4. Зачем мне журналистское образование?
Вопрос-лидер не только среди «чайников», но и среди профессионалов. Есть сторонники и одной, и другой «темы», и каждый из них находит вполне разумные аргументы. И не только доводы – имена называют. И тех, кто с дипломом медийщика, и других, которые учились на биологов, филологов, педагогов, инженеров, военных, летчиков и строителей. Да еще какие имена! Владимир Познер – выпускник биологического факультета МГУ. Алексей Венедиктов – педагог-историк… и продолжать перечисление можно до бесконечности.
Звучит заставка, ведущий – в студии, и становится ясно, что мастерство и образование – дело разное. Ведь было время, когда журналистов вообще никто и ничему не учил. Просто не было для этого, как сейчас, почти сотни факультетов по всей России. А газеты были. Первым рукописным газетам вообще уже полтысячелетия – страшно себе представить! Да и телевизионных редакторов, корреспондентов, ведущих тоже только в 70-х годах прошлого века начали готовить профессионально. Как-то жили, и «прокалывались» не чаще, чем современные «акулы пера» и микрофона.
Вот ведь только что обычно кажется странным молодому человеку. Хирурга никто без диплома к операционному столу не подпустит, да и на космодром, стартами ракет управлять, почему-то тоже кого попало не пускают. Почему же тогда где-то можно, а где-то нельзя? Несправедливо получается… А другое вас не удивляет? Вспомните любимый несколькими поколениями роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Читали ведь? Ладно, не хотел обидеть, верю. Так вот там у героя «писательский билет» при входе в ресторан для литераторов спрашивают. На что он вполне резонно замечает, что вряд ли у Федора Михайловича Достоевского такой документ имелся. Смешно, конечно, только вот профессиональный журналист и писатель Михаил Булгаков всегда шутит с умыслом. Завесу тайны над профессией чуть-чуть приоткрывает.
Мы ведь, будущие коллеги, занимаемся делом творческим. А художнику – высший, пусть и ироничный комплимент для журналиста – все равно, какой диплом в отделе кадров пылится. Пришел в студию – начал работать. Рейтинг вверх пошел – значит, профессионал. Телефон от звонков слушателей раскалился, началось движение, обсуждение – значит, профессиональный журналист.
Да только есть нюансы, а дело как раз в них. Прежде всего радиожурналистика требует специальной подготовки. Кто-то должен научить грамотно говорить и писать, убрать картавость, шепелявость и диалекты. Это само собой разумеется. Вопрос в том, можно ли научить профессионально держаться перед микрофоном, как выбирать и искать темы, придумывать новые программы, вести диалог с гостем… Это только светлая и блистающая вершина айсберга, белый хлеб радиожурналиста. Всему этому и многому другому нужно постоянно и кропотливо учиться.
Вот приходят на радиостанцию практиканты или те, кто желает себя почувствовать радиожурналистом. И начинается… Вроде ребята грамотные и образованные, но сразу видно, кого чему и когда учили.
Даешь небольшую новость для эфира сделать, а сидит барышня, и что такое ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) понять не может. А ей на «ленту» под новость текст нарисовался: «На саммите ШОС делегаты ДОВСЕ инициировали вопрос сотрудничества с ОПЕК и странами БРИК по проблемам энергетической безопасности. Страны ЕС в лице председателя ПАСЕ заявили о недопустимости роста фьючерсов на марку Brent…» Продолжить или достаточно? Ведь журналисты информационных агентств и пишут для профессионалов. Тут-то и становится ясно, что девушка сочинения и записи в блогах писать умеет. Бойфренду и маме нравится! Вот только писателей у нас в другом месте обучают, в Москве, в Литературном институте имени М. Горького… Слышали о таком? Вот там требуются литературные фантазии, а нам, грешным, для начала всех федеральных министров запомнить нужно, глав государств, регионы России, названия разных международных организаций.
Обучение журналистов – это не литературный семинар. Ты должен ориентироваться в экономике, политике, праве, культуре, спорте, науке, разбираться в образовании, географии – и это только для начала!
Кем бы ты ни хотел стать на радио – информационной службы тебе не миновать. Глядишь, народ стажерский через денек-другой крепко задумался. Кто-то начал с красными глазами от ночного и круглосуточного просмотра новостей и чтения их в Интернете на станцию приползать и сразу пошел в гору. А кто-то – листовки раздавать в супермаркет отправился. Дай бог, может, замуж выйдет девушка, счастье обретет. Вот этому и учит журналистское образование – не разочаровываться в профессии! В университетах мудрые преподаватели и мастера заставляют разбираться в новостях и различной проблематике. А еще обучают массе интересных вещей. Как, например, диктофон включить, чтобы вовремя и то, что надо, записалось; какую информацию выбирать, как новости и программы различные делать. В общем, скучать не дают.
Да и «пыльные предметы», вроде истории журналистики, тоже небесполезными оказываются. Кажется, нет ничего общего между современными журналистами, которые пишут для самых известных сетевых порталов, и газетчиками XIX века. Скорости другие, темы, уровень знаний во всех областях жизни человеческой. А уж про радио и говорить нечего… Ему и вовсе еще ста лет не стукнуло. А вот когда рассказываешь о том, как Влас Михайлович Дорошевич не брезговал у типографского чиновника за 10 рублей манифест государев за несколько часов до рассылки выкупить, – много общего находится. Понимают ребятки: эксклюзив – самое ценное, что было, есть и будет в нашей профессии!
Прийти в редакцию ты можешь с любым дипломом. Стажеру – шустрому, творческому, сметливому, сообразительному – всегда рады. А если еще и голос такой, что слушать хочется, – и подавно. Но если тебя с первого курса каждый день длинной палкой при помощи специальных тестов по новостям не гоняли – хлебнешь горя по полной программе. Придется догонять тех, кто на журфаках на этом собаку скушал.
А еще о практике не забудь. Полгода минимум в учебных планах всех журфаков от Москвы до Владивостока. Здесь-то самое интересное и начинается. Тебя буквально за ручку водят корреспонденты да редакторы и щедро делятся всем, чему сами научились. Потому и отвлекать их дурацкими вопросами типа «Что такое лента?» не стоит. Таких вопросов – тысячи. Почетно, если ты изучаешь физику с высшей математикой, только потом переучиваться придется. И себе, и другим проблемы создашь. А если по незнанию и необученности в эфире что-нибудь ляпнешь – весь коллектив подведешь.
Так что ноги в руки – и на журфак! СО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА НЕ ПРОПАДЕШЬ!