Шаг четвертый
Не пытайтесь узнать, чего вы стоите (а если вдруг узнаете, постарайтесь как можно быстрее забыть)
Цитата, которую следует игнорироватьКак поразительно изменяется наша жизнь, когда мы действительно понимаем что-то чрезвычайно существенное о себе и, имея перед глазами эту картину, каждый день заставляем себя быть тем, кем надо, и делать то, что важнее всего.
В первом фильме «Супермен» Луиза Лэйн[27] спрашивает Супермена, за что он сражается, и тот, не моргнув глазом, моментально отвечает: «За правду, справедливость и американский образ жизни». Мы можем не соглашаться с этими ценностями, но, боже мой, до чего же ясно он представляет себе, за что он борется и что ему дороже всего на свете (за исключением, естественно, права надевать трусы поверх трико). А что вы знаете о своих ценностях? Вы знаете, за что боретесь? Что для вас важнее всего на работе и в личной жизни? Я надеюсь, что не знаете. Ценности определяют наше отношение к поступкам до того, во время того и после того, как мы их совершаем. Поэтому, если вы не слишком хорошо представляете себе, в чем состоят ваши главные ценности, то можете принять ужасные решения в связи с тем, что вы должны и чего вы не должны делать в жизни и бизнесе.
Ценности должны полностью определять ваше поведение на работе. Вот, к примеру, девиз компании Amazon.com:[28] «Трудись упорно. Радуйся. Твори историю». Видите, до какой степени наглядно этот девиз демонстрирует всем сотрудникам компании правильный стиль поведения? Им остается только спросить себя: «Это правда, что я тружусь упорно, радуюсь и творю историю прямо сейчас? Если нет, то зачем я делаю это?»
Вы могли бы понять, что решить большинство проблем можно, вернувшись к своим истинным ценностям. В то же время, если вы даже не догадываетесь, что собой представляют ваши основные ценности, можете с вполне обоснованным оптимизмом ожидать, что все проблемы никуда от вас не денутся. О ценностях надо думать, как о тех эмоциях, настроениях и состояниях души, в которых вы любите пребывать большую часть времени. Тогда само собой становится понятно, что, если вы по-прежнему собираетесь наслаждаться максимальной неудовлетворенностью от работы и наихудшими из возможных семейными обстоятельствами, вам лучше всего пребывать в полном неведении относительно самого важного для вас предмета и старательно избегать ситуаций, когда ваши ценности ненароком могут быть воплощены.
о ценностях НАДО ДУМАТЬ как о тех эмоциях, настроениях и состояниях души, в которых вы любите пребывать большую часть времени.
Более того, большинство людей имеют бесконечный список условий, которые должны быть выполнены, чтобы они (люди) могли чувствовать себя определенным образом. Если бы я, например, спросил: «В какой момент вы можете почувствовать себя счастливым?» – они вполне могли бы ответить: «Когда я буду зарабатывать 200 000 фунтов в год… когда окружающие будут хорошо относиться ко мне целую неделю или даже дольше… когда я покупаю какую-нибудь роскошную вещь, например автомобиль… когда я внезапно выигрываю, например в лотерее… когда мне вовремя отвечают на телефонные звонки…»
Заметили ли вы, что эти люди установили для себя такие жесткие рамки, что их чаяния никогда не смогут осуществиться? И наоборот, счастливые люди сознательно устанавливают в своей жизни такие правила, что им легко испытывать желательные эмоции и сложно испытывать нежелательные. У одного моего клиента по имени Дэвид в молодом возрасте случился инфаркт. Если вы спросите, что ему нужно, чтобы почувствовать себя счастливым, он ответит, что это одна-единственная вещь: оставаться на земле, а не под землей. Однако пока вам еще не пришлось настолько вплотную столкнуться с нашим здравоохмурением, не сможете же вы удовлетвориться только этим простым условием, для того чтобы быть счастливым?
То, чего не следует делать
Не нужно пытаться определить, что для вас является пятью главными ценностями на работе и дома. Не нужно уточнять принятые вами правила или условия жизни, потому что это позволит вам получить совершенно нежелательные позитивные ощущения. Не следует допускать, чтобы ваши жизненные решения базировались на ваших ценностях.