4. Знание рынка
Знания только предмета недостаточно. Надо обязательно знать, какое место этот предмет, товар занимает на рынке: кому и где он нужен больше всего, в каких количествах он производится в мире и в отдельных странах и районах, т. е. уровень его предложения; объемы его потребления, т. е. уровень его спроса. Знание спроса и предложения – ключ к пониманию рынка того или иного товара. Здесь мы можем условиться с вами, что знание рынка означает знание конъюнктуры. Мы не будем вдаваться в дискуссию о том, что такое конъюнктура. Договоримся под знанием конъюнктуры понимать знание рынка. И наоборот, если мы говорим, что человек знает рынок, владеет конъюнктурой, то он:
1) прекрасно знает соотношение спроса и предложения;
2) легко определяет основные движущие силы рынка – кто именно влияет на спрос и предложение;
3) представляет перспективу развития рынка, может прогнозировать положение на рынке.
Бизнесмен, продающий или покупающий товар на мировом рынке (начиная с зубной щетки и кончая крупными промышленными предприятиями), без глубокого знания положения дел на рынке обречен на неудачу. Опять-таки, как и при слабом знании предмета, он или купит дорого или продаст дешево. Как можно овладеть знанием рынка? А как можно овладеть высшей математикой, физикой, как можно овладеть столярным делом? Как? Секрет очень прост! Постоянное и глубокое изучение предмета, рынка, кропотливая работа над деталями, работа и работа. Все это сделает вас профессионалом в своем деле!
Изучение рынка – процесс практически постоянный (и здесь тоже нет никакого исключения, ведь если, скажем, теннисист-профессионал не тренируется и не играет в турнирах один месяц, он уже полностью теряет свой класс; то же случится и с пианистом, токарем, переводчиком).
Изучение рынка надо начинать с изучения производства товара, рынок которого вас интересует. Главный производитель, как правило, и является главным поставщиком товара на мировом рынке. Изучив производство, вы переходите к потреблению, определяете существующее положение, пытаетесь увидеть перспективу. Никогда нельзя забывать, что этот процесс должен быть постоянным. Изучить рынок раз и навсегда – нельзя. При существующем уровне мирового хозяйства, когда все направления переплетены и взаимозависимы, большое значение приобретает хорошо организованная информация о состоянии той или иной отрасли, рынке и пр. Каким бы товаром вы ни занимались, постарайтесь в первую очередь найти регулярно выходящие журналы, газеты и другие издания, в которых постоянно освещаются различные проблемы по интересующему вас вопросу. Публикация информации с глубоким анализом движущих сил рынка – это тоже предмет большого бизнеса, который существует только потому, что существует товарный рынок. Регулярное чтение такой прессы является обязательным для бизнесмена, который хочет разбираться во всех тонкостях рынка. Тем не менее одного чтения мало, нужен глубокий анализ прочитанного. Анализом в каждой компании, как правило, занимаются специальные подразделения; у нас в стране они называются конъюнктурными отделами, в других странах – отделами по изучению рынка (market research department). Большую пользу эти отделы могут принести, регулярно выпуская (для сотрудников своей компании) информационные бюллетени с анализом всех движущих сил на рынке.
Любой бизнесмен, не сделавший для себя правилом постоянно следить за рынком, глубоко знать его, регулярно читать разнообразные источники по рынку, вряд ли может рассчитывать на серьезный успех. Знание рынка для бизнесмена равносильно знанию нот для музыканта. Музыкант даже с гениальным слухом, но не знающий нот, вряд ли сможет оставить след в искусстве. Бизнес – это тоже искусство. В нем есть своя нотная грамота. Я думаю, эта грамота ничуть не проще, чем музыкальная!