Вы здесь

Как я научилась быть счастливой, или 17 экспериментов, которые перевернули мою жизнь. Эксперимент № 3. Если счастье вдруг исчезло, оглядись по сторонам (М. С. Хайнц, 2015)

Эксперимент № 3. Если счастье вдруг исчезло, оглядись по сторонам

Все проходит. И моя эйфория тоже прошла. Волшебная бабочка, которая обняла мои глаза нежными, трепещущими, розовыми крыльями, улетела, и внезапно каша на волосах у Даниеля из серебряной короны превращается снова в клейкое месиво, а зубная паста, которую Саша с усердием выдавливает на щетку, нужно ловить, потому что внизу под раковиной ее уже ждет Даниель, чтобы съесть.

После трех дней счастья, я вынуждена констатировать, что вернулась к настроению, в котором каждый человек пребывает большую часть времени – к точке равновесия. Я в этой точке испытываю легкую меланхолию. Иногда она бывает с оттенком волнистой грусти, иногда с примесью пурпурной радости. Сегодня она «как всегда» – матово-серая. Я не печалюсь, не впадаю в депрессию. Я просто немного разочарована, что мой рецепт счастья оказался таким недолговечным. Телефонный звонок в издательство с такой силой притянул меня к нулю, что по инерции я, похоже, залезла в самый минус. «Мы вам позвоним, если рукопись заинтересует». Вот и вся реакция на двухлетний труд.

Наверное, все-таки мои хобби играют большую роль в моем счастье, чем я думала. Или я воспринимаю писательство как нечто большее. Как профессию. Да, именно профессии мне не хватает. У меня есть диплом юриста, даже кандидата наук, но юристом в душе я себя никогда не чувствовала. А писателем – да… Ум мой ликовал на переговорах, а душа страдала. Ум сочинял контракты, а душа просила стихов, песен, романов… Или я себе это только придумала, чтобы не работать? Теперь у меня нет ничего: ни романов, ни работы. Только блог – блог о том, как стать счастливым.

Дети ушли с мужем на детскую площадку. У меня есть час на новый пост. За прошедшие два с половиной месяца с тех пор, как я по-настоящему начала писать, я выяснила много интересного о счастье. Например, что людей гораздо больше интересует, как стать вампиром или как стать принцессами, чем как стать счастливыми. Что способность испытывать счастье, его интенсивность, на 50 % определено нашими генами, на 10 % местом и страной проживания и на 40 % нашими стараниями. Что быть счастливым все время – вредно и не соответствует теории борьбы за выживание. В исторической борьбе за место под солнцем выжили те, кто обращали свое внимание на проблемы, были осторожны, не открывали рты при виде красивого цветочка. Всех любителей красоты съели. И все же человек не перестает стремиться к счастью.

Только в Интернете рецептов счастья, примерно, как рецептов супа: много и ни одного одинакового. У каждого своя перчинка, горчинка. На любой вкус и цвет. «Самый простой способ стать счастливым – это притвориться счастливым». Отличный способ, но в тридцать два года хочется настоящего.

«Чтобы стать счастливым, нужно съесть на ночь черного кота». Так еще мой папа говорил, и мне было очень страшно за жизнь нашей черно-белой любимицы.

«Чтобы стать счастливым, сходите на кладбище и напишите, что бы вы хотели услышать о себе в день своих похорон или напишите эпитафию». Психологи утверждают, что это одна из самых эффективных методик. Не самая оптимистичная, конечно, и не для всяких нервов подойдет, но самая эффективная. В особо сложных случаях (при абсолютном нежелании жить) психологи предлагают своим клиентам выкопать себе могилу и расслабиться в ней, как следует. Некоторые соглашаются даже, чтобы их ненадолго присыпали землей. Как ни странно, после того, как ты узнаешь, каково быть мертвым, появляется желание жить.

Открываю новую страницу в Word и пишу первую в своей жизни эпитафию.

«Здесь лежит Мария, мать троих детей, жена человека, который даже после ее смерти может сказать, что он счастлив».

Короткая и ясная эпитафия… Читаю еще раз. Как-то однобоко получается. Я ведь не только мать и жена. Еще юрист, автор блога о счастье, а возможно, в будущем, писатель? Или все-таки юрист? Юрист-международник. Будет хорошо смотреться на черном камне золотыми буквами: «Здесь лежит Мария, юрист-международник, писательница, автор блога о счастье, мать троих детей, жена человека, который даже после ее смерти…» Ужас какой!

Как муж может быть счастливым у такой женщины! Да у нее на него при такой занятости никогда времени на него не будет! Разве что одиннадцать минут по предварительной заявке раз в месяц. Нет, эпитафию нужно менять. И не только эпитафию. Жизнь нужно менять!

Здесь лежит Мария, мать троих детей…

Опять однобоко получается. Дети, конечно, важны. С этим не поспоришь, но ведь жила я без них тридцать первых лет жизни и после того, как они покинут родительский дом, буду жить. Да и детей пока все-таки двое. Как бы то ни было, нельзя прикрываться ими.

Здесь лежит Мария – поистине счастливый человек.

Это в гробу-то! Даже если мне там хорошо будет (в чем я очень сомневаюсь), это очень эгоистично получается. Все вокруг плачут, расстраиваются, что я умерла, а я лежу – счастливая! Да и смысла большого в этом нет, целей жизненных не просматривается. Нужно что-то другое – грандиозное, чтобы прочитал и воодушевился! Чтобы жить захотелось, а не умирать! Чтобы сомнения не осталось в том, что жизнь нужно прожить так, а не иначе. Чтобы эти несколько слов включали в себя и хорошее здоровье, и доброе сердце, и все-все добродетели, любовь к учению, детей, мужа и все остальное, чем я жила и живу. Разве можно охватить это одним предложением, одним словом? Целую жизнь!

Может быть классически: Мария Хайнц и годы жизни. Но не в этом ведь суть рецепта этого счастья?

Ну ее, эту эпитафию. Тяну руку к новой книге о счастье, которую купила во время массового интернет-шоппинга для моего блога. Проект «Счастье» Гретхен Рубин. Год экспериментов о счастье. Какое-то время книга находилась на вершине списка бестселлеров New York Times. Наконец-то и я добралась до нее.

Бывший юрист, мать двоих детей внезапно почувствовала в себе желание писать. Она – что, мой потерянный близнец? Нет, лицо совсем другое. А желания у нас одни. В течение года Гретхен Рубин испытывала на себе различные методики стать счастливее, и результаты изложила в книге. Я себя сейчас чувствую, как Колумб, который узнал, что не ему приписывают открытие Америки. И все же, думаю, Колумба это не остановило бы. И если бы он знал, что Америка уже открыта, он все равно бы пошел туда и открыл бы что-нибудь другое: Антарктиду или Китай. Он следовал внутреннему зову, своему призванию, и в этом было его счастье. Я тоже следую дальше.

Читаю дальше Гретхен Рубин. Что же такого в ее книге, что так затронуло сердца людей? Что нового еще можно написать про счастье? Кажется, уже все есть: поэмы, романы, сценарии. Написано все, а вот испробовано еще не все. Ее новшество – это эксперименты. Она не побоялась сделать что-то новое и рассказать об этом. Не нужно думать, не нужно писать о счастье. Нужно стать счастливой. Выбрать подходящий метод и действовать. А потом уже об этом писать.

Счастье – это опыт. Личный опыт.


Пост на блоге. 15.08.2011

На днях прочитала интересную статью Василия Тушкина про три вида счастья. Автор статьи утверждает, что по ведической методологии, к которой я отношусь с большим уважением, есть три вида счастья. Они основаны на трех энергиях: благости, страсти и невежества. “Перемешиваясь в разных пропорциях, они порождают все разнообразие жизни”.

1. Невежество – это низшее счастье. Невежественный человек мало чем интересуется: ни внешним миром, ни собой. Он не имеет в жизни больших целей и плывет по течению. В отсутствие созидательной деятельности такие люди склонны к разрушительной. Счастье таких людей порождается сном, ленью и иллюзиями (алкоголь и наркотики). Это счастье на уровне тела.

2. Страсть – это счастье среднего звена, большинства людей. Сначала мы накопим на телевизор, потом на холодильник, потом на машину, а потом на квартиру и тогда мы будем счастливы – это типичный пример счастья страсти. Меркантильной страсти, сопровождающейся завистью, соперничеством, корыстью. В лучшем случае это творчество. “По сравнению с невежеством, стандарт гуны страсти – это шаг в сторону созидания и прогресса. Но поскольку цели в гуне страсти не соответствуют внутренним ценностям души и просто навязываются нам потребительским обществом, они в перспективе ведут к разочарованию и опустошению. Энергия души потрачена на внешние достижения, а сама душа ничего не получила”. Это счастье ума.

3. Благость. Для объяснения настоящего счастья автор статьи приводит цитату из Бхагавад-гиты: «То, что вначале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек достигает самоосознания, называют счастьем в гуне благости» (Бхагавад-гита, 18.39). Овладевать этим счастьем трудно, но именно он помогает нам открыть свое внутреннее «я». Это счастье души.

Приведенная классификация дала мне хороший материал для размышлений. Она включает в себя все из тех систем “как стать счастливым”, про которые я до сих пор читала: и буддийскую (Далай Лама), и позитивную психологию, в частности, М. Селигмана и С.Чиксентмихая) и писателей о счастье (Г.Рубин). Например, добродетели, о которых пишет Селигман, относятся полностью к благости, и до них мы еще доберемся.

Когда я на выходных в тренажерном зале накручивала круги на велосипеде, меня озарило: чтобы понять, что такое счастье, нужно проверить все на своем опыте. Хватит писать о счастье! Пора становиться счастливой!

В следующем посте вы найдете план по изучению невежественного счастья, с него я начну марафон счастья. Уже понятно, что мне придется много спать, есть, пить вино. Вобщем, будет нелегко, но что не сделаешь ради счастья!

Надеюсь, вы присоединитесь ко мне и начнете свой марафон счастья!