Глава первая
Кто такой незаменимый работник?
Философы с древних времен задаются фундаментальным вопросом – в чем же смысл жизни? И каждый человек рано или поздно задумывается над этим. Ответ для многих лежит на поверхности – смысл жизни в семье, детях, родных, в их благополучии и своем собственном счастье. Это верно. Однако задумайтесь, от чего в первую очередь зависит материальное благополучие каждой семьи и любого человека. Правильно – без работы крайне редко кому удается получить достаточно средств для красивой жизни. А без материальных благ, согласитесь, жизнь не в радость.
Вот мы и работаем, не покладая рук. Мы держимся за свою работу, как за соломинку, которая спасет в трудную минуту. Но сколько бы мы ни старались, хочется большего – более высокую зарплату, престижную должность, возможность принимать решения, а не только подчиняться чужим приказам. В общем, все мы стремимся к карьерному росту.
Полезное умение, которое пригодится каждому, кто отправляется в путешествие вверх по карьерной лестнице – это способность становиться незаменимым работником. Если вас считают незаменимым, отношение к вам соответствующее – почет, уважение, премии и другие знаки отличия.
Давайте разберемся, как стать незаменимым там, где вы сейчас работаете, что дает этот статус и какие подводные камни ждут вас на пути.
1.1. Незаменимые есть!
Как гласит пословица советского периода – незаменимых нет. И правда, коммунистический строй выращивал целые рабочие массы, трудящихся было хоть отбавляй, дефицита в кадрах не наблюдалось. Если от станка отделялся один работник, на смену ему тут же приходил новый. С руководящими должностями было то же самое. Многие хотели попасть на более высокие посты, которые давали множество привилегий. Так что люди готовы были трудиться за маленькую зарплату, дни напролет, лишь бы не лишиться своего места.
По сути, распространенное мнение, что незаменимых сотрудников нет, позволяет работодателям во многом ущемлять права своих подчиненных. Ведь если каждого, кто на тебя работает, можно завтра же поменять на другого, к чему заботиться о благополучии коллектива? К счастью, данного ошибочного мнения придерживается сегодня все меньше руководителей. А те, кто все еще уверен, что благодаря взаимозаменяемости сотрудники не стоят внимания, не слишком-то успешны в бизнесе.
Представьте, человек работает на одном месте пять лет. Он знает свои профессиональные обязанности досконально. К тому же, что немаловажно, он в курсе специфики работы именно в данной организации, наладил отношения с коллективом, с подчиненными и начальством. И вдруг руководство увольняет этого опытного работника. На его место приходит новичок. Каким бы сверхпрофессионалом он ни был, сориентироваться на новом месте ему сразу непросто. Месяц-два он вникает в особенности работы, полгода вливается в коллектив, еще год уходит на профессиональный рост, чтобы улучшить свои первоначальные результаты. А если спустя это время он вдруг передумает и решит уйти? Полтора года работа и так шла ни шатко ни валко, а теперь снова искать нового работника? А ведь тот самый уволенный сотрудник с пятилетним стажем мог бы до сих пор успешно трудиться и приносить еще большую выгоду предприятию, чем раньше.
Поэтому нельзя сходу заявлять, что незаменимых работников не бывает. Даже в Советском Союзе были незаменимые. Королев, Вавилов, Жуков, Рязанов, Малевич – эти и еще многие имена – разве можно заменить их кем-нибудь в истории СССР и России? А ведь они тоже всего лишь выполняли свою работу – зато с каким талантом и энтузиазмом!
1.2. Звездный статус: Кто они, незаменимые?
Существует пять типов работников, которых, безусловно, можно отнести к категории незаменимых.
Во-первых, это работники, которые являются представителями своей организации для общественности, партнеров, прессы. Мы говорим о лицах компании. Таким человеком может быть президент, ведущий специалист, пресс-секретарь. Они участвуют в пресс-конференциях, дают интервью, устраивают приемы, ведут общественную и благотворительную деятельность. На лицах компании лежит ответственность за престиж организации и создание ее благоприятного имиджа. Незаменимость их заключается в том, что в случае ухода уже зарекомендовавшего себя представителя возникает масса вопросов, в том числе сомнения в финансовом благополучии фирмы.
Незаменимыми нередко становятся менеджеры по продажам, бренд-менеджеры, пиарщики, риэлторы и другие специалисты, имеющие доступ к уникальной информации, а именно к спискам поставщиков, клиентов, партнеров. Эти люди умеют налаживать деловые контакты, хранить в секрете полученную конфиденциальную информацию, не допуская к ней даже босса. Поэтому к таким сотрудникам отношение особое. Часто они или переходят на другое место работы, забирая с собой часть клиентуры и других нужных людей, или открывают собственное дело, используя накопленный опыт и установленные деловые связи.
Для босса незаменим надежный помощник, которому можно доверять и который всегда встанет на сторону начальника. Особенно незаменимы такие работники, когда начальник находится в состоянии холодной войны с остальным коллективом.
Проще всего стать незаменимым трудоголиком. Это работники, которые пашут днями и ночами, в выходные и праздники, не требуют прибавки к зарплате, безропотно соглашаются выполнять сверхурочную работу, жертвуют ради своей фирмы личной жизнью. Начальство по большей части обожает таких трудяг и, в случае необходимости, любовно продвигает трудолюбивых пчелок по карьерной лестнице. Не зря многие работники выбирают именно этот способ, чтобы стать незаменимыми.
Для того, чтобы стать незаменимым работником пятого типа, нужно обладать особым складом характера. Речь идет о душе компании – лидере, массовике-затейнике. Его все обожают, он отлично налаживает неформальные отношения, на короткой ноге с начальством и вышестоящими должностными лицами. Может одной умело преподнесенной шуткой разрядить обстановку на напряженных переговорах, задобрить налоговика, даже ворчливая уборщица тетя Люба от него в восторге. Таких сотрудников руководители не могут не оценить по достоинству. Но только в том случае, когда их неформальный стиль общения не становится фамильярным или вульгарным.
1.3. А вы незаменимы?
Специалисты современного маркетинга выделяют несколько отличительных признаков незаменимых работников.
В первую очередь, начальство дорожит тем сотрудником, который дорожит своей работой. Считается, что трудиться только за зарплату, как говорится, ради выживания, неэффективно. Человек должен понимать, зачем он работает, осознавать общие цели компании, стремиться к совершенствованию рабочего процесса и быть заинтересованным в собственном профессиональном росте. Если такой работник может и окружающих сплотить вокруг общей цели, и поддерживать коллективный дух, ему нет цены.
Творческий подход к работе приветствуется вне зависимости от сферы деятельности, будь то фотомастерская или цех по выпечке хлеба. Креативных работников, способных привнести свежие идеи, создать что-то новое, вычислить главных конкурентов и переиграть их, во все времена будут носить на руках.
Незаменимый работник способен самостоятельно принимать решения, корректировать поставленные задачи. Он не винтик в общем механизме, а вполне самостоятельный элемент. Часто руководителю сложно смириться с тем, что его работник может в чем-то его превосходить, но в итоге прибыль благодаря решительным действиям незаменимого может превысить ожидания во много раз.
Своим зарядом бодрости и работоспособности незаменимый сотрудник может вдохновить на новые свершения весь коллектив. Если у вас в запасе всегда найдется батарейка энерджайзер, даже когда другие от аврала или скуки на грани вымирания – вы уже во многом незаменимы.
Если вы лучший в своей области, обладаете большим опытом, обширными профессиональными знаниями, не совершаете грубых ошибок и крайне редко мелкие погрешности, в общем, если вы настоящий спец своего дела – суперврач, космонавт, автослесарь, писатель, продавец – незаменимым вам стать легче всего.
Наконец, незаменимы уникальные люди. Если у вас есть какой-нибудь неповторимый талант и вы можете смело его использовать – это обязательно заметят. Например, на презентации товара спеть песню собственного сочинения – это запомнится надолго.
1.4. Нужно ли быть незаменимым?
Грамотные руководители и менеджеры понимают, что основной капитал компании – это люди. Поэтому поиску подходящего на должность сотрудника уделяют много времени и внимания. А когда находят, стараются сделать так, чтобы он оставался в компании как можно дольше.
С другой стороны, руководители побаиваются выращивать «незаменимые» кадры. У работодателей в резерве всегда должны быть кандидаты на смену, если ключевые сотрудники по каким-либо причинам покинут компанию. Если же уходящий сотрудник был по-настоящему незаменимым, его уход может пробить существенную финансовую брешь. Без текучки кадров, хотя бы небольшой, обойтись невозможно. Поэтому руководству выгоднее, когда каждый член команды может заменить другого в нужный момент.
Боссов раздражает, когда незаменимые сотрудники начинают добиваться каких-либо бонусов и ставить свои условия. В этом случае компания может понести убытки, работа всего коллектива нарушается. Поэтому от таких зарвавшихся сотрудников стараются быстрее избавиться.
Специалисты в области маркетинга, учитывая все эти факторы, о незаменимости работников говорят с осторожностью, и мнения по данному вопросу неоднозначны. Часто определение «незаменимый» заменяют на эффективный. Но суть та же – это тот работник, без которого крайне трудно обойтись, после ухода которого компания становится немного другой, чаще всего гораздо менее успешной. Эффективные сотрудники делают организацию конкурентоспособной. Незаменимы создатели новых технологий, генераторы фундаментальных идей, «лидеры мнений» в своей отрасли.
Незаменимый сотрудник в идеале должен являться одним из звеньев цепочки, которую составляют его коллеги, клиенты, партнеры компании, руководители, контролирующие органы, обслуживающий персонал и другие. И незаменимость заключается в том, что если данное конкретное звено удалить, долгое время цепочку будет невозможно соединить вновь.
Незаменимым, таким образом, стать можно. Но делать это надо деликатно, чтобы не вызывать зависти коллег и раздражения руководства.
В этой книге мы расскажем, как стать не просто незаменимым, а идеальным работником.