Вы здесь

Как укрепить суставы, связки и мышцы. Посмотрим на себя в зеркало? (С. В. Салтыков, 2015)

Посмотрим на себя в зеркало?




Как правило, мы не отдаем себе отчет в том, как сидим, как стоим, как ходим, какие мышцы напряжены, какие расслаблены, мы вообще не чувствуем их отдельно малыми группами. Неуверенность в себе, детские страхи, комплексы, все, что скрыто где-то глубоко внутри, видны опытному человеку снаружи, так как тело – это внешнее продолжение и отражение внутреннего мира. И пока человек не начинает заниматься чем-то, скажем, танцами в группе, он не понимает, как он зажат и где. Понимание приходит во время сравнения себя с другими людьми на занятии, с тренерами, во время отработки движений перед зеркалом. Дело в том, что с возрастом мы становимся менее гибкими, мышцы укорачиваются, так как сидение за рулем, за компьютером, выполнение монотонной работы провоцируют нашу нервную систему подобрать оптимальную длину мышц для выполнения именно этой работы и удерживать эту длину любым путем.

Начиная ходить на занятия, даже пару раз в неделю, человек начинает себя дисциплинировать, укреплять тело, «растанцовывать» его и потихоньку расслабляться. Но учиться слушать свое тело и расслаблять его можно и дома! Ведь испытать максимальное расслабление легче, испытав максимальное напряжение. Я часто даю такое задание на своих занятиях – сосредоточить свое внимание на ноге или руке (так как работать с конечностью легче, чем со всем телом), напрячь ее, расслабить, напрячь, расслабить. Попробуйте сделать так несколько раз, и вы почувствуете, что такое расслабление: ощущения, которые испытывают мышцы после напряжения. Так нужно работать с каждой частью тела, чтобы научить его максимально расслабляться. Но хочу заранее предостеречь от одной ошибки: постарайтесь сильно не стараться, как бы странно это ни звучало! Была у меня одна ученица с гипертонусом мышц, «пережата», как говорят танцоры. А ко всему прочему у нее было еще и мужское восприятие мира – через голову. Мы начали работать, делать разные упражнения на расслабление – не идет. Почему? Она очень старалась расслабиться, однако, делая упражнения на расслабление, она, наоборот, напрягалась, поэтому поначалу ничего и не получалось. А нужно позволить себе расслабиться, иначе одна задача отменяет другую.

Изменения в теле(и в сознании) происходят с большой инерцией. Человек представляет собой систему биологическую, электрическую, механическую, которая, как и любая система, стремится к сохранению энергии, к покою. То есть для нас, для большинства, самое естественное состояние – лежать на диване с бутербродом. Кроме того, формирование новых нейронных связей происходит за период от 3 до 6 месяцев регулярных тренировок. То есть изменить себя, привить себе новые привычки, научиться новому сразу не получится. Так устроены наш организм, наша нервная система. Занятие чем-либо на начальном этапе и затем дальнейший процесс можно описать как езду в горку на велосипеде. В начале пути педали приходится крутить с большим трудом, преодолевая сопротивление. Как только ты перестал работать ногами, отпустил педали – тут же скатываешься назад, приходится на ту же высоту «забираться» заново. Однако существует некая критическая точка – пик, преодолев который, дальше начинаешь двигаться по инерции. Все начинает получаться легче, педали можно отпустить и только держать руль. Это только одна горка, за ней следуют другие, и их тоже надо преодолевать поначалу как в первый раз. Со временем процесс подъема будет даваться все легче и легче, однако, чтобы не возникло желания все бросить во время «кризиса», когда кажется, что ничего не получается, ты самый бестолковый, – нужно понимать, что это нормально, и продолжать работать дальше.

Меня в родном городе в танцевальном коллективе, думаю, считали самым неталантливым и «кривым». Однако упорство помогло мне стать профессионалом в спортивных бальных танцах, дважды вице-чемпионом Европы по «латино-шоу», открыть свою школу танцев и создать новое танцевальное направление.

Основная проблема большинства людей в том, что они не знают, чего по-настоящему хотят. Ведь смысл жизни заключается в том количестве радости, которое вы испытываете сами и можете дать окружающим. Расслабленному человеку это почувствовать легче. Так вот танцы позволяют наслаждаться моментом, учиться этому, проживая несколько жизней, коротких историй отношений на танцполе. Сравнивать партнеров, танец и понимать, чего же ты собственно хочешь от партнера, от танца с ним.




А потом перевести это понимание в повседневную жизнь. Ощущать счастье, учиться наслаждаться моментом. Недаром в восточных практиках состояние физического и духовного равновесия считалось достижением гармонии с собой и с окружающим миром.

Был у меня ученик, который пришел учиться танцевать в лет. Казалось бы, у нас 55–60 лет – средняя продолжительность жизни мужского населения, какие уж тут танцы! А он начал заниматься, через несколько месяцев сделал номер на новогоднюю вечеринку, станцевав с одним из преподавателей нашего клуба, и даже принял участие в конкурсе по импровизационному хастлу. Видели бы вы его улыбающееся и счастливое лицо!

Для занятий танцами не требуется особая физическая форма, как раз наоборот, она может начать меняться в результате посещения групп или уроков, но совершенно точно изменится ощущение себя. Женщина расцветает, получая знаки внимания, а в танце она их получает непременно. И это желание, как наркотик, со временем требует увеличения дозы.

Была у меня одна ученица, с которой мы делали номер для корпоративного выступления, оно прошло с большим успехом. Потом был перерыв, но через какое-то время она позвонила и захотела продолжить танцевать. Именно учиться танцевать по-настоящему – осваивать разные фигуры, связки и т. д. Она стала регулярно ходить на уроки, а еще спустя пару месяцев знакомые начали ее спрашивать, что с ней такого происходит, чем она занимается? Похудела, похорошела, стала надевать более яркие вещи, почувствовала себя совершенно по-другому. «Танцами», – отвечала она, улыбаясь. – «Только танцами!»

Занятия танцами раскрепощают как внешне, так и внутренне, ведь что такое эмоции? Это реакция человека на взаимодействие с окружающим миром. Если ожидания не оправдываются, мы испытываем отрицательные эмоции, а если получаем желаемое или сверх того – положительные. В первобытном обществе танцы изначально отражали положительные эмоции: удачная охота, победа над соперником и т. д.

Но если человек, испытывая положительные эмоции, начинал танцевать, то логично предположить и обратную связь – можно начать танцевать, чтобы испытать прилив эндорфинов. Так, если вдруг накатила грусть, то хочется чем-то поднять себе настроение. Часто этим «чем-то» оказывается кусок шоколадного торта, а потом тяжелые вздохи раскаяния при взгляде на себя в зеркало. Но можно поступить по-другому: включить музыку и начать танцевать! Или же пойти на танцевальную вечеринку и «утанцевать» себя так, чтобы ноги приятно ныли, а тело помнило «эти объятия».

Как говорил один из моих преподавателей, только три вещи на земле достойны восхищения, безмолвно и покорно склоненной головы: корабль, летящий под всеми парусами, лошадь на всем скаку и танцующая пара. Пара воплощает идею ведения – следования, предложения партнера и реакцию со стороны партнерши, как, скажем, семья воплощает идею самой жизнеспособной модели для зачатия и продолжения рода. Взаимодействие в паре может быть разным, но понятным обязательно для обоих. Мужчина должен надежно и понятно вести свою партнершу, а она – двигаться с ним как одно целое. Вот это умение – вести и угадывать, быть одним целым, пусть всего на несколько минут, очень может помочь и в обычной жизни. Мужчине – для того, чтобы произвести впечатление, закружить свою женщину, очаровать разнообразием фигур, нежным и крепким объятием, а женщине поможет лучше угадывать мужские желания и понять, где можно активно выразить себя, проявить инициативу, а где лучше отдаться и просто следовать за партнером-лидером. Ни одни «пикаперские» курсы, ни одни женские психологические тренинги не дадут такого эффекта понимания друг друга, так как они настроены на быстрый результат и кратковременный эффект. В танцах же мы кропотливо учимся именно взаимодействовать друг с другом, а потому эффект понимания партнера, умение настраиваться на его эмоциональную волну приходит, может быть, и не сразу, зато остается на всю жизнь. И физические данные здесь однозначно уходят на второй план, уступая место совпадению, ощущению друг друга на «кончиках пальцев». Посмотрите на кубинских женщин «в теле» – разве их или кубинских мужчин это смущает?.. Вовсе нет! Умение петь и танцевать, умение жить на одной волне может сблизить гораздо больше, чем просто красивые формы, и не просто сблизить, но и сохранить такие отношения.

Мы постоянно взаимодействуем с окружающим миром и вырабатываем комплекс условных рефлексов: прикоснулся к горячей кастрюле – обжегся и отдернул руку, наступил зимой на обледеневшую поверхность – поскользнулся и упал. Но здесь мы можем предсказать результат и выработать модель поведения на основе опыта. В парных импровизационных танцах с одним и тем же партнером бывают совершенно разные ощущения от танца в разные дни, под разную музыку. Могут быть другими не только фигуры и движения, меняются даже ощущения и эмоции. Все интереснее и непредсказуемее, ты чувствуешь себя исследователем-экспериментатором.

И если ты всего добился в жизни, твой день расписан по минутам, но чего-то не хватает, или пропал интерес к жизни, ты одинок и компьютер заменил тебе реальность, – самое время начать заново. Открыть для себя новую неизведанную страну отношений, полную непредсказуемых ожиданий и нового опыта. Партнер в танце ведет, партнерша – следует, то есть она как бы неактивна, но на самом деле это не так. Они оба равноправные участники процесса и оба влияют на рисунок танца. Это очень важно. Мы в жизни часто не планируем будущее и не знаем, чего хотим и чего от него ожидать. Так вот умение взаимодействовать с партнером в танце позволяет женщине сделать свою жизнь более предсказуемой, понимать «рисунок» и встраиваться в этот поток. Не противодействовать, а следовать по течению, лишь иногда корректируя направление. Это умение позволяет меньше тратить усилий и жить с большим удовольствием.

Конец ознакомительного фрагмента.