Вы здесь

Как стать супербабушкой. Советы и размышления. Глава третья. Эстетика и этика отношений в жизни ребенка (Валентина Анисимова-Дорошенко, 2018)

Глава третья. Эстетика и этика отношений в жизни ребенка

Эстетика и этика окружения.

1. Красота имени. На эту тему я напишу свое мнение, которое сложилось в процессе моего многолетнего общения с детьми не только в качестве бабушки, но и в качестве педагога.

Каких только имен нет на свете! Особенно последние десять-пятнадцать лет родители изощряются отыскать особенное, редкое имя для своего ребенка. Мой совет бабушкам: если вас не просят участвовать в выборе имени внука или внучки, никогда ни на чем не настаивайте. Единственное, что вы можете, это привить ребенку любовь к его собственному имени.

Сейчас не стесняются ласково называть маленького и большого человека в быту: Солнышко, Рыбка, Птичка, Тигренок и т. д. Но эти слова стали общеупотребительными.

ДЕТСКИЙ НЕЛЕПЕТ

Эллина, 4 года.

– Не смейте называть меня принцессой! Я девочка, а не какая-то дура!

Бабушке под силу больше: она может придумать необычные ласкательные формы от имени своего малыша. А ведь ничего нет лучшего для ушей человека, чем звучание его имени в разных вариантах.

В моей семье было принято называть друг друга ласково. Меня родные никогда не называли Солнышком. Я от этого не страдала. Зато и сейчас я называю свою сестру, которой пошел семьдесят пятый год, Раюшка, а вторую, которой шестьдесят девятый год – Танюшка. И мой взрослый сын называет их соответственно: тетушка Раюшка и тетушка Танюшка. Вроде мелочь, но я вижу, как светлеет лицом и улыбается глазами моя суровая старшая сестра. И любимый племянник у нее – мой сын. Наверное, не потому, что он ее ласково называет, но мне кажется, что частично поэтому.

Работая в школе, в профессиональном училище, я знала, как волшебно воздействует имя на ученика. Почти как объятие!

Я никогда не вызывала к доске учеников по фамилии. Первоначально случались курьезы, выбегало два-три человека с одинаковым именем, но лишь это подталкивало к тому, чтобы, извинившись, добавлять фамилию…

Самые трудные, непослушные, дерзкие на глазах становились «ручными», когда слышали произнесенное на весь класс имя ласковым тоном учителя. Я хорошо помню, что самой любимой темой урока или классного часа для детей был разговор о значении имен.

Будучи учителем русского языка, я давала задание придумать как можно больше ласкательных производных от имен. В первую очередь придумывали их к именам не очень красивых, не очень успешных, немного обозленных детей. Я потом наблюдала, какой вариант пролил свет на обладателя имени, этот вариант осторожно применяла хотя бы в личном общении.

Таким же методом я боролась с кличками детей. Убеждать в том, что кличка – это плохо, не всегда получалось, а вот своим вариантом, в котором основа исходила от имени, мне удавалось искоренить неблаговидное прозвище.

Нынешним летом во время нашего совместного отпуска моя почти взрослая внучка призналась:

– Бабушка, а меня больше никто не называет Лека, кроме тебя и папы.

(Разъехались мы в разные края, видимся редко).

Пятнадцатилетний ребенок, оказывается, скучает по своему «домашнему» имени…

Если я вас убедила, что нет ничего приятнее, чем слышать собственное имя, придумывайте для своих внуков ласкательные производные имени, даже если это имя не очень мелодичное. Применяйте свой вариант чаще, особенно в доверительные моменты близкого общения. Обязательно спросите ребенка, какой вариант ему не нравится. И никогда не обращайтесь к нему так, как ему не нравится!

У меня есть две взрослые подруги 60 и 70 лет, которые на физическом уровне не переносили некоторого обращения к себе. Тамара предупреждала, чтобы ее не называли Тома, Томочка, а Полина плохо реагировала на имя Поля. Если после предупреждения кто-то продолжал так к ним обращаться, у них возникала невольная неприязнь к этим людям. Вот как глубоко можно ранить человека, назвав его не так, как он хочет.

Со временем можно вариантом полного имени настраивать ребенка на серьезный разговор. Например,

– Даша! Пора просыпаться моей птичке! Все птички уже поют!

– Дарья! Ты уже такая взрослая, но опять забыла вечером убрать игрушки. Придется это сделать сейчас.

Даже маленький ребенок научится различать, в каких ситуациях его называют полным именем. В конце-то концов, ему можно объяснить, что, если к нему обращается бабушка полным именем, значит, он должен себя вести серьезно, почти по-взрослому.

Иногда практикуют обращение к ребенку по имени-отчеству. Это тоже его обязывает, настраивает на серьезность ситуации.

ДЕТСКИЙ НЕЛЕПЕТ

Спрашиваю 6-летнего Кирилла:

– Кирюша, ты на кого похож?

– Красотой на маму, пузом на папу!

– А ты, Кирюша, знаешь, кто такой джентльмен?

– Знаю! Это то же, что и кавалер. Только кавалер делает хорошие дела для дамы, а джентльмен говорит хорошие слова вместо дел.

2. Научите ребенка красиво обращаться к людям. Был в моей жизни случай.

Моему сыну было чуть больше трех лет. Пришли мы в продуктовый магазин. Стоим в очереди, мне нужно было посмотреть витрину, отошла шагов на пять. Сказала сыну: если кто-то спросит, ответь, что мы последние в очереди. Он заважничал от такого ответственного поручения. Вдруг слышу, как его отчитывает какая-то женщина:

– Что же ты такой невоспитанный? Разве можно так говорить?

Я подошла, спрашиваю:

– Сынок, что случилось?

Женщина опередила его ответ:

– Представляете, я его спросила: «Ваша очередь за кем?» А ваш сын отвечает: «Вот за этой старухой!» Ну и мамочка! Такому научить ребенка!

Пожилая женщина, которая стояла впереди нас, была явно огорчена, что ее назвали «старухой».

И вдруг прозвучал вопрос сына:

– Мама, а Пушкин тоже невоспитанный? Ты же читала: «Жили-были старик со старухой…»

Глазки моего мальчика были полны слез: вот-вот прольются! Обидно ему за маму…

Очередь облегченно рассмеялась. Мне пришлось потом долго и недостаточно уверенно объяснять малышу, почему в сказках сплошные старухи.

С тех пор по ходу чтения сказки я объясняю детям, какие слова изменили значение или устарели для употребления.

Так что, дорогие бабушки, нам придется учить внуков правильно обращаться к людям.

Начну с нас. Многие бабушки не любят этого слова. Просят замены: бабуля, Таня, Люба, баба Женя…

У меня на этот счет свое мнение. Я люблю слово «бабушка»! Свою бабушку так называла, внучка меня так называет.

Когда она училась в третьем классе, получила задание написать сочинение про бабушку. Потом возмущенно рассказывала:

– Бабушка, представляешь, у нас в классе все написали в сочинении не про бабушку, а про бабу. Они своих бабушек бабами называют! Как можно так говорить про свою бабушку? Еще и оценки хорошие получили!

Поэтому сами решайте, как вас должны называть внуки. А мне нравится бабушка! В этом слове я слышу ласку и доверие, детский шепот и шорох листьев, песню ручья и летних дождевых струй… Вот такая романтика для меня в этом слове! Я даже горжусь, когда ко мне так обращаются чужие дети. Вот только мужьям не позволяйте себя так называть и сами их не называйте дедушками. Я допускаю, что в таком случае можно заподозрить умирание женско-мужской любви… Но это отступление от темы и оно тоже спорно.

Нашим детям приходится общаться с родственниками, воспитателями, учителями, знакомыми, порой чужими людьми. Задача бабушки научить ребенка не обижать людей, а радовать. Самое простое решение, и вы можете в этом служить примером, – это спрашивать:

– Как я могу к вам обращаться?

«Дяденьки», «тетеньки», «бабуси» и прочие неподходящие обращения в случае, если они не понравятся собеседнику, не вызовут недовольства, если вы поможете ребенку. Вдруг он постесняется задать ключевой вопрос?

И совсем малыш, и подросток с детства научится толерантности, ему легко будет завоевать любовь и уважение окружающих. Я считаю, чем больше людей будет любить вашего ребенка, тем лучше сложится его жизнь. Кто-то может возразить, и это будет правильным. Но мои наблюдения привели к выводу, что любовь, как оболочка, защищает человека от зла, негатива. Сколько есть примеров, что маньяки, убийцы, грабители вырастают из тех, кого мало любили в детстве. Понимая последствия «недолюбленности», бабушка может постараться сделать так, что ее внуков полюбят даже чужие люди. Для ребенка это не должно быть целью, ему нужно привить просто хорошее отношение к людям. Восторг, любование, восхищение вашим внуком сработает, ведь настоящих завистников, желающих детям зла, на свете совсем мало.

ДЕТСКИЙ НЕЛЕПЕТ

Рома, 4 года.

Пришел на занятия с насморком.

– Рома, тебе мама салфетки с собой дала?

– Вы что? Мы не располагаем средствами! Даже на еду денег нет!

…Мы на лыжи копим!

3. Не бывает некрасивых людей – это должен знать каждый ребенок!

Конечно, речь идет, в первую очередь, о самом ребенке. Мало говорить ему, что он красивый. Понятно, что свой внук для бабушки самый красивый! Но необходимо акцентировать внимание на то, что он красив, когда, например, чист. Привить правила гигиены можно, не только объясняя медицинские и санитарные факторы. Дети лучше понимают, что нужно быть чистым и опрятным, когда вы говорите:

– Ты стал еще красивей, когда умылся.

– Как ты красиво причесан!

– Ты такой красивый в этой чистой одежде!

– У тебя такие красивые пальчики, когда аккуратно пострижены ногти!

Если ребенок злится или капризничает, подведите его к зеркалу:




– Посмотри! Куда-то исчезает твоя красота! Неужели ты становишься от злости некрасивым? Наверное, поэтому все злодеи в сказках некрасивые?

Но ты же добрый, значит, красивый! Скорее успокаивайся, а то красота не вернется! Нужно ее немедленно вернуть! Вдруг заблудится навсегда?

Такой прием интригует малыша, особенно девочек.

Но следует помнить, что если очень часто говорить ребенку о его внешней красоте, это может навредить. Ваш внук или внучка будут постоянно любоваться собой, много времени проводить перед зеркалом.

На мой взгляд, очень важно научить ребенка терпимо относиться к внешней некрасивости других людей.

Говорят, что в правильном обществе комфортно всем: инвалидам, людям с ограниченными возможностями, с необычной или неприятной внешностью. Стоит ли оправдывать насмешки детей над такими людьми детской непосредственностью, искренностью, прямолинейностью? Конечно, нет!

Детей нужно готовить к реальной жизни, поэтому разъясните внуку с ранних лет, что внешность человек не выбирает – он таким рождается. Бывают врожденные уродства, бывают болезни и травмы, портящие внешний вид. Сам человек в этом редко виноват, но очень страдает, поэтому показывать на него пальцем или смеяться над ним – означает проявить к нему жестокость.

– Ты же добрый мальчик! Ты же не хочешь причинить лишнюю боль другому человеку?

Равнодушие к таким людям – это тоже плохо. Помочь меньше страдать необычному человеку может общение с ними обычных людей. Если вы научите своих внуков не чураться, а сострадать, из них вырастут хорошие люди.

Когда в окружении вашего внука появятся «особенные» дети или взрослые, то постарайтесь, чтобы он с ними активно общался! Подводите его к людям в инвалидной коляске, знакомьтесь, разговаривайте, гуляйте, приглашайте в гости, на прогулки, в игры особенных деток.

Раскройте малышу великую силу сострадания, сочувствия и доброты, которая поможет стать хорошим человеком не только вашему ребенку, но и тому, чей ограниченный круг общения раздвинет с вашей помощью свои рамки.

Я совершенно не согласна с мнением, что нужно избегать контакта с больными, несчастливыми людьми. Некоторые психологи говорят, что общение с ними разрушает ваше благополучие. Жестоко следовать этой теории. Разве кто-то из нас застрахован от испытаний и несчастья?

ДЕТСКИЙ НЕЛЕПЕТ

Шестилетняя Адема спрашивает:

– Вы какую птицу любите?

– Многих! Даже всех!

– Нужно выбрать!

– Зачем?

– А то от любви может лопнуть сердце!

4. Детская дружба и любовь. С детства ребенок учится дружить. Пока он растет только в семье, дружит с родными людьми: родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами. Детский коллектив дает право ребенку выбирать себе друзей. Детский сад, потом школа часто становятся судьбоносными для дружбы ребенка, когда появляются друзья на долгие годы или на всю жизнь.

Недавно моя пятнадцатилетняя внучка рассказала мне о своей новой подруге.

Я спросила:

– А твоя подруга Галя где? Ты с ней поссорилась?

– Нет, мы с Галей общаемся, но Яна – настоящая подруга!

– Как ты определила?

– Бабушка, ты мне давно говорила, что настоящая дружба и любовь тогда, когда они делают тебя еще лучше, а ты стремишься только к хорошему. С Яной у меня так! А с Галей я даже уроки прогуливала…

– И ты запомнила мои слова?

– Конечно! Отлично помню и другим рассказываю…

Было очень лестно, что в душу внучки запали мои слова. Помню, что я когда-то своим умом дошла до этой истины.

Всегда в жизни детей и взрослых появляются нежелательные друзья. Тогда звучат советы:

– Не дружи с ним, он плохой!

Я считаю, что «плохие» имеют право на дружбу с хорошими!

Может, спросить своего внука:

– А ты сможешь помочь Тане, Коле… стать лучше? Или ты сам хочешь стать хуже?

Если ребенок положительно ответит на первый вопрос, обсудите с ним «план» действий. Не запрещайте общение, а, наоборот, посодействуйте. Внимательное наблюдение, незаметный контроль, ненавязчивое ваше участие раскроют все подводные камни этой дружбы.

Возможно, вы поймете, насколько цельная личность – ваш внук.

Помню, что моя детская дружба с хулиганами и двоечниками определила мой выбор профессии – я стала педагогом, потому что радовалась успехам своих «подшефных»! Такое ощущала счастье, когда они становились лучше!

В двадцать первом веке жизнь детей, особенно городских, усложнилась во многом. Опасно ребенку во дворе, на пути в школу… Часто нуждаются они в сопровождении взрослых лет до двенадцати-тринадцати.

Когда дружить? Это мы могли допоздна играть во дворах, окольными путями идти из школы домой. Почему окольными? А чтобы подольше побыть с друзьями!

Дни рождения сейчас проводят ярко, шикарно. Дома редко. В кафе дороже, но проще. И приглашают не всю дворовую гурьбу, а избранный круг. Родители освобождают себя от приготовления угощения, но вмешиваются в то, кого приглашает виновник торжества. Можно услышать фразу:

– Он (она) не нашего круга, нищеброд!

После праздника обсуждаются подарки, наряды, прически гостей.

А в моем детстве, если было тесно дома, накрывали стол во дворе. Еда была простая, но вкусная: пирожки, чебуреки, вареная кукуруза, фрукты, сладкий пирог. Нам долго не сиделось за столом, мы убегали играть в прятки, догонялки, выбивала, цепи… Обувь снимали с ног (если лето), босиком гоняли мяч. Наряды были обычны, самые бережливые убегали переодеться. Именинники были с нами. Не было аниматоров, клоунов и фейерверков, зато была дружба.

Хотите подарить своим внукам частицу своего детства? Устройте им праздник сами! Если родители вас не поймут, организуйте день рождения внука в другой день у себя дома. Пусть участвует в приготовлении праздника виновник торжества, несколько друзей помогут на кухне. Еда должна быть простой.

Пригласите соседских детей, одноклассников…

Не руководствуйтесь статусом и материальным положением, как это часто делают родители. Но самое главное – научите детей играть. Фанты, испорченный телефон, садовник, пантомимы – все это им понравится.

Праздник запомнится внуку, потому что на нем будут друзья-товарищи. Потому что там будете вы – самый большой друг!

ДЕТСКИЙ НЕЛЕПЕТ

Эмир, 5 лет.

– Я сегодня в садике с другом Захаром подрался! Он первым начал драку. Я его только нечаянно стулом задел…

– Наверное, по ноге ударил!

– Нет, с ногой все в порядке! Я попал только в глаз!

В раннем детстве у ребенка появляются предпочтения, симпатии, даже любовь к противоположному полу.

Относиться к данному факту нужно серьезно! Ни в коем случае не должно быть насмешек, подтруниваний, шуток, если вы хотите быть другом и советчиком своему внуку.

Мальчик доверит вам свою влюбленность и получит урок ухаживаний, проявления своих чувств. От бабушки будет зависеть, как сложится его любовь и во взрослой жизни. Если вам кажется, что это громко сказано, думайте иначе. Ваше право. Но я довольно часто слышу от чужих внуков-дошкольников и школьников вопросы о любви.

– Как поступить, если любимая девочка меня не любит?

– Нужно обратить ее внимание на себя: не дергать ее за косы, не толкать ее в игре, а проявлять заботу и внимание.

– А как? Я не знаю!

Стратегический план, разработанный совместно с влюбленным, всегда срабатывал! По крайней мере, даже разочарования не были трагическими.

Зато мальчик получил уроки благородства, рыцарства, мужественности.

Это касается и девочек! Они тоже теряются, когда обнаруживают, что влюблены.

Конец ознакомительного фрагмента.