§2. Чтение
Прежде, чем отправиться в повествование, уважаемые читатели, я хотел бы задать вам один вопрос, который я должен был задать намного раньше, однако намеренно поместил его в это место.
Итак, что является важным для юриста?
Надо полагать, первым, что ответит большинство, будет – наличие знаний в сфере права (знание закона и все, что с этим связано, если конкретизировать).
Далее наверняка пойдет – практический юридический опыт (тоже неплохо, важная штука, чего уж греха таить).
Грамотная речь (а вот уже горячо, дороги читатели), только имеется один нюанс – каждый из нас под грамотной речью понимает нечто свое.
Точного определения термина «грамотная речь юриста» не существует, однако представление о данном предмете можно в общих чертах составить исходя из практического поля юридической деятельности и совокупности различных учебников по риторике и культуре речи.
Грамотная речь – в том смысле, в котором его представляет юридическая наука, – это умение ясно, четко, в меру лаконично и структурировано излагать свои мысли, основываясь на изученных юридических клише.
В целом неплохо, я бы даже сказал, это то, что нам надо, только вот на практике на одних только юридических клише далеко не уедешь.
Ни для кого ни секрет (а для ученых тем более), что чтение серьезно влияет на развитие мышления, речи и письма, не говоря уже о многих других качествах этого занятия.
Но, как мы с вами выяснили, уважаемые читатели, для формирования грамотной речи (и письма, соответственно) чтения и изучения только юридической литературы, очевидно, окажется недостаточно.
Согласитесь, что ваша грамотная речь (а в нее входит и умение вести беседы на различные темы, доводить свою точку зрения до окружающих и прочее) – это ваш проводник в мире, причем не только юридическом.
Если вы хотите чтобы ваш проводник (гид) был профессионалом, и не завел вас, как одна известная личность, словно поляков в дремучий лес, то вам следует обучить его всему необходимому.
«Так что же нам тогда читать?» – спросите вы.
Скажу честно, для меня подобный вопрос показался бы странным, если не сказать пугающим.
Дорогие мои читатели, в этом мире люди делятся на два типа: на тех, кто читает, и на тех, кто слушает тех, кто читает.
Итак, прежде чем навязывать вам множество всяких интересных книг, я хотел бы в первую очередь обратить ваше внимание на то обстоятельство, что книги должны являться предметом интереса для читающего, а не принуждением или обременением. Если произведение вам не интересно, то читать насильно его, конечно же, не стоит (речь сейчас не идет о ВУЗовских учебниках, прочтение которых необходимо вам для сдачи экзаменов).
Между тем, дорогие мои читатели, вам, как будущим или уже состоявшимся юристам, для саморазвития и совершенствования своих речевых и письменных навыков подойдет не всякая книга.
Какой никакой, а отбор все-таки должен существовать.
Согласитесь, что вряд ли вам пойдет на пользу чтение низкокачественной литературы: бессмысленных любовных романов, криминальных боевиков, или какой-нибудь блокбастерной мясорубки.
Сразу скажу, если в настоящий момент вам доставляет удовольствие читать подобное, то это не страшно. Попробуйте читать поочередно качественную литературу и низкокачественную и, рано или поздно, первая полностью заменит вторую, так как требования вашего серого вещества непременно возрастут, и оно захочет принимать полезную пищу как можно больше.
Итак, уважаемые читатели, давайте сделаем вот что: помните, в начале книги я привел таблицу с ВУЗовскими предметами, где было необходимо напротив каждого предмета указать его важность лично для вас, так вот, сейчас мы проделаем нечто похожее и с книгами.
Да, возможно окажется так, что большую часть книг вы попросту не читали, однако оценить некоторые пункты можно будет даже по названию (в списке представлена как полезная литература, так и вредная).
В любом случае, полезная часть книг, представленных ниже, вполне послужит для вас своеобразным списком, обязательным для прочтения.
Чтобы построить нормальный полноценный перечень, придется посвятить этому занятию целую книгу.
Часть полезных книг взята из списка школьной литературы для 7—8 класса (например: Мертвые души – Н. В. Гоголя, или Отцы и дети – И. С. Тургенева).
Другая часть предназначена для аудитории постарше (например: Сильные мира сего – Мориса Дрюона или Степной волк – Германа Гессе).
Как видите, список разбавлен как чисто художественными, так и произведениями, имеющими ярко-выраженный философский уклон.
Кроме того, некоторые книги из списка довольно плотно граничат с юридической средой (например: Процесс – Франца Кафки, Холодный дом – Чарльза Диккенса, Братья Карамазовы – Ф. М. Достоевского).
Сразу оговорюсь, что «насильно мил не будешь». Не стоит мучить себя чтением произведения, которое идет у вас тяжело или вызывает отвращение. Возможно, стоит начать с чего попроще.
В то же время напомню вам, уважаемые читатели, что, настоящий юрист прокладывает себе дорогу своим мышлением, речью и письмом, и что чтение качественной литературы оказывает на них прямое воздействие.
Попробуйте заставить свой ум полюбить хорошее чтение, и через время удовлетворенный вкусной пищей разум сослужит вам добрую службу.