Вы здесь

Калейдоскоп. Эмоции, сущность человека и смысл жизни (Алексей Устюгов, 2018)

Эмоции, сущность человека и смысл жизни

Попробую объяснить своё понимание смысла слова «эмоции». Тем более, как ты заметил, по моему мнению – это значительный элемент в формировании человеческой жизни. Поверхностный поиск не даёт чёткой формулировки понятия «эмоции». Приведу два определения, взятые из сети Интернет:

1. Эмо́ция (от лат. Emoveo – потрясаю, волную) – психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. (Википедия)

2. Эмо́ции (от фр. Emotion – волнение, возбуждение) – субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.). (Сайт «Академик»)

К тому же углублённое изучение разделило психофизическое состояние человека на такие понятия как «чувство», «аффект», «настроение», «переживание» и «эмоция». По моему мнению, данное разделение только усложнило понимания рационального смысла эмоций человека. Не буду вдаваться в узко – специализированные дебри психофизики, а дам своё упрощённое определение эмоциям (да простят меня специалисты психофизики), понятное широким массам.

Эмоции – механизм самосохранения человека. Алгоритм действия, запускаемый разумом для выполнения узкой целевой задачи, в результате которой существенно изменяется энергетический и химический состав организма. Эмоции могут быть запрограммированы сознанием, что ведёт к потере объективности в оценке ситуации (стереотипное мышление). Комбинации эмоций являются элементом обучающей разум системы – сознания. Эмоции не являются системной реакцией на цикличные внешние воздействия. Эмоции – сугубо индивидуальная реакция человека на внешние факторы. Проще говоря, они – универсальный механизм гармонизации индивидуума с окружающими обстоятельствами. Способ выживания в окружающем мире.

Я считаю, что все эмоции являются катализатором физиологических процессов в организме человека. Именно эмоции отвечают за количественное содержание гормонов в организме. А гормон, по сути – стимулятор той или иной функциональной деятельности организма. То, что именно эмоции являются активатором выработки гормонов, можно понять, проанализировав свою жизнь. Абсолютно каждый человек, так или иначе, переживал пиковую эмоцию, которая стимулировала выброс адреналина. Специалисты психофизики это давно знают. А вот физиологи почему-то игнорируют этот факт. Современная эндокринная медицина, на мой взгляд, это заколачивание гвоздей микроскопом. Лечение эндокринных расстройств, воздействием на ту или иную железу химическими препаратами, а тем более гормональная терапия – варварство. Этот метод, по-моему, необходим только в экстренном случае и только для снятия критического состояния. Ведь избыточное содержание гормона в организме токсично и так же опасно, как и его отсутствие. Искусственным замещением функции какой-либо железы вносится дисбаланс во всю систему работы организма. Тем более, что правильно рассчитать необходимую в данный период времени дозу гормона невозможно. Как невозможно транспортировать эту дозу гормона до клеток назначения точно, без потерь. Поэтому и появляются парадоксы в лечении. Например, при лечении щитовидной железы или гипертонии придётся заниматься ещё и поджелудочной железой или печенью. Это утверждение построено на моих личных наблюдениях за жизнью людей из ближайшего окружения. И это – замкнутый круг. Стоит в него только попасть, и выхода не увидишь.

Пример действия адреналина привожу лишь как ярко выраженный, понятный всем характер механизма действия. Я просто хочу подчеркнуть, что гормональный фон прямо и опосредованно зависит от эмоций, стимулированных сознанием. Парадокс заключается в том, что социальное устройство общества при воздействии на сознание индивидуума довольно часто вредит этому индивидууму. По сути человек – существо самодостаточное, созданное для самостоятельной, обособленной жизни. То есть – человек асоциален от природы. Ты наверняка замечал за собой мелкие нарушения норм поведения? Бывало ведь такое, особенно, когда никто не видит. Такие действия, как выбрасывание мусора мимо урны, смех над мелкой неприятностью другого человека или нежелание уступить место в транспорте пожилому человеку. Коллективная жизнь человека – искусственное состояние, вызванное внешними факторами, и ориентированное на какую-то цель.

Человек познаёт мир посредством пяти основных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и органов вкуса. Но основными, на мой взгляд, являются зрение, слух и осязание. Те органы чувств, которые постоянно подвержены воздействию. Они больше всего задействованы в работе сознания. Мы постоянно слышим, видим и ощущаем изменение окружающей нас обстановки. Смена дня и ночи, перемена температуры, ветер, громкие и мелодичные звуки – это основа формирования сознательного восприятия Мира. Стоит ли говорить о техногенном и социальном воздействии на сознание, посредством этих трёх органов чувств? Попробую смоделировать психофизическую работу комплекса органы чувств – сознание – эндокринная система.

Ребёнок, падая на пол с ковром, испытывает небольшую боль (дискомфорт), от удара о мягкий ковёр. Это ощущение нейтрализуется дозированным выбросом адреналина. Одновременно он испытывает радость от своего действия, смены обстановки, познания нового кусочка Мира, самостоятельности. Радость от выполненного дела. Это стимулирует выработку гормонов радости – эндорфинов. Эндорфины нейтрализуют негативное действие малой дозы адреналина – страх. В комплексе действия адреналина и эндорфинов ребёнок получает радостно возбуждённое состояние. Которое стимулирует его к дальнейшим действиям и экспериментам. Падая же на твёрдый пол, ребёнок получает большую дозу адреналина от сильного, не компенсированного, удара о твёрдую поверхность. Большая доза адреналина блокирует выработку эндорфинов и ребёнок получает негативное чувство – страх.

Этот опыт хорошо запоминается. Достаточно понаблюдать за эмоциями ребёнка, который рассматривает пол с высоты. Конечно эта модель приблизительная и далёкая от действительного сложного физиологического процесса. Она не учитывает всю полноту работы организма. Кроме адреналина и эндорфинов при подобной ситуации вырабатывается ещё и серотонин. И множество других гормонов с разной степенью интенсивности. Главное, что я хотел показать этим примером – то, что физиологический процесс организма программируется посредством личного опыта. Создаётся стереотипное восприятие действительности – сознание. Сознание в дальнейшем запускает физиологические процессы организма без прямого воздействия на органы чувств. Ведь большинство людей испытывают страх перед первым прыжком на батут, имеющий вид твёрдой поверхности. Причём зная точно, что он не твёрдый. Иногда хватает одной мысли о чём-либо, что вызывает страх, чтобы испытать прилив адреналина.

Примерно так же работает программирование физиологического процесса организма посредством восприятия звуков. Тут только есть небольшая разница в механизме. Звуковое воздействие может восприниматься прямым действием на организм (без комплекса звук – зрение – осязание), запуская физиологические процессы в организме. Это давно доказали в своих работах наши соотечественники К.С. Равдоник и Д.Н. Насонов. Помимо прямого воздействия на организм, звуки воспринимаются и ассоциативно – вызывают эмоции, связанные с каким-то событием из прошлого персонального опыта. То есть, воздействием звука на человека можно запрограммировать его эмоциональное (следовательно – гормональное) состояние в определённый период времени. В дальнейшем данное сочетание звуков может выступать в качестве катализатора запрограммированных эмоций. Звук может вызывать как негативные, так и положительные эмоции, запуская запрограммированный физиологический процесс. Этим, отчасти, объясняется систематический всплеск популярности ретро-музыки, то есть, музыки, бывшей популярной 30-40 лет назад.

Я думаю, что базовых эмоций всего три. Это – радость, страх и печаль. А выделенные психофизиками состояния человека (настроение, аффект, чувства и переживания) – это комплексное действие эмоций (такое, как я привёл в примере про ребёнка) и их производные.

Эмоция «радость» имеет производные: эйфория, любовь, гордость и азарт. Хотя азарт скорее комплексное действие страха и радости, с преобладанием эмоции радость.

Эмоция «страх» имеет производные: ужас, злость, ярость, ненависть. Здесь производная «ужас» – комплексное действие страха и печали.

Эмоция «печаль» имеет производные: грусть, тоска, «неразделённая любовь».

Каждая эмоция имеет своё функциональное значение и активирует увеличение уровня определённых гормонов. Причём, количество гормонов прямо пропорционально зависит от степени интенсивности эмоции. Каждая из эмоций имеет крайнее состояние, при котором образуется форсированный выброс определённых гормонов. В этом нет ничего хорошего, так как на производство большой дозы гормонов при пиковой эмоции тратится колоссальное количество энергии. Это вызывает химический дисбаланс в организме, нарушается гомеостазис. Какие-то другие функции организма перестают нормально действовать. Этот эффект называется – стресс. Стресс может быть вызван пиковой положительной эмоцией, пиковой отрицательной, так и длительным комплексным воздействием эмоций. Это способствует общему недомоганию человека. Что уже само собой является генератором отрицательных эмоций. Для выхода из стрессового состояния (неважно какой эмоцией он вызван, положительной или отрицательной) требуется длительное восстановление.

Так для чего же нам столько эмоций? Как они работают и какое имеют рациональное назначение? Попробую объяснить так, как я это понимаю – исходя из рационального подхода, личного опыта и жизненных примеров.

Эмоция «радость» и её производные стимулирует созидательный процесс, деятельность, желание познания нового. И основная функция – это продолжение рода. Ведь недаром говорят, что дети, рождённые в любви, счастливые. Любовь – это довольно длительное состояние организма. Любовь – обязательно взаимное чувство. Односторонняя любовь – это влюблённость. Всего лишь прелюдия к «любви» или «тоске». При эмоции «любовь» организм максимально ориентирован на репродуктивную функцию. Любовь помогает справиться с жизненными трудностями в период беременности и на первых порах после рождения ребёнка. Причём обоим родителям. Эмоциональный фон в семье стабильно-положительный. Это прямо отражается на здоровье ребёнка. К сожалению, эта эмоция конечна. Она, как и все остальные сверхнормативные эмоции, и комплексные действия эмоций, истощает организм. Поэтому необходимо «хватать» любовь и стоит поторопиться с рождением ребёнка, пока взаимные чувства ещё сильны.

У эмоции «радость» есть крайнее пиковое состояние – эйфория. Это «аварийный сброс» состояния при истощении организма эмоцией «радость». Если любовь – это комплексная эмоция, с преобладанием эмоции, которая дозировано вырабатывает эндорфины, то эйфория – это эмоция, которая стимулирует большой выброс эндорфинов, блокируя выработку других гормонов. При этом работа других желёз практически переключается на минимум, необходимый для существования. После эйфории всегда наступает эмоция «печаль».

Конец ознакомительного фрагмента.