Вы здесь

Как учиться легко. Советы родителям детей от 7 до 10 лет. Часть 1. Ребенок пошел в школу?. Важна не только учеба (Александр Черницкий, 2014)

Часть 1

Ребенок пошел в школу?

Важна не только учеба

Совет 1

Обеспечьте безопасность

От дома до школы и обратно

На этапе начального школьного образования безопасность ребенка несравненно важнее «продвинутости» конкретной школы.

Идеально, если школа расположена поближе к дому, по пути не нужно переходить улиц.

Конечно, в наши дни сложно вообразить маршрут, исключающий встречу с автомобилями – они повсюду, так сказать, «от финских хладных скал до пламенной Колхиды». Ладно, допустим, перехода улицы вы все-таки избежали. Но! Парковка, выезд с парковки – серьезные потенциальные угрозы, ведь кто-то из водителей элементарно невнимателен, другой нетрезв, а иным и вовсе подарили права в придачу к машине.

Не хотим «кошмарить» читателя историями о трагедиях, которые случались по вине водителей не на скоростных магистралях, а в самых тихих двориках, – лучше настойчиво порекомендуем соблюдать два правила.

Первое правило: не отпускайте ребенка в школу одного.

Да, соблазн велик – и еще как! У многих мам и пап завершение детсадовского периода ассоциируется с «разгрузкой»: ура, дите пошло в школу, и отныне не нужно вести его ни свет ни заря в садик, а вечером на полном газу лететь за ним с работы!.. Не хочется вас расстраивать, дорогие родители, но придется: бремя ответственности за доставку чада в учебное заведение еще несколько лет пролежит на ваших хрупких плечах. Более того, после детсада проблема вырастает в полный рост, ведь в школе ребенок проводит только первую половину дня. Кто заберет малыша, если вы на работе, старших сестер с братьями нет, а бабушка с дедушкой далеко, возможно, в другом городе или в другой стране?

Значит, при выборе школы придется учитывать еще один критерий: наличие «продленки». Ясно, что это не панацея, до 7 часов вечера она ни при каких обстоятельствах работать не будет. Так что в отсутствие бабушек-дедушек самый реальный вариант: договариваться с начальством на работе.

В конце концов, есть возможность «отпахать» недоработку в выходные и праздники – не стесняйтесь, предлагайте такую сделку шефу. Тот тоже скорее всего родитель и прекрасно вас поймет. Убедите его в том, что вы охотно приедете в офис в выходной или поработаете на удаленном доступе из дома. Но уж тут чур не отлынивать: все должно быть по-честному!

Второе правило: по дороге в школу и обратно отвлекитесь от своих, несомненно, очень важных и взрослых мыслей.

Напоминайте ребенку правила дорожного движения (ПДД), обращайте его внимание на дорожные знаки, на разметку, на светофоры. При всяком переходе проезжей части призывайте малыша посмотреть налево, потом – направо: не едет ли оттуда машина?! Мы говорим «напоминайте», ибо убеждены, что основные ПДД малыш освоил под вашим руководством еще в садике, а то и раньше. По крайней мере мы призывали к такого рода обучению в первых книжечках серии: «Как воспитать ребенка до детского сада» и «Детский сад и подготовка к школе: что еще можно успеть после 3-х».

Родители! Не верьте добрым знакомым, любящим родственникам и жуликоватым риелторам, которые даже жилье советуют приобретать, руководствуясь близостью крутой гимназии. Полная ерунда! Если уж зашла об этом речь, то советуем покупать квартиру в районе с развитой инфраструктурой, в котором остановки общественного транспорта, детские площадки и спортзалы, сетевые супермаркеты и пр. находятся в шаговой доступности.

Впрочем, к выбору школы мы еще вернемся.

Совет 2

Говорим о безопасности

Ребенок умнее, чем мы думаем

Зачастую родители не объясняют ребенку простейших вещей на том основании, что тот не в силах эти вещи назвать. Мол, не может произнести слово, значит, не понимает его значения. Че-пу-ха! Обычно ребенок прекрасно понимает назначение, к примеру, искусственной неровности – «лежачего полицейского», хотя и не в состоянии произнести столь трудное словосочетание: в первые годы жизни речевой аппарат отстает от аппарата мыслительного, и это нормально.

Пройдет немного времени, и малыш станет без ошибок выговаривать «искусственная неровность»; ну, разве что звук «р» кое-кому посопротивляется (в школьном возрасте выправить этот дефект удастся лишь с помощью логопеда). Само же понятие искусственной неровности будет твердо усвоено.

Между прочим, ненавязчивое изучение ПДД «вытягивает» за собой кучу дополнительных знаний. Вы ступаете с дочкой на пешеходный переход.

– Что это, Маша?

– «Зебра».

– А где еще можно увидеть зебру?

– В Африке (вариант: в зоопарке).

Вот вам и география с зоологией, «два в одном». Еще полезнее пешеходные переходы с таймингом, т. е. со звуковым и визуальным обратным отсчетом времени как до окончания движения машин, так и до окончания движения людей.

Заостряйте интерес ребенка на этих красных или зеленых цифрах, сменяющих одна другую.

В итоге ребенок играючи, в «полевых» условиях освоит понятие «секунда» и закрепит в своей головушке цифры с числительными.

Чем ближе школа к дому, тем ниже риски для малыша и, соответственно, меньше треволнений у мамы с папой.

Ведь чем больше времени занимает прогулка в школу, тем выше вероятность попасть в дурную историю: укусит собака, обидят хулиганы, упадет сосулька, лужа подвернется – мало ли что! Ну а среди равноудаленных школ выбирайте ту, где ниже всевозможные поборы. Как узнать об их величине?

Поверьте: родители учеников с удовольствием поведают об этих поборах, ну, а мы подробнее остановимся на них в следующей главе. Человек состоятельный усмехнется: нашли, мол, чем напугать: дворнягой, куском льда, дворовой шпаной, взносами «на ремонт класса».

Если за отпрыском закреплен лимузин с водителем, то дорожные неожиданности и прочие «мелочи» не страшны. Но не спешите завидовать мамашам с папашами, которые возят своих чад в «инкубатор гениев» – крутую частную школку. Дети, катающиеся как сыр в масле, чаще всего «больны» завышенной самооценкой, что лишает их мотивации к учебе. Что выкладываться, коль ты и без того уже центр мирозданья, у тебя все есть и тебе все позволено? Поэтому «пуп земли» постоянно борется со скукой: его же ничто всерьез не интересует.

Отсутствие мотивации к учебе перерастает в потерю мотивации к жизни.

К чему стремиться, если по праву рождения все блага земные лежат на тарелочке? В итоге среди детей богатеев процент лодырей, наркоманов, самоубийц, преступников гораздо выше среднего уровня.

Говорят, природа на детях отдыхает. Нет, это родители отдыхают на своем потомстве, когда фактически откупаются от его воспитания. У девушки или юноши из семьи среднего или низкого достатка больше шансов на счастье, чем у звездного баловня судьбы. Обычный молодой человек шагает по жизни с целью обогнать родителей, добиться большего, чем они.

Можно назвать такую цель американской мечтой. Это убежденность в том, что если усердно работать, то удастся поднять свой социальный статус до среднего, а то и до высшего класса. Той же мечтой пронизан весь Запад, просто в США она чаще сбывается. Там доступнее так называемые лифты социальной мобильности, которые «переносят наверх» самых одаренных и трудолюбивых. Например, в Америке легче, чем в Европе, преуспеть в бизнесе или получить первоклассное образование.

Между прочим, мы скоро поговорим и о том, как выучить ребенка за рубежом. Не потратив ни рубля.

Совет 3

Не оставляйте ребенка одного

Что говорит закон

Нахождение ребенка вне дома без сопровождения взрослых в России и ряде других частей бывшего СССР не вполне четко сформулировано в законодательстве.

Как правило, в разных республиках и отдельных крупных городах издаются нормативные акты, регулирующие пребывание на улицах несовершеннолетних лишь в ночное время.

Так, в Белоруссии им запрещено бродить по улицам без взрослых с 23:00 до 6:00. В Москве и Петербурге детям до 16 лет запрещено без законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) посещать с 23:00 до 7:00 места развлечений: рестораны, кафе, бары, клубы, кинотеатры и т. д. А вот пребывание на свежем воздухе ребенка лет 6–7–8 без взрослых в дневное время вовсе не регламентируется.

Первопричину такого положения мы видим в наследии СССР – во всех отношениях одной из наиболее безопасных стран ойкумены. В это трудно поверить, но оба автора в одиночку отправлялись на улицу играть со сверстниками еще до школы. В школу с 1-го класса ходили сами, да еще булочки покупали по дороге. Оно и неудивительно, если даже в поездках к теплым морям советские люди мирно ночевали в своих «москвичах» да «жигулях» на окраинах кавказских сел.

Когда же, не приведи господь, в Стране Советов исчезал ребенок, целые полки со специально обученными псами прочесывали окрестности, водолазы исследовали водоемы, в небе барражировали боевые вертолеты, милицейские патрули брали под контроль все въезды и выезды. Власти не жалели ничего: ни бойцов, ни горючего, ни времени, ни сил. Участь попавшихся педофилов была чудовищной: согласно воровским понятиям их превращали в гуманоидов, которые мечтали о смерти…

Сегодня, как видим, ситуация похуже, и разруливать ее приходится главным образом самим родителям. Например, многие школы берут ответственность за первоклашек только с того момента, как ребенок пришел-таки в школу. Один ли, со взрослым ли провожатым – школьное руководство этим не озабочено. Другое дело, что обратно родные непременно должны забрать ребенка из школы, одного его домой не отпустят! Логично – не поспоришь!

Правда, в сравнении с советской эпохой у нас есть важный плюс – сотовая связь.

Во-первых, мы настоятельно рекомендуем снабдить малыша личным телефоном, следить за его зарядкой и наличием денег на счете. Позванивайте – держите отпрыска на «радаре» до того времени, пока он не достиг своего класса.

Во-вторых – и об этом у нас уже заходила речь, – убедитесь, что ребенок хорошо знает ПДД: как обходить машины во дворах, переходить улицу и пр. Поймите, тут важна не теория, а сугубая практика. Приглядитесь, как дочь или сын под вашим контролем пересекает автомобилеопасные пространства, и постоянно тренируйте малыша в выполнении ПДД!

В-третьих, и это самое главное, обеспечьте малышу сопровождение (не только в школу, а куда угодно) до максимально позднего возраста. Чем позже вы «стряхнете» с себя эту обязанность, тем вам же будет спокойнее спать. Ребенок может возмущаться вашей опекой – не страшно. В конце концов – кто в доме хозяин: желторотый несмышленыш или умудренные жизненным опытом родители?

В общем, в идеале нам хотелось бы, чтобы ребят провожали взрослые хотя бы до окончания начальной школы: как туда, так и обратно.

Совет 4

Узнайте правду о школьных поборах

Как облапошивают родителей

Большинство родителей детей-детсадовцев, конечно, не раз сталкивались с функционерами родительского комитета, которые пытаются обложить родителей (независимо от семейного достатка) контрибуцией: на гуашь, кисточки, карандаши, некую «белую глину», влажные салфетки и т. д. и т. п. Плюс – на подарки воспитателям к «престольным» праздникам.

Начинают обычно по максимуму:

– Уважаемые родители, сдаем по 3000 рублей на канцтовары.

– ???!!! Но садик должен снабжаться всем необходимым из бюджетных средств, уже уплаченных нами в виде налогов…

– Не беспокойтесь, мы отчитаемся товарными чеками, которые вы всегда сможете проверить, – горячо заверяет «правление».

Порой, в случае неудачи лобовой атаки, «комитетчики» советуются с завдетсадом и… снижают ставку:

– Да, мы погорячились… Знаете что? Можно отказаться от дарения воспитателям импортных вин, тогда выйдет по 2000 рублей с носа.

Кстати, в одном из московских садиков горе-активисты заложили в смету закупку вина аж… в Италии!

Если родительская масса упорствует, следует снижение до предельно возможной суммы:

– Все! Сдаем по 1500 рублей – меньше никак нельзя. Стыдно так жадничать: ведь речь идет о ваших же детях! Да и что такое полторы тысячи в наше время!

В конце концов почти все родители уступают давлению «правления колхоза». Кому-то сумма представляется пустяковой, завзятые конформисты вообще не выносят правдоискательства, а большинство приносят деньги просто оттого, что «так принято». Остается лишь догадываться, какая именно часть собранных денег прилипнет к пальцам завдетсадом и председателя комитета. Но особый размах деятельность поднаторевших вымогателей получит в школьные годы.

Конечно, молодые мамы и папы стесняются выглядеть нищими или жадными – им-то и труднее всего отказывать пройдохам. Родители же поопытнее расспрашивают «активистов», на что именно пойдут деньги.

Но самый главный, принципиальный вопрос тут другой: с какой стати родители вообще должны за свой счет покупать в класс компьютер или ставить там стеклопакеты?

Добро, речь шла бы о школе из дотационного села! А как насчет процветающего мегаполиса?

Мы поинтересовались школьными поборами в самых «продвинутых» странах. Представьте себе: там тоже существуют родительские комитеты. Вот только их задачи несколько иные: зарубежные родители-активисты сражаются… со школьными поборами, и в эту борьбу широко втянуты депутаты всех уровней!

Вопрос там ставят ребром: если школьное образование по закону бесплатное, то поборы с родителей вообще недопустимы – ни на что и никогда! Не верите? А вы посетите-ка русскоязычные сайты, где наши земляки со всего мира рассказывают о прелестях «бесплатного» образования.

Кстати, вот еще на что в этой связи обратите свое внимание: за «бугром» поборы исчислены и зафиксированы до последнего цента за-ко-но-да-тель-но: сколько, куда, на что будет потрачено в каждом классе (в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. вплоть до последнего). Понятное дело, что все проходит по безналу – никакого кэша!

Совет 5

Не делите уроки на важные и неважные

Все уроки хороши

Помните строчку «Все работы хороши, выбирай на вкус»? Стихотворение первоклассное, но морально устаревшее. Как-никак, Маяковский написал его в 1928 году, когда Советский Союз отчаянно боролся с безработицей. К нашим дням перечисленные поэтом профессии (столяр, плотник, инженер, врач, рабочий, кондуктор, шофер, матрос, даже летчик) утратили престиж. А тем временем вернулась безработица, с которой, казалось, навсегда было покончено еще в 1930 году.

Ныне миллионы молодых россиян мечтают о карьерах банкиров, полицейских, продюсеров, косметологов, хотя в итоге становятся, как правило, заурядным офисным планктоном, а то и вовсе сторожами, уборщиками, продавцами… Откуда же такой грандиозный разрыв мечты с реальностью? А все оттуда же – из школы и семьи.

– Не дается мне математика, папа! – жалуется дочь. – Не буду ее учить, все равно ничего не понимаю. Да и к чему она мне, если я вырасту и открою собственный спа-салон?

Поскольку папа в математике также не силен, дочь встречает дома понимание, а в школе ей натягивают по математике «троечку». Ясно, что без мало-мальского знания математики сдать ЕГЭ на приличный балл невозможно, и наша выпускница отправляется осваивать математику «на практике» – кассиром в соседнем супермаркете. Вот и приплыли: прощайте, наивные мечты…

Мамы и папы! Догадываемся, вы не очень-то ориентируетесь в неорганической химии, да и скромные познания в теории рядов не позволяют вам блистать в салонных беседах. Но собственным детям-то зачем крылья подрезать?

Просим вас: не делите школьные предметы на первостепенные и второсортные.

Призывайте своих отпрысков с равным пиететом относиться к истории и анатомии, военной подготовке и урокам труда.

Ни вы, родители, ни мы, авторы, – не ясновидящие. Ни вам, ни нам не под силу предсказать, какие именно дисциплины определят начало жизненного пути вашего ребенка: лет за 20–30–40 в информационном обществе все кардинально поменяется несколько раз.

Поэтому если профессии мы довольно четко делим на важные и неважные, то со школьными предметами этого делать не следует.

Приведем личный пример. Мы, авторы этой книжки, мягко говоря, не очень жаловали в свои школьные годы уроки пения, считая их пустой тратой времени. На этих уроках мы всячески гримасничали, кривлялись и дурачились. Но, поступив в вузы, мы вдруг обнаружили, что многие однокурсники прекрасно поют, свободно читают ноты, владеют музыкальными инструментами, неплохо знают современную музыку.

Что ж, пришлось в авральном режиме нагонять, не раз на смех сверстникам садясь в лужу собственного невежества. Представьте себе: мы даже не отличали тяжелого рока от рокабилли!

Разумеется, мы не раз пожалели о том, что некогда на «пении» валяли дурака. Фактически мы заработали по хорошенькому комплексу неполноценности, на изгнание которого ушли годы.

Лишь сравнительно недавно мы позволили себе гордо заявить (в преамбуле к нашей совместной статье «Топ-250 гитарных рифов»): «Мы, соавторы, любим рок и слегка в нем разбираемся. Один из нас на стыке 1980-х и 1990-х годов публиковал репортажи с рок-фестивалей в изданиях Москвы и Ленинграда, Новосибирска и Минска, Смоленска и Харькова. А на сайте другого выложен десяток весьма «легких» песенок – послушайте их, не пожалеете».

В завершение этой главки переделаем известный стих: все предметы хороши – ни в коем случае не выбирай на вкус!

Конечно, школьные программы несовершенны, их отличает кондовый консерватизм, который неизбежно конфликтует с высоковолатильной (т. е. подвижной, как ртуть, изменчивой, непредсказуемой) современностью. В частности, у нас нет уверенности, что в XXI веке школьников следует пичкать литературой XIX века, как в советскую эпоху. И все-таки лучше придерживаться хоть какой-то программы, чем не иметь никакой.

Как выражаются видные экономисты, наличие даже плохого правила гораздо предпочтительнее полного отсутствия каких бы то ни было правил.

Совет 6

Больше уважения учителям

Правила общения

Учитель – не бог. Учителей по призванию не так уж много (а что, в других профессиях «призванных» больше?), хороших «ремесленников» пока хватает, но с каждым годом в учительском корпусе растет количество «случайных» людей, тех, кто просто не сумел найти другой работы. Таких многие считают лузерами, аутсайдерами, «вечными побежденными»…

На самом-то деле в нашей стране со слабой индустрией высокого передела (т. е. с недоразвитой обрабатывающей промышленностью) занять престижное рабочее место ох как непросто – независимо от образования, способностей, трудолюбия. Ну, разве что блат лучше всего позволяет «вкатиться» в трудовую биографию «на белом коне»!

Увы, такова реальность. В итоге и дети, и родители относятся к учителям очень по-разному. Кого-то превозносят и обожают, а кого-то опасаются и даже презирают.

Но сменить педагога обычно не в нашей власти: приходится общаться с тем, кто есть. Делайте это уважительно, ибо перед нами, конечно, не бог, но человек, в руках которого на время (довольно длительное и исключительно важное!) оказалась судьба вашего ребенка.

И помните, пожалуйста, что, выбирая профессию учителя, человек может быть движим чем угодно, но только не жаждой наживы.


О зарплатах учительского корпуса на всем постсоветском пространстве сказано уже так много, что мы не будем повторяться. В любом случае не требуйте тупо от учителя: дескать, научите моего ребенка тому-то и тому-то, оградите мое чадо от того-то и того-то. Разумнее не стучать прямо «в лоб», а просить совета.

Так вы словно погладите чувство собственного достоинства учителя: фактически вы признаете, что слабы и не можете обойтись без поддержки человека более сильного, знающего, умелого. В конце концов, по меткому выражению американского философа и педагога Джона Дьюи, «глубочайшим стремлением человеческой натуры является желание быть значительным».

Интересуйтесь у учителя, не пересадить ли ребенка поближе к доске, какими предметами с ним следует дополнительно позаниматься дома или факультативно, как улучшить его отношения с одноклассниками и т. д. Подобное поведение психология называет манипулированием? Не страшно!

Лишь бы был результат: из вашего припрятанного «я хочу» (помочь своему ребенку) постепенно должно вырасти почти такое же чужое, учительское «я хочу» (помочь вашему ребенку). Ведь манипулирование – это умение нацелить людей на добровольное исполнение ваших желаний.

Одновременно будьте готовы к критике педагога в адрес вашего чада.

Соберите внимание, прислушайтесь, дайте учителю выговориться, и вы узнаете массу полезного. Настоящую критику – а не огульное охаивание! – нужно ценить, она дорогого стоит, на нее не обижаются. Вообще мелочная обидчивость – удел негодяев, лодырей и пустозвонов.

Слышали мудрую финскую поговорку: «Учитель производит будущее»? Вдумайтесь в нее. Школьное образование в Финляндии вот уже лет 10 лучшее в мире, а тамошние школьники – признанная гроза международных олимпиад практически по всем предметам.

Подоходчивей разъясните своему отпрыску смысл трех слов: «учитель производит будущее».

Совет 7

Сделайте учебу комфортной

Ваш главный союзник

Порой отношения с каким-то педагогом упорно не складываются, он замечает в вашем отпрыске лишь отрицательные черты. Поверьте: это также не повод для обиды.

Учитель – живой человек, он имеет право на личные предпочтения, хотя и должен, конечно, припрятывать их до окончания уроков.

В этой связи – поучительная история из школьной жизни одного из авторов данной книжки. Так уж вышло, что он пришел в свой новый 5-й класс во второй четверти.

И что же увидели ребята? Они вернулись с осенних каникул, а в классе – одинокий новичок, удобная мишень для рукоприкладства. Вдобавок классный руководитель усадила его на «камчатке», да еще вместе со второгодником, на полторы головы выше и в полтора раза шире в плечах. Верзила тут же взялся за дело: то на ногу со всей дури соседу наступит, то по локтю хряпнет, то за волосы дернет!..

Но вот и большая перемена. Приметив, что новичок готовится к бою, второгодник с дурашливым хохотом прижался спиной к стене класса. Противник же оказался не робкого десятка: врезал врагу ногой, простите, между ног. Это было, вероятно, единственно верным решением – во всяком случае, второгодник согнулся вдвое и завыл от боли.

Но надо же такому случиться: в этот момент неожиданно вошла в класс учительница русского языка, участница Великой Отечественной войны с орденом Красного Знамени на строгом пиджаке.

Разбираться «русичка» (она же – еще и завуч) не стала: с ее точки зрения, виноват был, конечно, новичок. Ему-то и предложили явиться в школу вместе с родителями. Казалось, отношения с учителем безнадежно испорчены. Однако год за годом «новобранец» демонстрировал способности именно к русскому языку и литературе. В старших классах он получал сплошные пятерки за сочинения, фрагменты которых учительница зачитывала классу. Позже, уже студентом, наш герой не упускал случая заглянуть к своей учительнице, с которой он крепко подружился…

Родители, будьте внимательны! Ребенок не хочет в школу, но при этом не увиливает от домашних заданий? Насторожитесь: вероятно, на уроках и переменах, по пути в школу и обратно над ним издеваются.

Помните фильм «Чучело»? В английском языке даже есть термин «хейзинг», т. е. «гонение в коллективе» (от haze – «задирать», «изводить», «зло подшучивать»).

Жертвами хейзинга становятся «белые вороны»: дети умные и начитанные, вежливые, неспортивные и толстые, красивые и одаренные. Особенно сильно разыгрываются страсти с началом пубертатного периода – полового созревания.

Нужно знать две вещи. Во-первых, в 11–12 лет детки вроде еще малы, но покалечить друг дружку могут уже всерьез. Во-вторых, школьный хейзинг превращает в отраву не только учебу, но и все детство. Тут мощный конфликт интересов: одни идут в школу учиться, другие – развлекаться. Поэтому с насилием в классах, коридорах и дворах должна вестись непримиримая борьба, возглавить которую обязаны родители, особенно если учителя «не видят», как мальчишки рвут волосы из косичек девочек, расстреливают из рогаток, толкают, начиняют портфели щебенкой, отнимают телефоны и книги, засыпают с головой снегом, льют однокласснику за ворот сок, бьют, вышвыривают учебники из окна и творят прочие мерзости…

Что делать? Обратитесь к классному руководителю и директору школы, предупредите родителей обидчиков, сами поговорите с «налетчиками». Не помогает? Сходите в инспекцию по делам несовершеннолетних. И главное: в первые же годы жизни научите своего ребенка давать сдачи.

Комфортной учебой называется та, которой никто не мешает.

Совет 8

Научитесь распределять время

Против неправильных привычек

Давно замечено, что богачу легче стать еще богаче, чем бедняку – выбиться из нищеты: «деньги идут к деньгам». Так и с оценками: «тройки» идут к «тройкам», а «пятерки» – к «пятеркам». Троечнику сложнее получить одну «четверку», чем отличнику – несколько «пятерок». Причем троечник угрохает на это занятие гораздо больше времени, чем отличник. Почему?

Да потому, что отличник привык работать, т. е. рациональнее относится ко времени.

Отсюда важный вывод: если ребенок отлично учится в обычной школе, то он скорее всего будет прекрасно успевать и в «музыкалке», и в спорте, и в танцах.

При этом у него еще останется время на мытье посуды, игры с друзьями, телевизор и компьютер. Даже картошки успеет начистить этот умник!

Троечник же, как правило, троечник во всем: и в средней школе, и в музыке, и в спорте, и в драмкружке, и в помощи по дому и даче. К тому же троечник постоянно жалуется на нехватку времени. Недаром еще Мольер заметил: «кто время выиграл – все выиграл в итоге».

Иными словами, в жизни преуспевает тот, кто победил лень, кто забил до краев свое время мыслями, делами, страстями, событиями, победами.

Вообще-то лень присуща всем, однако лентяями мы называем лишь того, кто не умеет с ленью бороться и с каждым годом все глубже погружается в ее трясину. «Лень начинает паутинными путами, а кончает железными цепями», – писал Франклин, один из отцов-основателей США. Точно так отважен не бесстрашный «от рождения», а тот, кто умеет преодолевать страх. Вот почему умные родители помогают своему чаду наполнять каждый день учебой, делами, домашними обязанностями. И никогда не причитают:

– Не читай слишком много, Танечка, головка заболит!..

Голова от чтения не заболит, а вот без чтения она, бедненькая, никогда не поумнеет.

Теперь вы понимаете, отчего обратной стороной лени является глупость. О, эта «дама» обожает прикидываться чрезвычайно занятой, хотя постоянно озабочена тем, как убить никчемное время. Спросите записного лентяя, почему он не сделал то-то и то-то, и в ответ вы услышите:

– Было некогда!..

Но мы только что выяснили: чем больше человек ставит себе задач, тем больше и лучше он успевает. А вот лень времени совсем не ценит, ей на время наплевать.

Непреодоленная лень – причина не только низкой успеваемости, но и безделья, одного из главных врагов человечества. Недаром американский психолог Эрик Берн заметил: «Хороший лидер знает, что мало что способно так деморализовать, как безделье; и солдаты предпочитают рисковать жизнью в схватке, чем пережидать “скучную войну”».

Во дворе изнывает стайка подростков? «Сто пудов», ждите от них пакости. Хорошо еще, когда никого не изобьют и не ограбят, ничего не украдут и не подожгут. Праздность – прямая дорога если и не к преступлениям, то к курению, выпивке, наркотикам и… невежеству.

Поэтому вот самая эффективная профилактика вредных привычек: загрузить школьника так, чтобы у него не оставалось времени слоняться.

И не слушайте «сердобольных» тетушек с дядюшками, которые причитают, будто вы таким образом «лишаете ребенка детства». Напротив, занятой ребенок испытывает удовлетворение от каждого прожитого дня. А его бьющий баклуши сверстник собой недоволен, живет с ощущением пустоты, ассоциируя детство со скукой.

Также прививайте школьнику мысль, что вредные привычки – это не круто и не модно, а гнусно и позорно. Например, «вдарьте» по пивному алкоголизму рассказом о том, как пиво подавляет выработку тестостерона яичками и способствует секреции женских гормонов мужским организмом. От регулярного потребления пива парень становится феминнее: слабеет потенция, увеличиваются грудные железы, расширяется зад, растет абдоминальный – «пивной» – живот. А женщины от чрезмерного увлечения пивом, напротив, делаются маскулиннее, отчего порой заполучают рак молочной железы. В сущности, пиво – слабый клеточный яд, подавляющий иммунитет, этакий микро-СПИД.

Только не обрушивайте на ребенка прямых ограничений с угрозами: «Увижу еще раз с сигаретой – лишу карманных денег». Действуйте исподволь. Иначе рискуете получить обратный эффект, когда школьник курит, выпивает, нюхает всякую мерзость и «закидывается колесами» назло «занудным предкам». И не подавайте примера, ребенку незачем видеть, как «бухает» папа и «смолит» мама.

Отсюда горькая правда: старайтесь избегать домашних застолий. Ходите в гости, в кафе, на пикники, но воздерживайтесь от выпивки на глазах у детей. Ребенок видит, как взрослые звонко чокаются бокалами, пьют недоступные ему напитки и страшно при этом веселятся. Ясное дело, малышу хочется приобщиться к этой замечательной игре. Это желание ребенок может пронести через многие годы и реализовать его, едва покинет отчий дом, например, уехав после школы учиться в другой город. А потом родители еще удивляются: в кого это вырос такой выпивоха?!

Совет 9

Помните, что школьник может влюбиться

О чем молчат взрослые

Девочки не так уж часто дерутся друг с другом, обычно их обидчиками выступают мальчишки. Величайшая из школьных тайн состоит в том, что самый большой обидчик девочки в нее же и влюблен, ан смелости рассказать ей о своем чувстве не хватает. А вот мальчик, который не дергает девочку за волосы и не ломает ее телефона, к ней равнодушен.

Это обстоятельство можно использовать для защиты девочки – если только ее родители догадаются дочку этому научить. Попробуем освоить непростой материал? Итак, засыпая по вечерам, мальчик мечтает совершить подвиг ради избранницы и во сне вытаскивает ее из реки, выхватывает из огня, останавливает на краю пропасти. Готовый телохранитель! Но в классе он делает все, чтобы скрыть любовь от окружающих. И стремится привлечь внимание любимой девочки пинками, тычками, плевками, толчками, снежками и прочими «радостями».

Будучи ровесником девочки, мальчик психологически моложе ее. Когда же вместе собираются несколько мальчишек, то они и вовсе ведут себя как племя мумба-юмба.

Что ж, дикаря надо приручить. Этот трус хочет совершать подвиги во имя своей дамы? Отлично! Пусть защищает ее от подножек и рогаток, провожает домой, угощает мороженым.

Для начала девочке нужно серьезно поговорить со своим обидчиком. Конечно, если при всем классе ляпнуть: «Виталик, я понимаю, что ты ослеплен любовью ко мне, иначе не сунул бы мне за шиворот майского жука», – Виталик оскорбится. А вот наедине вполне уместно сказать: «Виталик, ты ко мне хорошо относишься. Правда, мне немного надоело то, как ты выражаешь свои добрые чувства. Лучше дотащи мой рюкзак до дома, а в пятницу на дискотеке пригласи меня на танец. Но если ты опять запихнешь кирпич в мою сменку или посыплешь мелом мое сиденье в классе, мы не станем друзьями».

Вместо ответа Виталик сперва заозирается – не видят ли одноклассники? Потом повесит рюкзак девочки себе на плечо, и в душе у него будет раздаваться самое прекрасное пение, какое можно вообразить.

Но кого сделать своим «телохранителем», если обидчиков несколько? Выбрать лучше того, кто самой девочке хоть чуточку нравится. Что, никто не вызывает симпатий? Тогда остановимся на самом сильном и ловком. Если объяснить ему, как надоели прочие поклонники, он возгордится тем, что выбор пал на него. Больше третировать эту девочку и в голову никому не придет.

Вообще-то грустно, что и школа, и семья игнорируют столь важную тему, как половое просвещение.

Географию, мифы и прочие премудрости можно постигать в любом возрасте, хотя лучше делать это пораньше. А вот половое просвещение отложить нельзя, ведь половая зрелость наступает в строго установленный срок. Увы, у родителей вообще не хватает духу этим заниматься, хорошо еще, если мать предупреждает дочку о скором начале месячных (тогда ребенок хоть сознания не потеряет при виде кровотечения – «ой, мамочка, я умираю!»).

Ни родители, ни учителя не говорят детям и ученикам, что любовь женщин и мужчин, девочек и мальчиков – весьма хорошо, потому что очень даже нормально. Самые авторитетные для подрастающего человека люди стыдливо замалчивают секс подобно религиозным фанатикам. В итоге наше технологически продвинутое общество поражено сексуальным невежеством снизу доверху. Взрослые, не стесняйтесь просвещаться сами и просвещать своих отпрысков!

Под солнцем нет ничего такого, о чем добропорядочным родителям может быть стыдно говорить со своими детьми.

Совет 10

Говорите с ребенком об этом

Мимо образовательного стандарта

То, чего ребенок не узнает «легальным» путем, он освоит в обход – от друзей-приятелей, из Интернета и порнофильмов. Качество такого знания невысоко хотя бы потому, что его источники подобраны случайно, а информация из них потребляется хаотично, бессистемно.

В итоге ребенок изучает подробности на личном опыте, включая нежелательные беременности и инфекционные болезни.

И уж тем более некому научить девушек получать удовлетворение в постели (у юношей с этим проблем обычно не бывает), а в результате примерно 80 % женщин страдают аноргазмией. Иными словами, вступая в интимные отношения с парнями, девушкам (в том числе школьницам) приходится симулировать неземное наслаждение.

В итоге 80 % прекрасного пола этого самого наслаждения лишены, но при этом постоянно лгут мужьям и бойфрендам. Ну а те и рады верить в собственное половое «могущество» – это же куда как проще, чем освоить элементарную половую грамотность.

Посреди тотальной лжи появляются на свет дети – будущие обманщики.

Вдобавок не умеющие наслаждаться женщины увиливают от полового акта – процедуры, с их точки зрения, негигиеничной, болезненной, неприличной.

Считающие себя грозными мужья объявляют жен фригидными и бросаются «налево»: вот вам и причина доброй половины разводов, произрастающая из школьного возраста.

Конец ознакомительного фрагмента.