Глава третья
Другие способы гипнотизирования
Метод доктора Гадлока. – Другая разновидность того же метода. – Метод Нансийской школы. – Второй метод Нансийской школы. – Метод Гарлинга. – Метод Флауэра. – Способы индийских факиров. – Пять степеней сна по профессору Льебо. – Вывод Флауэра.
МЕТОД ДОКТОРА ГАДЛОКА. Медиум садится против гипнотизера. Гипнотизер берет руку медиума в свою левую руку и кладет свою правую руку на голову медиума.
Медиуму предлагается быть совершенно спокойным, без сопротивления отдаться магнетическому воздействию и обратить исключительное внимание на слова гипнотизера.
Сантиметрах в двадцати от глаз медиума гипнотизер помещает блестящий предмет и энергичным голосом, но не крича и не шумя, приказывает медиуму пристально смотреть на этот предмет.
При этом он просит медиума сосредоточиться на одной мысли:
«Я хочу заснуть!»
Если сон не наступает через две-три минуты, гипнотизер должен сделать несколько пассов по направлению от лба до ключицы или же от темени через затылок до половины висков. Минут через десять медиум погрузится в сон.
Это – метод доктора Гадлока.
Чтобы узнать, наступит ли сон, и засыпает ли медиум, необходимо наблюдать за зрачками гипнотизируемого.
Если зрачки после двухсекундного всматривания в блестящий предмет сближаются и расширяются и затем, по прошествии сорока или пятидесяти секунд, начнут колебаться, то можно быть уверенным, что сон наступит непременно через одну или две минуты.
ДРУГАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ТОГО ЖЕ МЕТОДА. Начинается, как и предыдущий, только взамен пассов проводят по глазам медиума указательным пальцем и мизинцем левой руки (следовательно, не той, которая держит блестящий предмет), стараясь не задеть глаза, и делая это в тот момент, когда зрачки медиума начнут колебаться (см. предыдущий опыт).
Последствием является закрытие век после легкого дрожания. Наступает сон.
В возбуждении гипнотического сна весьма важную роль играет пристальное рассматривание (фиксирование) предмета; поэтому считаем нужным посвятить несколько слов этому необходимому пункту. Для объяснения действия фиксирования мы сошлемся на авторитет известного профессора Густава Йегера. Этот ученый в своем сочинении «Открытие души» говорит:
«Гипнотизм прежде всего – духовный процесс; с пристальным разглядыванием предмета соединяется сосредоточение внимания на внутреннем зрительном центре, следствием чего и является отклонения внимания духа от других чувственных и мускульных центров. Это усиливается монотонными раздражениями в области других чувств. Если же пристальное разглядывание продолжается довольно долго, то наступает утомление и этого чувства; дух теряет свой объект и также удаляется от зрительного центра. Теперь он находится в полном отвлечении от телесных нервных центров, которое обыкновенно бывает во время сна, превращающего тело в безвольную рефлективную машину».
ТРЕТЬЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ТОГО ЖЕ МЕТОДА. Медиум садится в кресло без спинки и прислоняет голову к стене, а ноги сгибает в коленях под прямым углом, причем твердо опирается о пол ступнями; руки его лежат свободно, со сжатыми пальцами на коленях.
Правая рука гипнотизера сперва удаляется от лба медиума приблизительно на тридцать сантиметров, и держится на том же расстоянии над уровнем глаз испытуемого.
Первое приказание: «смотрите на мою руку и закройте затем глаза»,
После того, как этот приказ будет выполнен, гипнотизер приступает к своим магнетическим пассам, которые производятся им кончиками пальцев, прикасаясь при этом к коже медиума, в следующем порядке:
1й пасс: проводят десять-пятнадцать раз от середины ресниц вправо и влево над ресницами к вискам.
2й пасс: шестнадцать-восемнадцать раз, начиная с середины лба, над щеками, касаясь плеч, над локтем и кистью руки до пальцев.
3й пасс: десять-двенадцать раз от уха к шее через челюстной угол.
4й пасс: десять-двенадцать раз обоими большими пальцами, которые сперва прикладываются к ресницам, а затем производятся по вискам над челюстным углом до кровеносных сосудов затылка. Начиная оттуда, кончики остальных пальцев проводятся по задней части головы, затылку, плечам и рукам к кончикам пальцев медиума.
После этого повторяются 1й и 2й пассы, а также и четвертый. Затем следует пауза в одну или две минуты, после чего возвращаются снова к первому о второму пассам.
За этим следует второе приказание:
«Вы не можете открыть глаза».
Затем быстрое движение левой руки гипнотизера сверху вниз перед лицом медиума, причем не следует его касаться. В большинстве случаев медиум погружается в гипнотический сон.
Как нами уже было упомянуто в предыдущей главе, гипнотизирование или «погружение в сон» есть ничто иное, как внушение. С особенной силой проявляется внушение при следующих двух методах. Эти методы нашли свое научное и практическое обоснование и обработку в трудах французских ученых, профессоров Бернгейма и Льебо в Нанси, почему они и называются методами Нансийской школы.
МЕТОД НАНСИЙСКОЙ ШКОЛЫ. Медиуму подробно описывается цель гипноза, причем его предупреждают, что телу его и разуму не грозит оттого ни малейшая опасность.
Медиума приглашают принять удобное для сна положение: сидя, полулежа или лежа.
Держа указательный палец правой руки над корнем носа медиума, гипнотизер, последовательно, в спокойной, но категоричной форме, отдает следующие приказания (внушения):
1. Вы ни о чем другом не помышляете, лишь как о желании заснуть!
2. Ваши глаза ослабевают!
3. Вы начинаете мигать!
4. Усталость распространяется по вашему телу!
5. Ваши руки и ноги немеют!
6. Ваши глаза слезятся!
7. Закройте глаза!
8. Вы более не в состоянии открыть их!
9. Засните!
10. Спите спокойно!
Приказания повторяются по очереди, пока гипнотизер не заметит, что каждое внушение подействовало, то есть выполнено медиумом.
Гипноз наступает через четыре-пять минут, в крайнем случае через десять. Если этого не случается, то следует освободить медиума и повторить опыт через четверть часа.
Часто случается, что гипноз не удается на протяжении четырех и даже более сеансов и лишь затем дает результаты. Поэтому выдержка и терпение составляют существенную необходимость для всякого начинающего, равно как и опытного гипнотизера.
ВТОРОЙ МЕТОД НАНСИЙСКОЙ ШКОЛЫ. Его применение такое же, лишь пропускаются второе, третье, шестое, седьмое и восьмое приказания.
Когда гипнотизер замечает, что ресницы медиума подергиваются и мигают, глаза принимают омертвелый вид, а зрачки то увеличиваются, то уменьшаются, – он коротко приказывает: «Спите!» – и гипноз наступает.
МЕТОД ГЕРЛИНГА. Медиум садится на удобный стул, спиной к свету. Подвергающееся опыту лицо монотонно и ласково уговаривается внимательно следить за словами гипнотизера и фиксировать при этом его взгляд.
Затем гипнотизер легко кладет обе свои руки на руки медиума.
Первый приказ (внушение):
«Вы ощущаете теплоту в руках!»
Следующий приказ (внушение):
«Ваши члены тяжелеют!»
Гипнотизер медленно поднимает свои руки, продолжая при этом острую фиксацию глаз медиума до уровня головы последнего и так же медленно проводит пассы от головы к области живота, отдавая следующие приказания (внушения) и постепенно понижая свой голос:
1. Ваши глаза становятся усталыми!
2. Ваши руки и ноги становятся усталыми!
3. Ваши ресницы дрожат!
Едва зрачки начнут колебаться, гипнотизер, повторяя последние три приказа и продолжая фиксацию глаз, легко кладет свою левую руку на голову медиума. Правой рукой он надавливает слегка кожу лба книзу для того, чтобы вызвать ощущение тяжести.
Затем он медленно закрывает глаза медиума и в то же время отдает последнее категорическое приказание:
«Теперь спите!»
Гипнотический сон наступает немедленно.
Существуют личности, которые охотно бы могли повиноваться но не в состоянии этого сделать вследствие сильного развития собственной воли. Они чисто механически борются против выполнения какого-либо приказа. Они охотно бы желали быть загипнотизированными, но не могут повиноваться вследствие непривычки к этому. К таким лицам следует применить обратное внушение симптомов сна. Последнее достигается тем, что говорят, обращаясь более к себе, чем к медиуму.
Например, вместо того, чтобы сказать: «Вы становитесь теперь усталым!» – говорят: «Усталость может теперь наступить!» или «Если бы теперь глаза отяжелели!» – или: «Руки могли бы теперь порядком устать!» Таким образом, следует избегать прямого обращения, и приказания говорятся про себя, как будто бы они только рассказываются, причем желание гипнотизера видеть их выполненными не должно быть заметно. Этим путем у медиума не вызывается противодействие, сон же, тем не менее, внушается.
Более сильная воля гипнотизера оказывает свое действие.
МЕТОД ФЛАУЭРА. Он основывается личном опыте автора, приобретенном с практикой. Этим, однако, не доказывается, что лишь он является правильным. Сам автор применяет также и другие методы, смотря по тому, как реагирует на них подлежащее внушению лицо. Все методы должны быть старательно изучены, тщательно и основательно применены. Врач для каждого вида болезни имеет разнообразный запас медикаментов, потому что не всякий пациент в состоянии воспринимать одинаково одно и то же лекарство: один переносит легко яды, другой же их совершенно не терпит, третий может принимать лишь в известной форме и т. д., – врач-гипнотизер, желающий усыпить различных людей, должен иметь в своем распоряжении различные методы. Опыт и практика позволяют затем гипнотизеру быстро и непосредственно переходить от одного метода к другому во время самого сеанса.
Ни в коем случае недопустимо терять мужество или отчаиваться в своих гипнотических способностях при неудаче в применении одного из методов. Быстро следует применить другой, при наличии терпения, выдержки, энергии и веры в самого себя – и опыт должен удастся.
При применении этого метода медиум садится против гипнотизера.
Руки свободно лежат на коленях. Гипнотизер слегка наклоняется вперед, не касаясь руками или коленями медиума, и остро смотрит в продолжение примерно десяти секунд в глаза испытуемому.
Затем, не отводя взгляда от глаз медиума, из кармана вынимает какой-нибудь блестящий предмет и медленно поднимает на высоту глаз, приблизительно на расстояние десяти сантиметров от носа медиума.
Теперь следуют приказа-внушения, отдаваемые ровным, тихим и усыпляющим голосом:
1. Не думайте ни о чем ином, только о сне!
2. Говорите себе мысленно: хочу заснуть! Я хочу заснуть! Спать! Спать! Спать!
3. Закройте спокойно глаза, когда они отяжелеют, но не думайте ни о чем другом, только как о засыпании!
4. Ваша голова тяжелеет!
5. Ваши члены тяжелеют все более и более!
6. Вы хотите спать! спать! Спать!
7. Закройте спокойно глаза и думайте только, что хотите спать!
8. Вы хотите спать!
9. Вы не слышите ничего, кроме моего голоса!
10. Вы хотите спать!
Блестящий предмет убирается в карман, лишь только веки медиума закрылись. Гипнотизер монотонно и с правильными промежутками произносит приблизительно раз двадцать: «Спать! – спать! – спать! – спать! – спать!» – так, чтобы голос его походил на однотонное тиканье часов.
После этого сейчас следуют новые приказания:
11. Вдохните глубже!
12. Спите крепко!
Сон наступил.
Если опыт не удается, он должен быть повторен сначала, пока не наступит гипноз.
ПЯТЬ СТЕПЕНЕЙ СНА ПО ПРОФЕССОРУ ЛЬЕБО. Льебо различает следующие пять степеней гипнотического сна:
1. Дремота. тяжесть век, невозможность их открыть, чувство усталости. Но сознание еще вполне сохранено. Эта степень наблюдается преимущественно у женщин.
2. Каталепсия (оцепенение). Сознание и память вполне сохранены. Поднятая по команде рука остается в этом положении.
3. Вращательный автоматизм. Кроме оцепенелости и неподвижности каталептического состояния предшествующей степени, субъекты обладают способностью исполнять автоматические движения без участия своей воли, не имея достаточно воли, чтобы прекратить внушенные вращательные движения (например, рук). Чувствительность ослаблена. Сознание вполне сохранено.
4. Исключительное отношение медиума к гипнотизеру (иначе, так называемый «избирательный сомнамбулизм»). Гипнотизируемый не восприимчив к воздействию на него посторонних лиц; он слушается лишь внушений гипнотизера.
5. Легкий сомнамбулизм. Чувствительность значительно ослаблена или же совершенно отсутствует. Сознание затуманено, воспоминание почти совсем утрачено.
ВЫВОД ФЛАУЭРА. Опытность, приобретенная вами благодаря описанным выше упражнениям, возбудит доверие, облегчающее понимание основных законов гипнотизма. После нескольких опытов можно заручиться одним или несколькими лицами, которых можно познакомить с гипнотическими явлениями, как они описаны в этих лекциях, а затем исполнить их при публике, посторонних и недоверчивых критиках. Не советуем подвергать опыту новых лиц, пока экспериментатор не сделался опытным гипнотизером. Присутствие критикующих зрителей всегда имеет влияние как на руководителя, так и на испытуемого. Весь интерес и все внимание должны быть направлены к тому, чтобы создать наилучшие условия для своей деятельности. В особенности испытуемый не должен иметь ни малейшего сомнения и отклонять от себя всякий умственный анализ.
Когда руководитель приобретет достаточный опыт и сумеет вполне подчинить себе испытуемого, то он бесспорно будет обладать такой ловкостью и сноровкой, которые при правильном проведении эксперимента, несомненно, создают и обеспечивают успех. Этот успех еще более возрастет при опытах, как с новыми субъектами, так и с испытанными уже раньше.