Вы здесь

Как стать своим на новой работе. 50 простых правил. Глава 2. Много нас, а он один… Все, что нужно знать о коллективе (Оксана Сергеева, 2015)

Глава 2

Много нас, а он один… Все, что нужно знать о коллективе

Коллектив состоит из отдельных индивидов. Однако сущность коллектива не определяется суммой сущностей этих индивидов. Проще говоря, коллектив не суммирует цели, установки, увлечения, интересы отдельных его членов. Коллектив – явление куда более сложное, хотя, безусловно, он зависит от личностных особенностей входящих в него людей. Работает простая взаимозависимость: члены коллектива влияют на коллектив, и сам коллектив влияет на его членов.

Итак, что же такое коллектив и как он образуется?

Правило № 8

Изучайте коллектив, в который хотите войти

Познание и понимание нового коллектива – важная основа становления личности. Этот процесс можно сравнить с успешной и эффективной подготовкой к сдаче экзамена, знакомством с новым видом деятельности (например, вождением автомобиля или освоением профессии). Нельзя стать успешным в новом деле без знания основ. Нельзя обрести популярность в коллективе, который вы совершенно не знаете.

Сообщества бывают разными. Выбирайте стратегию взаимодействия с учетом того, в какую именно группу вы попали.

Группы бывают большими и малыми. Численность малой варьирует от двух до тридцати человек. В макрогруппу может входить сколько угодно участников. Большое скопление народа принято называть массой, толпой. Оптимальный состав группы, способствующий процессам интеграции (объединения), 5–12 человек. Обязательным условием правильного взаимодействия внутри группы является контактность ее членов. Каждый человек имеет возможность лично пообщаться с любым другим членом группы. Взаимодействие может быть реальным (классический вариант коллектива) и виртуальным (посредством электронных средств коммуникации).

Чтобы коллектив жил и развивался, его члены должны руководствоваться едиными законами, правилами. У них должны быть общие ценности, единая цель. Однако на начальном этапе развития в группе нет сплоченности, совместимости, сработанности. Эти объединяющие моменты появляются в процессе развития группы. Именно они превращают группу в коллектив.

Двигаемся дальше. Вы попали внутрь сообщества. Что это за сообщество? Формальное или неформальное? Для формального сообщества характерен четкий регламент поведения, взаимодействия внутри группы, устойчивая иерархия. Все правила обычно прописаны в неком документе, по которому живет сообщество. Это может быть кодекс, устав, свод, положение или иной документ. Формальными являются коллективы организаций, студенческие объединения, общественные структуры, воинские подразделения и т. д.

Вы в неформальной группе. Свидетельством тому может быть наличие прочных межличностных связей между членами, отсутствие четких правил и норм во взаимодействии, отсутствие формальных условностей в общении, наличие разнонаправленных, взаимозависимых связей между членами группы. Неформальные коллективы могут формироваться на базе формальных. Например, в студенческой группе выделяется группа активистов, которые занимаются творческой работой на факультете, в коллективе организации формируется спортивное сообщество – группа волейболистов и т. д.

Так, на базе одного формального коллектива по принципу матрешки может сформироваться большое количество неформальных сообществ. В неформальной группе понятие «единая» цель может быть размыто, нет четкого контроля, лидер может меняться или вовсе отсутствовать. Неформальной группой сложнее управлять, равно как обрести популярность в ней. Здесь должны работать только естественные механизмы доверия, аттракции, эмпатии и прочие, о которых будем говорить чуть позже.

Правило № 9

Оцените перспективность группы

Что есть группа и как она образуется? Исследователи расходятся в определении группы. Одни полагают, что люди, едущие в лифте или летящие в самолете, – это уже малая группа, объединенная общей целью. Другие полагают, что нельзя считать любое скопление людей группой, поскольку единая цель такого сообщества формируется на основании совокупности индивидуальных целей ее участников. Как только индивид достигает своей цели – он тут же покидает спонтанное сообщество.

Оставим споры ученых мужей в стороне. Для нас важно понять, какую группу следует считать перспективной, в каком случае стоит затрачивать свои усилия для того, чтобы завоевать доверие и популярность внутри этой группы.

Что является основным критерием оценки перспективности группы, в которой вы оказались? Вы попали в спонтанную группу, которая формируется на основании совпадения целей ее участников (пассажиры одного рейса, зрители одного фильма). В такой группе вам не стоит расходовать энергию для привлечения внимания к вашей персоне. Впрочем, есть категория людей – назовем их «лидерами по призванию», – которые стремятся управлять любой группой, привлечь внимание окружающих и оказаться в центре любого события.

Вы попали в сформированную группу, которая имеет своих постоянных членов. У нее есть лидер, участники движутся в одном направлении, и вы стремитесь влиться в их ряды. Вопрос: является ли эта группа формальной или неформальной? Выше мы уже описывали основные различия между этими типами групп.

Вхождение в формальную группу часто сопровождается необходимостью, потребностью – например, поступление в вуз, устройство на работу, прохождение производственной практики и т. д. Так, руководствуясь необходимостью выполнить свою миссию, человек вступает в сообщество, члены которого сами по себе его не очень интересуют. Члены формальной группы на первом этапе интересуют друг друга только в части отсутствия преград для исполнения намеченного плана. Однако по мере развития формальной группы между индивидами появляются межличностные отношения, причем они могут основываться как на симпатии и доверии, так и на антипатии и скепсисе.

Мы попадаем в неформальную группу, ориентируясь на совпадение наших взглядов и интересов с интересами группы. Нас приводит в неформальные сообщества потребность в увлекательном общении, в получении приятных эмоций от совместной деятельности.

Следует помнить, что группа – не застывший монолит, а развивающийся организм. Практически любая группа проходит путь от конгломерата (период формирования группы с низкой степенью интеграции) до коллектива, как высшей формы организации сообщества.

Развитие группы – сложный, противоречивый процесс. На первом этапе происходит объединение, усреднение целей, мотивов и установок. Группа стремится существовать в единой логике. И постепенно сообщество наращивает потенциал – в группе появляется сплоченность, устанавливается благополучный социально-психологический климат.

Важными характеристиками сплоченного коллектива являются организованность (взаимодействие в группе приобретает все более устойчивые и законченные формы) и направленность (группа объединена общим направлением развития и движения). В развивающейся группе выделяется лидер и устанавливаются формы внутри– и межгрупповой активности.

Однако не все идет гладко, и очень часто внутри группы параллельно с интеграционными происходят дезинтеграционные процессы – такие как антипатия, агрессия, конфликты. Это естественные процессы, сопровождающие коллектив во время становления, и избежать их удается в крайне редких случаях.

Правило № 10

Будьте активными в группе, чтобы стать ее частью

Новому участнику коллектива всегда дается время на раскачку и адаптацию. Однако через какое-то время вам нужно проявить активность, включиться в совместную деятельность для того, чтобы сделать вклад в развитие группы в соответствии с глобальной задачей.

Итак, вы попали в новое сообщество, и вам предстоит сдать экзамен на «профпригодность». Сообщество ждет от вас конкретных действий. Перед вами открыты основные сферы групповой активности – деловая и межличностная.

В деловой сфере перед вами возникают новые задачи, которые вам предлагают решить. Первоначально вы не принимаете самостоятельных решений, а делаете это под контролем лидера (руководителя). Вы берете пример с более опытных членов группы. Например, вам предлагают сформировать отчет. Сделать это нужно в заданном формате, по образцу. Ваша задача – лишь ввести новые данные. В процессе вашего становления как члена группы перед вами будут ставить более заковыристые задачи, для решения которых вам придется провести самостоятельный анализ данных.

Еще один вид деловой активности в группе – обмен информацией. В зависимости от степени развитости группы, от ее структуры и коммуникационной модели доступ к информации у членов группы может быть открытым, частично открытым, затрудненным.

В развитой интегрированной группе доступ к информации свободный. Участники группы получают достаточное количество информации, благодаря которой они успешно функционируют и решают сложные задачи.

В некоторых группах доступ к информации имеют лишь привилегированные члены группы. Остальные же довольствуются обработанной полуправдой.

Бывает так, что доступ к информации заблокирован. Когда члены группы сталкиваются с дефицитом информации, в коллективе рождается большое количество сплетен и слухов.

Еще один вид коллективной активности – противостояние нападкам извне. Члены группы по определению защищают группу. Работает важное правило: враг моего друга – мой враг. Даже если у индивида нет личных мотивов противостоять тем или иным агрессорам, он должен будет бороться с ними. Члены группы обязаны защищать независимость и отстаивать право на существование своего сообщества.

Помимо деловой активности, мы участвуем в межличностной активности. Что она в себя включает? Как только мы вступаем в новую группу, мы тут же начинаем копировать поведение ее членов, вырабатывать новые поведенческие реакции. Это естественно на первом этапе. Мы стремимся быть похожими на членов группы, у нас появляется желание уподобиться среднестатистическому члену группы, чтобы стать своим среди своих. Не стоит думать, что только группа оказывает влияние на индивида, индивид также влияет на группу: привносит что-то новое, заряжает новой энергией.

Другими формами межличностной активности являются преодоление разногласий, развитие сплоченности, функционально-ролевая согласованность.

Правило № 11

Определите свою роль в коллективе, иначе коллектив сделает это за вас

Играем ли мы определенную роль в коллективе? Безусловно. Как только мы попадаем в общество, в дело вступает наша Персона – общественная маска. У каждого члена коллектива должна быть своя роль. Человек в группе не может выполнять функцию статиста на киносъемках. Вопрос лишь в том, кто определит эту роль – сам индивид или же за него это сделает группа. Попытайтесь сформулировать свою сверхзадачу первым.

Итак, рассмотрим основные типы ролей в группе и постараемся примерить их к своей личности.

Среди активных ролей выделяется роль генератора идей (ведущего) – эта роль под силу истинному выдумщику, творческому человеку. Этот тип является двигателем всей группы. Он способен предложить неординарную, свежую идею, он заставляет коллектив стремиться вперед. Однако его начинания могут быть подвергнуты критике, из-за чего он начнет сильно переживать. Часто автор идеи не способен воплотить ее в реальность. За него это делает команда.

Во многих группах есть вдохновитель. Он помогает окружающим раскрыть свой потенциал, создать новую идею. Он заряжает энергией, поддерживает, однако сам по себе он «пустоцвет» и не способен придумать что-нибудь стоящее.

Для воплощений идей в жизнь существует организатор – весьма полезный человек в коллективе. Для этого типа людей практически нет ничего невозможного. Роль организатора может выполнять лишь цельный, умный и по-своему изворотливый человек.

К организаторам плотно примыкают контролеры и критики. Благодаря им удается упорядочивать организационный процесс, выявлять недостатки на этапе планирования. Критика – полезный инструмент, с помощью которого можно отфильтровать нежизнеспособные идеи и выбрать лишь те, которые действительно будут работать. Генераторы идей и организаторы не способны критично относиться к процессу. Им важен сам факт зарождения идеи и ее воплощения. А вот результат зачастую остается вне зоны их внимания. К слову сказать, в коллективе критик и генератор идей часто выступают антагонистами и могут даже испытывать взаимную антипатию.

Конец ознакомительного фрагмента.