Вы здесь

Как стать своим на новой работе. 50 простых правил. Глава 1. Здравствуйте, я вхожу! (Оксана Сергеева, 2015)

Глава 1

Здравствуйте, я вхожу!

Люди по-разному входят в новый коллектив. Одни – шумно и громко, другие – спокойно и с достоинством; некоторые – аккуратно и вкрадчиво, некоторые – агрессивно и напористо. Какой бы вариант вы ни выбрали, будьте уверены в одном: с самого начала окружающие будут воспринимать лишь ваш поверхностный образ.

В процессе знакомства с новыми людьми участвует публичная сторона нашей личности, которую психологи называют Персоной. Именно ее видят окружающие. Под маской Персоны скрывается наше Эго, управляющее желаниями и потребностями, и наша Тень – тайная, темная сторона, отвечающая за творческое начало. Гармонизирует разные стороны личности наша Самость, которая призвана объединить разнонаправленные составляющие личности, найти решения для внутренних противоречий и конфликтов.

Правило № 1

Становитесь членом сообщества, чтобы расти и развиваться

Почему мы стремимся войти в новый, зачастую чужой и враждебный, коллектив? Почему для нас так важно занять свое место в группе? Что заставляет нас покидать одни сообщества и искать более подходящие?

Все просто: индивидуальность проявляется только в социальном взаимодействии. Без включенности в какую-либо группу, без участия в общественных процессах человек безлик и фактически лишен возможности самореализации. Чтобы понять и проявить себя, личность должна быть вписана в различные макро– и микрогруппы – профессиональные, национальные, имущественные, религиозные и прочие.

Принадлежность к группе может быть добровольной или вынужденной (примеры вынужденной включенности – больница, тюрьма, диспансер). Принадлежность к группе может быть активной и формальной. Например, православный человек является членом религиозной общности, однако при этом не следует церковным канонам. Жилец дома является членом товарищества собственников жилья, и при этом не ходит на собрания и не участвует в решении проблем. Формально эти персонажи входят в сообщества, фактически – вне их.

У каждого из нас есть потребности, которые побуждают искать те сообщества и группы, в которых нам будет комфортно. Нам необходимы прочные устойчивые связи с другими людьми, благодаря которым мы чувствуем себя вписанными в структуру общества. Для каждого из нас важна совместная деятельность, которая возможна за счет включенности в социальную группу. Благодаря закреплению в группе мы также реализуем свою потребность в обретении корней, стабильности и безопасности.

Человек лучше понимает самого себя, будучи включенным в группу – сравнивая, анализируя, делая выводы. Каждому из нас для того, чтобы лучше осознавать реальность, нужна система взглядов, которая вырабатывается в процессе совместной деятельности. Личное мнение человека – это всего лишь мнение. Если мнения двоих людей совпадают, то это уже версия. Если большинство придерживается единой точки зрения – то это уже система знаний.

Правило № 2

Формируйте мнение о себе, однако не пытайтесь держать этот процесс под контролем

Стремление к признанию в новом коллективе – одна из задач, которую ставит перед собой новичок. Нам крайне важно, как нас оценивают окружающие. Положительная оценка является сильным мотиватором для дальнейших действий.

На то, как нас оценивают окружающие, влияет ряд факторов, не связанных с нашими реальными достоинствами и недостатками. Если мы будем помнить о них, то сможем более взвешенно относиться к мнению о себе других людей.

Если человек отрицательно оценивает кого-либо по определенным критериям, то скорее всего у него низкая самооценка по тем же параметрам. Мы оцениваем положительно тех людей, которые близки нам по духу и чем-то напоминают нас самих.

Следует принять тот факт, что оценка окружающих не всегда будет положительной. Невозможно понравиться и угодить всем. Однако негативное отношение порой пережить очень сложно. Внешняя оценка влияет на формирование самооценки. Из-за неправильного взаимодействия с окружающими у человека может сформироваться неадекватная, некорректная самооценка. Отрицательное влияние на формирование самооценки оказывают лесть и критика, излишняя подозрительность и недоверие к новому члену сообщества. Позитивными факторами для формирования адекватной самооценки являются реальное восприятие успехов и неудач, уважительное отношение к деятельности, принятие специфических особенностей личности.

Очень часто появление новичка в группе сопровождается формированием поверхностного представления о нем, которое базируется на стереотипах и предрассудках. Стереотипы, с одной стороны, упрощают и ускоряют формирование мнения о ком-либо или о чем-либо. С другой стороны, под влиянием стереотипов часто может сложиться ошибочное мнение. Излишняя стереотипность мышления характерна для людей с недостатком знаний об объекте.

Предрассудки – искаженное представление об объекте, часто с сильным эмоциональным компонентом. Предрассудки имеют преимущественно негативный оттенок. Они формируются на основании прошлого негативного опыта. Человек столкнулся с чем-то неприятным и теперь сторонится того, что может привести к повторению неудачного опыта. Предрассудки формируются на основании сплетен, слухов. Важным источником для появления предрассудков является страх и дезинформация.

Учитывая эти особенности, помните, что вам необходимо создать определенное представление о себе, однако не пытайтесь контролировать этот процесс. Не думайте, что вам гарантированно удастся избежать негатива со стороны окружающих. Просто будьте к нему готовы.

Правило № 3

Помните об этапах вхождения в коллектив

Появление новичка в коллективе – важное событие для окружающих. В процессе его адаптации будет происходить масса событий – приятных и не очень. Привыкание к новому коллективу идет по определенным канонам. Этапы вхождения в любой коллектив – будь то новый класс в школе, коллектив крупной компании, сообщество по интересам – везде одинаковы.

Первый этап – младенчество. Этот период длится от нескольких недель до нескольких месяцев. «Младенец» в новом коллективе воспринимается в основном позитивно. Новичок еще не понимает основных процессов, которые происходят внутри коллектива, не знает законов, по которым живет сообщество. У него не сформирована картина мира – не хватает знаний и опыта. Взаимодействие с окружающими происходит на интуитивном уровне. Он пытается принимать решения, которые кажутся старожилам группы нелепыми и смешными. Законы новой группы воспринимаются, как правило, на эмоциональном подъеме. Благодаря эффекту новизны деятельность приносит «младенцу» удовольствие.

Второй этап – детство. Обычно оно длится около года. За календарный год, как правило, новичка удается обучить основным формам взаимодействия в коллективе – и он начинает полноценно функционировать в системе. За этот период он постигает законы, по которым живет его группа, ему становятся понятны схемы и правила – причем как на формализованном (документооборот, структурная субординация, принципы распределения полномочий), так и на неформальном уровне. У новичка появляются свои социальные связи, завязываются отношения с членами группы. Он уже самостоятельно расставляет приоритеты и выбирает подходящие пути решения проблем.

Далее следует юношество. Этот этап длится от года до трех. На этом этапе происходит систематизация социальных установок. У человека появляется устойчивая позиция. Окружающих он начинает оценивать критически. За время нахождения в группе накапливается опыт, который влившийся в коллектив человек начинает использовать как критерий.

К периоду зрелости человек находится в группе более трех лет. Достижение трехлетнего рубежа – это событие для личности. За это время приобретен значительный опыт. Часто начинается эмоциональное охлаждение, которое иначе называют выгоранием. Деятельность переходит из количества в качество. Меньше суеты – больше эффекта. Выстроены отношения со всеми участниками группы, причем не всегда эти отношения со знаком «плюс».

Правило № 4

Преодолевайте точки внутреннего сопротивления

Вхождение в коллектив сопровождается сомнениями, переживаниями. Не обходится и без конфликтов. Это естественное положение вещей. Нами движут двойственные процессы, связанные с самопознанием, с реализацией потребностей. На стыке этих процессов рождаются точки внутреннего сопротивления, которые могут помешать дальнейшему вхождению в коллектив.

Чтобы справиться с сомнением, нужно хорошо понимать, в чем истинный смысл внутреннего сопротивления. С одной стороны, мы пытаемся установить доверительные отношения с окружающим миром, стремимся получить одобрение коллектива. А с другой стороны, мы стремимся к сохранению собственных интересов, к отстаиванию собственной позиции, даже если эта позиция не нравится большинству. Чтобы преодолеть сопротивление, следует научиться лавировать между своими интересами и интересами группы.

С одной стороны, человек стремится к независимости, не желает, чтобы его свободу ограничивали, чтобы группа вторгалась в частную жизнь. С другой стороны, у него существует потребность в принадлежности к группе, стремление к защите и поддержке со стороны группы. Оба эти процесса важны для адаптации в новом сообществе. Ни один из них не должен преобладать над другим. Надо стараться сбалансировать эти процессы.

Человеку необходимо выполнять конкретную роль в группе. Эта роль формирует отношение членов группы к нему. Выполнение социальной роли – это не только набор прав, но еще и набор обязанностей. У человека может возникнуть протест против навязывания роли в коллективе – особенно если речь идет о неформальных группах и сообществах. Для того чтобы снять напряжение, важно понимать, что именно вы хотите делать в группе, какую роль желаете играть. Четко формулируйте требования и пытайтесь донести их до коллектива.

А вот еще несколько точек сопротивления. С одной стороны, человек стремится к близости с членами группы, настраивается на установление доверительных отношений. Однако при этом он хочет сохранить свою изоляцию, отстраненность от коллектива, свое право на индивидуальное мнение, на выбор. Человек в равной степени стремится к переменам и к обретению стабильности. С одной стороны, перемены являются прекрасным стимулом для роста и развития, с другой стороны, именно стабильность развивает уверенность и помогает личности правильно расти и функционировать. Оба процесса важны во взаимодействии между личностью и группой. Человек также стремится к цельности, к формированию комплексного восприятия его персоны, точно так же как он стремится к многоликости, переменам, разнообразию.

Каждое из этих направлений имеет свое назначение для формирования адекватных, правильных отношений между личностью и группой. Может показаться, что постоянное противоборство никогда не приведет к построению чего-то более или менее прочного. Однако именно в этом противоборстве и рождается крепкий союз между личностью и группой, который будет тем плодотворнее и эффективнее, чем гармоничнее будут сосуществовать противоборствующие процессы.

Правило № 5

Осваивайте новые функции и закрепляйте свой статус

Адаптация в новом сообществе – сложный процесс. Новичку предлагают пройти ряд испытаний, выполнить определенные задания. Этот тест проходит каждый новый член группы вне зависимости от того, каким образом он попал в группу. Тестовый период может быть единовременным, а может быть разделен на этапы и длиться довольно долго.

Традиционно новичка проверяют на соответствие заявленным компетенциям, тестируют его навыки и умения, испытывают его выносливость и стойкость. В конце испытательного срока новичку могут дать задание, от выполнения которого будет зависеть, останется ли он на новой работе или ему придется искать другое место.

В некоторых сообществах (например, в сектах) для того, чтобы остаться в группе по окончании испытательного периода, необходимо выполнить задание по преодолению собственного страха – например, съесть что-нибудь несъедобное, подняться на крышу небоскреба, причинить себе боль и так далее. В группировках криминального характера новичков берут «на дело», где они демонстрируют свои знания и умения.

При прохождении испытательного периода человек имеет очень сильную мотивацию, которая помогает ему выполнять даже самые сложные задания. Новичок может выполнить работу, над которой бьется весь отдел в течение нескольких месяцев, он способен найти простое и неординарное решение проблемы, которую до него не могли решить довольно долго; он может продемонстрировать самые невероятные способности, выполнить сверхсложные задания. Это происходит благодаря невероятной энергии энтузиазма, которая свойственна новичку.

Испытания могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Некоторые манипулятивные сообщества успешно используют желание человека стать частью группы и предлагают ему одно задание за другим. Новичок выполняет одно задание за другим, а в члены группы его так и не включают, объясняя, что он еще не готов. Так может продолжаться довольно долго, пока человек не поймет, что он так и не станет полноправным участником сообщества, и это была всего лишь уловка.

И вот испытания позади – человека принимают в коллектив. Теперь он выступает в новом статусе – статусе члена группы. Это, как правило, подкрепляется определенными атрибутами, свидетельствующими о принадлежности к группе. Например, приезжий из провинции через несколько лет становится полноправным жителем мегаполиса. Он начинает иначе одеваться, говорить, мыслить. У него появляются характерные для жителя мегаполиса атрибуты – квартира, автомобиль, современные гаджеты и так далее.

Благодаря закреплению в сообществе у человека появляются новые привилегии. Он может пользоваться благами, которые доступны для остальных членов группы. Со временем список привилегий будет расширяться вместе с расширением перечня его функций, полномочий и социальных атрибутов.

Правило № 6

Отстаивайте личные границы, сохраняя уважение к традициям

Выбирая стратегию поведения в новой группе, вам следует знать, что универсального рецепта обретения популярности не существует. Не существует «волшебного» приема, который будет работать безотказно. Процесс адаптации противоречив и непоследователен. Не нужно пугаться такой противоречивости. Примите происходящие процессы как должное. Каждый из них выполняет свою важную функцию.

При вхождении в коллектив запускаются сразу два равнозначных механизма. С одной стороны, механизм типизации: личность становится частью общности, частью новой группы. Человек приобретает черты, которые делают его похожим на прочих членов группы. Он начинает терять индивидуальность, становится типичным представителем своей группы. Группа определяет направление его развития, а человек подчиняется ее законам. Это правило справедливо во всех случаях, о какой бы группе ни шла речь. Однако действие этого механизма ограничивает другой, параллельно протекающий процесс – процесс индивидуализации. Как только человек попадает в группу, он тут же начинает защищать свою индивидуальность. Его эго устанавливает границы влияния группы на личность. Человек сам решает, насколько коллектив может распространить свое влияние на него, как далеко может зайти его власть.

Человек, попав в группу, стремится ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Что я делаю хорошо?», «Что доставляет мне удовольствие?». Взаимодействие личности и группы – это своего рода симбиоз с элементами паразитизма. Каждый из участников отношений решает свои задачи, при этом стремится сохранить независимость при постоянном взаимовлиянии. Важно сохранить баланс в отношениях между группой и личностью – придерживаться активной позиции и при этом с уважением относиться к традициям и законам сообщества.

Если процессы индивидуализации и типизации протекают неправильно, то мы сталкиваемся с искаженным представлением о личности, о группе, о роли личности в группе. Выделяют несколько типов искаженных отношений.

«Мазохизм» – явление, когда индивид стремится отказаться от собственного «я», стремится к полному растворению в группе. «Садизм» – искаженная форма социализации, при которой индивид в любой группе вне зависимости от своих компетенций и полномочий стремится подчинить себе членов группы, стремится навязать другим свою волю. «Деструкция» – аномальный вид социализации, когда человек стремится к разрушению устоев, традиций, связей внутри сообщества. «Конформизм» – подстройка индивида под мнение большинства.

Конформизм сродни мазохизму. Только в первом случае индивид получает удовольствие от слияния с сообществом. А конформист часто испытывает страх и тревогу в ситуации выбора или возникновении конфликта в группе. Его заветное желание – достижение всеобщего объединяющего консенсуса.

Правило № 7

Используйте основные механизмы человеческого восприятия

Вы появляетесь в коллективе – и ваше появление не может остаться незамеченным. На вас обращают внимание, окружающие проявляют интерес к вашей личности. Люди по-разному реагируют на нового человека, поэтому будьте готовы к тому, что вы столкнетесь с самыми разными проявлениями. Вам следует внимательно наблюдать за реакциями вашего нового окружения.

Для того, чтобы понимать, в том ли направлении вы двигаетесь, призовите на помощь собственную наблюдательность, обращайте внимание на психологические маркеры, которые позволяют улавливать малозаметные акценты в отношении, оценивать людей, прогнозировать их поведение.

Анализируя окружающих, следует помнить о различиях между людьми, которые накладывают свой отпечаток на восприятие. Пол, возраст, национальность, темперамент, индивидуальные личностные установки влияют на тип восприятия.

Для примера возьмем отличия мужского и женского типов восприятия. Так, женщины точнее в эмоциональных оценках. Они лучше формируют межличностные отношения, их взаимодействие эмоционально теплее. Мужчины более объективны в своих суждениях и менее эмоциональны. Они не торопятся делать выводы на первоначальном этапе знакомства.

Существуют универсальные механизмы восприятия, знание которых поможет вам легче ориентироваться в новом окружении.

Механизм проекции заключается в том, что субъект переносит на новых людей его собственные качества. Обычно такой механизм восприятия свойственен людям с малой самокритичностью и слабым осознанием самого себя.

Механизм стереотипизации – упрощенная форма восприятия новых явлений. Человек со стереотипным мышлением вешает на окружающих ярлыки, которые, по сути, являются отражением его прошлого опыта. Человеку легче не анализировать заново, а совместить первое впечатление с уже имеющимся опытом и сделать быстрый вывод.

Люди часто упрощают окружающий мир для того, чтобы им было легче взаимодействовать внутри социума. В силу вступает механизм упрощения, когда явления и события окружающего мира приводятся к единому знаменателю. Происходит унификация, сглаживание противоречий для создания понятной, адекватной картины мира.

При формировании впечатления о другом человеке мы часто руководствуемся целым набором механизмов – механизмом первого впечатления (обращаем внимание на внешность, на первые эмоции при общении с новым человеком), идеализации (мы идеализируем образ нового человека при недостатке информации о нем), идентификации (мы стремимся поставить себя на место другого), эмпатии (мы стремимся понять эмоциональное состояние другого человека через сопереживание).