Рецензия на роман «Калейдоскоп»
Автор Тамара Королева.
Жанр произведения: современная проза.
Целевая аудитория. Роман рассчитан на широкую читательскую аудиторию.
Язык и стиль
Произведение сюжетно выстроено. Большое количество диалогов делает текст простым для восприятия. Каждый ход сюжета тщательным образом продуман, проработан. Длина предложений оптимальна. Язык емкий, образный, отмеченный богатством авторских интонаций. Встречаются яркие, эмоционально насыщенные образы. Прослеживается собственный стиль, самобытность. Присутствует определенная доля экспрессии. Нет излишней вычурности.
Достоинства рукописи
1. Динамичный сюжет, не содержащий «провисаний». Основные сюжетные ходы проработаны. Структурно рукопись построена адекватно содержанию и авторской логике. При этом соблюден тонкий баланс: автор не уходит в «мыло», но и не переходит в арт-хаус.
2. Эмоциональная составляющая. В произведении присутствует определенный нерв, надрыв, точка кипения, попытка задеть читателя за живое. Много внимания уделяется самым разным оттенкам и перипетиям чувств.
3. Философская составляющая. Автора характеризует стремление постичь, понять природу тех или иных вещей или событий и ненавязчиво привлечь к этим размышлениям своего читателя, заставить его размышлять, формировать собственное мнение на ту или иную проблему или ситуацию.
4. Атмосфера. У автора есть особый, уникальный дар – описывать те или иные сцены так реалистично и подлинно, что у читателя возникает стойкое впечатление, что он видит и слышит все тонкости данной картины, оказывается прямо в ее эпицентре. Это влияет на настроение, заряжает эмоциями, дает возможность почувствовать яркие краски жизни.
«В тот вечер Рита вышла из театра в одиночестве. Был февраль, вьюжило, колючий снег бил в лицо. Рита подняла голову, в свете фонаря метались мелкие снежинки, в этом снежном танце звучала музыка. Рита закрыла глаза и прислушалась.
– Здравствуйте, Маргарита, – раздался низкий мужской голос, нарушая тревожную мелодию небесного оркестра».
«В стекла бился дождь, он как будто просился в дом: открой окно впусти. Порывы ветра то и дело меняли движение мелких капель, создавая причудливые вибрирующие образы, подсвеченные тусклым оранжевым светом фонаря. Картинки быстро сменяли друг друга, как при быстрой перемотке.
Резкий звук нарушил монотонный стук капель, Кирилл вздрогнул. Кривой мохнатый палец грозил откуда-то из недр, и скрипучий голос произнес прямо над ухом: «Должо-о-ок!!!!». Кирилл зажмурил глаза».
«Она улыбалась не приклеенной гримасой, а радостной искренней улыбкой. Персонал ликовал, природа за стенами клиники проливалась нежными лучами солнца и щебетом птиц, в лесу белели подснежники, склоняя свои нежные головки под легким бегом апрельского ветерка».
5. Естественные и живые диалоги, благодаря которым произведение легко и быстро читается. Единственное, что хотелось бы посоветовать, обращать внимание также и на речевые характеристики героев – у каждого человека свой определенный словарный запас, своя манера говорить, свои слова-паразиты – крайне важно помнить об этом, составляя диалоги.
6. Стиль произведения живой и уютный, с яркими вкраплениями эмоциональных ноток. Несмотря на красочный и подчас, игривый фасад, в тексте есть некая основательность, фундаментальность.
7. Актуальность произведения. Высокий литературный уровень, проблематика и детально проработанные образы делают данный текст актуальным и интересным для современного читателя.
8. Наличие общей убедительности. Автор владеет основами психологии и опираясь на эти знания, детально разбирает и анализирует устройство психики персонажей и линии их поведения. В тексте практически нет противоречий между характерами героев и их поступками, что положительно влияет на общую убедительность истории, рассказываемой автором.
9. Сюжетное напряжение. Автор не использует заезженных и банальных сюжетных ходов, призванных держать читателя в напряжении, но это не мешает ему завладевать читательским вниманием с первых же строк и удерживать его до финальных нот. Его произведение имеет прямую параллель с жизнью – именно поэтому, оно вызывает интерес и доверие у читательской аудитории.
10. Герои. В прозе автора сильны экзистенциальные акценты интерпретации отношений личности и современной действительности. Эти вопросы возникают не случайно, поскольку, действительно, самое интересное для читателя и критики в современной литературе – это герой, воплотивший размышления автора о человеке наших дней.
«Люба ей сразу понравилась, была в Любе детская радость и искренность, которую Рита уже успела позабыть и сейчас увидела в глазах этой незнакомой женщины».
11. Неординарная идея. Чувствуется, что автор создал собственный мир в мельчайших деталях, прежде чем поделиться им с читателем. Есть в его истории и мудрость, и сила, и многогранность.
12. Одним из несомненных достоинств романа является его внутренняя нарративная инерция. Чувствуется некая убежденность рассказчика в необходимости этой истории. Внутренний импульс романа выдает в авторе наличие способностей.
13. Колоритные и убедительные детали образов персонажей вносят в произведение дополнительную изюминку.
«Платье было то, что нужно, и сидело на Марго великолепно, переливаясь серебром, оно обхватывало ее стройную фигуру, как кожа змеи, вырез на спине был глубокий, что вызвало небольшое сомнение, но все в один голос сказали, что это изюминка и она ей к лицу, хотя лицо было, конечно, с другой стороны, но Марго поверила. Ей самой платье очень понравилось. Туфли тоже нашлись, ну а с украшениями, Марго решила пересмотреть свой домашний арсенал».
«Смокинг был ему как будто маловат, плотно облегал спортивное накачанное тело, коротко стриженные волосы с едва заметной сединой, тонкий орлиный нос в сочетании с мягкой линией подбородка делали лицо привлекательным, но как бы двусторонним, с одной стороны – хищным, а с другой – безвольным, когда мужчина улыбался, он был мил и мягок, но когда улыбка покидала его лицо, в нем появлялась резкость, а орлинный нос делал его похожим на хищную птицу, быстрое движение глаз, он как будто выискивал жертву».
«К ребятам подошла директор школы в сопровождении миловидной девушки, с забранными наверх темно-каштановыми волосами, в чёрной юбке до колен и белой лёгкой блузке с пышным жабо. От девушек из класса она отличалась, у нее не было белого банта на голове, как у этих великовозрастных девиц, они словно соревновались, у кого получится больше, бант заменяло жабо на белой блузке, сквозь которую виднелись бретельки бюстгальтера».
«Блоковская незнакомка, не хватало чёрной вуали, глаза обрамлённые, в дымчатые тени, делали их темно-серыми, бледное тонкое лицо и гладко причесанные короткие волосы подчеркивали утончённость ее облика».