6. Как должен вести себя начинающий радиожурналист?
Остались в стороне студенческие переживания и годы учебы. Ты много работал над собой, учился. Часами, когда ребята тусовались по ночным клубам, ты читал, слушал хорошую музыку, ходил в театры и писал, говорил, старался хоть как-то проявить себя. Тебя мало кто понимал, может, кроме двух-трех друзей по школе Юного журналиста, учебного пресс-центра, однокурсников и преподавателей в университете…
Теперь мечта сбылась. Ты наконец-то перешагнул порог редакции радиостанции. И сделал это не как старшеклассник, которого пригласили побеседовать о проблемах воспитательной работы в школе или рассказать о студенческом пресс-центре. Нет! Ты пришел на радио сознательно. Хочешь стать равным людям, которые в тишине склонились над компьютерами, ходят с листками в руках и гостями из студии в студию. Может, как сосредоточенный и бородатый главный редактор, чье лицо знакомо тебе по телевизионным программам, а голос, когда он с тобой поздоровался, показался тебе каким-то очень тихим и спокойным. Совсем другой голос ты с десятилетнего возраста слышал в эфире.
И тебе, разумеется, хочется доказать всем людям, той симпатичной девочке – помощнику продюсера, которая улыбнулась тебе чуть шире, чем другие, что ты здесь не случайно. Скоро все они поймут и узнают, как осчастливил их сам факт твоего появления в эфире…
Стоп! Запомни сразу, чтобы потом не выслушать в свой адрес чего-нибудь не соответствующего мечте, некоторые простые правила:
• принцип «не навреди» хорош не только в медицине;
• радиожурналистика делается мастерами, но все они – часть коллектива, все работают на общую идею;
• поначалу меньше говори – больше слушай;
• присматривайся, где ты будешь полезнее, только не задавай никогда этого вопроса;
• никогда и ни от каких поручений шеф-редактора, а уж подавно – главного отказываться нельзя;
• спрашивай только о том, чего ты действительно не знаешь и не можешь узнать сам;
• если тебе что-то поручили, а ты сомневаешься – спроси, но только тогда и так, когда это уместно и не отвлекает от работы;
• люди бывают разные; творческие люди разные вдвойне!
Разумеется, тебе хочется сразу в бой! Вот только учти один нюанс – мир на тебе не заканчивается. Главное на радио – эфир, эфир – это Бог, по отношению к которому мы сами второстепенны, а наши личные слабости, мечты и интересы – ничто.
Никто не обязан отвлекаться от служения этому идолу только потому, что «о мальчике или девочке забыли». Есть негласное правило в любой редакции, которое гласит, что стажер и практикант должны быть предметом заботы № 1. Но не в ущерб эфиру! Не волнуйся. О тебе никто не забыл. Если сказали: «Вот пачка свежих газет – найди тему для эфира!» – значит, нужно найти пять. Очень хорошо, если стажер полжизни слушал это радио, знает программы, ведущих и все то, что называется в медиа волшебным словом ФОРМАТ. Здесь-то и пригодится все, чему ты учился. В курсе политических новостей – поставят на новости. Можешь отличить подводку от закрышки – еще и отмонтироваться, и записаться дадут. Удалось за три года столичной жизни убрать диалект – пустят в эфир с отзвона после первой же пресс-конференции. Можешь добраться с прессухи из ИТАР-ТАСС в «Интерфакс» не за четыре часа («а я не знаю, где это…», зато где какие ночные клубы – знаешь в совершенстве…) – отправят и все дадут попробовать сделать самостоятельно.
Но только без «умных» вопросов: «А что мне делать?» Любят рассказывать поучительную историю о том, как великий физик набирал в исследовательский центр лаборантов. Стажера приводили в кабинет и показывали рабочее место. Пробирок и разбросанных приборов там было пруд пруди, ученые тоже люди творческие. На время все сотрудники о нем «забывали». И как только претендент на рабочее место задавал вопрос: «А что мне делать?», сразу же оставался без шансов его получить. Лучше бы пробирки вымыл!
Намотай на ус – инициатива должна быть разумной, но должна быть! У менеджеров она называется мотивацией. Если ее нет или не показываешь – значит, ничего из тебя толком не получится! Руководитель должен видеть, что тебе интересно и тебе на самом деле небезразлична судьба общего дела. Показуха не приветствуется! Постарайся проследить, как идут процессы в редакции. Скоро увидишь, что они цикличны – постарайся учитывать это, предлагая помощь.
Тебе простили все и заранее, кроме непунктуальности. Сделай все возможное, чтобы заранее исправить в себе этот недостаток. На все мероприятия старайся приезжать минимум за полчаса. И не напрягайся по поводу того, что «припрешься как дура/дурак». В профессии корреспондента ожидание мероприятия отнимает часто большую часть времени, чем само мероприятие. Если правильно выбрал путь, привыкай быть терпеливым. Хуже – если опоздаешь! Тогда потеряешь доверие руководства и уважение коллег, которых подведешь. Материал должен был быть в вечернем выпуске, а его нет. Нужно все срочно менять, отправлять куда-то другого корреспондента, а у того и так уже третья пресс-конференция за день. И тоже свои планы. Аты всего-то на четыре минуты опоздал или опоздала! Вот и стой теперь за дверью. Охрана и устроители непунктуальных сотрудников СМИ тоже не жалуют. В результате мало того что заработаешь репутацию разгильдяя, так еще и вся редакция с этим пятном остаться может. ЗАПОМНИ: НЕТ ПУНКТУАЛЬНОСТИ – НЕТ ЖУРНАЛИСТА!
В эфире счет идет на минуты. Каждая из них стоит совершенно реальных денег. Теряет их весь коллектив сразу, а кратчайший путь к этому – потеря рейтинга. Начинается с того, что новость прошла по всем каналам, каждый по-своему на нее отреагировал. А слушателям твоей радиостанции пришлось переключаться на другую частоту. Поминай их как звали.
Ладно, не все так грустно – есть и хорошее в любой стажировке. Ты не только многому научишься, но за два-три месяца точно поймешь, правильно ли выбрана профессия. Это как раз случай, обратный пословице «Лицом к лицу – лица не увидать». Не только увидишь и услышишь, но своей собственной шкуркой, ногами, боковой линией почувствуешь, чем всю жизнь придется заниматься.
Больше инициативы, пунктуальности, знаний и творчества, стажер! Именно этого от тебя ждут на любой радиостанции!