Вы здесь

Как успевать все на работе и в жизни. 50 простых правил. Глава 1. Приводим в порядок мысли (И. Л. Корчагина, 2016)

Глава 1. Приводим в порядок мысли

Как яхту назовешь, так она и поплывет. Какие мысли в голове крутятся, так и жизнь устраивается. Наше сознание вольно или невольно оказывает влияние на наши действия, реакцию на действия других людей и обстоятельства. Но мы не пленники своих мыслей – мы вполне способны управлять ими. В этом разделе мы обратим тщательное внимание на то, как это делать.

Правило № 1. Полюбите то, чем занимаетесь

Давно уже установлено, что человек, нашедший свое призвание, чувствует себя более счастливым и успешным. Такой человек делает гораздо больше других, и его близкие поражаются: «И как ты только все успеваешь!»

Но, увы, далеко не каждому удается свое призвание найти. Мой опыт психолога-консультанта убедил меня в том, что большая часть трудящегося населения работает по принуждению. Многие выбрали профессию, потому что туда направили родители. Например, одной моей клиентке мама сказала, что надо работать на госслужбе, потому что там – социальные гарантии. А девушке хотелось поступать в театральное училище. «Артистка – что за профессия!» – фыркнула мама, и дочка послушно сдала документы в Академию управления. Другая моя клиентка стала заниматься финансами, потому что на семейном совете так решили, хотя она с детства мечтала рисовать…

Список этот можно продолжать бесконечно. Большая часть людей работает не ради удовольствия, а ради заработка. В современном мире не всегда соединяются любимая работа и достойное вознаграждение. Люди выбирают деньги, ведь именно они дают возможность улучшить жилищные условия, приобрести хорошую машину, дать образование детям, отдохнуть в приличном месте. Но если при этом вы каждое утро, просыпаясь, чертыхаетесь, отправляетесь на работу с тяжелым камнем на шее, с тоской смотрите на календарь и ждете спасительной пятницы, то вам трудно будет раздвигать время и успевать больше.

Как же быть? Я не предлагаю вам все бросить и искать любимую работу, теряя в заработке. Прекрасно понимаю реальность жизни и не стану настаивать на нереалистичных правилах. Моя задача – помочь вам в реальных условиях создать для себя оптимальный душевный комфорт, не меняя ничего в своей жизни, научиться расставлять акценты и по-другому формулировать свои мысли.

УПРАЖНЕНИЕ

Перечислите, что вам нравится в вашей работе, что вас окрыляет. Зарплата? Великолепно! Нравится сама работа? Еще лучше! А давайте найдем еще дополнительные нюансы. А если сама работа не очень нравится, то изыскивать дополнительные нюансы просто необходимо.

Перечисляйте все! Не стесняйтесь «глупых» пунктов. Если вам нравится пить с сотрудниками кофе во время перерыва, пусть это будет главным моментом вашей деятельности. Да, вы ходите на работу ради общения. Замечательно! У вас отличный коллектив! Это большая ценность. Если коллектив не очень, но есть люди, с которыми вам особенно интересно общаться, укажите это. Если вам нравится вид из вашего окна или местонахождение вашего офиса и в перерыве вам приятно погулять, тоже укажите. Работа дает вам возможность путешествовать? Здорово! Что еще дает вам ваша работа? Перечислите все.

Постарайтесь довести число пунктов до семи, это магическое число, и его магия непременно вдохновит вас на новые подвиги.

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

5. _____________________________

6. _____________________________

7. _____________________________


Вам понравился ваш список? Вы чувствуете себя бодрее? Что ж, первый шаг сделан, двигаемся дальше.

Правило № 2. Составьте список того, что вы хотите успевать

Если вы хотите успевать больше, необходимо понимать, а что входит в это понятие «больше». Для этого надо составить новый список.

Что важно учитывать, работая над ним? Я заметила, что многие люди при составлении плана не продумывают слова. Пишут стандартные фразы, употребляют шаблоны, не проверяя, а подходят ли эти шаблоны данной личности. Каждый человек уникален! И ваша уникальность должна присутствовать в вашем плане.

Выверяйте каждое слово и подбирайте формулировки под себя. Что вам поможет подобрать правильные слова? Проговаривайте все, что приходит в голову, вслух. Говорите громко и четко, делая паузы. Разумеется, лучше делать это в одиночку, чтобы никто из домашних не покрутил пальцем у виска.

Проговаривая свои формулировки, будьте внимательны к себе, проследите, как реагируете на них. Тяжело произносить слова или легко? Как чувствует себя ваш организм? Наше тело знает, что нам полезно, а что нет. Доверяйте своему телу! Если оно легко откликается на ваш план, если вы чувствуете легкость и бодрость, список составляется верный, и тогда вы сможете выполнить все, что там перечислено.

УПРАЖНЕНИЕ

Теперь, когда вы проговорили свой список устно, давайте запишем его здесь. Не забывайте ставить цифры. Они дают возможность прочувствовать свою значимость. Мол, вот сколько мы всего запланировали!

_____________________________


При составлении перечня заданий обращайте внимание на мелкие пункты. Обычно, составляя планы, мы перечисляем глобальные позиции и пренебрегаем мелочами. Например, мы не включаем в план: помыть посуду, сделать маникюр, сделать зарядку, почитать книжку. Некоторые вещи мы считаем само собой разумеющимися, мы их не упоминаем – по умолчанию. Но это неверный подход. Ничего не должно быть по умолчанию! Про эти мелочи мы потом забываем, а именно они создают впечатление несделанного. Глобальное в нашей жизни происходит нечасто, а мелочи – постоянно. Каждый глобальный проект состоит из миллиона мелочей. Дружите с мелочами, и тогда они вас отблагодарят!

Правило № 3. Определите, какие у вас особенности психики

Составляя план, выбирая себе дело для души или работу для заработка, очень важно осознавать, к какому типу личности (или структуре личности) вы относитесь. Лучше всего это сделать на индивидуальной консультации у психолога, потому что все предлагаемые в литературе тесты либо носят чисто развлекательный характер, либо слишком сложны, чтобы проверить себя самостоятельно.

Но, понимая, что не у всех есть возможность обратиться к психологу лично, предлагаю ответить на вопросы легкого теста прямо сейчас. Он поможет вам понять, какого сказочного героя вы напоминаете. Каждый из этих персонажей имеет определенные врожденные качества. Понимая их, вам проще будет выполнять задания и упражнения, которые я предлагаю в этой книжке.

ТЕСТ

1. Если бы вам пришлось выбирать между славой и деньгами, что бы вы выбрали:

а) деньги – 1 балл;

б) славу – 2 балла.


2. Как вы относитесь к дружбе:

а) считаю, что настоящих друзей мало, их надо ценить и беречь – 2 балла;

б) полагаю, что чем больше приятелей, тем лучше – 1 балл.


3. Вы предпочитаете работать в коллективе или в одиночку:

а) среди людей мне работать легче и приятнее – 1 балл;

б) я лучше работаю в одиночку, люди меня отвлекают – 2 балла.


4. Как вы предпочитаете отдыхать:

а) предпочитаю большую веселую компанию, так как не люблю одиночество – 1 балл;

б) лучше отдыхать там, где меньше людей, только так наберешься сил – 2 балла.


5. Если вам поручат новое сложное дело, вы:

а) ни к кому не станете обращаться за советом, вы привыкли всего достигать самостоятельно – 2 балла;

б) обязательно попросите помощи знающих людей, ведь должно получиться хорошо, а в своих силах вы не очень уверены — 1 балл.


6. Как вы относитесь к комплиментам:

а) с недоверием и раздражением:

эти люди явно чего-то от меня хотят – 1 балл;

б) с улыбкой и радостью: я знаю, что заслуживаю похвалы – 2 балла.


7. Если люди на улицах смотрят на вас пристально, что вы думаете:

а) у меня что-то не в порядке с одеждой – 1 балл;

б) людям нравится на меня смотреть – _____________________________


8. Вы считаете, что мир настроен к вам дружелюбно или враждебно:

а) мне кажется, что я всем нравлюсь, никто не испытывает ко мне неприязни – 2 балла;

б) мир наполнен недругами, и всем что-то от меня надо – 1 балл.


9. В вас часто влюбляются:

а) постоянно, и мне это очень приятно – 2 балла;

б) во мне нет ничего особенного, чтобы всем подряд нравиться – 1 балл.


10. Если вы покупаете одежду:

а) вы быстро выбираете то, что вам удобно и нравится – 2 балла;

б) вы долго не можете выбрать, спрашиваете друзей и мучаетесь сомнениями – 1 балл.


11. Будете ли вы отстаивать свое мнение, если с вами несогласно большинство:

а) конечно, буду, мое мнение всегда верное – 2 балла;

б) я не буду отстаивать свое мнение, даже если не сомневаюсь в правоте: зачем зря тратить силы? – 1 балл.


12. Как вы принимаете подарки:

а) подарки ко многому обязывают, так что я лучше от них откажусь – 1 балл;

б) мне нравится получать подарки и нравится их дарить в ответ – 2 балла.


13. Как вы относитесь к критике:

а) критика меня раздражает – 2 балла;

б) приходится мириться с критикой, ведь мне до совершенства далеко – 1 балл.


14. Честно ответьте, вы талантливы:

а) возможно, у меня есть таланты, но они глубоко запрятаны – 1 балл;

б) разумеется, у меня множество талантов и разнообразных достоинств – 2 балла.


15. Вы стараетесь не очаровываться людьми, чтобы потом не испытать горечи разочарования:

а) да, это единственный способ уберечь себя от переживаний – 1 балл;

б) я об этом не задумываюсь – 2 балла.


16. Хотели бы вы вернуться в прошлое и прожить свою жизнь по-другому:

а) да, есть много вещей, о которых я сожалею – 1 балл;

б) нет, мне не надо исправлять прошлое, лучше и быть не может – 2 балла.


Теперь подсчитаем баллы.

Что у вас получилось?


От 32 до 28 баллов

Буратино. У него часто и быстро меняется настроение, но чаще всего он весел. Он жизнелюб, оптимист, не держит в голове отягощающие жизнь проблемы. Порой он даже кажется легкомысленным. Его неиссякаемый заряд бодрости притягивает к нему людей. У него мобильная психика, он способен мгновенно переключаться с одной деятельности на другую. Это хорошая способность, которая помогает быстро решать многие сложные задачи. Но Буратино переключается слишком быстро, принимает скоропалительные решения, не успевает подумать, не задумывается о рисках и последствиях и частенько из-за этого попадает в затруднительные ситуации, особенно если ему попадаются ушлые противники, как лиса Алиса и кот Базилио.


От 28 до 24 баллов

Мальвина. Тоже оптимистка, но при этом рациональна и реально смотрит на мир. Ее психика достаточно подвижна, чтобы быстро переключаться, но при этом Мальвина обладает достаточной степенью осторожности. Она обстоятельна, хотя не впадает в длинные размышления, переходящие в переживания. У нее покладистый, отходчивый характер, правда, некоторые могут упрекнуть ее в излишнем практицизме. Мальвине больше других удается многое успевать и многого добиваться. А если она не будет слишком самонадеянна и воспользуется помощью других, то добьется еще больших успехов.


От 24 до 20 баллов

Арлекин. Скорее пессимист, чем оптимист. Долго запрягает, и тормозной путь у него длинный. Арлекин подмечает детали, умеет видеть риски даже там, где все кажется гладко и ровно. Из него получается прекрасный критик. В команде такой человек просто незаменим. Некоторых раздражает его занудство, но это вовсе не занудство, а обстоятельность. Арлекин – замечательный партнер, надежный и в личной жизни, и в деловой. А вот если его предают или обманывают, он очень долго приходит в себя, и его недоверие к миру повышается.


От 20 баллов до 16

Пьеро. Врожденный зануда и пессимист. Однако его занудство не от вредности, а от того, что ему все надо распознать. Он тугодум, мечтатель и ходячая проблема. Вот уж кому тяжело жить! Пьеро находит проблемы на ровном месте везде – там, где Буратино их просто не заметит, Мальвина их быстро решит, а Арлекин сделает из них монументальную монографию. Пьеро, как никто другой, нуждается в поддержке зала, но он замкнут, застенчив, тяжело сходится с людьми. В современном мире Пьеро спасают цифровые технологии. Именно из Пьеро получаются блистательные айтишники. Ни в коем случае не отправляйте Пьеро играть в футбол, тем более что он и сам туда, как правило, не рвется. Если вы – Пьеро, преодолевайте врожденную застенчивость и создавайте вокруг себя круг верных друзей. Они помогут вам решать проблемы, которые вам кажутся нерешаемыми. С помощью друзей вы сможете успевать гораздо больше.

Правило № 4. Будьте честны с собой

Остались ли вы довольны результатами теста? Узнали ли вы что-то новое или подтвердили свои прежние знания и предположения? Как бы там ни было, подчеркну, что все эти персонажи – не хороши и не плохи. Эти категории не подлежат оценкам. Это некоторые врожденные качества, которые важно понимать и признавать. Очень важно быть честными с самими собой!

Но так уж устроен человек, что даже в собственных глазах, а уж тем более перед окружающими, он хочет казаться лучше, белее и пушистее. Чем это опасно? Человек начинает ставить перед собой нереальные задачи, а не сумев их выполнить, огорчается, что опять ничего не успел, а значит, самооценка падает, ценность сделанного снижается, и в итоге возникает ощущение, что жизнь не удалась.

Как учитывать структуру личности при составлении плана?

Мальвине и Буратино лучше составлять план с избыточным количеством пунктов. Они не будут париться, если чего-то не выполнили, и с легкостью перенесут на завтра то, что непременно надо было сделать сегодня. Зато, если их списки длинны, они ничего не забудут и не упустят важных мелочей.

А вот Арлекину и Пьеро планы нужно составлять короткие, из трех-пяти пунктов. Им обязательно надо закладывать время на усушку и на утруску, на торможение и на разгон. Но разгон и торможение надо обязательно ограничивать, иначе кроме разгона ничего не выйдет, а торможение будет столь долгим, что забудется, по поводу чего тормозили. Три пункта плана способен выполнить даже самый медлительный и мечтательный Пьеро, а выполненные пункты всегда способствуют повышению собственной значимости.

Выполняя план, не забывайте ставить себе плюсики! Начертанные на бумаге плюсики повышают самооценку. Ставя перед собой любую жизненную задачу, обязательно учитывайте свою структуру личности, тогда вам будет легче и интереснее ее решать.

Правило № 5. Разберитесь, что съедает ваше время

Определенная честность и даже мужество необходимы, чтобы признаться себе, что является врагом нашего распорядка. Как правило, каждый человек это знает. Знает, но пренебрегает этим знанием. А зря! Пока мы не разберемся со своими грешками, мы не можем говорить ни о каком личном тайм-менеджменте.

Одни тонут в социальных сетях и могут провести там целый рабочий день, а потом еще и вечер. Другие не могут остановиться, погружаясь в поисковики, они делают запросов так много, что в итоге забывают, зачем нырнули в Мировую паутину. Третьи стали приверженцами игры на биржах и проводят часы в азартных сделках, надеясь заработать быстрый миллион. А сколько обожателей компьютерных игр!

Я не предлагаю вам все это резко отменять. Уверена, что все, чем вы занимаетесь, в той или иной степени вам нужно. Но давайте продумаем, в каких количествах оно должно быть. Давайте найдем адекватное место каждому занятию в вашем плане. Для этого мы проведем следующую работу.

Укажите то занятие, на которое уходит слишком много времени. Помните, что надо быть честными с самими собой!

УПРАЖНЕНИЕ

Ответьте на вопросы письменно:

1. Что вам дает эта деятельность?

_____________________________

2. Это для вас важно? Не спешите с ответом. Подумайте как следует!

_____________________________

3. Чего вы лишитесь, если перестанете этим заниматься?

_____________________________

4. Можете ли вы отказаться от данного вида времяпрепровождения?

_____________________________

5. Если не можете отказаться совсем, то сколько времени вы можете разрешить себе на это потратить?

_____________________________

Наконец, ответьте себе честно на самый главный вопрос: что вы пытаетесь заменить деятельностью, поглощающей ваше время? Почему вы так много сил и времени отдаете не очень нужному занятию? Скорее всего, вы занимаетесь этим, потому что вам чего-то не хватает в жизни. Чего? Чем в своей жизни вы не удовлетворены? Что бы вы хотели изменить? Что вам мешает менять свою жизнь? Ответьте на эти вопросы честно!

_____________________________

Разобравшись с этими вопросами, вы сможете не просто успевать больше, но и сделать свою жизнь интереснее, ярче, содержательнее и успешнее.

Правило № 6. Развивайте внутреннее чувство времени

Чтобы больше успевать, надо уметь вовремя остановиться с одним видом работ и переключиться на другой, а для этого необходимо чувствовать время. Увы, не только счастливые часов не замечают. Внутреннее чувство времени – это особый дар, и далеко не каждый человек такой способностью обладает. Но я убеждена, что каждый человек сможет эту способность развить, если будет в эту сторону направлять свои мысли.

Про немецкого философа Иммануила Канта рассказывали, что он мог определить время в любой момент, не глядя на часы. От рождения он был хил и слаб, и чтобы прожить долгую и полноценную жизнь, следовал четкому расписанию. Друзья подтрунивали над его педантичностью, но победителем оказался все-таки он – прожил восемьдесят лет. И это в восемнадцатом веке, когда средняя продолжительность жизни человека была примерно сорок лет. Так что давайте последуем примеру Канта и научимся чувствовать время.

Следите за временем, чем бы вы ни занимались. Постоянно поглядывайте на часы и фиксируйте время. Вопрос «Который час?» не должен застать вас врасплох. Если вы точно не знаете, то скажите хотя бы приблизительно. Если вы начинаете заниматься чем-то, что может вас увлечь и вы забудете посмотреть на часы, поставьте заранее будильник. Если вы начинаете играть, включите таймер, скажем, на десять минут. Через десять минут игру надо прекратить и заняться другим, более важным делом. Если вы занимаетесь работой, то поставьте таймер на сорок пять – пятьдесят минут. Через пятьдесят минут полезно сделать короткий перерыв, минут на пять. Или заняться другим видом деятельности.

Арлекинам и Пьеро будильник лучше ставить два раза: первый звонок – предупреждающий о том, что занятие надо завершить через десять минут. Второй звонок – уже окончательный. Эти десять минут мозг будет готовиться к завершению очередного процесса. Такая подготовка снимет стресс резкого торможения, которого некоторые люди очень боятся. Кстати, этот прием будет полезен не только Арлекинам и Пьеро, но и Буратино с Мальвинами. Такой прием поможет лучше собираться с мыслями и никуда не опаздывать.

Очень полезно научиться чувствовать время во время разговора. Особенно если по роду деятельности вам надо где-то выступать. Умеете ли вы укладываться в регламент? Я очень часто принимаю участие в различных «круглых столах», конференциях. Увы, очень редко я встречаю ораторов, умеющих укладываться в выделенное время. Очень жаль! Это умение – признак деловой культуры. Не говоря о том, что оно дает возможность успевать больше.

Если вы хотите научиться регламентировать свою речь, очень советую попрактиковаться с диктофоном. Допустим, вам надо выступить на совещании. Запишите свою речь. Постарайтесь уложиться в максимально короткий отрезок времени. Прослушайте, что получилось. Упражнение во всех отношениях будет для вас полезно.

Для развития внутреннего чувства времени также полезно хронометрировать то, чем вы занимаетесь. Например, я провожу тренинги – и расписываю, сколько минут длится каждое упражнение, каждое задание. Причем расписываю не так: пять минут на это задание, десять минут на следующее. Так вы не сможете понять, где ваши десять минут начинаются, а где заканчиваются. Я делаю хронометраж своих тренингов так: начало в 13 часов. И далее – начинаю отсчитывать. 13.05–13.25 – одно упражнение. 13.25–13.40 – следующее упражнение и так далее. Я всегда заканчиваю свои тренинги в точно определенное время, потому что понимаю: после тренинга у моих клиентов другие дела, им нужно получить от меня все, за что они заплатили, и отправиться с новыми знаниями в жизнь.

Попробуйте в своей работе делать так же, вам это может пригодиться.

Правило № 7. Расширяйте свое «хочу»

Для того чтобы больше успевать, надо больше хотеть. Нужно иметь множество разных желаний. В самом деле, как мы можем успевать больше, если у нас нет особых желаний? Может, потому и происходит зависание в социальных сетях или в других поглотителях времени, что особо и стремиться не к чему?

Мой опыт практического психолога убеждает меня: очень многие живут по накатанному, отдаются обстоятельствам, а иметь собственные желания – боятся; не знают, чего желать. Некоторым даже в голову не приходит, что можно чего-то хотеть, они никогда об этом не задумываются. Даже мысли такой не допускают! Другие стесняются своих потенциальных желаний и прячут их глубоко-глубоко.

В причинах своих страхов и сомнений лучше разобраться на индивидуальной консультации. Вы можете обратиться за помощью ко мне или сотрудникам нашего центра «Счастливая семья», нас легко найти по адресу happy-family.ru. Мы работаем дистанционно, современные технологии сокращают расстояния и расширяют время. Так что милости просим. Ну а пока потренируемся немного прямо здесь, будем расширять свою потребность хотеть.

УПРАЖНЕНИЕ

Напишите семь своих заветных желаний. Каждое предложение начинайте со слов «я хочу», а дальше формулируйте свои желания. Важно приучить свое сознание к тому, что это ВЫ хотите, это ВАШЕ желание, а не чаяния ваших родителей, не требования обстоятельств, не задания вашего шефа, не капризы вашего партнера.

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

5. _____________________________

6. _____________________________

7. _____________________________


Формулируя свои желания, учтите, что важно различать детское «хочу» от взрослого. Детское «хочу» неконструктивно. Ребенок сам своих желаний выполнить не может, он достигает целей за счет других. Взрослое «хочу» конструктивно, оно основано на модальности «могу», оно основано на собственных знаниях и возможностях. Формула взрослого желания: я этого хочу и знаю, как это получить.

Записали семь желаний? Теперь давайте пойдем дальше.

На отдельном листке бумаги напишите двадцать желаний.

Получилось? Здорово!

Идем дальше. Добавляйте свои желания. Доведите их число до ста. Сто желаний! Аж дух захватывает! У человека, у которого есть сто желаний, горят глаза, в нем пробуждается жажда жизни, растет энергия. Это энергия успеха!

Продолжим упражнение с нашими желаниями.

Возьмите школьную тетрадку и перепишите в нее свои желания, но не скопом. Каждое желание напишите на новой страничке.

Сколько в тетрадке страничек? Пусть все они будут исписаны.

Не бойтесь мелких желаний: например, не стыдно хотеть купить очередную сумку под новый наряд. Не бойтесь смелых желаний: если вам хочется полететь на Луну, почему бы об этом не помечтать? Расширяйте диапазон своей жизни, выходите за рамки привычного и обыденного. Чем больше вы будете желать, тем больше вы будете успевать. Для человека с энергией желаний время раздвигает свои границы, выходит в новое измерение.

Закончили сочинять желания? Теперь это ваша ЗАВЕТНАЯ ТЕТРАДКА ЖЕЛАНИЙ. Начнем с этими желаниями работать. На каждой страничке под написанным желанием развивайте мысль. Пишите: а что надо сделать, чтобы выполнить желание? Какие ресурсы имеются? А если ресурсов нет, то как их найти?

Работа над желаниями займет у вас некоторое время. Зато теперь у вас появились новые проекты, и они приведут вас к новым свершениям.

Правило № 8. Произносите полезные слова

Но вот беда: своим собственным свершениям мы же и мешаем. Не случайно мудрецы еще в древности установили, что главный враг человека – он сам. Чаще всего мы включаем тормоза неосознанно, потому что неправильно мыслим. А если неправильно мыслим, то и слова произносим неверные.

В нашем лексиконе много мусора, которого мы просто не замечаем. Мы убираемся в квартире, наводим порядок в офисе, чистим организм, но не чистим свою речь. А сколько в ней ненужных и даже опасных фраз! В частности, одна из мусорных фраз, которая часто повторяется, звучит так: «Ну вот, опять я ничего не успеваю!»

Как же избавляться от вредных фраз? Очень просто! Проще, чем вынести пакет мусора в мусоропровод. Эти слова надо переговорить. Переговаривая слова, мы переформатируем свое мышление, очищаем свое сознание.

Поймав себя на том, что вы произнесли вредную фразу, тут же поправьтесь и скажите: Я успеваю много и буду успевать еще больше!

У вас возникли сомнения в верности этих слов? Вы себя обманываете? Ни капельки! Посмотрите на свой список, посчитайте свои галочки.

Вы наверняка сделали много, а не выполнили всего-то три-пять пунктов из пятнадцати. Но именно те злополучные пункты запечатлелись в вашем сознании, именно они перевесили ваши успехи. А это очень вредно для психики, потому что слова «я ничего не успеваю» снижают нашу значимость, умаляют самооценку. В голове фиксируется состояние «ничего не сделанного». Эти вредные слова придавливают, бьют по рукам, и от этого действительно успевается гораздо меньше. Давайте произносить полезные слова!

Даже если вы не произносите той вредной фразы, все равно повторите слова, которые я привела выше. Эти слова дадут вашей психике установку на то, чтобы успевать больше.

УПРАЖНЕНИЕ

Произнесите «Я успеваю много и буду успевать еще больше!» громко, с расстановкой. Выпивайте эту фразу, как пьете вкусный сок, смакуя каждый глоток. Прочувствуйте, как эта фраза растекается по всему вашему телу. Правда, она наполняет вас силами?

Повторяйте эту фразу регулярно. Находите возможность произнести ее вслух. Или, откинувшись на кресло и закрыв глаза, произнесите мысленно. Но произносите ее так, чтобы сам суровый Станиславский вам поверил. И верьте в нее сами! Уверяю вас, эта фраза – волшебная. С ее помощью вы свернете горы.

Я знаю, что Арлекину и особенно Пьеро это упражнение совсем не покажется легким. У них вспыхнет внутреннее сопротивление: это неправда! Я не успеваю много! Но если они будут выполнять это упражнение регулярно, то даже их пессимизм на продолжительное время угомонится, и список выполненных дел намного вырастет.

Правило № 9. Не делайте тех дел, которые вам навязывают

Увы, список наших повседневных заданий состоит не только из тех дел, которые мы хотим выполнять. И даже не из тех дел, которые мы не хотим, но обязаны выполнять, потому что иначе не получим желаемого. В нашем списке еще куча дел, которые нам навязывают. Подруга попросила сходить с ней в магазин, хотя вам совершенно недосуг этим заниматься. Тетя попросила отвезти ее в аэропорт, хотя у вас совсем нет на это времени. А уж сколько дел на вашу голову навязывают на работе, хотя вы совсем не должны этим утруждать себя! Мы взваливаем на себя массу ненужных дел и превращаемся во взмыленных измученных лошадей. Почему это происходит?

На мой взгляд, одна из причин – заниженная самооценка. Нам неудобно отказаться от выполнения какого-то поручения или просьбы. Ведь тогда мы покажем, что чего-то не можем! А переделав все, нужное и ненужное, мы возвышаемся в собственных глазах. Еще нам кажется, что, если мы что-то не сделаем, мир без нас не обойдется. Без наших героических усилий реки потекут вспять, небеса обрушатся. Но мы прекрасно знаем, что небеса не обрушатся, но вот самооценка… Она наверняка пострадает, если мы кому-то откажем!

К вопросу самооценки мы еще вернемся, он очень важный, и мы не раз затронем эту тему. В этой главе я хочу обратить ваше внимание на то, как важно прислушиваться к сигналам тела и не выполнять того, чего не хочется. Наше тело умнее нас, и подчас оно мыслит самостоятельно.


Прислушивайтесь к сигналам своего тела и поступайте так, как подсказывает вам здравый смысл. Подруга предлагает прошвырнуться по магазинам, а вам совсем не хочется? Не стесняйтесь предложить ей перенести шопинг. Найдите такое время, когда вам обеим будет это выгодно. Тетя настаивает на том, чтобы именно вы везли ее в аэропорт, а у вас – масса неотложных срочных дел? Оплатите такси для тети, подарите ей букет цветов – ей будет приятна ваша забота. Сотрудники перекладывают свои дела на ваши плечи? Не подставляйте им своих плеч, у вас не косая сажень.

От дел, которые нам навязывают, мы устаем гораздо больше, чем от дел, которые мы делаем по доброй воле. Когда мы переутомляемся, организм начинает нам мстить – мы можем свалиться с простудой или чем похуже. А когда мы хвораем, то вообще не можем приступить к делам. Будьте внимательны к сигналам своего тела! Один из таких сигналов – это тревожный сон, не приносящий отдыха.

Правило № 10. Засыпайте с правильными мыслями

Я противник категорических советов, что надо раньше ложиться и раньше вставать. Когда я слышу советы такого порядка, у меня внутри все протестует и хочется досидеться допоздна, часиков эдак до двух ночи. Кто рано встает, тот громко топает и всем мешает!

Убеждена: у каждого свой режим, свои биологические часы, свои потребности. Во сколько хотите, во столько и ложитесь. Главное не это. Главное даже не количество часов сна. Можно проспать двенадцать часов, но ворочаться, спать нервно и получить только вмятины на лице от подушки. А можно поспать четыре часа и проснуться бодрым, отдохнувшим и готовым к новым подвигам.

Главное – как мы засыпаем. От этого зависит качество сна. Если вы засыпаете раньше, чем голова коснется подушки, то с вами все в порядке. Эмоциональная усталость не наступила, психика не расшатана, нервы в порядке. Спите на здоровье! Но если, пытаясь заснуть, вы ворочаетесь и считаете овец, то себе надо помочь. И не транквилизаторами! Они разрушают мозг. Помогите себе хорошими мыслями.

Погружаясь в сон, воздайте благодарности минувшему дню. Перечислите те достижения, которые вы за день свершили. Сосредоточьтесь на мелочах! Поблагодарите день за все хорошее, что в нем было. Да если день был, на ваш взгляд, неудачным, все равно в нем были прекрасные моменты. Отметайте то плохое, что с вами произошло, не фиксируйте на нем свое внимание. Вспоминайте только хорошее, только радостное, только полезное. Сосредоточьтесь на счастливых минутах. Представьте их себе ярко. Разрисуйте мысленно эти моменты разными красками. Поблагодарите день за крупицы счастья, ведь даже в самом плохом дне они есть! Засыпая, скажите себе, что вам предстоит спасительный отдых, который наполнит вас силами. И так непременно произойдет.

Придумайте свою собственную благодарную молитву, и волшебная ночь восполнит ваши силы, и вы сможете успевать больше и достигать новых успехов.