Месяцеслов
Январь
Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского в Новый Год
Творец времен сподобил нас увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления – грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает! По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21–23).
И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год – это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.
Но настанет последний день, после которого не будет времени, и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и времен года; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3, 10,13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды.
Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков – будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком – ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец – Бог. Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий.
И будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35, 10; 66, 14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.
Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего – души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.
1 января
Новый год
Мч. Вонифатия
Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского
Св. Григория, архиеп. Омиритского
Мчч. Илии, Прова и Ариса
Мчч. Полиевкта и Тимофея диак.
Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.
В Киликии, в городе Таре Вонифатий был потрясен зрелищем страшных пыток, которым подвергались христиане. Видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий бросился к ним, целовал им ноги и стал молиться, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Тогда судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. И святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.
Спутники святого Вонифатия выкупили останки мученика и привезли их в Рим Аглаиде. Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес.
Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от блудной страсти, пьянства и наркомании.
2 января
Св. прав. Иоанна Кронштадского
Сщмч. Игнатия Богоносца
Прп. Игнатия, Архим. Печерского
Свт. Филогония, еп. Антиохийского
Свт. Даниила, архиеп. Сербского
Молятся перед иконами Божьей Матери Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский еще при жизни прославился своим дивным даром чудотворения.
Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных неблагонадежных людей. Жили эти несчастные в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители презирали, боялись этих людей, но Иоанн обратил свое внимание именно на них. Он начал подвиг своего самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Но главное – он помогал им выбраться из духовной пропасти, стать истинно верующими людьми.
А еще отцу Иоанну был дан дар исцелять страждущих от самых тяжелых болезней молитвой и возложением рук. Порой исцеления происходили заочно: достаточно было написать письмо отцу Иоанну или дать телеграмму, чтобы чудо совершилось. Однажды по молитвам отца Иоанна в местности, страдавшей от засухи, пролился дождь. Чудесную помощь от него получали не только православные люди, но и мусульмане, и евреи, и даже иностранцы, которые писали ему из-за границы. Тысячи людей посещали его, и для всех у него находились силы и время. Пожертвования, которые люди присылали отцу Иоанну, он раздавал бедным. Ежедневно он кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте школу, церковь, мастерские для безработных и приют, в своем родном селе основал монастырь и воздвиг большой каменный храм.
Иоанн Кронштадтский был прославлен как святой Русской Зарубежной Православной Церковью в 1964 году, а в 1990 году канонизирован и Русской Православной Церковью. Народ российский почитал его святым всегда, еще при жизни. В Санкт-Петербурге в Иоанновском монастыре находится чудотворная гробница Иоанна Кронштадтского.
Этому святому и поныне молятся об исцелении духовном и физическом.
Леньковская (Новгород-Северская) икона Божией Матери, именуемая «Спасительница утопающих»
По преданию, икона Божией Матери «Спасительница утопающих» была обретена на опасном водовороте реки Десны, что в Черниговской губернии, недалеко от Новгорода-Северского. Очень часто в этот водоворот попадали баржи, груженые хлебом, и становились добычей пучины. Даже опытные пловцы не решались переплывать в этом месте. И вот однажды здесь явилась икона Божией Матери и приплыла к берегу реки. Верующие сначала с благоговением поставили образ на горе, напротив гибельного места, а через некоторое время выстроили в селе Ленькове храм в честь Собора Пресвятой Богородицы. Замечено было, что со времени явления иконы Божией Матери несчастья с пловцами стали случаться гораздо реже, а вскоре и вовсе прекратились.
Образ Богоматери «Спасительница утопающих», прославившись и многими другими чудесами, стал почитаем не только в Чернигово – Северщине, но и далеко за ее пределами, особенно в больших портовых городах Русской земли.
3 января
Свт. Петра, митрополита Киевского и всея России
Мц. Иулиании девы и других с нею в Никомидии пострадавших
Блгв. кн. Иулиании Вяземской
Мч. Фемистоклея
Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского
Рождение святителя Петра, митрополита Московского, было предварено чудным знамением. Матери его во сне привиделся ягненок, между рогами которого ветвилось пышное дерево с душистыми цветами и плодами; а на ветвях дерева горели свечи. Сон этот был вещим: как пишут историки церкви, «чудные плоды духовные принес Руси Божий угодник Петр: поныне источают силу его целебные мощи». Пророчески предсказав освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России, святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет после кончины он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.
4 января
Вмц. Анастасии Узорешительницы
Мчч. Хрисогона, учителя ее, Феодотии, и других с нею пострадавших
Отец святой Анастасии был язычником, мать – тайной христианкой. Саму же ее в христианской вере наставлял благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти матери Анастасия была насильно выдана замуж за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим. Она много странствовала и повсюду ревностно служила узникам. По своему подвигу святая Анастасия стяжала себе имя Узорешительницы, так как своими многими трудами разрешала от тяжких уз долговременных страданий многих исповедников Имени Христова. За открытое исповедание христианства святую Анастасию казнили, крестообразно растянув между четырьмя столбами над разведенным костром. Анастасия предала дух Богу, однако тело ее осталось невредимым.
Святой Анастасии Узорешительнице молятся об освобождении заключенных, а также об удачном родоразрешении.
5 января
Свт. Нифонта, еп. Кипрского,
Святых десяти мучеников Критских
Св. Павла, еп. Неокесарипского
Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского
Прп. Павла, еп. Неокесарийского
Свободными почитай не тех, кто свободны по состоянию, но тех, кто свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного.
6 января
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии
Прмч. Иннокентия
Сщмч. Сергия пресвит
Прп. Николая монаха
Праздник Рождества предваряется сорокадневным постом. Этот пост не такой строгий, как Великий: в Рождественский пост можно вкушать рыбу (за исключением среды и пятницы). За пять дней до него, 2 января, начинается пятидневное «предпразднество» наподобие Страстной седмицы перед Пасхой. В канун праздника, или Сочельник (6 января), христиане воздерживаются от еды, и только когда на небе покажется первая звезда, вкушают немного сочива – вареной пшеницы или риса. Иногда в сочиво добавляется изюм и мед – получается рождественская кутья. Разговляются верующие только утром 7 января, после Рождественской Литургии.
7 января
Рождество Христово
Вот как описывается рождение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в Евангелии от Луки:
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
Точной даты, когда родился Христос, никто не знает. Дата 6 января была выбрана Церковью из-за того, что в шестой день Творения Бог сотворил первого человека – Адама. И день рождения Христа, как нового Адама, стали праздновать в шестой день первого месяца года. Когда появилась необходимость разделить праздники Рождества и Крещения, день рождения Господа было решено праздновать 25 декабря, в день зимнего солнцеворота. Этот день издревле почитался как день непобедимого солнца, которое не смогла одолеть зимняя тьма. И Господь Иисус Христос в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти.
Этот радостный праздник стал для христиан как бы и собственным днем рождения: ведь каждый, кто крещен во Христа, рожден не только своей земной матерью, но рожден еще и свыше, от Духа и воды. Поэтому с самых давних пор в Рождество принято поздравлять друг друга, ходить в гости и дарить подарки. Множество веселых и благочестивых традиций связано с праздником Рождества. Во многих странах мира в сельской местности дети и молодежь ходят по улицам своего селенья небольшими группками от дома к дому, носят звезду, в центре которой помещена икона Рождества, и поют рождественские поздравительные песни. В России и других славянских странах эти песни называются колядками.
Кондак Рождества Христова
Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Тропарь Рождества
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.
Величание праздника
Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
8 января
Попразднество Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы
Прпп. Константина Синадского
Евареста
Никодима Тисманского, Румынского
Молятся иконам Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемым «Трех радостей», «Киккская-Милостивая», и Барловской «Блаженное Чрево»
Собор Пресвятой Богородицы
Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог Сына – Спаситель наш Иисус Христос.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Трех радостей»
Икона была привезена в Москву из Италии в начале XVIII века. Через сорок лет она получила свое нынешнее наименование. На одну знатную женщину обрушилось сразу три несчастья: был оклеветан и засажен в тюрьму муж, отобрано имение, а сын на войне попал в плен. Она стала молиться Пресвятой Богородице, прося Ее милостивого заступления. Однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед нею. Она искала этот образ по московским церквам и нашла его на Покровке. Вскоре после усердной молитвы в ее дом пришло сразу три радости: оправдали супруга, возвратили имение, вернулся из плена сын. На иконе вместе изображен также Иоанн Креститель.
Веровать в Бога только при условии жизненных удобств и радостей или среди только тяжких обстоятельств и небесных громов, – это еще несовершенная вера. Надо видеть Божественную заботу о нашей бессмертной душе – и в радостях, и в трудностях жизни. Веровать в Бога – это значит во всем и всегда признавать силу, власть и мудрость Верховного Хозяина жизни, проводящего нас чрез мир, как чрез больницу и школу, для исцеления, научения, умудрения и спасения нашей бессмертной души.
9 января
Ап. первомч. и архидиак. Стефана
Правв. Иосифа Обручника Давида царя и Иакова, брата Господня
Прп. Феодора Начертанного
Исп. Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского
После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо и сошествия Духа Святого на апостолов число верующих стало быстро увеличиваться. У апостолов появилась нужда в помощниках, и они рукоположили семерых диаконов, первым из них стал святой архидиакон Стефан. Исполненный веры и силы, он совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые неверные иудеи вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и духу, Которым он говорил. Тогда они оклеветали Стефана и привели его на суд. Там он сперва много убеждал их, а потом обличил: «Жестоковыйные! Вы всегда противитеся Духу Святому!» Они же рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисусе! Прими дух мой». И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи! Не вмени им греха сего». И, сказав это, почил.
10 января
Мучеников 20000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвит., Зинона, Феофила диак., Дорофея, Мардония, Мигдония диак., Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных
Ап. от 70-ти Никанора
Прп. Игнатия Ломского, Ярославского
Прп. Корнилия Крыпецкого
На чем опираешься надеждою, то и бог для тебя. Если на имении – то имение тебе бог; если на власти – власть твой бог; если на другом чем – то другое есть тебе бог. Когда истинный Бог восхощет обратить кого к Себе, то прежде разрушает ложных богов, чтоб, испытав их ненадежность, ты скорее и искреннее обратился к Нему.
11 января
Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
Прп. Маркелла, игум. обители «Неусыпающих»
Прп. Василиска Сибирского
Прп. Фаддея исп.
Прпп. Марка гробокопателя
Феофила и Иоанна Печерских
Прп. Феофила Омучского
В этот день христиане вспоминают о трагическом событии, произошедшем вскоре после рождения Христа.
…Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
Об искоренении зависти
Дряхлый семидесятилетний старик царь Ирод, услышав, что родился Христос, новый царь израильский, уязвился завистью, которая настолько ослепила и ожесточила его сердце, что он решился избить в Вифлеемской области до четырнадцати тысяч младенцев, чтобы с ними вместе погубить и родившегося Христа…
Но завистливый Ирод Христа не убил, а душу свою навеки погубил, и избиенные им младенцы вечно будут блаженствовать в селениях праведных с мучениками, а он должен вечно мучиться в геенне.
12 января
Ап. От 70-ти Тимона
Свт. Макария, митр. Московского
Мц. Анисии девицы
Мч. Филетера
Прпп. Зотика Сиротопитателя
Феодоры Кесарийской
Феодоры Цареградской
Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.
13 января
Отдание праздника Рождества Христова
Празднование Рождества Христова завершается 13 января, когда отмечается отдание (окончание) праздника.
Прп. Мелании Римляныни.
Преподобной Мелании Римляныне молятся при тяжелом родоразрешении, так как, согласно житию, эта святая сама чуть не умерла во время родов, но, взмолившись Богу, благополучно разрешилась от бремени.
14 января
Обрезание Господне
Мч. Василия Анкирского
Св. Емилия
Свт. Василия Великого
Архиеп. Кесаррии Каппадокийской
Праздник Обрезания, в древности отмечавшийся довольно торжественно, в наши дни уступил свое место празднику Крещения Господня. Однако он причислен к Великим праздникам Церкви, и вот почему.
Обрезание совершалось иудеями в знак верности Завету, который был заключен между Богом и людьми в лице Моисея. Бог, явившийся Моисею на Сионской горе, заповедал ему, что отныне все младенцы мужского пола на восьмой после рождения день должны принимать обрезание в знак принадлежности к роду своих предков – Авраама, Исаака и Иакова. При обрезании младенцу также нарекалось и имя, так что это был еще и обряд имянаречения. Спаситель тоже принял обрезание на восьмой день жизни, при этом Он получил имя Иисус, возвещенное Деве Марии в день Благовещения Архангелом Гавриилом.
Смысл праздника Обрезания заключается в том, что, подобно тому, как Сам Господь исполнил Ветхозаветный Закон, так и все христиане должны исполнять законы и установления новозаветной Церкви.
15 января
Предпразднество Богоявления
Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.
Свт. Сильвестра, Папы Римского
Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской
Сщмч. Феогена, еп. Парийского
Прп. Сильвестра Печерского
Преподобный Серафим Саровский родился в городе Курске в богатой купеческой семье у благочестивых родителей. В 17 лет он решил стать монахом и ушел в Саровскую обитель. Во время церковных служб он по временам видел святых ангелов, сослужащих духовенству. Много раз удостаивался он видения Божией Матери и Самого Господа Иисуса Христа. Прожив год в общежитии, он, с благословения настоятеля, удалился в пустынь посреди дремучего леса. Там он провел много лет в посте, молчании и непрестанной молитве. Но вот наступил день, когда преподобный прервал свое молчание: ему явилась Пресвятая Богородица и повелела принимать и наставлять всех людей без исключения. Множество людей стало стекаться к преподобному Серафиму, и каждого он приветствовал словами: «Радость моя! Сокровище мое! Христос Воскресе!» Никто не уходил от него, не получив помощь и слово утешения. Особенной заботой преподобного Серафима была Дивеевская женская обитель, порученная ему самой Богородицей. Однажды Царица Небесная явилась ему и сказала: «Любимиче мой! Проси у меня, чего хочешь!» И Серафим умолил Божью Матерь о том, чтобы все насельницы Дивеевской обители спаслись.
Прославление преподобного состоялось 19 июля 1903 года при большом стечении народа, в присутствии Императора Николая II.
Святому Серафиму Саровскому молятся об исцелении болезней, благополучии в семье и о позднем браке.
16 января
Мч. Гордия, прор. Малахии
Судьбы Господни не постижимы нам грешным и никакой ум понять не может, и не будем допытываться, кому какой крест Господь дает. Если и поносит и срамит нас, то не будем смущаться и осуждать ее, но будем молиться, чтобы Господь помог ей и избавил ее от бед и скорбей.
17 января
Собор 70-ти апостолов
Прп. Феоктиста, игум. Кукума Сикелийского
Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского
Прмч. Зосимы, пустынника Киликийского и мч. Афанасия
Прп. Ахилы, диак. Печерского
Ближние – наши учителя, обучающие нас разным добродетелям и особенно терпению. Вот с этого и начни учиться любить ближних.
18 января
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва
Прп. Синклитикии Александрийской
Прор. Михея
Прп. Аполлинарии
Прпп. Фостирия, Мины, Григория Акритского
Прп. Симеона Псково-Печерского
Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется навечерием, или сочельником. В службах этого дня вспоминаются все тексты Святого Писания Ветхого и Нового Заветов, в которых содержатся прообразы и пророчества о Крещении Господа, описывается само событие Крещения и плоды его.
Крещенский сочельник в народе называли «голодной кутьей». Из уважения к великому празднику православные накануне Богоявления соблюдают однодневный пост.
Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостынеподаянием, но грех позволять хищение и убийство.
19 января
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского
Незадолго до того как Христос появился на Иорданском берегу, туда пришел из пустыни пророк по имени Иоанн. Он возвестил близость Суда и Царствия Небесного. Слова его трогают сердца, а голос проникает в каждую душу. Он призывает к покаянию и началу новой жизни. Сотни людей стекаются к Иордану, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Они каются в грехах, входят в реку, и Иоанн совершает над ними «баптизму» (греч.), или омовение. Грехи растворяются в иорданских водах, а люди выходят очищенными и готовыми к новой жизни. И тут на берегу появляется никому не известный человек, который называет себя Иисусом из Назарета. Вот как эти события описывает Евангелие:
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Иисус входит в воды иорданские – воды, отравленные всей человеческой низостью и всеми человеческими преступлениями, свершившимися от сотворения мира. Христос берет на себя все эти грехи, и воды священной реки вновь становятся чисты.
Освящение воды
С тех пор в праздник Богоявления вся вода на земле становится освященной. Как когда-то Христос вошел в Иордан, и Дух Святой пребывал на Нем, так и ныне в день Крещения на все земные воды нисходит Святой Дух. Эти воды становятся водами Иордана, водами, способными очистить любой человеческий грех и дать жизнь вечную. Именно поэтому крещенскую воду Церковь называет великой святыней, и все христиане (и даже многие вовсе неверующие люди) стараются в день Богоявления попасть в храм и взять крещенской воды на случай болезни или душевной скорби.
Но праздник Крещения важен для нас не из-за того, что вся вода на земле становится святой. В этот великий день человек должен вспомнить о покаянии и о том, что каждый должен в сердце своем, по слову Иоанна Предтечи, приготовить пути Господу.
20 января
Попразднество Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.
Многие люди понимают, что все материальное надо крепко предавать в руки Божии, не слишком заботясь – даже в молитвах – о нем, выполняя лишь свои высшие задачи. Остальное все «приложится», сказал Господь. И, веря в это, многие верующие ищут и просят в молитве только ценностей духовных: самой молитвы, терпения, любви, кротости, смирения, веры, чистоты, правды. Просят узнать и услышать волю Божию и, услышав, исполнить ее. Во многом уже зная волю Божию, просят сил благодатных на исполнение этой воли.
21 января
Прпп. Георгия Хозевита, Домники, Емилиана исп., Григория, чудотворца Печерского, Григория, затворника Печерского
Сщмч. Исидора пресвит. и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших
Сщмч. Картерия, пресвит. Кесарии Капподакийской
Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов
Мчч. Феофила диак. и Елладия. Прп. Илии Египетского. Паисия Угличского
Постоянно слышишь «трудно жить!» и на приведение примера святых – обычное возражение: «на то они святые, им все легко». Обычное заблуждение. Им то и трудно. Они преодолели не только трудности житейские, но и самое естество человеческое. Обычный путь святого – от бездны греха на вершину святости, – тесный и трудный путь; тогда как наш – всегда путь легкий – по линии наименьшего сопротивления. Но тяжки и горьки плоды нашего пути, тогда как «трудный» путь дает награду настоящих блаженств.
22 января
Свт. Филиппа, митрополита Московского всея России чудотворца
Мч. Полиевкта
Свт. Петра, еп. Севастийского
Прор. Самея. Прп. Евстратия чудотворца
Филипп, митрополит Московский, был одним из немногих приближенных Иоанна IV (Грозного), способных умягчить гнев жестокого царя. Нередко святитель становился заступником за осужденных на казнь невинных людей. Однако со временем обличения митрополита Филиппа стали все больше раздражать царя Иоанна. Не дремали и враги святителя: собрав лжесвидетелей, они обвинили его перед царем во многих грехах. Ослепленный злобою Грозный поверил им и низложил святого Филиппа, его с позором выгнали из церкви и увезли в заточение, осыпая бранью и побоями. В заточении святитель прожил около года. Однажды он сказал бывшим при нем: «Вот приблизился конец моего подвига» – и причастился святых Животворящих Тайн Христа Бога нашего. А через три дня посланный от царя злодей убил святого святителя Филиппа. Через несколько лет тело его было найдено совершенно нетленным и таковым сохранилось до наших дней.
23 января
Свт. Григория, еп. Нисского
Прпп. Дометиана, еп. Мелитинского
Маркиана пресвит.
Павла Комельского (Обнорского)
Свт. Феофана, затворника Вышенского
Прп. Антипы Варлаамского (Афонского)
Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского
Прпп. Макария Писемского
Пахомия Кенского
Во время молитвы враг обычнее всего приводит на ум какие-либо дела, будто крайне нужные, а потом и от этих дел отводит и заводит не знать куда. Надобно поселить в сердце убеждение и решение – Бога предпочитать всему, по крайней мере во время молитвы. Ему и все время должно принадлежать. Но будем Ему нераздельно посвящать хоть это недолгое время молитвы. Этого, однако ж, мало. Надо добиться того, чтоб непрестанно ходить пред Богом со страхом и благоговеинством. Ибо Он везде есть, и во всем Своем величии.
24 января
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника
Прп. Михаила Клопского, Новгородского
Прп. Феодосия Антиохийского
Молятся перед Елецкой иконой Божией Матери
Елецкая икона Божией Матери
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1060 г. близ Чернигова и была обретена прп. Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы были Елецкими. Чтимый список с чудотворной иконы находится в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери г. Ельца.
Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердному Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением. Бог не требует от больного подвигов телесных, только терпения со смирением и благодарения. Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости. «А гнев мужа, «по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделовает».
25 января
Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших
Свт. Саввы, архиеп. Сербского
Прп. Мартиниана Белозерского
Мчч. Мертия, Петра Авессаломита
Прп. Евпраксии Тавенисской
Молятся перед иконой Божией Матери, именуемой «Акафистная» и «Млекопитательница»
Святая мученица Татиана приняла мученическую смерть при императоре Севере, известном своими жестокими гонениями на христиан. По приказу императора святую привели в храм Аполлона для принесения жертвы, но по молитвам Татианы языческий храм разрушился, а идол развалился на куски. Тогда ее стали подвергать жестоким истязаниям: били, терзали железными крючьями, распинали, жгли огнем… В конце концов, Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом. Вместе с нею казнили и ее отца.
Св. мученице Татиане молятся об исцелении недугов и в различных нуждах.
26 января
Мчч. Ермила и Стратоника
Прп. Иринарха, затворника Ростовского
Прп. Елеазара Анзерского
Мч. Петра Анийского
Прп. Иакова, еп. Низибийского
Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие, отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. Старайся, по возможности, исполнять заповеди Господни, не осуждай никого ни в чем и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно, найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. Еще: «чего себе не желаешь, того и другим не делай», и прочие евангельские заповеди.
27 января
Отдание праздника Богоявления
Прпп. Отец, в Синае и Раифе избиенных
Равноап. Нины, просветительницы Грузии
Прпп. Иосифа Аналитина Раифского
Феодула Синайского
Стефана, основателя обители Хиннолакковой
Многие трудности – от нас самих
Жалуешься на трудную жизнь… сказано в Писании утешение: «каждый примет свою мзду по своему труду». Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду и пространство, и покой, и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть… и Бог тебя не оставит.
28 января
Прп. Павла Фивейского
Прп. Иоанна Кущника
Прмч. Пансофия
Прпп. Прохора Пшинского и Гавриила Лесновского
Свт. Герасима, патр. Александрийского
Христианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке.
29 января
Поклонение честным веригам ап. Петра
Прав. Максима, иерея Тотемского, Христа ради юродивого
Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы
Мч. Данакта чтеца
Мера страдания
Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет. Верь, что твое страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника. Послушай, как рассуждает преподобный Нил Сорский: «Если горшечник знает меру предержания сосуда в огне, чтобы тот не лопнул, неужели Бог не знает меры наших страданий?» Верь, Господь имеет большее рассуждение, чем человек.
30 января
Прп. Антония Дымского
Прп. Антония Великого
Прп. Антония Черноезерского.
Преподобный Антоний Дымский подвизался в Хутынском монастыре, где принял пострижение, и в той же обители стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и был погребен в созданной им церкви.
31 января
Свтт. Афанасия и Кирилла, Архиеп. ов Александрийских
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского
Прп. Маркиана Кирского
Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского
Прп. Афанасия Наволоцкого
Хочешь, чтоб твой крест был тебе во спасение, – употреби его по намерению Божию при назначении их в отношении к человеку вообще и в отношении к тебе в частности. Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтоб не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой и искал возвращения в истинное отечество свое. Как только согрешил человек, тотчас изгнан из рая и вне рая обложен скорбями и лишениями и всякого рода неудобствами, чтоб помнил, что он не на своем месте, а состоит под наказанием, и заботился искать помилования и возвращения в свой чин.
Февраль
1 февраля
Прп. Макария Великого, Египетского
Свт. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского
Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского
Прп. Макария Римлянина, Новгородского
Мц. Евфрасии девы
Прп. Макария Александрийского
Прп. Антония, столпника Марткопского
Свт. Арсения, архиеп. Керкирского
Прп. Макария, постника Печерского
Прп. Макария, диак. Печерского
Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского
Прп. Евфимия исп.
Преподобный Макарий великий – ученик Антония Великого, называемого отцом египетского монашества. Вместе с двумя другими учениками Антония преподобный Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине своего учителя и, как некое богатейшее наследие, получил посох преподобного Антония. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял дух Илии пророка пророк Елисей. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие дивные чудеса. Однажды преподобный Макарий разговаривал с черепом главного языческого жреца, который рассказывал о своих мучениях и о более тяжких и лютых, постигших тех, кто познал имя Божие, но отверг Его и Заповеди Его не соблюдал.
Преподобный Макарий написал множество вдохновенных молитв, из которых особенно известны молитвы, вошедшие в утреннее молитвенное правило.
2 февраля
Прп. Евфимия Великого
Мчч. Инны, Пинны и Риммы
Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида
Прп. Лаврентия затворника Печерского.
Прп. Евфимия схимника Печерского
Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского
День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать. Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить. Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
3 февраля
Прп. Максима исп. Мч. Неофита
Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы
Прп. Максима Грека
Мц. Агнии девы
Мч. Анастасия
Молятся перед иконой Божией Матери Ктиторской и именуемой «Отрада», или «Утешение», и Ватопедской иконой Божией Матери.
В 395 году во время сильной бури царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, упал с корабля в море и был поглощен волнами. После долгих поисков, спутники царевича сошли на берег и случайно подошли к одному из кустарников, где увидели спокойно спящего Аркадия. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от смерти заступничеством Божией Матери. Это первое благодеяние, оказанное Богородицей роду человеческому на этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события здесь был основан монастырь, названный Ватопед, т. е. «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада». Через годы добавилось еще одно слово – «Утешение». Это случилось после того, как в 807 году монастырь решила разграбить шайка разбойников, но во время совершения утреннего правила Богородица явилась настоятелю обители и раскрыла вражий замысел. В память чудесного избавления монастыря от разграблении пред иконой «Отрада» была вожжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поется молебен Божией Матери. Икона «Отрада» находится в Ватопедском монастыре на горе Афон.
Ватопедской иконе «Отрада» или «Утешение» молятся в скорби и печали, в надежде получить утешение, а также от недугов.
К Богородице – об очищении от страстей и внутреннем благонастроении.
Пресвятая Владычица Богородица, единая чистейшая душею и телом, призри на меня, мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстной и сластолюбивой жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий, действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления моих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую истинную Матерь истиннаго Света – Христа, Бога нашего; потому что Тебя с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь.
4 февраля
Ап. Тимофея
Прмч. Анастасия Персянина
Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца
Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвит. и прочих 377-ми.
Прмч. Анастасия, диак. Печерского
Святой апостол Тимофей – любимый ученик святого первоверховного апостола Павла. Он происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей. Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями.
5 февраля
Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела
Прпп. Мавсимы Сирина, Саламана молчальника
Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского
Воспоминание VI Вселенского Собора
Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского
Собор Костромских святых
Преподобные Геннадий вместе со своим учителем Корнилием стал основателем пустыни на Сурском озере, близ реки Костромы. Эта пустынь впоследствии стала известной как Геннадиев монастырь. За свою благочестивую жизнь святой Геннадий получил от Бога дар прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Романа Захарьина, Анастасии Романовне, что она станет царицей. Действительно, она потом вышла замуж за царя Ивана Грозного и была его любимой женой. Сам царь Иван Грозный упросил преподобного стать крестным отцом его дочери.
6 февраля
Блж. Ксении Петербургской
Прп. Ксении
Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия
Прп. Македония, сирийского пустынника
Перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина
Свт. Герасима Великопермского, Устьвымского
Мч. Иоанна Казанского.
Святая Блаженная Ксения Петербургская прославилась подвигом любви и веры. Она была женою придворного певчего Андрея Феодоровича Петрова. В молодом возрасте потеряв мужа, она почувствовала призвание к подвигу юродства. Ксения раздала все свое состояние нищим, облачилась в одежду мужа и стала называться Андреем Феодоровичем. Когда ее называли Ксенией, она сердилась и говорила, что «Ксеньюшка умерла». По ночам юродивая уходила из города и до утра молилась в поле. Скоро в ней открылся дар прозорливости. Святая Ксения Блаженная участвовала в строительстве церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище в Петербурге. Тайно, по ночам, она таскала кирпичи на верхние ярусы возводящегося храма. Похоронена она была на том же Смоленском кладбище; над могилой ее возведена часовня.
Множество чудес случилось по молитвам Ксении Блаженной: исцеления, избавление от всяческих бед. Но особую помощь она дает замужним женщинам, у которых не все благополучно в семье.
Ей молятся молодожены о счастье в браке, а бездетные пары о даровании ребенка.
7 февраля
Собор новомучеников и исповедников Российских
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского
Прп. Анатолия Оптинского, Старшего. Мц. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала
Прпп. Поплия Сирийского, Мара певца
Свт. Моисея, архиеп. Новгородского
Молятся перед нконой Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали»
Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Также в этот день совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Чудотворная икона, почитаемая в Русской Церкви. На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами:
«Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».
Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.
Происхождение иконы неизвестно, в 1640 году она была перенесена в Москву и поставлена в Никольской церкви в Пупышах. Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления одной женщины, страдавшей неизлечимым недугом.
8 февраля
Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна
Мчч. Анании пресвит., Петра, темничного стража, и с ними семи воинов. Прп. Симеона Ветхого. Свт. Иосифа Студита, архиеп. Солунского
Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского
Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии
Прп. Ксенофонта Робейского
Знай, что поношения и посрамления, хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже – узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение: горе, если похвала будет выше дел.
9 февраля.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоустого
Святитель Иоанн, прозванный Златоустом, положил много трудов во славу Православной Церкви и для распространения Христовой веры. Христиане знают его как составителя чина Литургии и автора многих святых молитв.
Прокл, Патриарх Константинопольский, сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.
10 февраля
Прп. Ефрема Сирина
Прп. Феодосия Тотемского
Прп. Палладия пустынника
Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского
Прп. Ефрема Новоторжского
Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского
Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.
Преподобный Ефрем Сирин сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, черпая в нем для своей души умиление и мудрость. Немало он потрудился и в истолковании Священного Писания. Им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное Богослужение. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Преподобный всегда учил, что главный двигатель христианской жизни – покаяние. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом.
11 февраля
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца
Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория
Мчч. Сильвана еп., Луки диак. и Мокия чтеца
Прп. Шио Мгвимского. Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского
Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских
Христианин должен освободиться от всего, кроме Христа.
12 февраля
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Сщмч. Ипполита, Папы Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы, Филакла, Максима, Геркулина, Венерия, Стиракина, Мины, Коммода, Ерма, Мавра, Евсевия, Рустика, Монагрея, Амандина, Олимпия, Кипра, Феодора Тривуна, Максима пресвит., Архелая диак. и Кирина еп.
Блж. Пелагии Дивеевской
Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого
Мч. Феофила Нового
Блгв. Петра, царя Болгарского
Прп. Зинона, постника Печерского
В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.
13 февраля
Всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Бзср. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии
Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия
Мц. Трифены Кизической
Дистанция
Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу. Если прольешь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды. Если пожелаешь чужого, возненавидишь свое, потеряешь и то, и другое. Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены. Если часто пьешь за чужое здоровье, потеряешь свое. Если постоянно считаешь чужие деньги, все меньше будет своих. Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои. Если, преследуя лисицу, настигнешь ее, – вернешь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его, петуха не вернешь и себя погубишь.
14 февраля
Мч. Трифона
Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты
Прп. Петра Галатийского
Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского.
Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, и всегда содержи сие в мысли своей. Почему, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать, как хочет, – хорошо иди худо.
15 февраля.
Сретение Господне
Церковнославянское слово «сретение» означает «встреча». И праздник Сретения – это праздник Встречи с Господом.
Когда родился Христос, жил при Иерусалимском храме старец именем Симеон. Праведный Симеон происходил из священнического рода, был весьма образованным и умным человеком, знал несколько языков, умел толковать Писание. Когда решено было перевести Библию на греческий язык (потому что в странах Средиземноморья жило множество иудеев, которые уже не помнили языка предков), выбрали 70 лучших переводчиков из разных мест. Главным условием работы было то, чтобы эти люди – богословы, толкователи Писания – не общались друг с другом до тех пор, пока Библия не будет переведена полностью. Одним из этих семидесяти и был Симеон. Во время перевода книги пророка Исайи он решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая женщина родит сына», но тут же ему явился Ангел и остановил его руку, повелев переводить все слово в слово. Симеон усомнился в том, что дева может родить. И тогда Ангел возвестил Симеону, что он не умрет до тех пор, пока воочию не убедится в исполнении пророчества. С тех пор минуло почти триста лет, а Симеон все жил и жил. Каждую субботу он приходил в храм на молитву. И вот однажды у дверей храма он встретил старца и юную девушку с младенцем на руках. Это были Иосиф и Мария. Согласно обычаям того времени, они принесли Христа, которому только что исполнилось сорок дней, в храм, чтобы посвятить его Богу. Дух Святой коснулся Симеона, и он понял, что перед ним Та, о Которой говорилось в пророчестве. Благословив Бога, старец взял на руки новорожденного Христа и произнес слова молитвы, которую Церковь уже много веков поет на вечернем богослужении:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое, иже еси уготовал пред лицем всех людей свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.
Затем Симеон, обратившись к Божьей Матери, предсказал, что сердце Ее пройдет оружие. Здесь же находилась и Анна пророчица – старица, которая прожила почти всю жизнь при храме. В младенце Христе она прозрела будущего Мессию, и стала возвещать о нем всему народу.
Так, в день Сретения, Бог, невидимо пребывающий в храме, видимо вошел в него. Пророчество исполнилось. Ветхий Завет в лице Симеона и Анны пророчицы встретился с Заветом Новым.
16 февраля
Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы
Равноап. Николая, архиеп. Японского
Прор. Азарии
Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана
Мч. Власия Кесарийского, пастуха
Мчч. Адриана и Еввула
Блгв. кн. Романа Угличского. Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского.
Пустота и нищета
Чем больше богатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота. Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов.
17 февраля
Прп. Исидора Пелусиотского
Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского
Прп. Кирилла Новоезерского
Мч. Иадора
Сщмч. Аврамия, еп. Арвильского
Прп. Николая исп., игум. Студийского
Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских
Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности; то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.
18 февраля
Мц. Агафии
Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского
Мц. Феодулии и мчч. Елладия Комментарисия, Макария, Воифа помощника и Евагрия
Молебен перед Елецкой-Черниговской, Сицилийской, или Дивногорской, и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, назвал один из Ее образов «Взыскание погибших», надеясь на Божию Матерь как на последнее прибежище, последнюю надежду погибающих людей.
Известно о нескольких чудотворных иконах под названием «Взыскание погибших», через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели. Одно из преданий повествует об иконе Божией Матери, находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку.
Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехам бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.
19 февраля
Прп. Вукола, еп. Смирнского
Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила
Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима
Мч. Иулиана Емисского
Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Прор.
Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского
Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока
Что такое молитва? Это – разговор с Богом. Люди почитают себя счастливыми и всю жизнь помнят случаи, когда им удается поговорить с каким-либо выдающимся, высоким по своему положению или таланту, человеком…
Сколь более, казалось бы, должны люди ценить разговор с Тем, Кто создал всякую высоту и значительность в мире.
Казалось бы, какой трепет подлинной радости должно было бы вызвать осознание возможности непосредственного обращения к единому, истинному Хозяину неба и земли… Но мало и очень глухо сознают люди эту близость Божию.
20 февраля
Вмч. Феодора Тирона
Прп. Парфения, еп. Лампсакийского
Прп. Луки Елладского
Мчч. 1003 Никомидийских
От скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: «тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой». Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самих скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной, светло-блаженной жизни на небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их.
21 февраля
Вмч. Феодора Стратилата
Прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского
Вообрази царя в его приемной. Нашло много лиц разного рода с целию просить – кто о чем. Но вместо того, чтоб обратиться к царю с прошениями, иные из них в окно смотрят, другие сор собирают, те любуются на украшения залы, эти ссорятся. Шум. На царя никто почти и не смотрит. Таковы бывают и наши церковные собрания и домашние молитвы. А все жалуемся, что не услышаны молитвы!
22 февраля
Мч. Никифора, из Антиохии Сирской
Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского
Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского
Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах
Прпп. Геннадия и Никифора Важеезерских.
Исполнение второй заповеди о любви к ближнему тесно связано с исполнением первой заповеди о любви к Богу. Поэтому если ты подарил свой труд ближнему ради любви к нему, то ты подарил его Богу.
23 февраля
Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса, Феоктиста и трех мучениц
Мчч. дев Еннафы, Валентины и Павлы
Св. Галины
Блгв. Кн. Анны Новгородской
Прп. Прохора Лебедника, Печерского
Прп. Лонгина Коряжемского
Молятся иконе Божией Матери «Огневидная»
Как в исторических документах, так и в преданиях об иконе «Огневидная» сказано очень мало. На иконе нет изображения младенца Иисуса Христа, Богородица одна. Но самое примечательное в иконе – цвет. Одежда на Пресвятой Деве густо красная. Благодаря этому цвету, икона носит имя «Огневидная». Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы распространены по всей России, а также в православных храмах за рубежом.
Не верь счастью
Будучи богат, думай, сможешь ли ты достойно переносить бедность.
Будучи счастлив, представляй, как с достоинством встретить несчастье.
Когда люди тебя хвалят, думай, сможешь ли достойно переносить поношения.
И всю жизнь думай, как достойно встретить смерть.
24 февраля
Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и 7 жен
Блгв. Кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского
Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон.
Бог хочет, чтобы мы докучали Ему в молитвах, не ради Его – Он все знает, – а ради нас самих, чтобы мы всегда были готовы принять милость от Него, когда ни благоугодно будет Ему даровать нам ее. Молитва есть простертие рук к Богу, для принятия Его милости. Кто всегда молится, у того всегда руки простерты; и когда ни возблаговолит Господь даровать ему милость, он всегда готов принять ее.
25 февраля
Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского
Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца
Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского
Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения
Свт. Антония, Патр. Константинопольского
Молятся перед Иверской иконы Божией Матери
Иверская икона Божией Матери прославилась многими чудесами. Чудно и появление этого образа. Первоначально икона хранилась в домашнем алтаре у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. В то время правил император Феофил, чье царствование было ознаменовано приходом к власти иконоборцев. Всем христианам было повелено сжечь или иным образом уничтожить святые иконы. Один из царских приспешников, узнав о том, что у никейской вдовы в доме содержится образ Божьей Матери, потребовал за сохранение тайны огромные деньги. Вдова отдала все, что у нее было… Уходя, воин ударил мечом образ Богородицы. Тотчас из раненой щеки Пресвятой Девы потекла настоящая кровь. По указанию Божьей Матери вдова отнесла икону к морю и положила на волны. Чудесный образ не утонул: икона встала над водами, поддерживаемая незримой силой. Волны перенесли образ к Святой горе Афон, где она была обретена святым отшельником Гавриилом. В честь дивной иконы был выстроен храм, а самой иконе дано именование Иверской.
26 февраля
Прп. Мартиниана
Прпп. Зои и Фотинии (Светланы)
Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского
Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого
Пришла одному монаху весть о смерти отца его, но он сказал тому, кто извещал его об этом: перестань богохульствовать, ибо мой Отец бессмертен.
27 февраля
Прп. Авксентия
Равноап. Кирилла, учителя Словенского
Прп. Марона, пустынника Сирийского
Свт. Авраамия, еп. Карийского
12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
Прп. Исаакия, затворника Печерского
Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
28 февраля
Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского
Ап. от 70-ти Онисима
Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии
Прп. Евсевия, пустынника Сирийского
Прп. Пафнутия, затворника Печерского
Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских
Молятся перед Виленской и Далматской иконами Божией Матери.
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Богоматери находилась в Успенском Далматском монастыре, в городе Далматове Пермской губернии. Этот монастырь основан в 1644 году иноком Далматом, который, по смирению своему, удалился из Невьянского монастыря, где хотели возложить на него сан игумена. Он взял с собою только икону Успения Богоматери и, удалившись в Шадринский уезд, поселился на берегу реки Исети в 1644 году. Та земля принадлежала тюменскому татарину Илигею. который, узнав о том, отправился туда с родственниками, чтобы изгнать Далмата и сжечь все построенное им. Но на пути к Далмату ночью Илигей увидел Матерь Божию в багряном одеянии, в венце и с огненным мечом в руке. Она строго запретила ему делать обиду Далмату и приказала уступить землю для устроения обители. После такого видения Илигей со всею своею свитою смиренно пришел к монаху Далмату и отдал ему для монастыря все занимаемое им место и, сверх того, принес ему и другие дары.
Что дом нежилой? Пусто, затхло, бесприютно. Такова душа не кающаяся и страха Божия не имеющая. Душу не кающуюся враг делает помойною ямою, в которую он бросает всякую дрянь.
29 февраля
Свт. Московского Макария, святых двенадцати мучеников Памфила пресвит., Валентина диак. и прочих с ними (перех)
Преп. Кассиана Римлянина (перех.)
Св. Маруфа еп. и святых мучеников, пострадавших в Мартирополе
Молятся перед Девпетерувской иконой Божией Матери (перех.)
Смерть для людей, кто понимают ее, есть бессмертие; а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надобно погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души!
Март
1 марта
Мчч. Памфила пресвит., Валента диак., Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии
Свт. Макария митр. Московского и Коломенского
Мчч. Персидских в Мартирополе
Прп. Маруфа, еп. Месопотамского
Самая же высокая молитва, которую не знаешь, какими словами и восхвалить, это молитва, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием как можно ближе придвинуться ко Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое.
Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить. Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви.
2 марта
Сщмч. Ермогена, Патр. Московского и всея России, чудотворца
Вмч. Феодора Тирона
Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа
Обретение мощей мч. Мины Калликелада
Прп. Феодора молчаливого, Печерского
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда поляки хозяйничали в разоренной Москве, Ермоген находился в заточении в Чудовом монастыре. Они не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
3 марта
Свт. Льва, Папы Римского
Свт. Агапита исп., еп. Синадского
Свт. Флавиана исп., Патр. Цареградского
Прп. Космы Яхромского
Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
4 марта
Апп. От 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии
Прп. Феодора Санаксарского
Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты
Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских
Прп. Равулы
Прп. Досифея, ученика прп. аввы Дорофея
Соблюди заповеди – и найдешь покой; возлюби Бога – и получишь ведение.
5 марта
Прп. Льва, еп. Катанского
34 преподобномучеников Валаамских
Сщмч. Садока (Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников
Прп. Агафона, Папы Римского
Блгв. кн. Ярослава Мудрого
Прп. Агафона Печерского
Прмч. Корнилия, игум. Псково-Печерского
Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, милости не оказал, или милостыню никому не подал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистые мысли ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.
6 марта
Прп. Тимофея в Символех
Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского
Свт. Георгия, еп. Амастридского
Конец ознакомительного фрагмента.