Вы здесь

Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация. Введение (Сара Ллойд-Хьюз, 2011)

Введение

Представьте, что вы только что выступили с важной речью. Получилось лучше, чем можно было мечтать. Аудитория в восторге, а вы уверены, что попали в яблочко. Вы дали людям информацию, вдохновили их и побудили действовать.

Вы думаете, это невозможно? Ошибаетесь.

Хотя, если вы чувствуете примерно то же, что чувствовала я, когда впервые выступала с речью, эта мечта, наверное, кажется вам недостижимой. Помню, как я смотрела на «прирожденных ораторов» – людей, которые смело выходили на сцену и произносили правильные слова. Мне казалось, что они обладают волшебным геном, который позволяет им очаровывать аудиторию своим умом, юмором и шармом. А свои выступления я воспринимала так, будто стоя в лучах неонового света рассказывала всем о том, какая я ужасная.




Очень просто уверить себя, что вы единственный, кого пугают публичные выступления. Очень просто зациклиться на тех ораторах, которым ничего не стоит произвести впечатление на аудиторию. И легко отговаривать себя: «Да мне нечего сказать!» или: «Кто станет меня слушать?», или: «Не могу – и все!». Но вы не первый – и не последний – оратор, которого охватывают подобные волнения.

Как ни странно, публичные выступления считаются одним из самых пугающих занятий в мире. Как метко подметил Джерри Сайнфелд, «если вы попали на похороны, лучше лежать в гробу, чем произносить надгробную речь».

Хотя мы цепляемся за миф о том, что либо у нас есть талант выступать на публике, либо нет, на самом деле не существует прирожденных ораторов, как и прирожденных чемпионов по дзюдо или шахматам, бухгалтеров или любых других специалистов.

Секрет в том, что эти «прирожденные мастера и виртуозы» потратили огромное количество времени и усилий на то, чтобы достичь того, чего они добились. Они начинали так же, как и вы, борясь со своими страхами, не зная, о чем говорить, и стараясь прыгнуть выше головы. А сейчас они могут поразить любую аудиторию.

Так почему же вы на это не способны?

По сути, любой, кто умеет поддерживать беседу, может стать блестящим оратором. Почему я так уверена в этом? Потому что сама через это прошла.

Когда я вышла на сцену для произнесения своей первой публичной речи, мне надо было убедить 200 человек в том, что именно меня они должны взять на работу, которая тогда казалась мне пределом мечтаний. Это был очень болезненный опыт, но я не отступила, потому что очень хотела получить ту работу, – ничего, что у меня потели ладони, в горле пересохло и колени тряслись. Пробираясь через толпу к сцене, я вообще сомневалась, что смогу произнести хоть слово.

А теперь вот что говорят люди о моих выступлениях:

• «Сара потрясающая. Она невероятно смешная, удивительно располагающая, умная и вдохновляющая».

• «Воодушевляющая, страстная! Выступления Сары жизнеутверждающие, повышают самооценку».

• «Сара – фантастичный оратор и учитель. Берите с нее пример, и ваши публичные выступления станут намного успешнее».

Откуда такая разница, если люди рождаются хорошими ораторами? Конечно, та трехминутная речь (весьма посредственная) не стала переломным моментом в моей ораторской карьере, хотя я все-таки получила работу. Со временем я научилась справляться с теми аспектами публичных выступлений, которые даются мне особенно тяжело. Я научилась контролировать свои эмоции, структурировать свое выступление, создавать на сцене такой образ, который понравился бы аудитории, и т. д.

Я открыла три секрета публичных выступлений:

секрет 1: любой может научиться выступать на публике;

секрет 2: публичные выступления – это искусство, а не наука;

секрет 3: у вас уже есть все, что необходимо блестящему оратору.

Рассмотрим каждый принцип подробнее.

Секрет 1: каждый может научиться выступать на публике

Невозможно предугадать, кто станет великим оратором, так что я уже и не пытаюсь это делать. Я видела, как застенчивые интроверты, выходя на сцену, вызывают восторг и восхищение своими мощными словами; и я видела, как энергичные, задорные экстраверты мямлят и запинаются, и никто их не слушает. Публичные выступления не зависят от ваших личностных качеств; это умение, навык, которым каждый может овладеть.

Процесс обучения публичным выступлениям сродни любому другому. Умение придет само собой, если вы готовы проявить смелость и попробовать что-то новое. Главное – не искать причин для отказа, просто потому что вы волнуетесь. Волноваться – это нормально. Можно продвигаться маленькими шажками, ступив на путь обучения.




1. Блаженное неведение. Большинство ораторов, которые не обращаются за помощью, абсолютно не понимают, чего они не знают. Они вполне довольны своими выступлениями, но с точки зрения аудитории допускают множество нелепых ошибок, потому что не обладают нужными навыками.




2. Горькая утрата иллюзий. Читая эту книгу, возможно, вы заметите, что кое-что в ваших выступлениях нуждается в доработке. Вы увидите разницу между своими способностями и желаемым результатом. Может, это неприятно слышать, но утрата иллюзий необходима для вашего совершенствования. Если во время чтения этой книги вы ни разу не переживете такого жестокого прозрения, – либо вы идеальный оратор, либо недостаточно честны перед собой.




3. Неуклюжие попытки. Затем, выбрав одну из техник, вы начнете применять ее на практике. Это как учиться водить машину – вы переключаете скорость, но вам приходится думать об этом, чтобы все сделать правильно. Вы видите, что с каждым разом получается лучше, но напряжение и неуклюжесть движений остаются.




4. Компетентность. Со временем новая техника станет естественной частью ваших публичных выступлений, вы перестанете ее замечать. Это замечательно – выступать как настоящий профессионал, даже не осознавая этого. Затем нужно выбрать следующую технику и поработать над ней.


Любой, кто пойдет по этому пути обучения и уделит достаточно времени техникам, представленным в этой книге, станет не просто компетентным оратором, а блестящим оратором.

Разница между теми, кто добивается результата, и теми, кто останавливается на полпути, – в их реакции на утрату иллюзий и в их поведении на этапе неуклюжих попыток. Это будет серьезным испытанием для вашей уверенности и самооценки, когда вы поймете, что придется хорошенько поработать над своими выступлениями. Преодолевая именно такие тяжелые моменты, вы научитесь вдохновлять других людей.

Секрет 2: публичные выступления – это искусство, а не наука

Начинающим ораторам скармливают огромное количество информации о том, что они должны или не должны делать. Часто опытные ораторы рассказывают о том, что было эффективно в их практике, и приводят это как факт: «Берите пример с меня, и вы станете успешным оратором». Отсюда складывается такое впечатление, будто ораторство – это наука, а не искусство.

Как показывает мой опыт, это ошибочное мнение – по двум причинам. Во-первых, если пытаться запомнить все правила (что надо и не надо делать), вы станете нервничать больше, а не меньше. Во-вторых, если пытаться копировать чужое выступление, вы перестанете быть самим собой. Ван Гог никогда не занял бы столь блестящее место в истории искусства, если бы копировал стиль Микеланджело, точно так же вы и ваша аудитория будете чувствовать себя не в своей тарелке, если станете копировать другого оратора.

Публичные выступления – это искусство, а не наука, поскольку это творческий процесс, где хорошее или плохое зависит только от того, что хорошо или плохо лично для вас. Конечно, Ван Гогу пришлось выучиться некоторым техникам рисования, совмещения цветов, мазка и композиции, чтобы возник его уникальный стиль.

В этой книге я расскажу вам о шести качествах, которыми обладают блестящие ораторы, и о том, как их достичь. Приведенные в ней советы, подсказки и упражнения помогут вам усовершенствовать свои выступления, но именно вы и только вы должны развить свой собственный, уникальный стиль.

Секрет 3: у вас уже есть все, что необходимо блестящему оратору

В этом отношении нет практически никакой разницы между вами и Мартином Лютером Кингом-младшим, к примеру. Возможно, у вас нет такой аудитории, как у него, или такой исторически важной задачи, но это не значит, что вы не можете выступать с таким же успехом, как он, – или даже лучше.

Я имею в виду, что вы уже обладаете шестью навыками публичных выступлений, о которых я расскажу в этой книге, даже если пока не можете использовать их на деле.

Овладев некоторыми техниками и приложив немного усилий, вы поймете, что ничто не мешает вам стать блестящим оратором.

«Дом публичных выступлений»

Каждый из этих шести навыков ораторов входит в так называемую модель «Дома публичных выступлений» (Public Speaking House) – модель совершенствования публичных выступлений.

Развив хотя бы несколько качеств, вы сможете значительно повысить уверенность в себе и эффективность своих выступлений. Овладев всеми шестью навыками, вы станете ярким, вдохновляющим оратором.

«Дом публичных выступлений» держится на трех столпах, связанных с содержанием вашего выступления, а также на трех ваших как оратора качествах. О каждом из них мы поговорим подробно.




«Дом публичных выступлений»

Три столпа содержания речи

Сопереживание. Ораторы часто строят свои выступления, руководствуясь тем, что хотят сказать сами, а не тем, чего хочет услышать аудитория. Наиболее успешные ораторы хорошо знают свою аудиторию и корректируют собственную речь в соответствии с этим. Сопереживание указывает на то, как усовершенствовать свои публичные выступления, учитывая потребности аудитории и забывая в процессе о собственных волнениях.

Новизна. В мире, перегруженном информацией, сделать что-то новое очень важно для вашего успеха. Новизна – это креативное мышление, направленное на создание запоминающегося опыта для аудитории. Забудьте про PowerPoint и сделайте свою речь новаторской и увлекательной.

Баланс. Баланс в публичных выступлениях зависит от структуры вашего материала. Как и многие великие пьесы и фильмы, успешная речь должна обладать яркой, эффективной структурой, которая дает аудитории нужную информацию в нужное время.

Три качества оратора

Осознанность. Это фундамент любого личностного развития, она особенно актуальна для публичных выступлений, когда мы вступаем в «сумеречную зону» и перестаем контролировать собственные действия. Только отчетливо понимая, что вы думаете, что говорите и что делаете во время речи, вы сможете управлять своим поведением.

Смелость. Это состояние, в котором вы способны сделать все необходимое для блага своей аудитории и собственной речи. Смелость – это умение определить границы вашей комфортной зоны и храбро переступить их.

Искренность. Каждый из пяти первых навыков сделает вас успешным оратором. Но если хотите стать по-настоящему блестящим оратором – который способен вдохновлять и влиять на аудиторию – вам придется говорить искренне, от всего сердца. Искренность проявляется в умении формулировать то, что для вас важно, и рассказать об этом.

Как пользоваться этой книгой

ЛЮБАЯ АУДИТОРИЯ, ЛЮБАЯ СИТУАЦИЯ: хотя эту книгу следует прочитать от начала до конца, как единое произведение, возможно, вам захочется сосредоточиться на определенных разделах, если того требует специфика конкретного выступления.


Речи, приуроченные к определенному событию, например, свадьбе

• Составьте план речи с помощью метода «Пирог содержания» Content Pie (см. с. 196).

• Посмотрите безотказный метод запоминания информации (см. с. 209).

• Справьтесь с волнением с помощью визуализации уверенности (см. с. 240).


Если вы ведете учебный семинар

• Составьте план семинара, учитывая особенности помещения конкретной аудитории (см. с. 85).

• Придайте остроты с помощью инновационных способов взаимодействия (см. с. 161).

• Научитесь общаться с аудиторией любого типа (см. с. 113).


Информационная речь

• Обратите внимание на свои тело и голос во время выступления (главы 1–2).

• Поразите аудиторию запоминающимися визуальными средствами (см. с. 148).

• Определите свою зону комфорта и постарайтесь выйти за ее пределы (см. с. 223 и 237).


Мотивационные речи

• Постарайтесь воодушевить и вдохновить аудиторию своими словами (см. с. 139).

• Выстраивайте свою речь по принципу крещендо – нарастание интенсивности (см. с. 186).

• Найдите внутреннее равновесие, чтобы оказать сильнейшее воздействие на аудиторию (см. с. 264).


КАКИМ БЫ НИ БЫЛ УРОВЕНЬ ВАШЕЙ ПОДГОТОВКИ: неважно, новичок вы или мастер своего дела, вы всегда можете усовершенствовать свои выступления. Я предложу вам советы, которые вдохновят начинающих, а опытным подадут новые идеи. Мне нужно, чтобы вы доверились моим методам и использовали на практике некоторые новшества из каждой главы.

Обратите внимание на разделы «Что если…»; это советы специалистов – психологов, ведущих ораторов и коучей, которые согласились поделиться своими знаниями и опытом в отношении самых распространенных вопросов и переживаний, которые возникают у людей по поводу публичных выступлений.


УЧИТЬСЯ НА ПРАКТИКЕ: обучение – двусторонний процесс, и в этом вопросе книги по личностному развитию часто уступают тренингам. Если вы хотите усовершенствовать свои навыки публичного выступления, недостаточно прочитать эту книгу и знать, как выступать на публике. Невозможно выучить французский, не заказав парочку круассанов. Для того чтобы стать компетентным, успешным и вдохновляющим оратором, вам придется выполнять упражнения в конце глав.

Если вам понадобится дополнительная информация, моя компания Ginger Training&Coaching готова помочь. На моем веб-сайте www.gingerpublicspeaking.com вы найдете множество новых методов, ресурсов и возможностей для тренировки публичных выступлений. Если вам понравятся иллюстрации в этой книге, вам точно понравится то, что вы увидите на сайте!


НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ИСКРЕННОСТИ: так как я всегда учу начинающих ораторов говорить от всего сердца, искренне, я постаралась проявить максимум аутентичности, предлагая факты о публичных выступлениях на страницах этой книги. Фактические данные основаны на научных исследованиях в области неврологии, психологии обучения и поведенческой психологии.




Во многих книгах по личностному развитию приводятся данные каких-то непонятных исследований, и меня это всегда смущало. Зачастую это яркие, эффектные утверждения, которые на самом деле ни на чем не основаны. Например, самый распространенный «факт» о публичных выступлениях – это исследование действий, вызывающих страх, согласно которому публичные выступления занимают первое место, а смерть – седьмое. Хотя эти данные были опубликованы в 1973 году[1], эту информацию так и не подтвердили ученые.

Однако хотя не существует научных подтверждений тому, что публичные выступления – самое устрашающее занятие в мире, для многих людей это настоящее испытание. Мы еще вернемся к этой теме.


В ХОРОШИЙ РЕСТОРАН НУЖНО ПРИЙТИ ДВАЖДЫ. Представьте, что вы читаете меню в чудесном ресторане. Вы не можете заказать все сразу, так что вам придется вернуться туда еще не раз, чтобы попробовать все блюда. Точно так же вы не сможете использовать на практике все советы из этой книги после первого прочтения. Рекомендую постепенно выбирать «ингредиенты» из каждой главы, чтобы обогатить свои выступления. Записывайте их в Список ингредиентов (Приложение 1). Кроме того, вы ведь не закажете ореховый пирог, если у вас аллергия на орехи; точно так же вы, возможно, не воспользуетесь всеми методами и техниками, предложенными в этой книге. Развивайте те принципы публичных выступлений, которые пришлись вам по душе, – так вы будете уверены в том, что делаете.


ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ ВЕСЕЛО. Неврологи утверждают, что люди учатся лучше, когда чувствуют себя хорошо. Информация, ассоциирующаяся с позитивными эмоциями, откладывается в части мозга, называемой гиппокампом, который затем переводит ее в долговременную память. Негативные эмоции (такие, как скука), по данным статистики, наоборот, затрудняют вспоминание информации. Так что надеюсь, что во время чтения смешные рисунки, яркие примеры и веселые аналогии позволят вам и хорошенько повеселиться и многому научиться.