Праведный гнев юноши по имени N вполне понятен, в особенности для тех, кто сталкивался с обучением в российских юридических ВУЗах. Сразу хочу оговориться, что моей целью ни в коей мере не является критика современной системы образования нашей страны, а уж тем более выказывание недовольства по поводу функционирования этой системы. Моя цель совершенно прямолинейна и до невозможности скромна – пояснить вам, читателям, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Ведь вы, уважаемые читатели, будучи взрослыми, адаптированными к реалиям современности людьми, переходя проезжую часть в положенном месте, не ждете, чтобы вас перевели за ручку, как в детстве? Вы смотрите по сторонам и уверенно шагаете вперед, чтобы за положенное время пересечь проезжую часть, пока не зажегся красный сигнал светофора.
Так вот, с обучением в институте почти то же самое. Зажегся «зеленый человечек» – значит ваше время пришло. Пора двигаться в путь и поступать в институт. Но на этом дело не заканчивается! Если вы считаете, что для успешного перехода через дорогу вам будет достаточно прослушивания лекций Венедикта Германовича, то вы глубоко заблуждаетесь! Профессор Глуходумов и есть та рука, которая проведет вас через дорогу, … только есть одно «но»: вы не знаете, куда она вас заведет, потому что Венекдит Германович уже порядком постарел, и сноровка у него уже не та. Неужели вы собрались идти с ним по переходу все пять лет! И с чем вы придете в итоге? Что вы расскажете своему работодателю? Расскажете заученную до дыр «Политику социума в политической деятельности и социальных кругах?». Его это, безусловно, заинтересует…
Словом, с Венекдитом Германовичем нам не по пути! Но как же тогда перебраться через дорогу в одиночку, да еще так, чтобы по окончании пути было не стыдно показаться работодателю на глаза?
Сомневаюсь, что у вас получится его удивить красным дипломом престижного ВУЗа, где вы скрупулезно изучали «Политику социума в политической деятельности и социальных кругах», получив заслуженные пять баллов по этому и подобным предметам.
И все же, как быть? Неужели вот так просто взять, да и забросить все эти кучи ненужных предметов?
§1. Предметы в ВУЗЕ. ТГП ГК УК УПК и АПК
«Не все йогурты одинаковы полезны», – гласит известный рекламный слоган.
С юридическими предметами в ВУЗе та же история.
Многие из них, к сожалению, созданы лишь для того, чтобы хоть как-то заполнить учебное время, и не несут в себе никакой роли в развитии будущего юриста. Но, что самое интересное, – те предметы, которые должны сформировать фундамент ваших юридических знаний, могут быть также бесполезны, по причине некомпетентности (либо незаинтересованности) преподавателя или несовершенства утвержденной в ВУЗе методики изучения данного предмета (которая может быть исправлена вмешательством опытного преподавателя).
Итак, я решил разместить ниже один из стандартных списков предметов обыкновенного Московского юридического ВУЗа по состоянию на 2017г.
Опытные юристы или выпускники юридических ВУЗов могут смело пролистать эту информацию, так как для них она особой роли не сыграет. А вот абитуриентам и лицам, планирующим окончить подобное образовательное учреждение, я рекомендую сделать следующее: отметьте во второй колонке напротив каждого из предметов важность, значимость и необходимость данного предмета лично для вас (наверняка вы уже в общих чертах представляете, какие предметы вам придется изучать в учебном учреждении, и я смею надеяться, уже имеете хотя бы смутное представление о том, в какой сфере будете работать – если же нет, то настоятельно рекомендую задуматься об этом прямо сейчас).
Информация в данной таблице представлена обобщенно за несколько курсов, и, подчеркиваю, множество предметов я не указал, чтобы не перегружать книгу. Уверяю вас, уважаемые читатели, их великое множество, и все они включены в обязательные к изучению списки предметов, по ним проводятся экзамены и зачеты, например, лесное или жилищное право, государственный заказ и прочие. Предметы, которые не попали в этот список и которые вы считаете важными лично для вас, можете смело добавить в таблицу.
Конечно, дорогой читатель задаст резонный вопрос – ну, и что с того? Что Вы этим хотите сказать, господин автор, что нам не надо учить все эти горы предметов? Тогда нас просто вышвырнут! К чему вся эта таблица и пометки напротив предметов?
Ответ на этот вопрос вы уже дали себе сами, уважаемые читатели, если заполнили соответствующие графы таблицы согласно велению вашей души. Все дело в расстановке приоритетов.
Расставив приоритеты, вы не отмахиваетесь от остальных предметов, а лишь делаете их второстепенными по отношению к основным. Это не значит, что вы не должны проявлять должного усердия и скатываться до «неудов». Это всего лишь означает, что вы должны очистить сознание от стереотипов и гонки за красным дипломом (если, конечно, такая гонка не доставляет вам огромного удовольствия, других причин погони я лично не вижу).
Практика показывает, что работодателю нужна не «передвижная библиотека» (ведь недостающую информацию можно почерпнуть в электронных правовых системах и книгах), а человек, способный работать с этой информацией.
Кстати, по поводу накопленных за тяжелые и долгие годы обучения знаний…
Ответьте себе прямо сейчас честно и откровенно – многое ли вы запомнили за 11 лет проведенных в стенах школы? Химия, физика, литература, математика, география, москвоведение, биология…
Какие-то проблемы? Провалы в памяти? Всего пару стихов и то урывками?
За 11 лет изучения английского языка не можете поддержать простейший диалог с иностранцем?
Считаете, что с ВУЗом все выйдет иначе?
То есть, если я правильно вас понял, главное во всем этом деле получить бумажку с оценками и забыться…
Неплохой результат за столь длительный отрезок прожитых лет…
Это ошибка не только ваша, но и образовательной системы. Напичкать индивидуальность чем попало, понаставить оценок и пустить в дальнее плавание – примерно так.
Не отчаивайтесь. Главное мыслить позитивно и понимать, что можно обустроить личное образование для себя, и не только во время обучения в ВУЗе, но и после! Самосовершенствование есть ключ к успеху.
Но что же все-таки надо сделать, чтобы не попасть впросак и не оказаться за бортом?
* * *
Давайте сперва пробежимся по списку ВУЗовских предметов и подумаем, что нам точно может пригодиться в дальнем путешествии (я намеренно буду пропускать предметы, которые, по моему сугубо личному мнению, не несут за собой никакой практической пользы).
Административное право – довольно обширный предмет, в который включается множество различных ответвлений, включая работу государственного аппарата, систему государственной службы, механизма привлечения к административной ответственности и прочее.
Сразу попрошу знатоков не возмущаться по поводу подобного поверхностного описания данного предмета. Моей целью не является указание точного определения предмета в узком, широком, научном и иных смыслах (эту информацию можно легко отыскать в интернете). Наша задача понять, насколько каждый из предметов важен для нас в практическом смысле, то есть насколько в дальнейшем он может пригодиться нам на юридическом поприще.
Итак, безусловно, для каждого юриста важно понимание функционирования государственных органов власти в РФ, их структуры, принципов работы на государственной службе, тех организационно распорядительных актов, которые выходят из-под твердой руки чиновников, включая и протоколы об административных правонарушениях.
С последним моментом я лично рекомендую вам ознакомиться наиболее подробно, так как информация, касающаяся перечня административных наказаний, условий их наступления и прочих вопросов административной ответственности важна для каждого человека, вне зависимости от выбора профессии, а уж для юриста это и подавно хлеб насущный (Кодекс об Административных Правонарушениях вам в помощь).
Теория государства и права (и сюда же отнесу Конституционное право). Знатоки не злитесь, уверяю вас – предметы довольно схожи, хотя, наверняка, я только что нанес серьезный удар по духовным ценностям людей, которые писали дипломные и диссертационные работы по данным предметам) – кто-то скажет, что это все чепуха несусветная и в ней нет никакой конкретики. Да одно слово – «теория» говорит об отсутствии потенциала данного предмета.
Уважаемые читатели, в какой-то степени вы окажетесь правы. Любой теоретический предмет в динамично развивающейся юридической среде скорее всего не окажет существенного практического влияния на результаты поставленных перед вами рабочих задач.
Однако по поводу ТГП буду вынужден с вами не согласиться. Дело в том, что фундамент данного предмета практически не подвержен временным изменениям и влиянию внешней юридической среды (исключения – смена Конституционного строя и другие существенные изменения в правовой и политической среде государства). Принципы и нормы, содержащиеся в нем, могут быть применимы в различных отраслях Российского права.
Да, в ТГП огромное количество «воды», и прочей не несущей в себе «практичности» информации. Я сразу вам скажу, что при обращении к большей части юридических источников иногда нужно уметь читать между строк, то есть выцеживать необходимые для вас факты. Я вас уверяю, что ТГП полезен для здоровья, но в разумных количествах, как прививка против болезни. Чтобы не быть голословным, уважаемые читатели, приведу пример:
Федеральная налоговая служба принимает решение, которое ограничивает права юридического лица – фирмы ООО «А нам все равно» в части осуществления определенной деятельности в связи с формально допущенными нарушениями (поверьте, и такое бывает).
Дело в том, что фактически, «подкопаться», то есть оспорить действия уполномоченного органа «в лоб» по прямым законным основаниям затруднительно, так как решение ФНС принято в рамках закона (что не всегда справедливо для юридического лица).
Получается, что закон не на нашей стороне (предположим, что судебная практика судов высших инстанций по данному вопросу отсутствует, либо имеет негативный для организации оттенок).
Тем не менее, подобная ситуация не повод мириться с вынесенным решением, во всяком случае, иногда предпринять попытку не согласиться стоит (если, конечно, руководство компании не решит, что подобное законное противодействие необоснованному решению не приведет к череде внеплановых проверок со стороны ФНС).
Итак, все – и закон, и судебная практика отвернулись от фирмы ООО «А нам все равно». Так что же сможет помочь в решении проблемы? Ответ – ТГП и Конституционное право, то бишь, сухая теория, приправленные щепоткой аналитики и здравого смысла.
Я не буду сильно углубляться в подробности описания и составления иска на обжалование указанного решения ФНС в судебном порядке в начале книги (об этом будет сказано в соответствующих разделах моего труда), однако приведу несколько абзацев из иска, чтобы вы смогли уловить мысль.
«…Руководствуясь теоретической правовой базой знаний РФ целью наказания за совершение правонарушения является пресечение и предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами…»
«…Наказание не может иметь своей целью умаление охраняемых Конституцией прав организаций и физических лиц…»
«…Согласно ст.7 Конституции РФ – Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека…»
«…В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты…»
«…В соответствии со ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности…»
«…В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности…»
«…Между тем, Решение ФНС не может соответствовать принципам и целям, провозглашенным Конституцией РФ, ввиду того, что последствиями принятия данного Решения станет не упорядочение круга соответствующих общественных отношений, а безосновательное экономическое притеснение ООО „А нам все равно“ и ее сотрудников, что выразится в невозможности осуществления нормальной экономической деятельности организации и существенном ухудшении условий труда ее сотрудников.…»
Как вы видите, уважаемые читатели, налицо применение в действии предметов ТГП, Конституционного и даже Административного права.
Естественно подобные опусы не дают гарантии победы, но, во всяком случае, делают ваши попытки юридической защиты наиболее эффективными.
Итак, что же у нас там дальше по списку? Ага – Уголовное право (и сюда же поместим и уголовный процесс. Знатоки! Предметы разные! Но для удобства помещаю в один ряд, без обид).
Ну, что тут можно сказать, полагаю уважаемые читатели, в общих чертах, каждый из вас имеет представление о том, о чем повествуют эти зловещие названия предметов (в этот ряд можно поставить еще пару-тройку – криминалистику, судебную психиатрию, судебную медицину и криминологию).
Если вы, дорогие читатели, избрали для себя такую сложную и неблагодарную стезю, как правоохранительная деятельность, то эти предметы, и многие другие из той же серии, составят для вас юридическую основу. В данной книге акцент будет сделан, преимущественно, на гражданско-правовую тематику, а не на уголовно-правовую, однако уверяю вас, что большинство принципов совершенствования себя в качестве юриста будут применимы вами в любой сфере деятельности.
Итак, не вдаваясь в подробности, скажу, что умение сопоставлять различные виды ответственности и отграничивать одну от другой (дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная) рано или поздно сослужит для вас хорошую службу независимо от выбранной вами юридической сферы деятельности, поэтому не отбрасывайте от себя уголовное право и уголовный процесс, даже если вы решили двигаться совсем иным путем. Уясните для себя базовую составляющую этих предметов (квалификация распространенных преступлений, следственные действия и т.д.).
Гражданское право (гражданский процесс, арбитражный процесс) – это как раз тот случай, когда необходимо сфокусировать свое внимание на главном. Гражданское право является одним из основополагающих предметов для большинства юристов. Почему? Можно долго расписывать ответ на этот вопрос. Гораздо проще, уважаемые читатели, заглянуть в оглавление эпопеи под названием Гражданский кодекс (как и в случае с «Войной и миром» Л. Н. Толстого – в произведении Российского законодателя имеется не один том) и лично убедиться в важности сего творения. Однако при изучении подобных крупных и полезных предметов имеется подвох. Сейчас я вам наглядно поясню на примере, в чем он заключается.
В 2011г. вы поступаете в юридический ВУЗ и приступаете к изучению такого замечательного предмета, как Гражданское право (со всеми вытекающими – гражданский процесс, арбитражный процесс, предпринимательское право, Закон об акционерных обществах и прочие).
Скорее всего, учебники, по которым вы будете изучать данный предмет, будут датированы годом 2010 – это, я думаю, максимально «свежий материал» на который вы можете рассчитывать. Естественно, что установленные образовательной программой учебники должны базироваться на действующем законодательстве и соответствовать текущей правовой обстановке в стране. Что ж, прекрасно! С этим все понятно. И что же вы хотите этим нам сказать, господин автор? А вот что:
Дата вашего поступления в ВУЗ, предположим, – 19.04.2011г., ну, а дата окончания, пускай, – 02.10.2016г. Пять лет вам вполне хватит, чтобы обменять ваше драгоценное время на красную или синюю корочку.
А как тем временем поживал наш любимый закон? О-о-о! Просто замечательно. В отличие от вас, уважаемые читатели, он совершенствовался, только вот забыл вас об этом уведомить (да и преподаватели в ВУЗе необязательно будут заниматься напоминанием, так как мало кто из теоретиков, с учетом их мизерных зарплат, «мониторит» законодательство, а уж тем более делится этим обзором со студентами).
Так вот, за период с 19.04.2011г. по 02.10.2016г. было принято почти 40 (!) редакций Гражданского кодекса!
Ну, вы, конечно же, скажете, что дело не в количестве, а в качестве. Наверняка, там одну и ту же запятую переставляли 40 раз с места на место. Волноваться нечего.
В таком случае рекомендую вам, уважаемые читатели, воспользоваться одной из электронных правовых систем в интернете и, как подобает грамотному юристу, убедиться в правоте ваших слов.
Попробуйте прямо сейчас открыть и посмотреть список изменений, произошедших в гражданском законодательстве за этот период времени (подобный анализ вам существенно пригодится в будущем, поэтому не поленитесь и сделайте это сейчас).
Ну, так что там с запятыми? Ага! За указанный период времени, оказывается, произошли колоссальные изменения фундаментальных положений в гражданском праве и не только! Ведь изменения, касающиеся основополагающих отраслей, неминуемо ведут к изменениям и в других смежных законах (сопоставьте изменения, которые произошли в ГК РФ с изменениями в других смежных с ним отраслях права).
Итак, что же мы видим? А видим мы не самую приятную картину. Наше нынешнее юридическое образование, в общем и целом, неспособно перегнать динамику развития законодательства в РФ (уповать на опытность преподавателей не рекомендую, чаще всего в преподавание ударяются профессоры Глуходумовы. P.S. – опытные и знающие себе цену преподаватели не воспримут сей тезис за нападок, ибо человека образованного и уверенного в себе невозможно поколебать подобным высказыванием).
Получается, выхода нет? Что же делать? Кто сможет перевести вас через дорогу? Ответ очень прост – вы сами. Если вы уделяли внимание практическим моментам книги, то вы уже выбрали себе цель (профессиональную юридическую область), расставили приоритеты по интересующим вас предметам, научились отслеживать изменения в законодательстве, развеяли стереотипы образовательной системы.
Для начала уже неплохо! А ведь мы только начали!
* * *
Наверняка читатель обоснованно выразит возмущение! Что-то вы, господин автор, больно быстро забросили тему перечисления важных предметов. Наобещали нам счастливой жизни, «дали пять», и до свидания! Неужели на этом все? Только гражданское, уголовное и административное право?
На самом деле нет, уважаемые читатели, я мог бы описывать достоинства и недостатки ВУЗовских предметов на протяжении всей книги. Только вот важность каждого из предметов определяется вами лично. Кто-то планирует заниматься интеллектуальной собственностью, и для него это ответвление гражданского права будет иметь решающее значение. Другой жаждет пойти работать в налоговую или антимонопольную службу, соответственно для него будут приоритетными Налоговое или Антимонопольное право (и все сопутствующее им).
Но это не значит, что на второстепенных предметах, например – Земельном праве или Трудовом должен быть поставлен крест. Полагаю, вашему знанию не повредит уяснить для себя фундамент этих предметов и поверхностное знакомство с кодексами, хотя бы с оглавлением, пойдет вам на пользу (возможно, вы даже захотите поподробнее ознакомиться с некоторыми статьями данных Законов, которые вызовут у вас интерес). В любом случае, «зубрежка» не принесет пользы (хотя ее, в случае экзамена или зачета, скорее всего, не избежать), однако планомерное ознакомление с предметом и определение интересующих вас моментов в каждом предмете, полагаю, смогут снизить итоговую силу нервотрепки и масштаб проблем, связанных с подготовкой к экзамену «с нуля» за три дня.
Кстати, а что там с языками? В таблице ведь их было целых три! Не учить, что ли? Они-то нам точно не пригодятся, зачем их учить и лишний раз напрягать себя? Да и сами вы, господин автор, разве не говорили, что за 11 лет обучения в школе мы толком ничего не усвоили из языков и, что с ВУЗом будет точно также?!
Ваши аргументы, уважаемые читатели, весьма весомы и вполне применимы к ситуации, когда вам пытаются навязать некачественное образование (то есть напихать индивидуальность чем попало и отправить в «долгое плавание»). Однако, самостоятельное изучение языков, которое происходит не из-под палки, а с удовольствием (представьте себе – и такое бывает!) приводит к приобретению уверенности в себе, формированию многогранности взглядов и является очередным витком в саморазвитии. Про принципы изучения языков я обязательно упомяну в дальнейшем повествовании.
Думаю, пришло время немного отдохнуть и посмотреть одну тематическую миниатюру.
* * *
Небольшой зеленый островок дрейфовал на волнах океана под названием Жизнь. Посреди островка, в такт умиротворяющим накатам волн, покачивалась пальма, из-под ветвей которой выглядывала табличка с надписью: Всероссийский Государственный Институт Права и Лева.
Вскоре от песчаного островка отчалила крохотная лодка и взяла курс на безграничные водные просторы.
Юный господин N налегал на весла что было мочи.
«Главное не бояться! У тебя все получится!» – шептал не битый жизнью разум.
Вдали на вздымающихся океанских волнах замаячили корабли. Фрегаты, линкоры, авианосцы с развешанными на корпусах таблоидами, гордо шли по воде и не обращали внимания на крохотную лодочку, скользящую меж ними.
«ОАО „Нефтекрадсервис“, требуется – корпоративный юрист, список обязанностей на 3 листах, умений на 5, зарплата по договоренности», – гласила табличка на нефтяном танкере.
«Адвокатское бюро „Таки-да, таки-нет“, требуется – юрист с опытом работы от 110 лет по всем отраслям Российского и зарубежного права», – было указано на фрегате.
«Скудножитный районный суд, требуется – специалист, без опыта работы, без выходных, без чувства собственного достоинства. У каждого кандидата имеется шанс после 70 лет работы стать судьей», – было намалевано углем на деревянном ветхом корпусе галеры.
«Сюда не подхожу, туда тоже…», – пронеслось в голове у господина N, – «что же делать?».
Где-то вдали, сквозь туманную дымку проступили очертания величественного корвета. Неугомонный ветер наполнял широкие серебряные паруса корабля, волею случаю взявшего курс на крохотную маленькую лодку.
Приглядевшись получше, господин N понял, что паруса корвета были вовсе не серебряные. Они, как и само судно, были прозрачны!
Развевающийся на мачте корабля призрака флаг гласил следующее:
«ООО „Шито белыми нитками“ – это то, что нужно начинающему! Удобный график и месторасположение! Работа по специальности! Никакого испытательного срока – сразу в работу! Уровень заработной платы выше среднего! Карьерный рост на каждом шагу!»
«Вот так свезло», – работая веслами, не задумываясь протянул Господин N, взяв курс на корабль призрак.