, движению под музыку, не только показывая, но и словами побуждая ребенка к действию.

По каким признакам можно судить о том, что музыкальное развитие вашего малыша идет успешно?

Ребенок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и музыку, исполняемую на фортепиано, аккордеоне, в записи, различает музыкальные звуки по высоте.

С большим удовольствием включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения под музыку (по тексту песни) вслед за взрослым, пытается танцевать самостоятельно, осваивает хлопки, вращения кистями рук, топанье ножками, активно вступает в игру под пение, музыку.

И вот крохе уже полтора года.

Каковы же задачи музыкального воспитания и развития ребенка от полутора до двух лет?

Продолжаем формировать устойчивый интерес к музыке.

Содействуем становлению основ музыкальности ребенка: стараемся вызвать эмоциональный отклик на музыку; развиваем звуковысотное восприятие (умение различать звуки высокого и низкого регистров), тембровое восприятие (дифференциация тембра двух контрастных инструментов).

Поощряем желание малыша участвовать в музыкальной исполнительской деятельности: подпевание слогов, слов, выполнение простых танцевальных игровых движений (в соответствии с текстом – топает, прыгает, хлопает), по показу и самостоятельно.

Одобряем подражательные действия малыша, его активность.

Для решения этих задач используются не только уже ранее названные музыкальные пособия, но и настольный домашний театр, где разыгрываются маленькие «спектакли» по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить с музыкальным сопровождением.

Каким образом следует решать задачи музыкального воспитания и развития?

Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку! Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произведения, поздно будет приучать его и к классической музыке.

Поэтому с первых месяцев жизни ребенка уделяйте внимание классической музыке. Не обязательно при этом что-то делать специально. Например, ребенок играет с игрушками на ковре, а вы в это время включили прекрасную музыку П. Чайковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если вы любите слушать произведения Л. Бетховена или Р. Шуберта, пусть и малыш слушает их чаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек родителей.

Перед слушанием музыки ребенок, как и ранее, усаживается на свое любимое место: это может быть диван, стульчик или даже коврик; важно, чтобы малыш приготовился слушать. Вы заинтересованно произносите: «Музыка!» И потом включаете магнитофон.

К концу второго года кроха может сосредоточенно слушать музыкальное произведение около минуты. После этого можно сделать паузу и спросить: «Еще сыграть?»

По-прежнему предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать его в движениях с куклой («пусть твоя куколка послушает музыку и будет или спать под колыбельную, или танцевать под плясовую»). Давайте игровые задания на различение высоты музыкальных звуков (высокий – мяукает котенок, низкий – мяукает кошка), тембра инструментов (отгадать, на чем играли: на дудочке или на металлофоне), динамики музыкального звучания (громко – тихо).

Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями под музыку. Если у вашего ребенка развито умение слушать музыку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. К концу второго года малыш самостоятельно, в соответствии с характером музыки может переходить от одного плясового движения к другому. Один из любимых танцев – «Айда»:

Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!

Наши ножки топотали,

Ножки весело плясали! Ай!

Сначала ребенок раскачивается с ножки на ножку, держась за обе ваши руки и напевая «Ай-да» (четыре раза), затем быстро топает («ножки весело плясали, наши ножки топотали»). «Ай!» – малыш присаживается и тянет присесть вас. Затем все повторяется сначала. Обычно маленькие дети исполняют эту пляску очень эмоционально. Они с большим удовольствием танцуют в паре со старшей сестренкой, с подружкой, которая пришла в гости. Танцуйте и вы!

Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы берете на себя роль ведущего, например в игре «Мишка идет в гости», а малыш по ходу игры убегает от игрушки-медведя, которого вы ведете по полу. С наслаждением ребенок включается в народную игру «Жмурки»: под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под плясовую – весело плясать.

Наиболее яркая форма музыкальной активности в данное время – подпевание. Если ребенок уже может слушать довольно сложную музыку и в движениях под нее он тоже многого достиг, то подпевает пока еще лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися, простыми по звуковому составу словами (например «Машенька», «Паровоз», «Собачка», в которых целые части куплета поются на слоги: «гав-гав», «бай-бай»). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня звучит впервые, можно перед пением проговорить выразительно слова песни и затем исполнить ее. Самое главное для вас – заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с радостью.

Чаще используйте пение в течение дня. Знакомые бытовые песни можно дополнить песней для зарядки:

Мы зарядку делаем вместе с мамой.

Мы зарядку делаем вместе с папой.

Ручками мы хлопаем – хлоп, хлоп, хлоп.

Ножками мы топаем – топ, топ, топ.

Чего может достигнуть двухлетний ребенок в музыкальном развитии?

Вот проявления его музыкального восприятия:

– заинтересованно слушает музыку и эмоционально реагирует на нее;

– внимательно слушает песню (в исполнении мамы, папы и др.), а также мелодию этой песни, сыгранную на музыкальном инструменте, эмоционально откликается на нее;

– различает звуки низкого и высокого регистра (медведь ходит – птичка летает), тембры колокольчика, дудочки.

Первые проявления элементарного исполнительства:

– по настроению и по своей инициативе может напевать незатейливые «собственные» мелодии, вместо текста поет гласные звуки и слоги;

– подпевает слоги и слова в знакомых песнях, в повторяющихся фразах;

– выполняет простые плясовые движения: хлопки, легкие приседания, топанье, прыжки, кружение (под текст), начинает реагировать на начало и конец звучания музыки, исполнения танца.

Третий год жизни

Ребенку пошел третий год.

Задачи музыкального развития усложняются. На этом этапе родителям необходимо:

– позаботиться о создании у малыша запаса любимых музыкальных произведений, выявить его музыкальные предпочтения;

– продумать условия для полноценного музыкального развития;

– приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, исполнительству, подпеванию простых песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку;

– побуждать малыша к музыкально-творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.

Ваши заботы не пропали даром. Многие двухлетние дети с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слышал песенку.

При слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.

Ребенок растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно он начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя (если вы не играете сами, надо иметь соответствующие аудиозаписи). Ну а если у вас их нет? Как быть в таком случае? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на мелодии народных песен в исполнении оркестра народных инструментов), а потом соотнести понравившуюся вам музыку с доступными для малыша образами – зайчика, медведя, птички и т. п. Затем эту музыку предложите ему послушать. Но, безусловно, это не оптимальный вариант! Лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь записи классической музыки разного характера: спокойного, веселого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш легче воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.

А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что вашему ребенку повезло. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.

Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят: маленькая птичка летит (муз. “Птичка”). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: “Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою” (поет песенку “Собачка”). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку (“Кто у нас хороший” – русская народная мелодия)» и т. п.

В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о ясной эмоциональной речи, соответствующей мимике и, конечно, выразительном исполнении музыкальных произведений.

Если слушание музыки в течение года было регулярным, ребенок сам попросит вас сыграть что-либо или включить музыку и с интересом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу. Предложите малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует только что услышанному.

Желательно, чтобы вы продолжали развивать у ребенка восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Постепенно с вашей помощью он узнает и запомнит, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котенка – высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.

Точно так же обнаружит, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете), можно определить, кто идет в гости – медведь или зайчик, лисичка или волк.

Можно познакомить ребенка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков: колокольчик (или другой инструмент) может звучать тихо или громко. Так же и музыка – тоже может звучать тихо или громко.

В этом возрасте малыш уже способен различать детские музыкальные инструменты по тембру: например, отличает колокольчик от дудочки.

Предлагая ребенку задания по различению основных выразительных свойств музыкальных звуков, вы можете использовать песню «Есть у нас чудесный дом» (муз. Н. Бордюг). Сами же сделайте домик из картонной коробки. Перед игрой спрячьте туда игрушки разной величины (большая птица – маленький птенчик, кошка – котенок и т. п.). Затем вы споете:

Есть у на чудесный дом, дом, дом,

И живут игрушки в нем, в нем, в нем.

Миша (имя вашего ребенка) к дому

Подойдет, подойдет, подойдет.

Миша спросит: «Кто живет?

Кто в домике живет?»

После исполнения песни имитируете голосом, например пение птицы-мамы («чирик-чирик»). И если ребенок узнает, кто его зовет, вы вынимаете из домика птицу и отдаете ее малышу. Впоследствии он сам будет искать в домике игрушки. В следующий раз вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам других игрушек, например медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живет. В случае правильного ответа вы вынимаете из домика соответствующую игрушку и отдаете ребенку. Естественно, такое общение должно проходить очень эмоционально и весело.

Напомним, что первоначально вы делаете все сами, затем потихоньку начинаете побуждать малыша к совместной деятельности, и лишь потом он сам станет петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть тихо или громко на колокольчике и т. д.

Так кроха все более активно включается в пение. Поэтому прежде всего надо подумать о содержании песенного репертуара. Для ребенка третьего года жизни желательно подбирать песни с простой и привлекательной мелодией, с конкретным, доступным, интересным для него содержанием. Текст должен быть не только понятным, но и легко произносимым, с повторением отдельных фраз, слогов. Занимаясь с малышом, пойте не более двух-трех песенок.

Какие песни хочется петь малышу? Конечно, про любимую кошечку (муз. Н. Бордюг):

Молоко киска пьет,

Киска песенку поет,

Лапкой умывается,

В гости собирается: «Мяу, мяу, мяу!»

Удобно петь песню про лошадку (муз. А. Филиппенко), покачиваясь на качалке:

Я на лошади скачу:

Цок, цок, цок, цок, цок!

Эй, садитесь, прокачу!

Цок, цок, цок, цок, цок!

Если вы хотите выучить с ребенком новую песню, помните, что сначала надо дать ее послушать (и не один раз). Исполняйте песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией и в замедленном темпе, а затем неспешно и последовательно вовлекайте малыша в совместное пение. Попросите его помочь вам. Непременно после песенки ребенку захочется выполнить какие-либо движения по тексту песни (это характерно для данного возраста). И хвалите его, если он это сделал.

Если ребенок поет с удовольствием, но нечисто, наберитесь терпения. Главное, чтобы он пел охотно.

В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности, в частности – в певческой. Например, вы даете малышу куклу и предлагаете прослушать песенку про его любимую куклу Катю:

Катю очень я люблю,

Кате песенку пою.

После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, и под музыку ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает ее спать).

Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм он привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в ее характер и самостоятельно действовать. И, конечно, ребенку будет легко играть с вами, если такое общение будет постоянным.

Не меньшей популярностью у детей пользуются пляски под музыку. Они с удовольствием пляшут под песни, выполняя соответствующие тексту несложные движения: топают ножками, хлопают, полуприседают – эти движения естественны для маленьких.

Ребенок любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой. Можно, взяв в руки куклу, показать незатейливый танец, напевая:

У меня есть кукла Катя,

Я ее люблю.

Приглашу ее на танец,

С нею попляшу.

Это танец «Приглашение» (муз. Н. Бордюг).

Под веселый припев выполняют следующие движения:

Ножкой топ, топ, топ,

Ручкой хлоп, хлоп, хлоп,

А потом прыг, прыг —

Закружились все мы вмиг.

Удобно танцевать со старшей сестрой, которая напевает:

У меня сестренка Таня (есть брат Сережа),

Я ее (его) люблю.

Приглашу ее (его) на танец,

С ней (ним) я попляшу!

Уверены, ребенку понравятся танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками. Несомненно, малышке придется по вкусу танец «Петушок» (муз. Н. Бордюг). Перед этим обратите внимание ребенка на красивого петушка, который «скучает». Подойдя с малышом к игрушке, вы рассматриваете ее, разговариваете с петушком, как с живым, приглашаете потанцевать. Ставите петушка недалеко от себя, берете ребенка за руки и поете:

Петушок, ты к нам спеши (покачиваетесь с ноги на ногу),

Вместе с нами попляши,

Выше ножки поднимай (поднимаете высоко колени),

С нами песню запевай (машете руками, как крыльями)!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку,

Выше ножки поднимай! Ку-ка-ре-ку!

И, напевая проигрыш (или под музыку проигрыша), предлагаете ребенку показать, как важно ходит петушок: машет крыльями, ножки высоко поднимает и т. д. Если малыш затрудняется, покажите ему эти движения. Потом вы снова с ним весело танцуете, постоянно напоминая, что его петушок должен быть другой, отличаться от вашего. Поощряйте любое самостоятельно придуманное движение.

Несомненно, ориентация на творческие проявления – основа музыкально-игровой деятельности ребенка.

Как и прежде, ваш малыш любит играть. Позаботьтесь, чтобы он помнил такие знакомые игры, как «Игра с мишкой». Теперь слова песни он поет вместе с вами. Не забывайте, что маленькие дети довольно консервативны, они предпочитают играть в уже известные им, хорошо усвоенные игры.

Естественно, разучивайте и новые игры. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка», в которых первая часть предполагает выполнение образных движений, а во второй – малыш убегает от медведя, кошки.

По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую (грамзапись) вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему спрятаться. Он может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет…» Наконец находите! Общая радость, ликование. Снова включаете музыку, игра продолжается.

В домашнем театре звучит все более разнообразная музыка, ребенок сам наряжается, используя для изображения персонажей элементы костюмов. В число музыкальных инструментов теперь входит и шарманка.

Итак, к концу третьего года музыкальность можно развить у каждого здорового ребенка. Многое зависит непосредственно от вас:

Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы увидите, что ваш малыш:

– может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, с радостью узнает знакомую мелодию;

– различает музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания;

– любит петь знакомые песни, поет эмоционально. В зависимости от речевого развития может спеть всю песню (или один куплет) или подпевать отдельные фразы. Поет самостоятельно в повторяющейся игровой ситуации. Чаще всего ребенок этого возраста не пропевает верно мелодии, однако не останавливайте его, главное – поддерживать желание петь;

– с удовольствием танцует, играет под музыку. Танцует в паре и один. Выполняет несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или согласно тексту. Охотно участвует в играх под музыку.