Вы здесь

Как учиться и не испортить зрение. Глава 2. Что делать, если у ребенка снижено зрение (М. В. Ильинская, 2014)

Глава 2

Что делать, если у ребенка снижено зрение


Зрение помогает человеку познавать мир, оно не только обеспечивает видение предметов, но и способствует пониманию сути увиденного, а также дает возможность проводить сравнительную работу. Например, рассматривая различные объекты, мы можем многое сказать об их размерах, приблизительном составе, весе и прочих существенных характеристиках. Всему этому человек учится в процессе своего развития. Новорожденный воспринимает окружающую действительность как набор бессмысленных образов, раскрашенных в яркие цвета. Но по мере роста он приобретает определенные навыки и представления о мире и постепенно начинает осмысливать то, что видит. Именно с этого периода и начинается становление ребенка как личности. В случаях, когда зрение резко снижено по тем или иным причинам, развитие малыша сильно затрудняется. Поэтому родителям следует контролировать состояние его зрения буквально с самого рождения.

В первые недели жизни у ребенка обязательно проверяют реакцию зрачков на свет и наличие реакции слежения за предметом с кратковременной фиксацией.

В 2–3 месяца ребенок должен устойчиво фиксировать предмет обоими глазами и узнавать близких людей.

К полугоду малыш уже может узнавать предметы разного размера, расположенные на разных расстояниях от его глаз.

В год острота зрения должна приближаться к 0,1–0,3 (расстояние до мелкого предмета составляет около 1 м), в 3 года она увеличивается примерно до 0,5 (расстояние – около 2,5 м).

А нормального зрения, равного 1,0 (расстояние – 5 м), ребенок достигает ориентировочно к 7 годам, то есть к началу обучения в школе.


Из-за того, что глаза ребенка полностью формируются только к 7 годам, нежелательно отдавать его в школу в более раннем возрасте. Непривычно большие для малыша зрительные нагрузки и стрессы могут привести к значительному снижению зрения в школьные годы.

Если зрение ребенка ниже возрастных норм, это является абсолютным показанием к детальному обследованию в глазном кабинете для установления причин.

Все причины снижения зрения делятся на:

оптические, связанные с помутнением оптических сред глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела);

анатомические (врожденные аномалии развития глазного яблока);

сенсорные. Они связаны с нарушением: восприятия световых волн сетчаткой при ее заболеваниях; передачи нервных импульсов по нервным волокнам; обработки зрительных образов в головном мозге.




К оптическим нарушениям зрения можно также отнести наиболее часто встречающиеся заболевания глаз: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, поскольку их причиной служит неполноценность преломления световых лучей оптической системой глаза.

Первые шаги к лечению

Как лечить все эти заболевания? В данной главе мы с вами остановимся лишь на некоторых моментах. А о том, как действительно исправить сниженное зрение, будет подробно рассказано в главе «Программа естественного восстановления зрения у детей».

Начнем с помутнения оптических сред. Для лечения помутнений роговицы и стекловидного тела существует достаточно много рассасывающих препаратов, которые могут закапываться в глаза, приниматься внутрь или входить в составы растворов для инъекций. Если помутнения роговицы сильно выражены, значительно снижают зрение и не поддаются рассасывающей терапии, как правило, прибегают к оперативному лечению, например к пересадке роговицы, когда ребенок становится постарше.




Что касается помутнений хрусталика (катаракты), то, если они сильно мешают зрению, вопрос всегда решается хирургическим путем. Уточняется только, в каком возрасте ребенку можно делать операцию по замене его собственного мутного хрусталика на искусственную прозрачную линзу. Иногда хрусталик удаляется и без постановки в глаз искусственной линзы – в таком случае нехватка хрусталика компенсируется более сильными очками. Если врожденные помутнения хрусталика выражены слабо, то можно ничего не предпринимать. Иногда такая катаракта выявляется во время осмотра уже достаточно взрослого хорошо видящего человека.

Аномалии развития глазного яблока, к сожалению, никакому лечению не подлежат. К ним относится в первую очередь внутриутробное недоразвитие всего глазного яблока или каких-то его отделов.

Если зрение ребенка снижено в результате заболеваний сетчатки, зрительного нерва или зрительных отделов головного мозга, то прогноз всегда очень серьезный. Такие дети нуждаются в длительном стационарном лечении, которое проводят совместно офтальмологи и невропатологи. В дальнейшем подобные пациенты должны какое-то время или постоянно находиться под наблюдением врачей и периодически повторять курсы лечения в случае необходимости.

Чаще всего проблемы со зрением и у детей, и у взрослых связаны с наличием именно оптических нарушений.

Особо хочется отметить, что детям, имеющим сниженное по тем или иным причинам зрение, а также здоровым детям для профилактики зрительных нарушений рекомендуется придерживаться рациона питания, который содержит все витамины и минеральные вещества, необходимые для хорошей работы глаз. Давайте посмотрим, какие именно вещества способствуют улучшению и сохранению зрения.

Витамин А (ретинол) участвует в зрительном процессе, способствуя восстановлению палочек и колбочек. Отвечает за цветное и сумеречное зрение, а также не дает подсыхать слизистой оболочке глаза и роговице. Содержится в яичном желтке, сливочном масле и печени. Кроме того, вырабатывается в организме из каротина, который поступает с овощами, и в первую очередь с морковью. Витамин А очень важен для жизнедеятельности человека, поэтому организм старается его накапливать и бережно расходовать.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 1650 МЕ;

✓ в возрасте от года до 6 лет – 3300 МЕ;

✓ после 7 лет (как и для взрослых) – 5000 МЕ.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует во многих химических реакциях, происходящих в организме, способствует нормальному восстановлению тканей, повышает иммунитет, улучшает показатели кроветворения. Вырабатывается самостоятельно практически всеми существами, живущими на Земле, за исключением человека и морских свинок. Поступает в организм при употреблении в пищу овощей, фруктов и ягод, прежде всего киви, цитрусовых, черной смородины, цветной и красной капусты, красного и зеленого сладкого перца. Но на первом месте по количеству витамина С находится сушеный шиповник. Его очень полезно заваривать вместо чая, особенно в зимнее время. Аскорбиновая кислота может в умеренных количествах накапливаться в различных человеческих органах. Тепло, свет и воздух разрушают ее, поэтому не стоит разрезать фрукты заранее. А хранить продукты, содержащие витамин С, лучше в холодильнике.




Витамины и микроэлементы, необходимые для здоровья глаз


Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 20 мг;

✓ от года до 2 лет – до 40 мг;

✓ в 2–4 года – 45 мг;

✓ в 5–10 лет – 50 мг;

✓ в 11–13 лет – 60 мг;

✓ до 17–18 лет – 70–80 мг;

✓ для взрослых – до 100 мг.


Витамин Е (токоферол) – одно из наиболее важных веществ для человеческого организма. Оно очень активно участвует в биохимических реакциях, защищая клетки от разрушения, у взрослых людей способствует торможению процесса старения. Лучше, чем остальные витамины, укрепляет иммунную систему. Токоферол в больших количествах содержится в растительных маслах, в первую очередь в оливковом, а также в сливочном масле и других жирах.

Суточная норма потребления для детей подробно не рассчитана, а у взрослых она может составлять до 8–10 МЕ.

Витамин В1(тиамин), как и другие витамины группы В, улучшает состояние нервной ткани, к которой относятся сетчатка, зрительный нерв и зрительный анализатор головного мозга. В организме человека не синтезируется, поэтому должен постоянно поступать извне с продуктами питания. Тиамин не способен накапливаться, так что его запасы следует восполнять ежедневно. Способствует превращению углеводов в энергию, необходимую для работы всех органов, в том числе глаз. Содержится в основном в сухих пивных дрожжах, а также в арахисе, грецких орехах, фасоли, овсянке, гречневой крупе.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 0,8 мг;

✓ до 10 лет – 1,0 мг;

✓ после 12 лет – 1,5 мг;

✓ для взрослых – 1,5–2,4 мг.


Витамин В2(рибофлавин) участвует в построении зрительного пурпура, а именно йодопсина и родопсина, повышает сопротивляемость сетчатки солнечным ожогам. Поступает в организм с пищей. Источником рибофлавина являются мясо, рыба, домашняя птица, печень, молочные продукты, яичный желток, а также шпинат и капуста брокколи.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 0,6 мг;

✓ до 2 лет – 1,2 мг;

✓ до 4 лет – 1,4 мг;

✓ до 6 лет – 1,6 мг;

✓ до 10 лет – 1,9 мг;

✓ до 13 лет – 2,3 мг;

✓ для людей старше 14 лет – 2,5 мг.


Витамин В3(ниацин, никотиновая кислота) активно участвует в биохимических процессах. В отличие от других витаминов, может в умеренных количествах синтезироваться в организме человека. Значительно улучшает состояние нервной ткани, обеспечивает нормальный рост ребенка. У взрослых благотворно сказывается на обмене холестерина. Не накапливается в организме, поэтому должен поступать с пищей ежедневно. Больше всего ниацина содержится в молочных продуктах, мясе, яйцах. Теряет ценные свойства при термической обработке.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 6 мг;

✓ до 2 лет – 10 мг;

✓ до 4 лет – 12 мг;

✓ до 6 лет – 13 мг;

✓ до 10 лет – 15 мг;

✓ для людей старше 14 лет – 18–20 мг.


Витамин В6(пиридоксин) способствует нормальному росту ребенка и формированию его нервной системы, включая головной мозг и зрительный анализатор. Кроме того, улучшает состояние и стимулирует выработку красных клеток крови. Источником витамина В6 могут быть мясо, сухие пивные дрожжи, крупы, в меньшем количестве – фрукты и овощи.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 0,5 мг;

✓ до 2 лет – 1,0 мг;

✓ до 4 лет – 1,3 мг;

✓ до 6 лет – 1,4 мг;

✓ до 10 лет – 1,7 мг;

✓ для людей старше 14 лет – 1,9–2,2 мг.


Витамин В12(цианкобаламин) активно участвует в обмене белков, в том числе в тканях глазного яблока, зрительного нерва, головного мозга. Улучшает состояние свертывающей системы крови. В умеренных количествах может вырабатываться в организме человека. Дополнительно поступает с пищей: мясом, яйцами, молочными продуктами. Во фруктах и овощах практически не содержится.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей до года – 0,4–0,5 мкг;

✓ до 2 лет – 1,0 мкг;

✓ до 4 лет – 1,5 мкг;

✓ до 6 лет – 1,8 мкг;

✓ до 10 лет – 2,0 мкг;

✓ для людей старше 14 лет – до 4,0 мкг.


Кальций – наиболее важный минерал для растущего организма. При активном участии кальция формируются костный скелет и зубы. К тому же он необходим для

нормального функционирования нервной системы, сократимости мышц и свертываемости крови. При нехватке этого вещества, помимо других выраженных нарушений в организме, отмечается размягчение склеры глаз. Она теряет каркасные свойства, упругость и начинает растягиваться, в результате чего появляется прогрессирующая близорукость. В больших количествах кальций содержится в молочных продуктах и яичной скорлупе.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей – 1,4 мг;

✓ для взрослых – 1,0 мг.


Калий – это минеральное вещество, достаточный уровень которого позволяет клеткам сохранять целостность. Как и другие витамины и микроэлементы, он активно участвует в процессах, происходящих внутри организма. Улучшает состояние нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. У детей дефицит калия может привести к развитию дистрофии. В достаточных количествах содержится прежде всего во фруктах и овощах.

Суточная норма потребления составляет:

✓ для детей – 20 мг на 1 кг массы тела;

✓ для взрослых – 2,0 г.

Таким образом, всем детям, особенно страдающим нарушением зрения или имеющим патологию других органов и систем, нужно ежедневно получать хорошо сбалансированную пищу, содержащую все необходимые для здоровья вещества. Подробнее об оптимальном для вашего ребенка рационе вы можете узнать на приеме у врача-диетолога, который есть в каждой детской поликлинике.

К сожалению, в последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих проблемы со зрением. Если эти нарушения отмечаются в очень раннем возрасте, то причины, возможно, надо искать в особенностях течения беременности у матери.

Проблемы со зрением, возникающие у детей в более старшем возрасте, могут указывать на значительные зрительные перегрузки и не совсем здоровую наследственность.




В свете сказанного выше нужно подчеркнуть, что успешность лечения в каждом конкретном случае будет зависеть, во-первых, от диагноза, то есть от причины, вызвавшей нарушение зрения, а во-вторых, от своевременного начала лечения. При некоторых заболеваниях его нельзя откладывать даже ненадолго.