Глава вторая
Работа в команде. Офисная мафия
2.1. Ошибки новичков. Как вписаться в коллектив
На работе в замкнутом помещении мы сталкиваемся с разными по характеру и взглядам людьми. Бывает сложно ужиться в разношерстном коллективе. Вспомните свои школьные годы. В классе обязательно были лидеры и «белые вороны», кто-то шел с утра на занятия с радостью, а кто-то возвращался после уроков в слезах. Адаптация в обществе себе подобных – дело непростое, и далеко не естественное, как некоторым кажется. Находить общий язык с людьми нужно учиться.
В высших учебных заведениях, кстати, адаптироваться после школы молодым людям гораздо легче. Ведь у всех есть общие интересы – изучаемые предметы, экзамены, вредные преподы. К тому же бурная студенческая жизнь затягивает, образуются небольшие группы внутри курса, объединенные схожестью взглядов. Так постепенно с детства мы готовимся к работе и жизни в социуме, происходит поэтапная социализация. Мы усваиваем нормы, правила и ценности, учимся сосуществовать с разными, порой очень отличающимися от нас, индивидами.
Перед своим первым днем на новой работе потратьте немного времени на то, чтобы спокойно посидеть и вспомнить юношеские годы. Проанализируйте школьную пору, студенчество. Какие отношения были у вас со сверстниками? Главное – какие ситуации повторялись из раза в раз? Вы часто оставались в одиночестве? Или наоборот, вас постоянно окружал лишний народ? Может, вы постоянно высказывали в лицо собеседникам критику, и с вами в итоге переставали общаться? Или шли на поводу у большинства и не проявляли собственной инициативы? Помните, что если в вашей жизни часто повторяется нежелательная для вас ситуация, то дело именно в вас и изменить ее можете только вы.
Проанализировав свое поведение в школе, в вузе, на прошлых местах работы, вы сможете избежать ошибок на новом месте. Конечно, такой анализ, практически психоанализ, – дело непростое и одним днем тут не обойтись. Но работа над собой в результате идет на пользу. Только уж очень сильно не закопайтесь в себе – это тоже вредно.
Есть общие для всех новичков, пришедших в новый коллектив, правила и самые распространенные ошибки.
Необходимость приходить вовремя не обсуждается. Опоздания в первые дни – явный признак незаинтересованности в данной вакансии. Во сколько бы ни начинался ваш рабочий день, вы должны приходить за 10–15 минут до этого. Все остальные дружно опаздывают? Ничего, потом вы тоже расслабитесь и переймете коллективные привычки. Но в самом начале вы должны зарекомендовать себя как надежного человека.
Первое правило нового сотрудника: молчание – золото. Поменьше говорите, больше слушайте. Скоро, через месяц-другой, вы будете в курсе всех интриг, запомните все имена, явки, пароли. Это естественный эволюционный процесс. Важную информацию фиксируйте, всегда имейте при себе блокнот. Помните сериал о детективе Коломбо? Запоминайте и записывайте детали, и вскоре у вас сложится общая картина происходящего. В то же время Коломбо своими навязчивыми вопросами страшно раздражал подозреваемых. Это входило в его планы, а в ваши – нет. Поэтому старайтесь задавать меньше вопросов не по делу. С другой стороны, уместные вопросы и просьбы о совете говорят о вашем уважении к опыту коллег. В общем, в первые дни на работе следите за каждым своим словом, как агент британской разведки.
Кстати, Джеймс Бонд не только немногословен и сосредоточен, но и невероятно обаятелен. Улыбка города берет. Поэтому второе правило новичков – будьте доброжелательны и дружелюбны. Просто всегда улыбайтесь, благодарите за помощь, будьте вежливы сверх меры. Только при улыбке старайтесь реже показывать зубы – в джунглях это недобрый знак, а что наши офисы как не каменные джунгли?
В своей душевной теплоте не переусердствуйте, будьте естественны. Если вы стремитесь казаться не тем, кем являетесь, потом это откроется и будет сложнее исправить неблагоприятное впечатление. К тому же, если будете в первое время на работе слишком добреньким, вам просто сядут на шею. Сразу учитесь говорить «нет», отказывать, выражать собственное мнение и проявлять инициативу. Вот только осторожнее – излишне инициативные новички часто прослывают выскочками.
Обращайтесь к коллегам и начальству по именам, запомнить которые надо как можно скорее. Люди обожают звук своего имени, как самую приятную музыку. Естественно, к малознакомым коллегам и начальству следует вначале обращаться на «вы». Переход на «ты» обычно происходит по взаимному согласию. Или обращение «ты» просто в какой-то момент срывается с губ. Но и в этом случае стоит уточнить мимоходом – «ничего, что мы на ты?». Скорее всего, вы получите согласие.
И помните, в Тулу со своими самоварами не ездят и в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Новичкам рекомендуется как можно быстрее выучить правила и законы поведения в офисе, специфику деятельности компании. Предупрежден – значит вооружен.
2.2. Группировки и лидеры
В социологии существует понятие малых групп. Это небольшие коллективы, в которых люди постоянно контактируют. Трудовой коллектив – яркий пример малой группы, которую создает общность деятельности.
Если организация огромная (холдинг, крупный завод, телеканал), здесь будут образовываться отдельные рабочие коллективы (один цех, подразделение, бухгалтерия и другие). То есть на одном большом предприятии складываются небольшие коллективы, объединенные общими интересами или территориально находящиеся рядом. Члены коллектива всегда непосредственно и постоянно общаются между собой. Если организация небольшая, все ее работники являются целостным коллективом. Самое большее количество человек в одной группе, согласно социальной психологии – 15 человек. Их объединяют общие интересы, черты характера, цели. В такой группе создаются собственные традиции, правила, обязанности, санкции за нарушения. Если в коллективе работников больше пятнадцати, внутри него обязательно будут образовываться отдельные подгруппы, характеризующиеся перечисленными признаками.
Современное понятие «работа в команде» пришло из футбола. В футбольной команде у всех своё место, определенный круг обязанностей. Так же и в сплоченном рабочем коллективе. Все должны знать свою сферу ответственности. Вам, как незаменимому работнику, следует досконально изучить те требования, которые записаны в вашем контракте и трудовом договоре. Помните, что вы выполняете в данной организации определенную функцию.
В коллективе обычно присутствует лидер, он так же необходим, как капитан футбольной команды. Лидер, даже если он не является руководителем, получает от команды неофициальное разрешение на выполнение управленческих функций. Он может координировать работу, планировать процесс выполнения задач, исполнять организационные функции, а также вдохновлять коллектив на новые свершения. Выделяют два типа лидеров – игроки и открытые. Игроки используют окружающих, как пешки, в своих интересах. Открытые действительно болеют за результат, искренни, их отношения с окружающими строятся на взаимоуважении. Незаменимый работник должен обладать лидерскими качествами, при этом не обязательно быть фактическим лидером. И все же, если вы сможете объединить вокруг себя коллектив, это послужит надежной основой для вашего карьерного роста. Основные качества лидера – сила, смелость, мужество, уверенность в себе. Важно всегда быть в движении. Действуйте, старайтесь, стремитесь к большему. Конечно, чем больше делаешь, тем больше шансов на ошибки. Но от них никто не застрахован. А если не шевелиться, то и достигнуть ничего не получится. Всегда помните, что каждый ваш шаг приближает к вершине.
2.3. Законы офиса
В любом рабочем коллективе есть свои негласные правила. Существуют общие для всех нормы поведения, которые принято соблюдать на рабочем месте. Бывают также особые правила, свойственные конкретной организации, подразделению.
В любой организации обычно принято с заботой относиться к казенному имуществу. Не стоит ломать мебель, нарочно царапать паркет, хлопать дверьми. Когда что-то ломается, если действительно умеете – почините, это добавит вам баллов в качестве незаменимого работника. Если сами отремонтировать не можете, зовите специалистов. Хорошо, если у вас будут телефоны всех необходимых в различных экстренных ситуациях служб. Никто не знает, к кому обратиться, а вы – да, это отлично! Телефоны и адреса легко найти в интернете.
Конец ознакомительного фрагмента.