Вы здесь

Калсарикянни. Финский способ снятия стресса. 1. Введение. Финский дзен (Миска Рантанен, 2018)

1

Введение. Финский дзен

Что такое калсарикянни? В чем его философия? Чем калсарикянни отличается от лагома и хюгге?

Калсарикянни помогает расслабиться и восстановить силы в мире, ставшем слишком беспокойным.

Аршинные заголовки в СМИ дают понять, что конец близок. Трудно сказать, какие новости являются правдой, какие ложью, а какие – и тем и другим. Глобальное потепление, международный терроризм, безголосая попса, президенты, избранные на демократических выборах, пластические операции стареющих звезд – каждая новость кажется хуже предыдущей.

В странах Северной Европы всегда существовали свои традиционные противоядия от жизненных невзгод. Когда за окном поют колыбельную мировые бури, любящий покой скандинав понимает, что маленький человек не способен повлиять на все, что происходит вокруг. Принимая решения, ему стоит сосредоточиться на том, чтобы сделать свое существование и существование своих близких если не прекрасным, то, по крайней мере, чуть более удовлетворительным.




В Швеции и Норвегии эта философия выкристаллизовалась в понятие лагом, которое одновременно является жизненной мудростью и рецептом бытия. Лагом можно перевести как «умеренно», «достаточно» или «гармонично». Когда швед говорит, что дела обстоят лагом, это означает, что у него всё в самый раз. Лагом – не слишком много и не слишком мало. Лагом – это демократично, экологично и во многом отвечает самой сути мышления, принятого в северных странах.

Это же является и проблемой. Несмотря на то, что лагом олицетворяет практически все идеалы счастливой жизни, заложенный в нем пуританский аскетизм плохо сочетается с реалиями, в которых приходится существовать людям, живущим в XXI веке. Даже ответственный современный человек – все равно индивидуалист, который хочет принимать решения свободно, отдыхать от вызовов, бросаемых ему миром, и иногда позволять себе побыть немножечко свиньей. Проблема лагома в том, что он подчеркивает мораль, заложенную в добропорядочности: хороший человек никогда не может толком расслабиться, поскольку ему постоянно приходится взвешивать этичность своих поступков.

В то же время Дания прославилась благодаря хюгге, что означает умение погружаться в атмосферу, отсутствие спешки и наслаждение моментом. Хюгге – это кружка какао, которой наслаждаешься, сидя на диване и наблюдая за мерцанием свечей, в то время как за окном бушует снегопад. Если лагом – это состояние ума и жизненная позиция, хюгге можно достичь, меняя и перестраивая под себя то, что тебя окружает. И это правда: нужно быть эмоциональным бревном, чтобы шерстяной плед, огонь в камине, экологически чистый бри, мягкое красное вино и ряд кожаных корешков в книжном шкафу не притупили бы приятнейшим образом остроту восприятия, заставляя забыть о мировых проблемах.

Хюгге – это глянцевая картинка, знакомая из интерьерных журналов и публикаций лайфстайл-блогеров. И это одна из проблем хюгге: не у всех нас есть деньги на то, чтобы установить дома камин и жечь в нем березовые поленья ветреными осенними вечерами. Хюгге – это диснеевский мультфильм, в котором не увидишь геморроя, слез жалости к себе или непонятных пятен на разных домашних поверхностях. В хюгге отсутствует правда жизни.




Из красок, находящихся на палитре выживания северянина, финн вместо лагома и хюгге выбирает примитивное, однако по-светски непринужденное и вписывающееся во многие ситуации калсарикянни. Калсарикянни применимо в любой точке мира, в любой ситуации, в любом окружении и состоянии ума.

Калсарикянни не требует крупномасштабных приготовлений.

Калсарикянни обойдется сравнительно дешево и демократично.

Калсарикянни работает быстро и подходит всем совершеннолетним.

Калсарикянни дает человеку возможность расслабиться по-настоящему, тотально и честно.




Калсарикянни – это быстрый и эффективный способ восстановить силы после перегруженных стрессом будней.

Калсарикянни – это не поза, не актерство, не притворство: о нем не постят атмосферные фоточки в Instagram.

Калсарикянни – это правда жизни.

Расслабляющий эффект калсарикянни основан на следующем: удобная одежда, правильно подобранная доза алкоголя и немного активности. Однако этого недостаточно. Чтобы познать суть калсарикянни™, необходимо открыть свое сознание и быть готовым отдаться моменту. В этом отношении духовная сторона роднит калсарикянни с философией майндфулнесса, в котором под техниками осознанности и присутствия подразумевается умение сосредоточиться на ощущении момента и принятии его. Однако там, где навыки майндфулнесса прокачивают, помимо прочего, с помощью различных дыхательных упражнений, калсарикянни срезает путь к цели с помощью физических субстанций и добивается полного и абсолютного расслабления.

О калсарикянни из первых уст

«С понятием "калсарикянни" я познакомилась впервые, когда мне было за двадцать и жизнь на многих фронтах был чересчур загруженной. Я делила тогда квартиру с соседками, и мы вместе практиковали калсарикянни: в потрепанной домашней одежде потягивали напитки, а фоном шло какое-нибудь дурацкое реалити-шоу по телевизору. Довольно часто, правда, эти беспечные домашние вечера заканчивались "гонкой вооружений", когда мы наперегонки бежали за кухонный стол, заваленный косметикой, – наносить боевую раскраску. Вскоре за нами уже захлопывалась входная дверь, и мы, стуча каблуками, отправлялись в ближайший клуб за час до его закрытия. Золотые времена! Сейчас, будучи работающей матерью семейства, я обожаю моменты, когда домочадцы уже спят, а я могу рухнуть на диван с бокалом вина и каким-нибудь хорошим сериалом. Хорошо спланированное, однако умеренное калсарикянни также помогает мне легче заснуть».

Женщина, 42 года, руководитель издательства

«Когда я выпиваю дома в одних кальсонах, то зачастую просматриваю в интернете информацию о разных фирмах и ищу сведения об их финансовом обороте. Или просто бесцельно погружаюсь в YouTube. Если забить в поиск, скажем, "хоккей" или "евродэнс", можно найти кучу всего. Ни одно видео я не досматриваю до конца и кликаю по ссылкам "Рекомендованное", продвигаясь вперед все глубже и все дальше отходя от первоначальной темы».

Мужчина, 36 лет, слесарь