Что такое память и внимание
Никто не будет спорить с утверждением, что вся наша жизнь неразрывно связана, а зачастую и определяется необходимостью что-либо запоминать. Так уж мы устроены, что все происходящее оцениваем с позиции времени. Представьте на мгновение, что все люди на земле потеряли память. В результате такой тотальной амнезии вся наша жизнь превратилась бы в бесконечное настоящее, на самом деле являющееся одним мгновением, которое происходит в настоящий момент и исчезает в небытии. Именно так охарактеризовал жизнь без памяти русский психолог и философ С. Л. Рубинштейн: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Лишившись памяти, человек утратил бы индивидуальность и жизненный опыт, у него не было бы возможности накапливать знания в процессе обучения. Благодаря ей наши мысли и поступки обретают целостность. Мы постоянно пользуемся памятью, чтобы думать, оценивать, сравнивать, делать выбор, принимать решение, фантазировать. Ведь даже рисуя в своем воображении невиданные доселе предметы, пейзажи и целые миры, мы все равно опираемся на тот багаж, который хранится в ее глубинах.
Но хорошая память невозможна без внимания, которое является основным звеном в цепи процессов памяти. Только то, к чему мы относимся со вниманием, запоминается прочно и надолго. Но если наш ум занят посторонними проблемами, мы не в состоянии поддерживать необходимый уровень внимания при выполнении наших основных обязанностей. Очень часто мы становимся «заложниками» нашего плохого настроения, депрессивного состояния, стресса, усталости, необходимости выполнять монотонные, не требующие умственного напряжения действия.
А для того чтобы нужная информация фиксировалась у нас памяти, нужно научиться контролировать свое внимание. Только в таком случае спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному с участием сознания.
Память и ее функции
Память – одна из форм психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Именно память является тем звеном, которое связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память – это важнейшая познавательная функция, которая делает возможным развитие и обучение субъекта.
Она тесно связана с представлениями, то есть мысленно воспроизведенными образами предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее. Они бывают единичными и общими.
Представления памяти следует отличать от представлений воображения. Первые – это почти точное воспроизведение предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Вторые – это продукт нашего воображения, хотя и основанный на прошлых восприятиях. Прошлые восприятия служат лишь строительным материалом, из которого мы силой своего воображения создаем новые представления и образы.
Память невозможна без ассоциаций, или связей. Реальные предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Вот почему, взяв в руки свой старый школьный дневник, мы обязательно вспомним учителей, одноклассников, соседа по парте, исписанную мелом доску – все, что было связано со школой. Значит, для того, чтобы запомнить новое слово, имя человека, маршрут, последовательность действий, достаточно связать их с чем-то хорошо знакомым.
Например, моего нового соседа зовут так же, как моего начальника, или этот поезд уходит в 2 часа 15 минут, что соответствует моему адресу: дом 2, квартира 15.
Ассоциации делятся на простые и сложные. Простые подразделяются на три вида: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциации по смежности связывают два явления, происходящих в одно и то же время или на одном и том же пространстве: «Мой сын родился, когда я была на втором курсе института».
Ассоциации по сходству связывают два явления, обладающие похожими чертами: «Ты хмуришься совсем, как отец, когда он бывал чем-то недоволен».
Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления: «В молодости у него была густая шевелюра, а сейчас он абсолютно лысый».
Сложные ассоциации по-другому называются «смысловые». Они связывают 2 явления, которые и в действительности неразрывно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Например, класс – школа, кошки – дикая кошка, человеку больно, потому что он упал и ушибся. Именно смысловые ассоциации являются основой наших знаний.
Связи между различными представлениями образуются благодаря тому, что субъект делает с запоминаемым материалом, и не зависят от качеств самого материала. Таким образом, только личность определяет формирование процессов памяти. В противном случае при виде одного и того же предмета все люди вспоминали бы одно и то же, что в принципе невозможно.
В жизни и деятельности человека память выполняет несколько очень важных функций, которые дают основание поговорить о процессах памяти:
– запоминание – усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным и непроизвольным;
– воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;
– сохранение – характеризуется степенью участия материала в деятельности человека: заученный материал хранится в памяти тем дольше, чем больше человек работает с объектом этого материала;
– забывание – интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.
Какой бывает память
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делится на произвольную и непроизвольную.
Непроизвольная память возникает тогда, когда запоминание происходит как бы само собой в процессе какой-либо деятельности или работы над информацией.
Она хорошо развита у детей, однако с возрастом ослабевает и уступает место произвольной памяти.
Произвольная память характеризуется целенаправленным запоминанием, причем, как правило, для этого используются специальные приемы. Ее эффективность зависит от многих факторов, главными среди которых являются цели запоминания и приемы заучивания.
Цель запоминания заключается в том, насколько прочно, то есть на какой период времени человек хочет запомнить ту или иную информацию. Если цель – выучить спряжение латинских глаголов для сдачи зачета, после него многое быстро забудется. Если то же спряжение необходимо выучить, чтобы преподавать его в процессе своей профессиональной деятельности, информация закрепится надолго.
Приемы заучивания могут быть самыми разными, но все это разнообразие сводится к 4 основным группам.
1. Механическое повторение объединяет приемы, заключающиеся в многократном дословном повторении материала без его осмысления. При этом человек вынужден тратить большое количество сил, процесс запоминания требует много времени, а коэффициент полезного действия очень низкий.
2. Логический пересказ включает логическую (или смысловую) память, в основе которой лежит установление в запоминаемом материале смысловых связей. Основными элементами являются логическое осмысление материала, систематизация, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Логическая память гораздо эффективнее механической, поскольку она позволяет запомнить в 20 раз больше информации, чем механическая.
3. Образные приемы заставляют работать образную память, они заключаются в переводе информации в образы, графики, схемы, картинки. В зависимости от образа этот вид памяти может быть зрительным, слуховым, моторно-двигательным, вкусовым, осязательным, обонятельным или эмоциональным.
4. Мнемотехнические приемы объединяют самые различные приемы для облегчения запоминания, основанные на образовании искусственных ассоциаций.
Существует еще одна классификация видов памяти, основанная на времени запоминания материала. С этой точки зрения память может быть кратковременной, долговременной, оперативной и промежуточной.
Всякая информация, воспринимаемая человеком, сначала попадает в кратковременную память. При условии однократного предъявления эта информация может храниться очень короткое время, в среднем 5–7 минут, а затем она забывается. Если ту же информацию повторить 1–2 раза, она может перейти в долговременную память. Объем воспринимаемых в этом случае данных невелик, в среднем он соответствует формуле 7 ± 2. Это значит, что с одного раза человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, отрезков информации.
Долговременная память отвечает за длительное хранение информации. Она делится на два типа: с сознательным доступом и закрытую.
Долговременная память с сознательным доступом позволяет человеку по желанию вспоминать хранящуюся у него в мозгу ту или иную информацию. При закрытом типе долговременной памяти человек, если он находится в естественных условиях, не может вспомнить нужную ему информацию. И только под действием гипноза, когда раздражаются нужные участки мозга, она становится открытой, актуализируясь в образах и переживаниях.
Оперативная память возникает в процессе выполнения какого-либо вида деятельности. Она делает возможной саму эту деятельность, благодаря информации, поступающей и из кратковременной, и из долговременной памяти.
Промежуточная память хранит информацию, накопленную в течение дня или нескольких часов. Ночью же во время сна она очищается, а хранящиеся в ней данные переводятся в долговременную память. Таким образом, утром, после того как человек пробудился, она опять готова к приему новой информации. Вот почему полноценный ночной сон так важен для бесперебойной работы механизма памяти. Для того чтобы промежуточная память успевала очиститься, человек должен спать не менее 3 часов. В противном случае происходит нарушение его мыслительной деятельности. Невыспавшийся человек испытывает затруднения при выполнении арифметических действий, его внимание рассеивается, объем кратковременной памяти уменьшается, речь становится затрудненной, а действия – нескоординированными.
Еще одна классификация видов памяти основана на преобладании того или иного анализатора в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. На основании этого разделения можно говорить о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.
Двигательная память отвечает за запоминание, сохранение и точное воспроизведение разнообразных движений. Благодаря ей происходит формирование двигательных умений и навыков человека. Особенно важен этот вид памяти для спортсменов, а также людей, чьи профессии связаны с выполнением сложных форм движений.
Зрительная память – это способность человека сохранять и воспроизводить различные образы. Она хорошо развита у людей с эйдетическим восприятием, то есть тех, кто в течение довольно длительного времени способен «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Хорошей зрительной памятью обладают люди творческих профессий: художники, дизайнеры, хореографы, а также конструкторы, сотрудники уголовного розыска и т. д. Она тесно связана с воображением: то, что человек может себе представить в зрительных образах, легче запоминается и воспроизводится.
Люди с хорошей слуховой памятью быстро запоминают и точно воспроизводят самые разнообразные звуки: слова, музыкальные фразы, природные шумы и т. д. Особенно важен этот вид памяти для музыкантов, певцов, пародистов, настройщиков музыкальных инструментов, людей, изучающих иностранные языки и др.
Словесно-логическая память позволяет человеку быстро и точно запоминать смысл событий или читаемого текста, логику математического или иного другого доказательства и т. п. В дальнейшем он легко воспроизводит эту смысловую или логическую цепочку, даже в том случае, когда детали исходного материала стерлись из его памяти. Так, посмотрев фильм на иностранном языке, человек может воспроизвести логическую последовательность показанных в нем событий, не зная того, что при этом говорили герои картины. Нетрудно догадаться, что таким видом памяти в первую очередь обладают научные работники и преподаватели.
Эмоциональная память связана с пережитыми в прошлом эмоциями. В той или иной степени она присутствует во всех видах памяти, но наиболее ярко проявляется в простых человеческих отношениях.
Прочность запоминаемого материала напрямую зависит от эмоциональной памяти: чем сильнее переживания, сопровождавшие происходящие события, тем дольше и прочнее они сохранятся в памяти.
Внимание и его функции
Одной из важнейших особенностей протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер, что неразрывно связано с не менее важным свойством человеческой психики – вниманием. В отличие от познавательных процессов – таких, как восприятие, память, мышление, – внимание лишено содержания, оно лишь характеризует динамику протекания психических процессов.
В психологии оно определяется как направленность психики на отдельные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, и концентрация психики, предполагающая повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Прежде чем перейти к вопросу об улучшении внимания, необходимо разобраться в его свойствах, потому что, говоря о совершенствовании процесса психической концентрации, мы подразумеваем именно свойства внимания – такие, как объем, сосредоточенность, распределение, устойчивость, колебание и переключаемость.
Объем – самый простой для восприятия термин. Объем легко измерить, он равен количеству объектов, которые человек способен воспринимать одновременно. У каждого этот показатель индивидуальный, но в среднем у взрослого человека он определяется 5–9 объектами.
От чего зависит объем внимания? Причины могут быть как объективными, так и субъективными: жизненный опыт, род занятий, поставленная цель, особенности психики. Многое зависит и от самих воспринимаемых объектов (степени их привлекательности, наличия рядом близких по смыслу объектов и т. д.).
Сосредоточенность, или концентрация внимания, – это степень сосредоточения сознания на одном или нескольких объектах. Именно благодаря этому человек получает возможность проникнуть в суть изучаемого объекта или явления, получить представление о назначении, конструкции, форме интересующего его предмета.
Уровень сосредоточенности зависит от количества объектов и площади воспринимаемой формы. Чем они меньше, тем концентрированнее внимание.
Распределение – это способность выполнять одновременно несколько действий, держать под контролем несколько процессов или вести наблюдение за несколькими объектами.
Это свойство внимания особенно важно в профессиональной деятельности. Так, например, водитель автомобиля должен вести автомобиль, следить за ситуацией на дороге и за пешеходами, собирающимися перейти улицу.
Умение человека одновременно выполнять несколько действий с физиологической точки зрения объясняется следующим. Торможение отдельных участков коры головного мозга при ее оптимальной возбудимости никогда не бывает полным. И именно эти участки с частичным торможением в состоянии управлять синхронно выполняемыми действиями.
Распределение внимания зависит от того, насколько хорошо человек овладел выполнением тех или иных действий, которые ему приходится выполнять одновременно. Чем лучше навыки, тем легче происходит синхронизация процессов. Тот же водитель: если он новичок, все его внимание в первую очередь концентрируется на процессе вождения (отпустить вовремя сцепление, переключить скорость, повернуть руль, включить сигнал поворота и т. д.). С опытом, когда в действиях появляется автоматизм, он начинает более внимательно следить за ситуацией на дороге (сигналами светофора, дорожными знаками, разметкой на асфальте), заранее реагируя на все ее изменения. А когда все они выполняются уверенно и становятся полностью подконтрольными, водитель может позволить себе вести разговоры с пассажирами, слушать громкую музыку, курить и разговаривать по мобильному телефону (хотя последнее новыми правилами дорожного движения и запрещено).
Устойчивость внимания определяется как общая его направленность в процессе деятельности, а не сосредоточенность сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, как может показаться на первый взгляд. Большое значение для ее сохранения в течение всего процесса деятельности имеет интерес, а необходимым условием является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Монотонность действий и однообразие предметов способствуют резкому снижению устойчивости внимания. Объясняется это физиологическими процессами, протекающими в человеческом организме. Дело в том, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение вызывает в том же участке коры торможение, что в итоге приводит к снижению устойчивости внимания. Неслучайно в Корее на автомобильных дорогах с идеальным покрытием встречаются участки с искусственными неровностями, которые не дают водителю заснуть за рулем и расслабиться.
Повышает уровень устойчивости внимания и активная деятельность с объектом, которая сама является продуктом сосредоточения на объекте. Например, в любом музее очень много табличек с надписью «Руками не трогать», поэтому, разглядывая заинтересовавший нас предмет или документ, мы испытываем естественное желание его потрогать, посмотреть, что у него внутри, и т. д. Действия с объектом, направленные на раскрытие его сути, еще больше укрепляют устойчивость внимания. На следующем этапе действия и внимание сливаются, что приводит в результате к прочной связи с объектом.
Устойчивости противостоит отвлекаемость. Физиологически она объясняется двумя причинами: во-первых, внешним торможением, вызванным посторонним раздражителем, и, во-вторых, длительным действием одного и того же раздражителя.
Отвлекаемость проявляется в колебаниях, то есть периодических ослаблениях внимания к тому или иному объекту или конкретному виду деятельности.
Избежать их практически невозможно даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, ведь в их основе лежат физиологические процессы, заключающиеся в непрерывной смене возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Частые, но короткие, не более 1–5 секунд, колебания внимания в процессе напряженной и интересной работы не оказывают заметного влияния на его устойчивость. Но если эти периоды увеличить до 15–20 минут, это обязательно приведет к непроизвольному отвлечению от объекта. Этот научно подтвержденный факт служит неоспоримым доказательством непроизводительности монотонной деятельности: любой процесс, связанный как с физическим, так и с интеллектуальным усилиями, должен включать в себя несколько разнообразящих его действий.
И наконец, последнее свойство – это переключение, которое заключается в переносе внимания с одного объекта на другой.
Оно бывает преднамеренным, или произвольным, и непреднамеренным, или непроизвольным. Как следует из определения, преднамеренное переключение внимания связано с изменением характера деятельности, цели, способа ее достижения и требует от человека волевых усилий. Непреднамеренное же происходит как бы само собой, помимо воли человека, поэтому не требует от него никаких волевых усилий.
Чтобы понять, какие функции выполняет внимание, его можно сравнить с фильтром, который из огромного информационного потока, доступного нашим органам чувств, отбирает только необходимую информацию. Затем она обрабатывается, подвергаясь всевозможным видам анализа, включая и физические. Возможности обработки информации невелики, поэтому главным критерием отбора раздражителей является их степень важности, громкости или яркости.
Обработанные таким образом внешние сигналы запускают жизненно важные процессы внутри организма. Они ускоряют или замедляют, если это необходимо в данный момент времени, психологические и физиологические процессы, в соответствии с потребностями отбирают и организуют поступающую в организм информацию, способствуют избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности.
Именно внимание направляет познавательные процессы и выбирает для них нужную информацию. При этом главным критерием выступает потребность конкретного организма или реализация интересов личности. Кроме того, результаты самой познавательной деятельности во многом зависят от внимания: точности и детализации восприятия, прочности и избирательности памяти, направленности и продуктивности мыслительной деятельности.
Если это заявление детализировать, можно сказать следующее. Для процессов, воспринимающих внешнюю информацию, внимание выступает в роли своеобразной лупы, с помощью которой становятся доступными мельчайшие подробности изображений.
С точки зрения памяти оно представляет собой механизм, который удерживает важные данные в кратковременной и оперативной памяти, что является «пропуском» для этой информации в хранилище долговременной памяти.
Что касается мышления, внимание в данном случае выступает как обязательное условие правильной постановки цели и выбора пути ее достижения, и его роль в отношениях между людьми трудно переоценить: оно способствует установлению взаимопонимания, предупреждению и разрешению возможных конфликтов, а также установлению всевозможных контактов, включая длительные.
Внимательный человек – это приятный и интересный собеседник, он обладает чувством такта и никогда не перейдет границу недозволенного. Он легко и успешно обучается, быстро продвигается по карьерной лестнице, совершенствуя свое профессиональное мастерство и умело проводя деловые переговоры.
Итак, если подвести итог, к основным функциям внимания можно отнести следующие:
– отбор наиболее значимых, соответствующих потребностям или конкретному виду деятельности воздействий и игнорирование несущественных, не отвечающим потребностям или мешающим данному виду деятельности воздействий;
– удержание конкретного вида деятельности, то есть сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не завершится поведенческий акт или познавательная деятельность, другими словами, пока цель не будет достигнута;
– регуляция и контроль протекания деятельности.
Физиологические и психологические основы внимания
Говоря о внимании, мы в первую очередь имеем в виду активное внимание, физиологические механизмы которого связаны с активной мозговой деятельностью. Следовательно, их изучение возможно только при общем бодрствовании организма.
В науке принято выделять 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.
Наиболее продуктивно внимание на стадии активного и спокойного бодрствования. Во всех остальных случаях оно выполняет лишь некоторые из своих функций. Здесь показателен классический пример, когда спящая мать реагирует только на движение или плач ребенка и совершенно не замечает остальных раздражителей.
Избирательный характер внимания проявляется при наличии очагов оптимального возбуждения в коре головного мозга. Если этот механизм отлажен и не дает сбоев, внимание человека постоянно к чему-либо приковано. Если в процессе своей деятельности он рассеян и не может сосредоточиться, это означает, что его внимание отвлечено чем-то посторонним, не связанным с данными действиями или мыслительным процессом.
Очень важную роль в отборе информации играют лобные области мозга. Учеными были обнаружены особые клетки, которые реагируют на все новое, за что и получили название «нейроны внимания». Они находятся на всей поверхности коры головного мозга, а также в ее внутренних структурах.
В глубоких отделах мозга были открыты скопления нервных клеток и волокон, которые идут в различных направлениях и тесно переплетаются между собой, образуя целую сеть нервных путей. Именно с их помощью рецепторы органов чувств и соединяются с участками коры головного мозга.
Скопление нервных клеток в стволовой части мозга называется ретикулярной формацией. При воздействии на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей в этой части мозга возникают нервные импульсы, которые возбуждают кору больших полушарий.
Виды внимания и типы невнимательности
В науке принято выделять 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Особенности непроизвольного внимания видны уже из синонимов, которые используют отдельные психологи для определения этого вида внимания: «пассивное» или «эмоциональное». Термин «пассивное внимание» подчеркивает привлекательность объекта и сосредоточение, возникающее как бы само собой, независимо от усилий человека. И действительно, ярко и экстравагантно одетый человек, появившись в толпе, обязательно привлечет наше внимание, как и громкий звук, раздавшийся неподалеку.
Называя непроизвольное внимание эмоциональным, ученые во главу угла ставят связь, существующую между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека. Но и в этом случае речь идет об отсутствии волевых усилий, направленных на сосредоточение. Хотим мы этого или нет, но, находясь в определенном эмоциональном состоянии, мы будем обращать внимание на созвучные нашему настроению явления. Если нам грустно, на улице наш взгляд будет невольно останавливаться на печальном выражении лица прохожего, дрожащей от холода бродячей собаке или забытой в песочнице игрушке.
Таким образом, суть непроизвольного внимания заключается в сосредоточении сознания на объекте, обусловленном особенностями этого самого объекта.
Что же может выступать в роли стимулятора непроизвольного внимания?
Во-первых, изменение силы действия раздражителя. Громкая музыка, сильный запах, бьющий в глаза свет неизменно заставят обратить на себя внимание и на некоторое время займут наше сознание.
Во-вторых, новизна раздражителя. Неслучайно модницы, самыми первыми надевшие на себя мини-юбки, сделавшие короткие стрижки под мальчика или украсившие себя бижутерией в виде черепов и скрещенных костей, всегда оказываются в центре внимания.
В-третьих, раздражители, которые вызывают у нас приятные, довольно сильные по своему воздействию эмоции: аромат только что сваренного кофе, звуки любимой мелодии, яркие краски цветущего луга.
В-четвертых, раздражители, воздействующие непосредственно на наши интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. То, что привело нас в восторг, поразило наше воображение, спровоцировало интеллектуальную деятельность, на длительное время приковывает наше внимание.
И, наконец, интерес как жизненная установка, проявляющаяся в избирательном отношении к миру и заинтересованности определенными событиями, людьми, явлениями. Он теснее всего связан с чувствами, поэтому и является, пожалуй, важнейшей причиной, которая обусловливает длительное непроизвольное внимание к объектам.
Непроизвольное внимание может быть полезным. Именно оно заставляет нас реагировать на появление раздражителя и своевременно принимать необходимые меры, Так, например, при виде выбежавшего на проезжую часть дороги пешехода водитель нажимает на тормоз, а хозяйка, почуяв запах пригоревших пирогов, выключает духовку. Однако то же непроизвольное внимание отвлекает нас от работы, снижая ее продуктивность.
Французский психолог Т. Рибо обращал внимание на тот факт, что по характеру непроизвольного внимания можно определить если не характер самого человека, то, по крайней мере, его тайные желания и устремления. Человек, тонко чувствующий прекрасное, обладающий хорошим художественным вкусом, обязательно отметит архитектурную завершенность здания, изысканность цветущего дерева, в то время как ограниченный человек с неразвитым вкусом в том же самом увидит лишь ничем не примечательные элементы обыденного пейзажа.
Понять суть произвольного внимания помогают опять же синонимы, которые встречаются в научной литературе: «активное» или «волевое». Здесь налицо активная позиция личности, которая лежит в основе сосредоточения на объекте. При произвольном внимании человек сосредотачивается на том, что ему нужно делать, а не на том, чем бы ему хотелось заняться. Таким образом, оно определяется как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Из определения видно, что этот вид внимания напрямую связан с волей. Именно она позволяет человеку сосредоточиться на объекте и концентрироваться в процессе деятельности, пока не будет достигнута поставленная цель.
Волевое усилие, лежащее в основе произвольного внимания, переживается человеком как напряжение, мобилизация моральных и физических сил, необходимых ему, чтобы достичь цели и не ошибиться на пути к ней.
Значит, основными причинами возникновения произвольного внимания независимо от объекта являются поставленная цель, практическая деятельность, направленная на ее достижение, и ответственность, которую несет человек в процессе этой деятельности.
Отмечается целый ряд условий, которые облегчают и затрудняют процесс такого сосредоточения. Так, например, произвольное внимание при выполнении умственной деятельности удерживается легче, если процесс познания будет сопровождаться практическим действием. Гораздо легче сосредоточиться на содержании научной книги, если чтение чередовать с конспектированием или подчеркиванием ключевых моментов.
Отрицательно сказываются на произвольном сосредоточении утомление и возбужденное эмоциональное состояние, вызванное посторонними причинами. Ни для кого не секрет, что к концу рабочего дня возрастает количество ошибок, темп работы замедляется, внимание легко переключается на не связанные с работой объекты и явления. То же самое происходит и с человеком, который переживает сильные эмоции – радость встречи, горечь утраты, нетерпение в предвкушении радостного события и т. д. Ему трудно сосредоточиться на своих профессиональных обязанностях, а его сознание постоянно переключается на волнующие его события.
Неправильная организация внимания называемой невнимательностью. Различают 3 ее вида:
1. Рассеянность, или порхающее внимание, – состояние, при котором сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, то есть рассеивается или порхает.
Это знакомо большинству из нас. В той или иной жизненной ситуации мы вдруг начинаем замечать за собой невозможность сосредоточиться на привычной для нас работе, чтении любимой книги, теме разговора и т. д. Каждый из нас переживает это состояние по-своему, но возникает оно, как правило, по двум причинам. Оно может быть вызвано, во-первых, изменениями в окружающей обстановке, во-вторых, изменением нашего собственного настроения.
Этот тип невнимательности наиболее ярко проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что же касается взрослых, у них рассеянность может наблюдаться при отсутствии привычки работать сосредоточенно.
2. Внутренне-направленное внимание, возникающее при высокой интенсивности внимания и его трудной переключаемости. Это свойственно ученым, занятым решением сложных проблем. Если человек полностью сконцентрирован на своей работе, он не замечает ничего, прямо к ней не относящегося. Внешне его можно назвать рассеянным, но это в корне не верное впечатление: на самом деле его сознание не порхает с объекта на объект, оно сосредоточено на одном объекте и все силы личности направлены на решение связанной с ним проблемы.
3. Слабая интенсивность внимания, обусловленная снижением силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга в результате усталости, болезни или потери интереса.