Вы здесь

Каменный щит Отечества. Старая Ладога, Копорье, Выборг, Ивангород, Шлиссельбург, Ландскрона-Ниеншанц, Петропавловская крепость. Часть I. Крепости и замок (Людмила Лапина, 2013)

Часть I

Крепости и замок

Глава 1

Старая Ладога – первая каменная крепость Древней Руси

Люди издавна селились по берегам Ладожского озера. Найдены стоянки древних людей, следы их хозяйственной деятельности и искусства. Это было еще до новой эры, в эпоху мезолита, среднего каменного века (IX-VI тысячелетия до н. э.). Семь-шесть тысяч лет назад мелкие общины рыболовов-охотников пришли в эти края, их стоянки располагались по берегам рек и озер, в местах, удобных для ловли рыбы. Первое местное население историки назвали протосаамы. Они заняли большие территории по берегам Финского залива, в современной Финляндии и Карелии, селились по берегам Волхова и Свири. Археологи находят сети, орудия труда, оружие, изготовленные из рога, кости, сланца, кремня, кварца. Эти находки свидетельствуют о развитом рыболовстве и налаженном торговом обмене Приладожья с районами Прибалтики и Поволжья.

В период неолита, нового каменного века, пять тысяч лет назад, с востока, из Приуралья и Волго-Камского региона, в Приладожье пришли «волосовские племена», сформировавшие впоследствии волжско-финское население. Через тысячу лет, с юго-запада, из южной Прибалтики, сюда пришли древние прибалтийско-финские племена. Под их натиском древние саамы отступили на север, а некоторая их часть ассимилировалась пришельцами. Так здесь в глубокой древности возникли два родственных народа, поделивших регион: на западе поселились прибалтийско-финские племена, а на востоке – волжско-финские. Между ними существовала «ничейная земля», «пограничье» по долинам рек Волхова и Ловати. В эпоху неолита появилась первая керамика – сосуды двух видов. Это остродонные (конусообразные) сосуды, орнаментированные ямками, насечками, гребенчатым штампом. Ко II тысячелетию до н. э. относятся плоскодонные керамические сосуды с орнаментом в виде оттисков текстиля. Тогда же здесь появились первые изделия из меди, бронзы, железа. В I тысячелетии до н. э. местные племена перешли к элементарному производству. Тогда же начинается имущественное неравенство внутри племенной общины. Родовой строй сменился патриархально-общинным. Скотоводство становится ведущей отраслью хозяйства, скот определяет экономическое благосостояние. Здесь разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Охота и рыболовство также были развиты. Подсечно-огневое земледелие с выжиганием участков леса под посевы тоже существовало на Северо-Западе. Потом уровень Ладожского озера повысился. Вода затопила древние поселения.

Люди после той катастрофы появились на берегах Ладожского озера в V-VIII веках н. э. Это произошло в эпоху Великого переселения народов, изменившего этническую картину Европы. Были открыты водные пути, связавшие Ближний Восток с Северной и Восточной Европой. Река Волхов стала важной частью знаменитого водного пути протяженностью три тысячи километров, названного «из варяг в греки». Он связал Скандинавию, Балтийское и Черное моря с Константинополем.

Вокруг Ладожского озера поселились племена с берегов Ботнического залива и из Средней Финляндии. Они создали приладожско-карельскую культуру. В VII-VIII веках новые поселенцы появились в южном Приладожье и северном Поволховье. Это были ильменские словене (славяне). Они двигались вдоль рек, впадающих в Ладогу. Озеро Ладога стало естественной северной границей расселения ильменских словен в VIII веке, но позднее по Неве они вышли и к берегам Балтики. Славяне осваивали пограничные земли между волжско-финскими и прибалтийско-финскими племенами. Река Волхов, соединяющая два больших озера – Ильмень и Ладогу, – стала магистральным путем расселения славян. Волхов, или «Седой Волхов» (так называют реку из-за серебристого оттенка воды), имеет в длину 224 километра, русло его почти прямое по всей длине. Река при впадении в Ладогу не имеет дельты. Глубина у устья – 17 метров, средняя глубина – 2,5 метра. При строительстве Волховской ГЭС уровень воды поднялся. Она накрыла знаменитые Волховские (Ладожские) пороги, но их перед тем взорвали.

К VII веку относятся первые следы славянской колонизации Южного Приладожья. Это древнейшее из известных нам городище Любша на противоположном Старой Ладоге берегу Волхова.

У истока Волхова на прибрежье Ильменя располагалась Перынь – племенное святилище верховного бога словен Перуна. Второе святилище словен – Велеша – было расположено на древней береговой возвышенности Ладожского озера и посвящено Велесу, богу-покровителю леса, скота, богатства, торговли. Рядом с этим святилищем и появилось первое поселение на месте будущего города. Оно возникло в VII веке на мысу при впадении речки Ладожки в Волхов и называлось Ладога, сейчас – Старая Ладога, село Ленинградской области. Пятнадцать километров отделяют древнюю столицу Руси от Ладожского озера.

Город, порт, позднее крепость на рубежах тогдашней Руси начинался с Земляного городища. Оно и сейчас находится у стен ладожской крепости. Археологи изучают Земляное городище и кладбище воинов, пришедших на Русь. С уверенностью можно говорить об их скандинавском происхождении, высоком росте и гибели в бою.

История Ладоги начинается с 753 года. Археологи установили дату совершенно точно – по древесным кольцам бревен одного из первых ладожских домов. Этот метод называется дендрохронологическим. Ладога и другие города словен вошли в «Верхнюю Русь» – северный союз племен, на основе которого сформировались позднее другие земли будущей Древней Руси – Новгородская, Псковская, Ростово-Суздальская, Смоленская, Полоцкая. В начале IX века Верхняя Русь стала частью единого восточно-славянского государства, называвшегося «Русская Земля». Простиралось оно от берегов Невы до днепровских порогов. В 30-х годах IX века русские послы побывали при дворах византийского и франкского императоров. С середины IX века в Русской земле началась полоса внутренних и внешних трудностей – распадались неокрепшие межплеменные союзы, нападали воинственные соседи. С юга – кочевые хазары, с севера – дружины (хирды) шведских викингов.

В Ладоге произошел один из ключевых моментов русской истории.

862 год… Скончался Гостомысл, славянский правитель, и в Приладожье настала смута. Древний летописный источник «Повесть временных лет» так описывает призвание Рюрика: «И начали люди сами меж собою владеть, но не бе в них справедливости; воста род на род, быша междуусобия, воеваша друг на друга, сами себя более, нежели неприятели, разоряли. Сие видя, старейшины земли, собравшись от словян, руси, чуди, кривичь и протчих предел, разсуждали, что земля Руская, хотя велика и обильна, но без князя распорядка и справедливости нет; сего ради нуждно избрать князя, который бы всеми владел и управлял. И, согласяся завесчанию Гостомыслову, избрали князя от варяг, называемых руссов. И сяде старейший Рюрик в Ладоге, другой Синеус сяде у нас на Белеозере, а Трувор в Изборску…». Когда Рюрик с братьями и дружиной пришел на Русь, город, звавшийся просто – Ладога, стоял в низовьях Волхова уже более ста лет.

Гостомысл и Рюрик приходились родней друг другу. Существуют разные версии степени их родства: Рюрик был то ли зятем Гостомысла, мужем его дочери Умилы, то ли внуком – сыном Умилы. Но как бы там ни было, словенка Умила стала родоначальницей династии русских князей.

С 862 года начинается история России, до конца XVI века управляемой династией Рюриковичей, а Ладога, наша первая столица, уже отметила свои 1250 лет.

Рюрик построил в Ладоге первый каменный дом, замок, давший начало ладожской крепости. Он правил семнадцать лет? с 862 по 879 год. Существует красивая легенда о том, что золотой гроб с телом первого русского князя скрыт в подземельях его замка, но это не так. Князь Рюрик погиб и похоронен рядом с будущей крепостью Корела (Приозерск). После него князем стал его соратник и родственник Олег, Вещий, как его прозвали в народе. Олегова крепость была открыта в 1974 году в раскопках, произведенных у Климентовской башни на месте крепости московского времени на глубине 2,7-3,3 метра. Обнаружен остаток стены шириной 1,5 метра, длиной 3 метра, высотой от 0,6 метра до 1,5 метра, сложенной из известняка. Стена проходила по материковой глине, повторяя очертания мыса при впадении в Волхов реки Ладожки – естественной гавани города Ладоги. Крепость была возведена, чтобы защищать эту гавань. Стена Олеговой крепости была поставлена без фундамента прямо на мысу. Длина ее прослежена на расстоянии 42 метров. Вероятно, она обводила весь мыс. Судя по упавшим частям, высота ее была 2,5-2,8 метра. Стена сложена сухой кладкой, то есть без применения цементирующих растворов. Найдены свидетельства преднамеренного разрушения первой каменной крепости Ладоги – части стены обнаружены в упавшем виде, их прикрывает слой черной земли конца IX – начала X века с камнями и угольками. В крепости была и четырехугольная башня, примыкавшая к стене. Ее внутреннее пространство имело размер 2 х 3 метра, толщина стен была 60 сантиметров. Наверное, она возвышалась над стеной крепости, но на сколько, мы не знаем. За стену она не выдавалась, как в более поздних постройках. В южной стене башни существовал вход шириной 80 сантиметров. Башня служила, во-первых, наблюдательным пунктом, во-вторых, боевым сооружением. Через нее можно было взойти наверх и попасть в боевой ход стены. И башня и стена сложены из местного известнякового камня. Это древнейшая из известных нам каменных крепостей Руси. Похожие европейские крепости строили в империи Каролингов, во времена Карла Великого. Так, сообразуясь с рельефом местности, ограждали поселения – каменные стены по периметру с несколькими входами, усиленными еще валами и рвами. В Западной Европе эпохи Меровингов башни были редки, распространились они в каролингское время (750-900-е годы). Их возводили внутри крепостных стен для фронтальной стрельбы с высоты. Ладожская башня – древнейшая на Руси, прямоугольным планом похожа на каролингские и оттоновские (Германия) постройки (900-950 годы). Она и была возведена для обороны торгового пути от набегов варягов. Судя по раскопкам, в Ладоге 860 года произошел тотальный пожар. В «Повести временных лет» (1118 или 1119 год) включено «Сказание о призвании варягов», содержащее ладожские предания. Там сказано: «Рюрик придоша к словеном и срубиша город Ладогу…» То есть Рюрик построил в Ладоге деревянную крепость – свою резиденцию и место пребывания дружины. Так Ладога, ремесленно-торговый город, превратилась в град с делением на княжескую (детинец) и посадскую части. Замок-детинец, жилище Рюрика, был каменным. Олегова крепость, сложенная из камня, сменила деревянную в начале правления Вещего князя. Она создавалась как государственный форпост против набегов викингов, защиты торгового пути по Волхову и место сбора дани. Время постройки Ладожской крепости совпадает с сооружением аналогичных укреплений Западной Европы. Это было вызвано экспансией викингов в страны Европы (870-890-е годы). Ладожская крепость – первое общерусское укрепление на северных рубежах Руси, защищавшее ее главный невско-балтийский порт. Князь Олег Вещий похоронен в Ладоге. До сих пор на берегу Волхова возвышается древняя сопка, известная как «Олегова могила».

Первая каменная стена Олеговой крепости построена, вероятно, в 80-е годы IX века. При князе Олеге Ладожская крепость стала вся каменная, а замок Рюрика скрылся под сплошной каменной кладкой, но современные археологи указывают его точное местонахождение. Олег Вещий правил в Ладоге до похода на Киев и объединения в единое целое северной и южной частей Руси (882 год). Он заложил основу государства, в котором мы живем и по сей день. Русь – Россия! Дыхание вечности звучит в этом имени, дорогом сердцу каждого россиянина.

Славяне Верхней Руси дали отпор «варяжским находникам», заключили союз с торговыми городами и дружинами викингов Западной Балтики, варягами Дании. Впервые Балтика стала ареной многосторонних мирных торговых связей, объединивших земли славян, скандинавов, балтов, финнов. Ладога же являлась самым северным торговым городом русской земли IX – X веков. Это был торгово-ремесленный центр с языческим святилищем и погостом (пунктом сбора дани, собранной в юго-восточном Приладожье). Здесь стояли дома купцов и склады их товаров. Для чужеземных купцов («торговых гостей») в Ладоге имелась гостиница – дом размером десять на шестнадцать метров. Остатки его раскопаны археологами, среди прочих предметов ими найден перстень-печатка с арабской надписью – сурой из Корана.

Влияние Ладоги простиралось от Водской земли на западе до Онежского озера на востоке. Ладога занимала ключевое положение на пересечении торговых путей из Скандинавии в страны Востока, из Балтийского (Варяжского) моря в Каспийское (Хвалынское). Эти пути проходили по крупнейшим рекам Восточно-Европейской равнины – Днепру и Волге, приводившим в Византию и Арабский халифат. Ладожане помогали купеческим караванам преодолевать Волховские и Пчевские пороги. Здесь товары с больших морских судов перегружали на плоскодонные суда поменьше, способные подниматься по рекам внутрь Руси. Суда длиной 8-11 метров могли двигаться по рекам и по морю. Анатолий Николаевич Кирпичников, археолог, ведущий здесь раскопки, уверен, что Ладога – серебряный банк Европы IX-X веков. Через нее с Востока в страны Балтики прошло несколько миллионов серебряных монет, арабских дирхемов, основной в то время платежной единицы. Викинги, проплывая по Волхову, отдавали дань уважения своим предкам, похороненным в здешних курганах.

Ладога стала известна в Европе как международный торг. Здесь встречались продавцы и покупатели – славяне, финны, скандинавы, саксы, хазары, волжские болгары, арабы. Через Ладогу в страны Востока везли мед, воск, зерно, меха, резную кость, янтарь, рабов, с Востока – вино, шелк, благовония, пряности, драгоценные камни, изделия из серебра, золота, драгоценное оружие.

Население Ладоги было неоднородно по этническому составу. В него входили славяне (кривичи), карелы, финны, прибалты, скандинавы, саамы. Таковы данные археологов. Площадь культурного слоя Старой Ладоги составляет 12 гектаров, и раскопки продолжаются.

Военная организация славян сложилась в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии – Византией, империей франков, Хазарским каганатом. Славяне объединились в союзы племен. Не слабость противника приносила славянам победы, а их собственное воинское искусство и сила. Воины, жившие при родовом строе, отличались сплоченностью, выручали друг друга в бою. Высоки были их моральные и боевые качества. В дальние походы славяне ходили на ладьях и строили их очень быстро. Походам предшествовала разведка боем. Большие отряды проверяли боеспособность противника в схватках.

На вооружении у славян имелись копье, меч, секира, булава, лук, нож «засапожный». Защитное снаряжение – кольчуга, остроконечный шлем с бармицей и большие (иногда в рост человека) деревянные щиты. В войске соблюдалась высокая дисциплина. Дружинники – выносливые, храбрые. Перед боем они клялись стоять насмерть за жизнь своих родичей. Слово чести ценилось очень высоко. Воинов связывало ратное побратимство. Дружинники считались членами одной семьи, выручали в бою названных братьев. Обычай побратимства был сильнее кровных уз и связывал людей на всю жизнь.

В награду за мужество, доблесть, подвиги они получали от князя золотые гривны, часть военной добычи, оружие, доспехи, иногда – коня или земельные владения. Князь личным примером увлекал на подвиги своих воинов.

Главным оружием славян был меч. К VIII веку тяжелый рубящий меч получил распространение по всей Европе: длина клинка – около метра, кончик – закругленный. Колющим оружием меч станет позднее, когда защитное вооружение рыцарей превратится в сплошной панцырь. Восточные купцы – хазары, арабы – вывозили из Руси мечи, ничуть не уступавшие знаменитым дамасским. Такой меч ценился в золоте по весу, а иногда и вдвое. На Руси делали мечи из качественной стали (булата). На одном мече того времени сохранилась подпись мастера-кузнеца «Людота коваль», сделанная кириллицей.

В VIII веке существовали три мощных союза славянских племен – Артания на юге Руси, недалеко от Хазарского каганата. Приграничные области Византии платили дань Артании. Второй союз – Куябия. Главный город Куяба (Куява) стоял в Киевской земле. Третий союз – Славия. В него входили ильменские славяне, жившие в новгородских землях. О трех центрах тогдашней Руси написал ибн Хаукаль, один из прославленных арабских географов X века, объездивший мусульманский мир от Магриба на западе до Инда на юге и Туркестана на востоке. Ученый араб, современник князя Владимира Святославича, создал письменный труд «Книги путей и стран» примерно в 70-е годы X века и включил в него отрывки из работ своего предшественника географа ал-Истахри, писавшего на двадцать лет ранее. Вот что пишет ибн Хаукаль: «…и руссов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау. (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарищах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Русы – народ, сжигающий своих мертвых…

Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары внутренние христиане и мусульмане».

Олег Вещий объединил Славию и Куявию в одно государство в 882 году. Это было военное государство, возглавляемое князем. У князя была военная дружина. Социальная основа государства – сельская община (вервь, мир). Викинги называли Русь Гардарики, то есть страна городов. Городское население, объединившееся по улицам, составляло часть войска – пешее ополчение. Их называли вои. Пехота делилась на тысячи. Тысячей командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии его назначал князь.

IX век во всей Европе – время объединения в большие государства (добровольное или принудительное) различных племен. Феодализм становился господствующим общественным строем. Францию объединил Карл Великий, Норвегию – Харальд Прекрасноволосый, на Руси этот процесс начал Рюрик, но объединителем стал Олег Вещий. В 882 году он из Ладоги двинулся к Киеву, убил Аскольда, Дира и объединил части Руси – северную и южную – в одно государство со столицей в Киеве. С тех пор и зовется Киев «матерью городов русских». Но если Киев – мать русских городов, то Ладогу (а ныне – Старую Ладогу) с полным правом можно назвать их бабушкой.

Вооруженная сила древнерусского государства состояла из старшей и младшей дружин князя, из дружин его бояр и воев – городского и сельского ополчения. Для больших походов князь созывал ополчение племен, заключал союзы. Вече ограничивало власть князя. В древнерусском войске сражались наемники – печенеги, половцы, викинги. Конница в войске состояла из дружины князя и наемников-кочевники. Вои составляли пехоту. Хирд (дружина, отряд) викингов обычно воевал в пешем строю.

Основное оружие хранилось в княжеских складах и выдавалось перед походом, а по возвращении воины сдавали выданное князем оружие. С древнейших времен славяне шли в бой под стягами – знаменами. Ставить стяг значило строиться и готовиться к бою. Рать собиралась на сборном пункте и организованно выступала в поход. Впереди войска шла разведка – сторожа, потом – главные силы, за ними – обозы с продовольствием и походным имуществом. На привале всегда выставляли стражу – охранение, окружали войско повозками или тыном, иногда – рвами. Славяне сооружали полевые и крепостные укрепления, пользовались осадными машинами, такими же, как в сопредельных государствах.

Что значит слово «князь»? У славян – военный вождь, предводитель дружины профессиональных воинов. Города, управлявшиеся советом «лучших мужей», приглашали князя с дружиной для защиты от врагов, но верховной власти у военачальника не было. Верховную власть в городе осуществляло вече – народное собрание. Из-за разногласий с городом князю могли «показать путь». Даже Александра Невского не один раз таким образом выставляли из Новгорода. Не один раз Александр Ярославич слышал на вече: «Ты, княже, нам больше не люб, иди туда, откуда пришел».

Князь для дружины был верховным жрецом и судьей. Он судил не только своих воинов, но и всех, искавших у него защиты. Слово «князь» родственно слову «конунг», «король», «кнез» – на языке балтийских славян и «кунингас» – правитель у корелов. От здоровья, силы, удачи князя зависело благополучие города, дружины и охраняемых им людей.

Историки до сих пор спорят, что значит слово «русь» и кто такие русы – народ это или особое сообщество профессиональных воинов? Мы знаем, что они отменно владели оружием, брили голову, оставляли только клок волос, носили серьгу в ухе, жили в особых селениях. Они не занимались земледелием. Главным их занятием была война, а основа существования – военная добыча.

Летописи не оставили нам точный облик Рюрика, первого князя Древней Руси. Возможно, Рюрик был из славянского племени полян, а может быть, принадлежал к племени вендов – славян, живших на берегу Балтики.

Лет четыреста – с VII по XI век – на Балтике, Северном море, в Скандинавии, Ирландии, Британии существовала единая культура. Народы объединяли единый северный язык, похожие имена и эпос, не дошедший до нас. С укреплением национальных государств исторические пути народов и их языки разошлись.

На памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде, созданном под руководством художника М.О. Микешина, бронзовая статуя первого русского князя третий век охраняет Родину:

И стремится, и летит как сокол,

Кличет землю Русскую беречь

Тяжкой шуйцей Рюрика высоко

Над шеломом занесенный меч.

Так в 1944 году написал поэт-фронтовик П.Н. Шубин, войдя в освобожденный от фашистов Новгород.

Родоначальник династии Рюриковичей погиб как воин в 879 году, расширяя земли своего государства в походе против язычников карел (корел) и похоронен в том месте, где позже встанет крепость Корела. Красивая легенда о золотом гробе Рюрика, спрятанном в тайных переходах под ладожской крепостью, не подтверждается исторически. В будущем году в Старой Ладоге обещают поставить бронзовый памятник первому русскому князю.

После Рюрика, правившего Русью семнадцать лет, князем стал Олег, предположительно – его родственник (племянник) или соплеменник. Летописи не сохранили для нас облик человека, заложившего основу Российского государства.

Возможно, Олег был охотником из племени северных словен (славян), и молодость его прошла близ Ладоги.

Имя Олег имеет аналогии в разных языках: Хельги у скандинавов значит «священный», «святой», а по-русски звучит – Вольга, Вольгаст, Волх. Сразу вспоминается былина о богатыре Вольге, который мог оборачиваться зверем или птицей. Волх Всеславьевич изображается в эпосе как богатырь, оборотень, великий охотник.

Олег Вещий слыл великим мудрецом и волхвом. Летописи называют разные даты его смерти и захоронения. Лаврентьевская летопись – 912 год, Киев, похоронен на горе Щековица. Новгородская – 922 год, Ладога, похоронен в кургане близ Волхова. Олегову могилу и сейчас можно увидеть на старом буевище (кладбище) около Старой Ладоги.

Олегу Вещему наследовал его воспитанник Игорь Рюрикович (912?922?-945). Его супругой стала Ольга Прекраса, правившая (945-957) до совершеннолетия их сына Святослава Игоревича (957-972). Деяния русских князей сохранились в летописях и записях их современников, живших в соседних странах.

Так, Константин VIII Багрянородный, византийский император (912-959), записал между 948 и 952 годами, что во Внешней Руси в Невогарде «сидел Святослав сын русского князя Игоря». В имени города, где пребывал молодой княжич, звучит тогдашнее название Ладожского озера – Нево. Город близ его берегов и есть Ладога, центр Верхней (Внешней) Руси, домен киевского князя, где правил его наследник. В отличие от предшествующих князей, облик Святослава Игоревича, победоносного внука Рюрика, сохранился в воспоминаниях современников. Византийский историк Лев Диакон запечатлел облик Святослава. «Видом он был таков: среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и с густыми длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная». Есть о нем рассказы и в русских летописях. Таков был воитель, разгромивший могучий Хазарский каганат, что брал дань с Руси, стерший хазар с лица земли и со страниц истории, выведший Русь в число сильнейших государств Европы! Правил он с 957 по 972 год. Подвиги победоносного князя пережили века. В 1915 году Валерий Брюсов обратился к образу Святослава. Шла Первая мировая война, и поэт напоминал России о ее былой боевой славе:

Завет Святослава

По знакомой дороге назад

Возвращались полки Святослава.

Потрясен был надменный Царьград,

Над героями веяла слава,

Близки были родимой земли

И равнины и мощные реки…

Но в горах на путях залегли,

Поджидая, коварные греки.

И, шеломы врагов опознав

По холмам и утесам соседним,

Так дружине сказал Святослав:

«Видно, день – биться боем последним!

Пусть враги нас порубят, побьют,

Пусть обратно добычу отымут,

Но певцы про нас славу споют,

Ибо мертвые сраму не имут!»

И рубились они до конца,

Полегли до единого в поле;

Не осталось в живых и певца,

Чтобы спеть о губительной доле.

Сгиб в траве Святослава скелет,

Вихрем выветрен, ливнями вымыт…

Но поет ему славу поэт,

Ибо мертвые сраму не имут.

В наши грозные тяжкие дни

Вспомним снова завет Святослава!

Как во тьме путевые огни,

Веку новому – прошлого слава!

Уступает народу народ

Города, и равнины, и реки,

Только доблесть бессмертно живет,

Ибо храбрые славны вовеки!

Вернемсяв Ладогу. Перваякаменнаяладожская крепость, заложенная вещим князем, была разрушена в 997 году набегом норвежского ярла Эйрика. В сагах викингов запечатлено: «Ярл Эйрик подошел к Альдейгьюборгу и осаждал его, пока не взял город тот, убил там много народа и крепость ту всю разрушил и сжег». Скандинавы называли Ладогу Альдейгьюборг, или просто Альдога, а Древнюю Русь – Страной городов, Гардарики. Это название не склоняется. Оно состоит из двух скандинавских корней – «гард» означает ограду, город (Асгард, Митгард), а «рики» – государство. Иногда встречающаяся форма «Гардарика» не верна исторически и филологически.

Князь Владимир, сын Святослава, бывал в Ладоге и Новгороде, когда боролся с братьями за киевский стол (972-980 годы). Единодержавно Владимир правил с 980 по 1015 год. Он стал крестителем Руси. Произошло это в 988 году. С того времени на Руси начали возводить каменные храмы. Помня семейную традицию, Владимир Святославич возводил крепости, деревянные и каменные, на северных и южных рубежах древнерусского государства, но большее внимание оказывал все-таки южным.

Его наследник Ярослав Мудрый (1119-1159), внук Святослава, в 1020 году подарил Ладогу своей супруге Ирине. До крещения Ирина звалась Ингеборг. Она была дочерью короля Олафа Шведского (Щеконунга). Владимир Святославич, отец Ярослава Мудрого, и Олаф Шведский, были друзьями, вместе служили в императорской гвардии Константинополя, а их дети поженились. Так породнились два правящих дома – русский княжеский и шведский королевский. В Ладоге служил родственник княгини Ирины, ярл Олаф, впоследствии король Норвегии Олаф Святой (1015-1030). В его честь назван донжон Выборгского замка (башня Святого Олафа) и крепость в Финляндии (Олавинлинна). Мы знаем об этом из скандинавских саг об Альдейгъюборге (Ладоге) 997-1043 годов. После 1020 года здесь существовало русско-скандинавское ярлство. Здесь, как и прежде, останавливались на зимовку купеческие караваны. Ладожане помогали разгружать и перегружать их товары. Сюда прибывали знатные викинги и политические изгнанники. При Ярославе Мудром шведские наместники Ладоги обороняли русскую землю от язычников. В скандинавских сагах сказано – «землю конунга». Язычниками той поры были еще не христианизированные шведские викинги и финские племена. На севере Киевской Руси жили воинственные финские племена – емь, приладожская чудь. Приладожские финны были хорошо вооружены. Борьба с ними шла весь XI век. Продолжалась и христианизация края. Ко второй половине XI века приладожская чудь начинает платить подати Ладоге.

До середины XI века источники отмечают самостоятельное значение Ладоги, связанной с правящим в Киеве княжеским домом. Обычно в Ладоге правил наследник, становившийся следующим киевским князем. В конце XI века Новгород выходит из-под власти киевского государства, и Ладога становится его дальним пригородом, сторожевым постом. Новгородцы заботятся об укреплении старой крепости. Вторая каменная Ладожская крепость построена правнуком Глеба Владимировича, первого русского святого, младшего брата Ярослава Мудрого. Тогда, в 1114 году, новгородским князем был Мстислав Великий, сын и наследник великого киевского князя Владимира Мономаха.

«Повесть временных лет» того года сообщает, что ладожский посадник Павел заложил в Ладоге каменную крепость на насыпи. Посадник – лицо, осуществляющее власть в городах Новгородской республики. Его выбирали на общем собрании свободных жителей города – вече. При закладке крепости присутствовал новгородский князь Мстислав Владимирович, поэтому вторая каменная крепость в Ладоге называется Мстиславовой. Она воздвигнута на месте первой, Олеговой крепости, разрушенной около 997 года. Сложили крепость из местного плитняка, разработки которого находятся неподалеку. Плитняк (известняк, ракушечник) – материал, образовавшийся в местах, где в доисторические времена было море. Это осадочная порода. Все известняки состоят в основном из кальцита. Виды известняков различают по размерам слагающих их частиц. В плотных известняках зерна трудно рассмотреть простым глазом. Они состоят из мелких зерен кальцита, скрепленных цементирующим веществом. Цвет их зависит от примесей (глина, кремнезем, оксиды железа, углекислый магний и другие). В основном известняки окрашены в желтоватый или сероватый цвет, что придает строениям из них различные оттенки в зависимости от времени года, суток и погоды. Так, например, Старый город, квартал Иерусалима, построенный еще до новой эры, кажется золотым в лучах яркого южного солнца.

Ладога, первая каменная крепость Древней Руси, была выстроена из известняка-ракушечника. Он состоит из ракушек различной величины, сцементированных углекислыми солями, имеет невысокую прочность, значительную пористость и малую плотность, но благодаря малой твердости легко поддается обработке. Эту породу можно пилить и тесать. Применяется известняк ракушечник для возведения стен в виде блоков из пиленого камня и для облицовки стен в виде плит.

Ладога, опорный пункт на границе древнерусского государства, защищала его северные земли. Так осуществлялся общерусский военный план обороны окраин единого государства – Киевской державы. Владимир Мономах в 1103-1111 годах ходил в сокрушительные походы на половцев, защищая южные границы Руси. Его сын Мстислав совершил пять походов на чудь, утверждая северные границы русских земель. Он продолжил военные операции Ярослава Мудрого против чуди и еми, которые он совершил в 1030 и 1042 годах. В первую из них в 1105 году Мстислав выступил из Ладоги. Эти походы охватили пространство от Восточного Приладожья до Эстонии. В ИЗО году Мстислав Владимирович, уже княживший в Киеве, посылал сыновей на чудь. Князь Мстислав Великий не знал поражений, при нем военное могущество Руси окрепло – усмирена чудь, разбиты половцы, утихли междоусобицы. Мир на Руси продолжался сорок лет, спокойно развивались ремесла, торговля, росли города, расцветала культура, северные ворота государства – город Ладога – отстраивался в камне.

Момент окончания постройки второй Ладожской крепости не зафиксирован в летописях. Предположительно это – 1116 год. С того времени и до конца XV века Мстиславова крепость была практически неуязвима для врагов:

1143 год – первое военное столкновение шведов и ладожан. Шведы напали на Ладогу, но не смогли взять ни город, ни крепость;

1164 год – нападение шведов; ладожане сожгли посад и укрылись в цитадели;

1338 год – немцы сожгли посад, но не взяли крепость («города не взяша»).

Ладожане во главе с посадником были самостоятельной боевой единицей, а в составе новгородского войска успешно отбивали нападения еми (1142, 1228), сражались с немцами (1241, 1268), шведами (1240, 1283, 1348), освобождали захваченные ими города Копорье, Орешек, два раза штурмовали шведскую крепость на реке Неве Ландскрону (1300, 1301). До постройки в 1323 году Орешка Ладога была единственной русской крепостью на севере Руси, противостоявшей агрессии шведских и немецких феодалов, вдохновляемых римско-католической церковью.

Ремонт каменных стен Ладожской крепости, отмеченный в новгородских летописях, был произведен в 1445 году при новгородском архиепископе Евфимии Втором.

Но где же находилась стена крепости XII века? В результате археологических работ 1973 года на ладожском мысу сделаны раскопки земляного вала, с юга ограждавшего территорию крепости. Тут же под снятым дерном найдена кладка – известняковые плиты, уложенные на светло-сером известняково-песчаном растворе. Это были две наружные каменные стены крепости, а между ними засыпана забутовка из обломков плит, щебня и кусков закаменевшего раствора. Общая толщина стены – 3,1 метра, высота – 1,1-1,3 метра, длина – 35 метров, сохранилась кладка в одиннадцать рядов камней, грубо отколотых, имеющих форму параллелепипеда. Их размер – 8-11 сантиметров на 40-60 сантиметров. Поверхность стены, обращенная к крепости, отвесна, а напольная (внешняя) сторона имеет скос. Стена плавно изгибается, как и несущий ее земляной вал. В середине ее обнаружен коленчатый уступ, подпертый с внутренней стороны крепости контрафорсом. Такая особенность присуща крепостным постройкам Греции (от времен Римской империи до первой четверти XIII века), но неизвестна на Руси ни в описываемое время, ни позже. Что могло послужить прототипом Мстиславовой крепости? Каменные крепости на известняковом растворе были выстроены: Переславль-Южный (до 1089), Боголюбово (1158-1165); Владимир-на-Клязьме (1194-1196); Киево-Печерская лавра (1182-1197); Гродно (XII в.); Труворово городище под Изборском (конец XI – начало XII в.).

Переяславль-Южный (Русский) – крепость на южных границах Руси, в Переяславской земле. Бе возвел митрополит Ефрем на городских валах, насыпанных в конце X века, она имела вид каменной кольцевой стены. Крепость отразила двадцать пять вражеских приступов. Переяславль-Южный – вотчинный город князя Всеволода Ярославича, деда Мстислава Великого. Так Ладога и Переяславль, северная и южная окраины древнерусской земли, оказались связаны своими князьями из династии Рюриковичей ветви Всеволодовичей-Мономаховичей. Князь Мстислав, «вскормленный» Новгородом, как позднее Александр Невский, воспроизвел в Ладоге опыт переяславского строительства, виденный им в тринадцать лет в городе деда.

Воротная башня крепости XII века располагалась на месте той же башни изначальной крепости века девятого – на западной стороне крепости. Видимо, башня была четырехугольной с шатровым навершием. Руководитель археологических раскопок А.Н. Кирпичников и архитектор А.Э. Экк составили план консервации крепости XII века и превратили ее в музейный объект. Проведена консервация южного и северного прясел крепости. К северу от Тайничной башни (о ней подробнее будет рассказано далее), на северном прясле стены найден, открыт и законсервирован проем в стене, предназначенный для подъема в крепость грузов, подвезенных по воде. Размер «торгового проема» – 3 х 3 метра. Сейчас он находится на высоте 7 метров по отношению к современному уровню воды в Волхове. В XII веке этот проем затворял деревянный щит, помещенный в деревянную раму. Такие торговые люки были в ходу во всей Центральной и Северной Европе. Их делали в верхних этажах рыцарских замков, купеческих домов и амбаров. Груз поднимали с помощью веревки с крюком, пропущенной через неподвижный деревянный брус, закрепленный наверху «торгового окна». Наверх веревку с грузом подтягивали воротом. Подобное подъемное устройство сохранилось в одной из средневековых башен Таллина.


Труворово городище


Стена Ладожской крепости XII века, возвышавшаяся на мощном – 20 метров в основании – земляном валу, оказалась такой прочной, что без изменений была включена в систему укреплений, сделанных московскими строителями при князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) в конце XV века. Даже боевой ход XII века полностью, без переделок стал боевым ходом Ладожской крепости XV века.

С честью выдержала Мстиславова крепость шведскую осаду 1164 года. Это был первый шведский крестовый поход в прибалтийские земли. Крестоносцы подчинили Финляндию и подошли к Ладоге на пятидесяти пяти кораблях (шнеках). Читаем в новгородской летописи: «Придоша Свее (шведы) под Ладогу и пожигоша ладожане хоромы своя и сами затворившиеся в граде с посадником с Нежатою». Гонцы помчались в Великий Новгород с просьбой о военной помощи. Из столицы республики на помощь пограничной крепости вышел отряд новгородцев. Шведы попытались взять штурмом Ладожскую крепость, но гарнизон и жители отбили вражеский приступ. Тогда шведы окружили крепость и четыре дня держали ее в осаде. Узнав о приближении новгородских воинов, захватчики сняли осаду и увели свой флот в речку Воронежку, приток Волхова. Тогда она называлась «Вороная». Ладожане и подошедшие им на помощь новгородцы, возглавляемые князем Святославом Ростиславовичем и посадником Захарией, разбили шведов близ теперешней деревни Самушкино и захватили сорок три из пятидесяти пяти вражеских судов. Память об этом историческом событии впоследствии была заслонена славными для русского оружия победами в Невской битве (1240) и Ледовом побоище (1242).

К 850-летию битвы на речке Воронежке (2014) в деревне Самушкино Волховского района наши современники собираются создать культурно-исторический центр. Там будет памятный знак на берегу реки Воронежки, часовня со святым источником, макет шведского корабля, православный храм, сторожевая деревянная (рубленая) башня, скульптуры героев: князя Святослава Ростиславовича, посадников ладожского Нежаты и новгородского Захарии. Таковы планы местного уроженца, петербургского предпринимателя Николая Ванюшова.

Торговый проем в крепостной стене, обращенной к реке Волхов


А современниками битвы в память об этой победе в Ладожской крепости воздвигнут и освящен Георгиевский собор, белокаменное чудо, шедевр древнерусского домонгольского зодчества, имеющий черты новгородской архитектурной школы.

В этой традиции – возведение в максимально короткие сроки (обычно – одно лето) компактных одноглавых построек. Артель строителей Георгиевского собора возглавил мастер Петр. Это был опытный храмовый архитектор. Он строил в Новгороде Никольский собор на Ярославовом дворище по заказу князя Всеволода, а когда новгородцы изгнали князя, ушел вместе с ним и архиепископом Нифонтом во Псков. Там они возвели Иоанновский монастырь и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря с сохранившимися до сих пор замечательными фресками. Вдохновлял храмовое строительство в землях, подвластных Великому Новгороду XII века, архиепископ Нифонт, грек по происхождению. Он был монахом Киево-Печерской лавры, а на севере Руси стал духовным пастырем Новгорода, Пскова, Ладоги. Христианство на Руси в эти годы крепнет и творчески развивает византийскую традицию. В XI веке здесь сложился тип крестовокупольного храма, завершенного одним или несколькими (чаще пятью) куполами. Такая форма церквей и соборов станет главенствующей на Руси в последующее тысячелетие. Интерьер храма делится на три нефа (придела) колоннами (пилонами), на которые опирается барабан купола.

Таков и храм на территории Ладожской крепости (1163-1166). Он построен как куб из мягкого волховского камня (известняка) и увенчан единственным куполом в виде шлема древнерусского воина. Храм возведен для ладожского гарнизона и освящен в честь Георгия Победоносца, одолевшего змея. Храм невелик, высота его – пятнадцать метров от пола до купола, но разделен четырьмя столбами на три нефа. В куполе, как и в других православных храмах, присутствует изображение Христа. Здесь – Гго Вознесение на радуге (слава) во плоти как оправдание и возвеличивание человеческого естества. Христа окружает динамичный хоровод ангелов. Фреска написана светлыми, праздничными тонами.

Георгиевский собор. Вид со стороны входа


Но всемирную славу этого храма составляет другая фреска. Она находится справа от алтаря, в дьяконнике, и изображает святого Георгия Победоносца. Это первая на Руси живописная композиция «Чуда Георгия о змие». До сих пор этот сюжет является частью государственного герба России. Но на гербе и иконах представлена беспощадная расправа святого со змеем. Ладожская же фреска создана по древнейшему византийскому изводу.

Известный сюжет предстает в знаменитой фреске новгородского письма XII века очень мирно – единственное изображение Георгия-воина, не использующего свое оружие. Здесь Святой Георгий побеждает змея силой Божьего слова и своего духа, молитвой, а не копьем. Святой воззвал к Богу, начертил на земле крест, и дракон (змий, змей) был усмирен. Царевна Елисава (Елисават, Елизавета) спокойно ведет его в город. То, что дракон – тоже тварь Божья, на фреске показано просто и понятно – и кожа дракона, и шкура коня Святого Георгия разрисованы одинаковыми пятнами. Изображение изысканное, праздничное. Очень красив конь святого. Его точеные ноги напоминают изображения лошадей на греческих сосудах V-IV века до н. э. Мы можем видеть их у нас в Эрмитаже. Художественная эллинистическая традиция, воспринятая Византией, пришла на Русь и получила здесь дальнейшее развитие. Гордо реет за спиной святого красный плащ. Русские князья носили такие плащи (корзно) как знак своего титула. От знаменитой фрески в красно-коричневых тонах, характерных для новгородской изобразительной школы, исходит умиротворение, сознание того, что все земные твари – создания Божьи, а воин должен охранять жизнь, а не отбирать ее.

Во второй половине XII века в Новгороде формируется местная школа монументальной живописи. Фрески Георгиевского собора – крупнейший памятник русской монументальной живописи домонгольской эпохи (ок. 1167), раньше Спаса на Нередице в Новгороде (1199).

Об образе святого Георгия. Со времен принятия христианства на Руси это известный святой. Образ святого приобрел всенародную любовь и почитание. Его называют Георгием Храбрым (Юрием, Егором) и отмечают два Юрьевых дня – в мае и в декабре.

Георгиевский собор (в другом ракурсе)


Известен он и у мусульман под именем Джирджис.

Культ Святого Георгия в христианстве зародился еще в первые века новой эры. Ортодоксальная христианская житийная (агриографическая) литература считает Георгия современником римского императора Диоклетиана (284-305). По житию Георгий – уроженец восточной Малой Азии (область Каппадокия) или сопредельных ливано-палестинских земель. Он принадлежал к местной знати и был удостоен высокого воинского звания. Воин Георгий тайно крестился, и во время гонений на христиан при императоре Диоклектиане палачи пытались принудить его к отречению от веры, подвергали истязаниям, и он принял мученическую смерть – усекновение головы. Мусульманская легенда сообщает, что Георгий трижды умирал и воскресал под пытками.

В христианстве святого Георгия почитают наряду с мучениками-воинами, такими как Димитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон и другие. В крепости Старой Ладоги рядом с каменным Георгиевским собором стоит деревянная церковь Димитрия Солунского. Такое возведение церквей глубоко символично. После превращения христианства в государственную религию эти святые становятся небесными покровителями воинов-христиан. И в то же время строительство двух церквей рядом вызвано суровым российским климатом. Невозможно зимой в неотапливаемой каменной церкви отстоять всю длинную службу. В каменных церквах службы проводили только в теплое время года, а зимой служили в отапливаемых деревянных храмах.

Во всем христианском мире святой Георгий воспринимается как блестящий аристократ, образец сословной чести. У византийцев – для военной знати, в Западной Европе – для рыцарей, на землях славян – для князей.

Святой Георгий считался покровителем стад скота и коней. Изображают его преимущественно в виде всадника, но есть византийские иконы, на которых пеший святой Георгий, погруженный в молитву, держит в руках собственную голову. Такая икона хранится и сейчас в Историческом музее Москвы. Святой защищает скотину от волков, а людей – от змей. Святой Георгий повторил подвиг демиургов и героев, умертвивших хтоническое чудовище. Вспомним этот мифологический ряд: Мардук, Аполлон, Яхве, Гильгамеш, Беллерофонт, Персей, Ясон, Сигурд и др.

Ядро легенды о святом Георгии, известное уже в низовой полуофициальной агриографии, таково: близ некоего языческого города (Ливан, Ливия, или Ладикия, или Геван в русском переводе) было болото, в котором поселился змей-людоед. Перепуганные жители отдавали ему на съедение юношей и девушек, выбранных по жребию. Наконец жребий пал на дочь властителя города (мотив Андромеды и Персея). Девица в слезах ожидает неминуемой гибели. Святой Георгий проезжает мимо. Он направился к воде напоить коня и увидел прекрасную жертву. В Георгиевском соборе Старой Ладоги представлен редкий извод «Чуда Георгия о змие». Это действительно чудо – по молитве святого обессилевший змей укрощен, он пал к ногам коня святого воина, а девица повела его на поводке в город. Все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь святого и принять крещение. Георгий сражает змея мечом и возвращает дочь родителям. В западных источниках имя девицы – Елисава, Елисават, на Руси – Елизавета.

Фреска в соборе «Чудо Георгия со змеем»


Святой Георгий в этом рассказе – богатырь, проповедник истиной веры и рыцарь-заступник обреченной невинности. Во время крестовых походов эпизод драконоборчества святого Георгия был особенно популярен в Западной Европе. Там его воспринимали как сакральную основу всей куртуазной рыцарской культуры. Крестоносцы, побывавшие на легендарной родине святого Георгия, разносили его славу по всей Западной Европе. Рассказывали, что во время штурма рыцарями Иерусалима во времена первого крестового похода (1099) святой верхом бился на стороне рыцарей-крестоносцев. Был он в рыцарском белом плаще с красным крестом (через двадцать лет этот крест станет символом рыцарского ордена тамплиеров). С XIV века святой Георгий станет патроном Англии. Там его называют Джорджем. В Великобритании были четыре короля с таким именем.

Мотив битвы с чудовищным змеем ради защиты дамы входит в сюжеты авантюрных рыцарских романов. Двенадцатый век в Западной Европе – время расцвета этого жанра. Эта авантюрная составляющая вошла в религиозную литературу и живопись, а тема драконоборчества становится главной в житии святого Георгия.

Известны русские духовные стихи о «Егории Храбром», уклоняющиеся от этой темы. Георгий здесь – сын царицы Софии Премудрой. Она правит в Иерусалиме – граде Святой Руси. Облик Георгия в этом стихотворном тексте имеет сказочные черты: «голова у Егория вся жемчужная, во всем Егории часты звезды».

А теперь внимательно посмотрим на фреску Георгиевского собора Староладожской крепости. Лик святого – бесстрастный, утонченный, являет непоколебимую веру христианина и достоинство знатного воина. Он едет на коне, хвост которого завязан узлом – древним символом смирения. Сапоги святого белые, форма их напоминает церемониальную обувь русских князей. На фреске фигура святого в два раза превышает размер фигур других персонажей.

В апокрифе XI века утверждается, что святой явился защитить деву уже после своей мученической кончины. По соизволению Божьему он предстает в образе воина. В руке святого стяг, темно-красный плащ его осыпан звездами, что подчеркивает его миссию посланца небес. Святой Георгий здесь выглядит подобным ангелам Божьим.

Георгиевский собор находится в центре Ладожской крепости. Сакральный центр, крепость духа, окруженный стенами из камня. Фреска собора несет такую идею: сила и воинская доблесть вторичны во вселенской битве добра со злом, которую ведет каждый христианин. В этой битве побеждают смирение, вера, молитва. Смирение и вера – вечные идеалы христианства.

Мы знаем, что изображение всадника на коне, пронзающего копьем дракона, с XIV века стало эмблемой города Москвы, с XV – Московского государства, а позднее и Российской империи.

Для награждения отличившихся в битвах воинов в России царем Петром I были учрежден орден Андрея Первозванного (1698), ставший высшей наградой в Российской империи. Государь хотел учредить и орден Александра Невского, но не успел – скончался. Вторая супруга Петра I императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского в 1725 году. В 1769 году императрицей Екатериной II в России учрежден военный орден Георгия Победоносца. Произошло это в день Святого Георгия 26 ноября (7 декабря по новому стилю). Орден Георгия Победоносца стал высшей военной наградой Российской империи. Вид его очень прост: белый эмалевый крест, а в центре – изображение Святого Георгия, всадника на белом коне, пронзающего копьем змея. Орден могли получить офицеры за личную доблесть на поле боя. В статуте ордена записано так: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для Нашей воинской службы полезные советы… Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается».

Российские императоры считали великой честью для себя быть награжденными этим орденом за личную доблесть. Императоры Александр II и Александр III получили эти ордена в бытность свою наследниками престола. Существовали в России и другие ордена. Награждались ими, как правило, генералы, адмиралы, боевые офицеры. Для награждения за доблесть, проявленную в боях низшими чинами российской армии (солдатами, матросами, унтер-офицерами), в 1807 году учреждается знак Военного ордена Георгия (с 1913 года – Георгиевский крест). Георгиевский крест имел четыре степени: первую и вторую золотые, третью и четвертую серебряные. И 14 июня 1807 года первым среди низших чинов российской армии был награжден унтер-офицер Е.И. Матюхин. Награду он получил за отвагу и мужество, проявленные в бою с французами под прусским городом Фридляндом. Два русских солдата А.Н. Волков и П.Е. Леонов вписали свои имена в историю Отечества тем, что за безумную отвагу и героизм в боях получили по пять Георгиевских крестов. «Полный бант» крестов носили на груди участники Русско-японской и Первой мировой войн маршал Советского Союза С.М. Буденный и герой Гражданской войны В.И. Чапаев.

Наш современник, поэт и писатель-фантаст Андрей Белянин увидел древний змееборческий сюжет в его более распространенном изводе:

Святой Георгий

Копье в гортань – дракон прижат к земле,

Возрадуйтесь, зверье и человеки!

Георгий выпрямляется в седле

И верует, что зло сразил – навеки.

Путь к подвигу короче молодым —

У старости ни силы, ни резона.

Георгий – он, еще не став святым,

Карает зло в обличии дракона.

За веком век, среди других икон

Напоминает, что всесилен разум.

Но притерпелся к боли и дракон,

Не дышит, но косит горящим глазом.

Зло терпеливо время ждет свое.

Дождется – беспощадными клыками

Враз переломит хрупкое копье,

Уже почти истлевшее с веками.

И – вырвется дракон!

И, ввысь скользя,

Поглотит все живущее – навеки.

Заплачет небо, и сгорит земля,

И хлынут вспять обугленные реки.

Планета – как один большой погост…

Как черный вздох галактики пустынной:

Под мертвым светом равнодушных звезд

Лишь пустота и пепел молча стынут…

В соборе ли, в церквушке средь села,

Ни времени, ни устали не меря,

Святой Георгий, не сходя с седла,

Сражается и верит, верит, верит!

В XII веке территория Ладоги расширилась до четырнадцати-пятнадцати гектаров и украсилась каменными церквами, возведенными в так называемых концах, то есть районах города. Там селятся ремесленники, объединенные одинаковым занятием в артели. Эти концы становятся самоуправляемыми городскими единицами, как в Новгороде. В Ладоге, как и в Новгороде, было пять концов, а во Пскове – только четыре. Важные решения принимает вече конца или общегородское, а осуществляет их посадник.

Ладожане осваивают природные угодья, выходя за пределы долины Волхова, возникает отдаленная от города сельскохозяйственная округа. Поселенцы Ижорской возвышенности платят дань ладожанам. Сухопутные пути теперь приравнены к водным и связывают Ладогу с окружающими ее деревнями. Ближе к устью Волхова возникает пристань Исады (1228). Ладога уже – не крохотный очаг культуры среди окрестных лесов и болот, а настоящий центр этих земель, куда ведут все дороги: как водные, так и сухопутные. Ладожане способствуют экономическому и культурному развитию финноязычных районов Новгородской земли. Теперь город Ладога имеет надежную крепость, развитый посад. Население ее стабильно и богато. Внешняя торговля по-прежнему осуществляется через Ладогу, но товары уже не идут дальше на Восток, а находят покупателей на Руси. Русские города XII века переживают стремительный рост экономического благосостояния и культурного строительства, вдохновленного христианством.

На исходе XII века римский папа Иннокентий III создал рыцарский орден меченосцев для покорения языческих народов. На земли Прибалтики обрушилась феодальная крестоносная агрессия. В 1227 году новгородский князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, массово мирно крестил карел, укрепляя на этих землях власть Новгорода, подкрепленную авторитетом кафолической ортодоксальной веры, воспринятой русскими от Византии. Римско-католическая и кафолическая ветви христианства боролись за влияние в Северной Европе. В Восточной Прибалтике шла особенно ожесточенная борьба. Эти земли попали в сферу интересов инквизиции. Ватикан, идеологически обосновал захват русских земель, называя русских «врагами апостольской столицы и покровителями язычества». В 1239 году папа Григорий IX призвал рыцарей Ливонского ордена и шведов объединиться и выступить против русских, не давая им крестить финские племена. С подобными же призывами обращались к рыцарям католических орденов папы Александр IV (1260) и Климент VI (1344).

XIII век был очень тяжелым для Руси. С востока наступали степняки, начиналось татаро-монгольское иго, с запада шла католическая крестоносная экспансия. Западноевропейские рыцари и церковники зарились на богатые русские земли. В 1238 году начался второй шведский крестовый поход. Рыцари Ливонского ордена основали на крутых берегах речки Копорки в 1238 году крепость (будущее Копорье). Отпор им дал Александр Невский, прогнавший незваных гостей и разрушивший их укрепления.

В 1240 году он выступил навстречу ярлу Биргеру, зятю шведского короля Эрика V Эриксона по прозвищу Леспе (Косноязычный, Картавый). Встреча их произошла 15 июля на берегу Невы, при устье ее притока Ижоры. Биргер бежал. Войску князя Александра пришло на помощь небесное воинство под предводительством первых русских святых Бориса и Глеба – так пишет очевидец. Александр Ярославич был потомком святого князя Глеба, дед Александра Невского, князь Всеволод Большое Гнездо – праправнук святого князя Глеба Владимировича. Битву на берегу Невы описал очевидец, составивший позднее житие святого Александра Невского. Место Невской битвы отмечено в нынешнем поселке Усть-Ижора церковью Александра Невского, заложенной Петром I в 1711 году. В 1987-1994 годах храм восстановлен прихожанами и освящен в 1995 году. На месте Божией помощи в день Невской битвы, у церкви Святого Александра Невского, в 2002 году возведен памятник-часовня.

В книге А.Д. Балабуха «Когда врут учебники истории» обосновывает иной взгляд на Невскую битву и Ледовое побоище.

Перед походом на шведов Александр Невский молился в Георгиевском соборе Ладоги, а его дружина наполовину состояла из ладожан. Святой Георгий почитается на Руси с XI века как небесный покровитель воинских дружин. История России, подвиги ее народа – нравственное завещание предков ныне живущим. В 1942 году Илья Сельвинский писал:

Какие ж трусы и врали

О нашей гибели судачат?

Убить Россию – это значит

Отнять надежду у Земли.

В удушье денежного века,

Где низость смотрит свысока,

Мы окрыляем человека,

Открыв грядущие века.

В древнерусском государстве был могучий флот. Достаточно вспомнить походы на Константинополь (Царьград) Аскольда и Дира, Олега Вещего, Игоря Рюриковича, Святослава Игоревича. В 907 году князь Олег Вещий двинулся на Царьград. В этом походе участвовало большое, разноплеменное, хорошо организованное войско – ильменские словене, кривичи, радимичи, древляне, поляне, вятичи, чудь, меря, варяги. Для похода построили две тысячи ладей. Каждая вмещала сорок человек. Флотилия с пехотой двигалась по Днепру и вдоль западного берега Понта (Черного, Русского моря) к Царьграду. «Насады черленые» – так в былинах называли эти суда. Эти походы отражены в русских летописях, а в народной памяти турков, захвативших Константинополь (1453), до сих пор жива легенда о народе ладоге, приходившем с севера воевать с Византией.

Ладожская крепость почти тысячу лет охраняла северо-западные рубежи нашего Отечества, а город Ладога был одним из крупнейших на Северо-Западе Руси.

В 90-е годы XV века, при князе Иване Третьем (1462-1505), укреплявшем границы объединенного русского государства, были подняты в высоту ее стены, обновлены башни. Крепость времен Московского государства занимает пространство 75 х 150 метров на том же мысу при впадении Ладожки в Волхов, где стояли две ее предшественницы. Мощные стены и башни крепости, приспособленной к артиллерийским боям, сложены из валунов, облицованных плитняком. Ширина стен составляет 7-9 метров, высота – от 7 до 12 метров. Главное нововведение московских инженеров – мощные пушечные башни. Их высота – 16-19 метров, ширина основания – 16-25 метров. Крепость рассчитана на круговую оборону. Пять мощных каменных башен вынесены за линию крепостных стен. Эти башни являлись самостоятельными центрами обороны. Толщина их основания достигает девяти метров. Для сравнения – толщина основания башни Святого Олафа, главной башни Выборгского замка, составляет примерно пять метров. Толстые башенные стены Ладожской крепости могли выдержать длительный артиллерийский обстрел. Башни состояли из нескольких ярусов (этажей) боя, разделенных деревянными балками. В толще их стен сделаны обширные камеры, перекрытые цилиндрическими сводами. В этих камерах устроены узкие бойницы, их наружный выход имеет раструб.

Бойницы в каменных стенах башен проделаны так, что сектор обстрела каждого яруса не совпадает с другим, а перекрывает секторы обстрела других ярусов. Войти в крепость можно только через четырехугольную Воротную башню. Остальные башни были круглыми. Не допустить штурмующие вражеские отряды ко входу в крепость, не дать разбить створки ворот тараном и надежно перекрыть путь на крепостной двор – задачи, стоявшие перед московскими фортификаторами. Поэтому внутренняя планировка Воротной башни имеет такие особенности – входной проем расположен в южной ее стене, линия проезда внутри башни изогнута под прямым углом, выход на территорию крепостного двора находится в восточной стене башни. Подступы к проезжим воротам находились под обстрелом не только бойниц крепостных башен, но и бойниц крепостной стены. Внутри Воротной башни располагалась подъемная решетка (герса, катаракта), прикрывающая створки ворот. Подъемный мост перекидывался от ворот через предмостную «волчью яму». Такое устройство въездных ворот характерно для византийского фортификационного искусства и русской крепостной архитектуры (Орешек, Государева башня).

Башни Ладожской крепости Воротную и Стрелочную соединяет стена длиной около 53 метров, высотой около 6 метров. Она протянулась на север от Воротной башни вдоль берега реки Ладожки до стрелки (речного мыса). Стрелочная башня занимала важное тактическое значение в системе обороны ладожской твердыни – имела три яруса боя, контролировала не только берег Волхова, но и устье Ладожки. Башня усиливала самый мощный и опасный фронт крепости «с приходу от немецкого свейского рубежа». К XXI веку лишь нижние части стен сохранились от некогда грозной Стрелочной башни.

Восточная стена Ладожской крепости проходит вдоль Волхова. Там находилась Тайничная башня. Внутри нее на первом ярусе был колодец, наполнявшийся водой через трубы, выведенные в реку Волхов. Первый ярус Тайничной башни был глухим, без бойниц и перекрыт каменным сводом. От уровня колодца на крепостной двор можно было попасть по каменной двухмаршевой лестнице. Диаметр башни составляет 16 метров, кладка стен сохранилась на высоту одного метра. Проезжавший мимо Ладоги в 1634 году немецкий путешественник, ученый, дипломат Адам Олеарий зарисовал зубцы по верху башни. В 1630-1640-х годах этот ученый немец трижды посетил нашу страну. В 1647 году он опубликовал в Шлезвиге свои записки о России с приложением альбома карт и рисунков, запечатлевших современную ему русскую жизнь. Это ценный источник из истории Ладожской крепости и ее Тайничной башни, потому что уже в 1672 году ее разобрали из-за ветхости по верхний свод.

На южной стороне крепости стоят две башни – Климентовская на юго-западном и Раскатная (Большой Раскат) на юго-восточном углах. Климентовская башня разрушена на две трети былой высоты, но восстановлена в 1975 году по проекту А.Э. Экка. Это самая мощная башня крепости – диаметр основания 24,5 метра, высота – 16 метров, толщина стен первого яруса – 9 метров. Башня состоит из трех ярусов, имеет четырнадцать бойниц. Количество бойниц увеличивается снизу вверх так: первый ярус – три, второй ярус – пять, третий – шесть. Подобное расположение бойниц связано с расширением кругового обстрела, ограниченного на первом ярусе непосредственной близостью земляного вала. Бойницы, внутренняя лестница и выход облицованы в XVI веке плинфой века XII, взятой из разрушенной ладожской церкви.

Раскатная башня еще ждет своих реставраторов. Верхняя часть ее не сохранилась, но общую высоту можно рассчитать – 16 метров, а ширина фундамента – 19,5 метров. В Раскатную башню можно войти с крепостного двора, по лестнице в толще стены подняться на третий ярус и по проходу перейти на восточное прясло. Бойницы Раскатной башни обращены в сторону Волхова, а одна из верхних – в южную, напольную сторону. Все одиннадцать бойниц этой башни хорошо сохранились.

Южное прясло крепости самое короткое, около 40 метров. Крепостные стены имели два яруса боя – нижний (подошвенный) и верхний. Подошвенный ярус – щелевидные бойницы, расположенные в глубоких камерах. Верх стены заканчивался парапетом, где проходил боевой ход, прикрытый с приступной (внешней) стороны бруствером с бойницами. Западная стена этого боевого хода – открытая аркада под деревянной крышей.

Процессы реконструкции старых крепостей и возведение новых, приспособленных к боям с использованием тяжелых пушек, шли по всей Европе. Иван III мечтал силой вернуть Западную Карелию, отторгнутую шведами по Ореховскому договору 1323 года. Шведы, готовясь к войне, перестраивали свои замки (Выборг) и возводили новые. С 1475 года и до начала 90-х годов XV века в Финляндии построен замок Олавинлинна (Олофсборг, Нейшлот), названный в честь Святого Олафа. Замок возводили готландские, таллинские, греческие, итальянские мастера. В 1477 году на строительстве этого замка работало шестнадцать иностранцев. Греки и итальянцы прибывали в Финляндию через Москву, где знакомились с местным оборонным зодчеством. Приемы московской фортификации видны в замке Олавинлинна, что сближает его с Ладожской крепостью.

Фрагмент стены Ладожской крепости. Вид с крепостного двора


К началу XVI века в городе Ладоге было сто шестнадцать дворов. Город, как и Новгород, делился на пять концов (районов). Они назывались Богородицкий, Климентовский, Никольский, Семеновский, Спасский по построенным там каменным церквам. В городе были улицы Микитина, Федорова, Даниславля и знаменитая Варяжская, существующая вот уже тысячу лет. Население города состояло из ремесленников, купцов, торговцев, лоцманов, проводивших торговые суда через Волховские пороги. Таковы данные переписной книги 1500 года.

В XVI веке линия обороны Ладожской крепости была расширена. Царь Борис Годунов (1598-1605) прислал в подарок горожанам колокол с надписью «Ладоге – оплоту государства моего».

В 1610 году русское государство раздирала смута, шведы решили захватить новгородские земли, на которые зарились с давних пор.

Ладогу захватили французские мушкетеры во главе с Жаном де Лавалем. Они служили наемниками в шведском корпусе, брошенном на покорение Северо-Запада России. Французы обманули защитников, заявив, что прибыли к ним на помощь (вспомним, что в феврале 1609 года в Выборге был подписан договор о взаимопомощи между русским царем Василием Шуйским и шведским королем Карлом IX). Ладожане сами открыли ворота чужеземным солдатам, поверив их словам.

После Ладоги шведы подошли к Орешку, но не смогли взять сильную русскую крепость на острове в истоке Невы.

В феврале 1611 года русские воины отбили очередную атаку на Орешек и освободили Ладогу от захватчиков. Память о битве под Ладогой русских со шведами хранилась в народной памяти еще долгое время. Триста лет простоял деревянный крест на берегу Волхова рядом с Никольским храмом бывшего Гостинопольского монастыря. Старожилы рассказывали, что крест установлен на месте смертоносной битвы со шведами. Там в братской могиле погребли павших россиян, а на другом берегу реки похоронили убитых захватчиков. Когда именно установили крест, сейчас мы уже не узнаем. Памятный знак исчез около ста лет назад. Братская могила русских воинов затоплена при строительстве Волховской ГЭС. Тогда уровень воды настолько поднялся, что под водное зеркало ушли знаменитые волховские пороги. Правда, их предварительно взорвали. Волховская ГЭС имени В.И. Ленина строилась первой по ленинскому плану ГОЭЛРО, включавшему постройку тридцати электростанций, и была введена в строй в 1926 году.

По Столбовскому миру 27 февраля 1617 года Ладога вернулась в состав России. Шведы ушли в марте 1617 года по последнему снегу, разрушив и опустошив город. Были уничтожены три каменные церкви XII века, взорвана каменная Ладожская крепость. Местная ладожская легенда рассказывает, что шведы ушли с обозом, составленным из нескольких возков на полозьях. Они увозили ценности ограбленных храмов города и окрестных монастырей: богослужебные книги, распятия, золотые и серебряные сосуды, драгоценные оклады икон, паникадила, шитые золотом облачения священников. Обоз сопровождал Яков Делагарди во главе отряда хорошо вооруженных и экипированных шведских рыцарей. Отряд направлялся в Выборг – один из самых богатых и хорошо укрепленных шведских городов. Оголодавшие к весне волки нападали на обоз. Во время пути пропали несколько шведских солдат, два сундука и серебро, упакованное в кожаный мешок. Через несколько месяцев останки исчезнувших солдат обнаружили на берегу реки Сясь – мощного потока, впадающего в Ладожское озеро. Видимо, солдаты отстали от обоза специально: хотели дождаться ледохода и вернуться прямо в Швецию с украденными ценностями, но не смогли их поделить и истребили друг друга. А украденные ими два сундука так и остались спрятанными. Может быть, они и сейчас находятся где-нибудь неподалеку от Старой Ладоги.

За захват русских территорий шведский король Густав-Адольф щедро вознаградил Якова Делагарди: военачальник получил земли в том месте, где впоследствии заложат Санкт -Петер бург.

После ухода шведов Ладожскую крепость восстановили, на башни подняли пушки.

К середине XVII века Ладожская крепость стала ветшать. В 1646 году царь Алексей Михайлович, отец Петра I, повелел: «…в каменном городе починить нужных мест… по каменному городу зарубить деревянные стены». Он заботился о приведении в порядок каменной стены Ладожской крепости. Значение стража границы России сохранялось за старой крепостью на протяжении всего XVII века – «от немецкого свейского рубежа город Ладога всего 30 верст…» (запись 1655 года).

Петр I, готовясь к Северной войне, соорудил в крепости пороховые погреба и склады оружия. После победоносной Северной войны (1700-1721) берега Невы и Ладожского озера окончательно вернулись в состав России. Древняя Ладожская крепость утратила оборонительное значение. Петр Алексеевич в 1704 году основал в устье Волхова Новую Ладогу, ставшую новым центром приладожских земель. Но это уже другая история…

А древний крепостной город с тех пор зовется Старой Ладогой. Это был крупный религиозный центр. До сих пор сохранилась Успенская церковь XII века. Застенный монастырь упразднен в 1764 году. Георгиевский собор (Святого великомученика Георгия Победоносца) закрыт в 1926 году, но фреска «Чудо Георгия о змие» открыта для посетителей Староладожского музея-заповедника. Здесь же находится деревянная церковь Димитрия Солунского, святого воина, покровителя князей и воинов, срубленная в XVII веке (до 1646 года). Сейчас она полностью отреставрирована. Директор музея-заповедника Людмила Губчевская говорит, что в церкви Димитрия Солунского откроется экспозиция, посвященная святым воинам.

Церковь Димитрия Солунского


В южной части селения расположены Успенский женский и Никольский мужской монастыри – крупнейшие в Старой Ладоге.

К воротам Успенского монастыря ведет Варяжская улица, известная с 860-х годов. Вероятное время основания монастыря – первая половина XII века. Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) построен во второй половине XII века (1156-1159). Формой и размерами он напоминает Георгиевский собор Староладожской крепости, но купол Успенского собора выполнен в виде идеальной полусферы, а стены его окрашены более теплым розоватым цветом. После победы в Невской битве (1240) Александр Невский сделал щедрый вклад в Успенский монастырь.

Первая супруга Петра I царица Евдокия Федоровна Лопухина под именем инокини Елены томилась в ссылке в Старо-Ладожском Успенском женском монастыре с 1718 по 1725 год. Ее перевели туда после казни родного сына царевича Алексея. Современный адрес Успенского монастыря: Ленинградская область, село Старая Ладога, Успенский переулок.

* * *

На южной окраине Старой Ладоги находится Староладожский Никольский мужской монастырь. Его современный адрес: Ленинградская область, село Старая Ладога, улица Никольская, дом № 1.

Время его основания – XII век. Такой вывод сделал археолог М.К. Каргер. Во время раскопок Никольского собора он обнаружил фундамент храма XII века. При советской власти здесь располагалось предприятие «Сельхозтехника», но монастырский комплекс сохранился без особых утрат, и в 2002 году его передали Русской православной церкви. Монастырь освящен во имя Николая Чудотворца, особо любимого и почитаемого в России святого. Сюда, из итальянского города Бари доставили частицу мощей святого Николая Чудотворца. Сейчас она находится в церкви святого Иоанна Златоуста на территории Никольского монастыря. Кирпичная церковь возведена на месте более ранней, деревянной, архитектором A.M. Горностаевым в 1859-1872 годах. Церковь выкрашена в красный цвет, отделана белым. Архитектура ее имеет черты раннехристианской базилики и романского стиля, что характерно для господствовавшего в то время стиля «историзм». Рядом с церковью Иоанна Златоуста возвышается белая восьмигранная колокольня, завершенная зеленой восьмигранной крышей, увенчанной луковкой купола (1695). Деталями (кокошники, окна) она напоминает русские церкви XVI века. При Никольском монастыре существовала единственная в Старой Ладоге до революции школа.

На Малышевой горе, в северном конце Старой Ладоги, с 1695 года стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Храм этот построен в русском стиле. Его восьмигранная колокольня завершается шпилем, как колокольня женского монастыря в Горицах (Вологодская область). Купол храма выполнен как луковица на высоком белом барабане, прорезанном окнами. Большой купол окружают четыре маленьких – такова русская православная традиция. Позднее при церкви образовался монастырь.

Ладога почти тысячу лет – с VIII по XVII век – была крупным торговым центром. Здесь проходил знаменитый путь «из варяг в греки». В IX-X веках через Ладогу с Востока прошло несколько миллионов серебряных монет. До сих пор вдоль Волхова тянется Варяжская улица, проложенная в IX веке. На ней были лавки торговцев с Севера. В Ладогу приезжали люди со всех концов тогдашнего мира – из Балтии, арабского Востока, Византии. Так начиналась более чем тысячелетняя история нашей Отчизны, знавшей и печали, и горести, и бурный расцвет государственности и культуры. А Ладога была ее первой столицей. Многое здесь уникально, например – единственная на севере Руси стеклодельная мастерская, процветавшая до наступления на русские княжества татаро-монголов. Сейчас эти изделия и другие находки археологов можно увидеть в экспозиции Воротной башни Староладожского музея-заповедника.

* * *

Адрес музея: 187412, Ленинградская область, поселок Старая Ладога Волховского района, улица Волховская, дом № 8. Телефон: 813-63-135-24. Время работы музея: 10.00-17.00, выходной – понедельник.

Войти в музей можно со стороны крепости через Воротную башню. Башня эта реставрирована по проекту покойного архитектора Ленинградских специальных научно-производственных реставрационных мастерских Альберта Эрнестовича Экка. Эта квадратная башня имела герсу, подъемный мост и предвратный ров, аналогичные таким же приспособлениям в Государевой башне Орешка. Особое чувство возникает при подъеме на башню по старинным каменным ступеням, непривычно высоким для современного человека. А закаленные воины ладожского гарнизона бегали по узким лестницам в боевой броне! Сейчас сувениры с изображением крепости, святого Георгия, средневековых воинов можно приобрести у входа в Воротную башню.

Нынешняя Старая Ладога – село Ленинградской области. Все памятники старины – крепость, монастыри, курганы – расположены близко друг от друга, в пределах пешеходной прогулки, доставляющей большое удовольствие. Как красива благодатная ладожская земля! Эту красоту хочется созерцать, запечатлеть на фото, видео, рисунках и хранить в сердце!

Русский художник Николай Константинович Рерих (1874-1947) возводил свой род к старому варягу Ререху, соратнику Рюрика. «Ререх» в Скандинавии означает «богатый славой». В начале XX века знаменитый художник бывал в Старой Ладоге и написал несколько картин о славном прошлом древней русской столицы. Самая известная – «Заморские гости», созданная в 1902 году (гость – купец по-древнерусски), воспроизводит вид на Волхов со стены Ладожской крепости.

Эмоциональное потрясение, желание знать больше о прошлом Родины заставляют обращаться к историческим источникам, учебникам, к литературе со сведениями по хронологии. Мы узнаем, что князь Рюрик правил семнадцать лет. Князь Олег Вещий правил тридцать три года, как и воспитанник его, князь Игорь Рюрикович. Победоносный Святослав, сын Игоря и Ольги, был во главе Древней Руси пятнадцать лет, а Владимир Святославич, вошедший в былины, преданно любивший византийскую царевну Анну, крестивший Русь, правил тридцать пять лет.

Конец ознакомительного фрагмента.