Шаг второй
Ничего не делайте осознанно
Цитата, которую следует игнорироватьИногда удача заключается не столько в получении того, что, как вам кажется, вы бы хотели заполучить, а в обладании тем, что вы уже имеете. И в этот момент вам, может быть, хватит сообразительности понять, что вы имеете как раз то, чего бы вы хотели, если б знали об этом заранее.
Четыре источника – четыре составные части неудачи
О днажды я удосужился прочесть одно интервью известного психиатра доктора Энтони Клера,[14] который рассуждал о счастье примерно в таком роде: «Счастье – это не просто когда у тебя есть друзья, а когда чувствуешь себя составной частью чего-то большего, чем ты сам, будь то семья, работа либо сообщество. Именно поэтому ветераны Второй мировой войны часто говорят, что война, несмотря на все лишения и опасности, была одним из самых счастливых периодов в их жизни. Война дала им чувство товарищества, общего предназначения и ощущение того, что они делают что-то нужное». Или вот что сказал Уильям Каупер:[15] «Стать по-настоящему счастливым возможно, только расточая свои силы ради какого-то предназначения». Многие из нас вообще не имеют какого бы то ни было представления о своем предназначении. И мы вряд ли обретем его, если никогда не озаботимся этим вопросом. Итак, что такое предназначение? В деловой сфере это можно сформулировать так: «Что ты делаешь в своем бизнесе? Зачем существует твой бизнес?» И нет ровным счетом ничего удивительного в том, что самые неуспешные предприниматели никогда не могли точно ответить на эти вопросы.
В плоскости личной жизни этот вопрос можно поставить так: «Зачем ты оказался на этой планете? Какую миссию ты здесь выполняешь?» Помните, как в прекрасном мультфильме «Игрушечная история-2» Вуди, кукла-ковбой, должен определить, в чем заключается его предназначение? Должен ли он стать предметом коллекционирования и провести всю свою жизнь за музейным стеклом, навсегда недоступный человеческому прикосновению? Или ему следует стать настоящей игрушкой для детей, хотя он и понимает, что при таком раскладе в один прекрасный день, весь потрепанный и изломанный, он будет пылиться на верхней полке шкафа?
Вуди смог определиться со своим предназначением. (Если вы еще не смотрели этот мультфильм, то я не буду портить вам впечатление, рассказывая о том, что именно он решил, – даже несмотря на то, что кто-то испортил мне впечатление от фильма «Шестое чувство», рассказав задолго до того, как мне довелось увидеть его, что герой Брюса Уиллиса в действительности является привидением. (Прошу прощения, сорвалось. Ну вы-то, надеюсь, уже видели этот фильм!)
Вам совершенно нет нужды столь же ясно представить свое назначение, как это сделал Вуди. Потому что, если я и ценю превыше всего что-то, способное оказать помощь в попытках стать неудачником, так это именно полное отсутствие представления о своем предназначении. Многих посещают мучительные раздумья примерно такого содержания: «Что, если я доживу до конца своих дней и вдруг пойму, что у моей жизни была только протяженность? А мне бы хотелось, чтобы у нее была еще и глубина».
Слышали ли вы об одном буддистском монахе, который подошел к продавцу хот-догов и сказал: «Сделай мне один со всем, что у тебя есть»? Если бы все было так просто! Как же нам понять, что нашей жизни не хватает значения? Ну, зачастую это выражается в том, что вы без конца приобретаете всевозможные материальные блага – скажем, дома и бросающиеся в глаза автомобили – и при этом все-таки ощущаете какую-то внутреннюю пустоту или чувствуете себя как Энди Уорхол,[16] сказавший: «Я глубоко поверхностный человек». Все это очень обнадеживает, потому что, глядя с завистью на людей, достигших показного материального благополучия, вы теперь можете получать небольшое извращенное удовлетворение при мысли о том, что подспудно некоторые из них так же несчастны, как и вы. Представляется мне, что люди в нашем мире сами не знают, чего хотят, но готовы из кожи вон вылезти, чтобы это получить.
ПРОБЛЕМА предназначения заключается в том, что это нечто такое, с чем вы родились. Оно уже находится внутри вас и только ожидает того момента, когда вы обратите на него внимание.
Теперь вот что. В отличие от цели свое предназначение нельзя придумать. Проблема предназначения заключается в том, что это нечто такое, с чем вы родились. Оно уже находится у вас внутри и только ожидает того момента, когда вы обратите на него внимание.
Именно поэтому надо быть предельно осторожным, чтобы случайно не задушить свое предназначение. Вот что об этом говорит Мэри Данбар:[17] «Каждый из нас наделен важным и уникальным даром. Это наша привилегия и наше испытание – открыть собственный особый свет». Или, как выражался автор книги «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл:[18] «У каждого человека есть свое особое призвание или миссия, конкретное предназначение в жизни, которое требует выполнения. Во всем этом ему нет замены, и его жизнь не может быть прожита заново. Таким образом, задача каждого уникальна, как и его специфическая возможность ее выполнить».
Как же нам застраховаться от открытия собственного призвания? Вот несколько оперативных подсказок.
Не переставайте считать, что ваша работа и ваше призвание – это одно и то же. Успешным людям хорошо известно, что они запросто могут сделать карьеру на четырех-пяти различных поприщах, не говоря уже просто о местах работы. Они, разумеется, стараются как-то соотносить свое призвание с работой, но оно не является ею. Тогда как неудачники позволяют своей работе полностью определять их лицо. И в результате при смене или, что еще хуже, потере рабочего места их самоуважение чрезвычайно страдает.
Не переставайте считать, что ваше предназначение заключается в ваших нынешних человеческих взаимоотношениях. Настоящие неудачники не только позволяют своей работе определять их лицо – то же самое они позволяют делать взаимоотношениям с партнером. Кстати, заметили ли вы, что эти взаимоотношения с течением времени меняются? Если вы идентифицируете себя с ролью мужа или жены, что происходит, если вы разводитесь или ваш супруг умирает?
Не согласовывайте свои цели с предназначением. Неужели вы настолько усердно карабкались по лестнице успеха, что ни разу не потрудились проверить, к той ли стене она приставлена? Если у вас имеется множество целей, но ни одна из них отчетливо не связана с предназначением, вам никогда не доведется почувствовать, что вы созидаете нечто долговременное или хотя бы просто стоящее.
Не переставайте считать, что ваше предназначение должно иметь внушительный фасад. Моя жена Кэнди как бывшая медсестра беспокоится, что некоторые из тех людей, с которыми я веду разговоры о личностном развитии, могут подумать, что для успеха необходимо заколачивать сумасшедшие деньги, быть дьявольски важной шишкой, капитаном индустрии, предпринимателем и так далее. Жена подсказывает, чтобы я напоминал людям следующее: если вам удастся изменить к лучшему жизнь хотя бы одного человека, можете считать, что вы достигли успеха. (Между прочим, если достижение успеха для вас – неимоверное напряжение сил, а не приятное потягивание, это значит, что вы наверняка не подходите к делу осознанно.)
Не переставайте считать, что ваше предназначение – быть мучеником. Если вы полагаете, что определили свое предназначение, но по-прежнему ненавидите то, что делаете, если это дается с трудом и приносит невероятную боль и страдание, значит, вы обманываете себя. Если же вы, не приведи господи, обнаружите то, что по-настоящему любите делать, вам уже не придется больше работать ни единого дня в своей жизни. Необходимо, чтобы ваше предназначение сидело на вас, как перчатка. Оно не должно определяться мнениями окружающих о том, кто вы такой и что вы делаете. И дома, и на работе, и на отдыхе вы почувствуете, что ваше предназначение красной нитью проходит через все, чем вы занимаетесь. Знание своего предназначения приносит подлинное умиротворение, хотя многие люди обычно никак не связывают это с успехом. С другой стороны, незнание своего предназначения объясняет, почему время от времени вы страдаете от чувства неустроенности, которое заставляет вас подумывать об уходе с работы, но всегда не настолько глубоко, чтобы собраться с силами и осуществить свое намерение.
Не переставайте считать, что ваше предназначение трудно выразить словами, записать и запомнить. Видели ли вы эти, в золотых рамках, заявления компаний о своем предназначении или миссии, из текста которых никто, включая и клиентов, не может припомнить ни одного слова? Так вот, если вы придерживаетесь подобного формата, ваше предназначение не должно быть легким для запоминания, вдохновлять вас или заставлять каждое утро резво выпрыгивать из постели. Не следует поэтому, чем бы вы ни занимались, стремиться прийти к простому, но стимулирующему выводу, определяющему, зачем вы здесь и что делаете. Не нужно подбирать такие слова, которые заставляют вас глубоко прочувствовать смысл своей жизни, которые при прочтении будоражат эмоции, а внутренний голос тем временем говорит: «Я вдруг понял, что ведь это как раз и есть то, чем я всегда занимался, чем я любил заниматься и чем могу заниматься до конца своих дней».
То, чего не следует делатьНе нужно размышлять над четырьмя нижеследующими вопросами, поставленными Робертом Алленом,[19] автором книги «The Road To Wealth» («Путь к богатству»):
1. Какие семь дел я безусловно люблю делать?
2. В каких семи занятиях я особенно удачлив, к чему у меня есть талант или что я, по мнению окружающих, делаю особенно хорошо?
3. Какое занятие мне в жизни абсолютно необходимо?
4. Чем, по своему собственному ощущению, я должен заниматься или что бы мне могло понравиться в качестве занятия?
И ни в коем случае не задумывайтесь о том, что вы после себя оставите. Не представляйте себе содержание письма к внукам, описывающего вашу жизнь. Не предавайтесь размышлениям о том, что ваша песня может остаться неспетой. Полностью игнорируйте совет художника Эшли Джексона:[20] «Годы летят мимо, как дорожные отражатели на скоростном шоссе. Искусство жить заключается в извлечении пользы из того, что имеешь, причем по полной программе. Многие люди не знают, зачем они живут. Но если вам удалось это понять, вы нашли изюминку в своей жизни». Комик Деметри Мартин[21] выражает эту мысль немного по-другому: «Вчера в гостинице я попросил, чтобы мне утром позвонили и разбудили. Телефон прозвенел, и женский голос спросил: „Что же ты, мать твою за ногу, творишь со своей жизнью?“»