Часть 1. Осознанность. Основы блестящих выступлений. Как избавиться от дурных привычек, выражаясь ярко и эффективно
«У каждого оратора есть рот – орган в высшей степени замечательный. Иногда он полон мудрости. А иногда – пустой болтовни».
Кликнув на свой последний слайд – «Спасибо», – Эдгар Мамбл взглянул на скучающую аудиторию. «Наконец, все закончилось, – подумал он с облегчением. – Получилось намного дольше, чем я предполагал».
«Что ж… есть вопросы?» – пробормотал он первому ряду, потирая шею. В ответ – тишина. Эдгар собрал свои книги и поспешно окинул взглядом аудиторию под жиденькие аплодисменты.
«Вполне удачно, – подумал он. – Повторю эту же презентацию в следующем году».
Первый шаг к овладению публичными выступлениями – четко осознавать, что вы делаете, когда говорите. Если сможете овладеть базовыми навыками и развить свои сильные стороны, вы убедите аудиторию в том, что вам можно доверять. А если аудитория доверяет вам, то она сосредоточится именно на сути вашего сообщения, а не на ораторских недостатках.
Без осознанности вы не поймете – очаровали вы свою аудиторию или утомили.
Осознанность – важнейшее условие для разумного выбора. Осознанность позволяет дистанцироваться от того, что вы делаете, посмотреть со стороны и проанализировать, что в ваших выступлениях удачно, а что неудачно. Опираясь на эти знания, вы сможете измениться, лучше донести свою мысль до аудитории.
Безупречная осознанность означает:
• понимание того, что вы говорите и как вы это говорите;
• умение контролировать язык тела и речь, чтобы они не отвлекали аудиторию от того, что вы говорите;
• умение использовать язык тела и речь для усиления воздействия слов.
Для того чтобы добиться осознанности, необходимо, прежде всего, желание совершенствоваться, каким бы ни был ваш изначальный уровень подготовки. Думаю, именно поэтому вы читаете эту книгу. Без такой мотивации вы, как Эдгар Мамбл из нашего примера, будете довольны своим выступлением намного больше, чем ваша аудитория.
Как только в вас вспыхнет желание совершенствоваться, вы сможете анализировать конкретные части своего выступления, чтобы, наконец, избавиться от блаженного неведения и осознать, что вы делаете неверно и как оказать более сильное воздействие на аудиторию.
В этой части книги мы рассмотрим тело и голос – составные части выступления, которые я называю инструментами оратора. С их помощью вы сможете воодушевлять, интриговать и вдохновлять аудиторию.
Глава 1. Тело
Перейдем на этап горькой утраты иллюзий и проанализируем, как ведут себя ваше тело и ваш голос. Определив то, что нуждается в совершенствовании, вы сможете стать настоящим специалистом.
Тело
Мы рассмотрим тело с головы до ног. По каждой части тела постарайтесь свести к минимуму отрицательные моменты и максимально увеличить положительные, сохраняя при этом искренность и оставаясь самим собой. Впишите самые важные аспекты в свой «Список ингредиентов» (см. Приложение 1).
Глаза
Вспомните, как легко отвлечься или даже задремать во время подкаста или конферец-колла. Даже при просмотре видео или интернет-трансляции выступления или презентации намного сложнее сохранить внимание, чем если бы вы непосредственно присутствовали на ней. Отчасти это происходит из-за отсутствия зрительного контакта между вами и оратором.
Когда оратор устанавливает зрительный контакт с аудиторией, это создает ощущение обмена, беседы. А беседа предполагает участие обеих сторон, так что аудитория старается слушать внимательнее и эффективнее.
Обратите внимание, куда вы смотрите, когда говорите. Следует избегать четырех неверных действий.
Куда не стоит смотреть во время публичных выступлений
1. Не смотрите на пол или потолок
Представьте себе, что вы смотрите на оратора, который не отрывает взгляда от пола или потолка и редко переводит его на аудиторию. Что это говорит о его способностях? Обычно это свидетельствует о том, что ему не хватает уверенности в себе, что он плохо владеет материалом, не подготовился или не интересуется данной темой.
Принято считать, что человек, смотря вверх, либо пытается вспомнить что-то, либо придумать что-то. Хотя столь распространенное мнение не подтверждается исследованиями, это уже неважно, если у аудитории сложится именно такое представление о вас.
Помните, что аудитория очень быстро делает выводы, опираясь на то, как вы используете свои инструменты оратора.
Если вы нервничаете, вам наверняка захочется взглянуть на потолок в поисках ответа – что же сказать дальше. Это одна из уловок нашего мозга, когда мы выпадаем из комфортной зоны.
Когда я только начинала выступать перед аудиторией, мне казалось, что если смотреть в глаза присутствующим, то они поймут, что я нервничаю, что я притворяюсь и на самом деле не смогу ответить на все вопросы по данной теме.
Зрительный контакт с этими людьми был равносилен для меня осознанию того ужасающего факта, что я действительно стою на сцене и все смотрят на меня. Или даже хуже – я боялась, что если встречусь взглядом с каким-нибудь недовольным слушателем, то его презрительный взгляд испепелит меня прямо на сцене. Мне казалось, что такое вполне могло случиться.
После многих лет выступлений могу с уверенностью сказать, что такое не случится. Но мне бы хотелось, чтобы вы задумались над собственным отношением к публичным выступлениям. Если вы избегаете зрительного контакта, то почему? Что плохого случится, если вы наладите связь с аудиторией?
Вы поймете, что зрительный контакт с аудиторией – потрясающее ощущение. Он позволяет увидеть, что люди понимают ваши слова (подробнее об этом, когда перейдем к сопереживанию), и чем теснее связь с аудиторией, тем увереннее вы будете говорить.
Совет 1. Когда оторвете взгляд от потолка, переведите его на верхнюю часть тела слушателей. Если вам нужна минутка, чтобы подумать, продолжайте смотреть на аудиторию, но не сосредотачивайте взгляд.
Совет 2. Если вы смотрите между глаз человека, ему покажется, будто вы смотрите ему прямо в глаза. Это можно делать, если вы действительно очень нервничаете, однако я предпочитаю настоящую связь между оратором и слушателем, когда вы видите, о чем думает человек.
2. Не цепляйтесь за «спасательный круг»
Следующая ошибка при зрительном контакте – выбрать из аудитории одного-двух слушателей, которые кажутся дружелюбными, – знакомых или кого-то (все равно кого!), кто улыбается вам, – и уцепиться за них. Это «спасательные круги», которым неопытные ораторы часто уделяют слишком много внимания. Подумайте, что почувствует остальная часть аудитории, если вы сосредоточитесь только на одном человеке. Если бы вы в разговоре с двумя собеседниками установили зрительный контакт только с одним человеком, второй поспешил бы удалиться. Аудитория не всегда обладает такой возможностью, но вместо того чтобы уйти, она может «отключиться» от ваших слов – просто решив, что вы говорите не с ней.
Конец ознакомительного фрагмента.