Вы здесь

Как спасаться в миру?. Глава 3 . Информационно-поражающий фактор внешней среды (А. В. Фомин, 2011)

Глава 3

Информационно-поражающий фактор внешней среды

О том, какая среда нас окружает

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, Святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою… Адаму же сказал:…проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 16–17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого Второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово «воздух» имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня наш народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Свящ. Павел, настоятель храма в честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского, г. Обнинск. Тихоновский благовест.

Незримая брань диавола-искусителя с душой человека

Источником и виновником греха и зла в мире является диавол. Все мы живем в окружении греха и зла, которые царствуют в сердцах человеческих. Диавол постоянно стремится вовлечь людей в грех и в этом своем душепагубном замысле он не знает покоя. Если сатана искушал даже Самого Господа Иисуса Христа, в Котором не было ничего греховного и нечистого, во время Его сорокадневного поста в пустыне, то оставит ли он какого-либо человека в покое? Некоторые люди говорят, что искушение им послал Бог. Но они не знают, что Господь никого не искушает. Св. ап. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому, что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 12–15).

Что такое искушение? Искушение – это соблазн, исходящий от бесов, попытка диавола склонить человека в грех путем навязывания ему нечистых помыслов, возмущения и расстройства его внутреннего мира, разжигания телесных страстей и похотей. Сатана приходит к человеку, как правило, в замаскированном виде. Например, Еве он явился в образе змея (одного из самых красивых в то время животных). Многим великим подвижникам благочестия диавол являлся в образе светлого ангела. Св. ап. Павел на самой заре христианства предупреждал всех последователей Христовых, что диавол может принимать вид ангела света (2 Кор. 2, 14).

Сила, которая подвергает человека искушению, – искуситель – есть сатана. Это темная, злая, богоборческая сила, и ее Св. Писание называет великим драконом, древним змием, обольстителем, лжецом, губителем, клеветником. Сатана не останавливается ни перед чем, чтобы ввести человека в искушение. Со времени обольщения Адама и Евы сатана неизмеримо усовершенствовался в своем искусстве прельщать и искушать людей, и тем самым неисчерпаемый океан ненависти, зависти, вражды он посеял на земле. Изощренное оружие диавола, с помощью которого он губит человеческие души, – ложь, лицемерие, клевета. Но хотя диавол упорно стремится вредить человеку, заставить его грешить он не может, он только лишь дает людям советы, как грешить, и просит их согласия на грех. Вот почему всякий грех – это добровольный акт нашей свободной воли.

С какой целью Бог попускает быть искушению? Конечно, не для того, чтобы познать тайники нашей души. Всеведущий Господь знает и без того самые сокровенные уголки нашего сердца. Искушение Бог допускает для нашей пользы, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, которые, быть может, и неизвестны нам. Кроме того, у человека, вышедшего победителем из искушения, укрепляется воля к самоисправлению и совершенствованию, появляется положительный опыт духовной жизни, и таковому готовится венец, награда в великий день Второго пришествия Христова за победу над злым искусителем. В искушениях проверяется наша вера. По настоятельной рекомендации св. ап. Павла христиане должны испытывать себя: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13, 5). И если мы не будем испытывать сами себя, то нас будет испытывать Господь через попущение различных искушений.

Быть искушаемым еще не означает, что человек совершил грех. О Христе сказано, что Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15). Диавол искушает каждого человека, поэтому Господь предупреждал все человечество еще в самом начале истории, говоря Каину: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним…» (Быт. 4, 7).

Искушение находит дорогу к сердцу человека через его зрение, мысли, другие чувства. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства диавол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение. Но мы как-то проявляем безраличие к этому. Быть может, потому что мы плохо знаем тактику диавола. Коварный искуситель может очень хитро, незаметно запутать нас своей утонченной паутиной. На это он искусный мастер. Диавол использует любую возможность, любую ситуацию, в которой находится человек, чтобы искусить его на грех. Задача диавола – привести человека к непослушанию Богу, к нарушению им заповедей Божиих. Сатана день и ночь внушает людям, что совершая грех, они не будут наказаны. Одним он нашептывает, что Бог милостив, и поэтому можно грешить. Других смог убедить, что Бога вовсе нет… Диавол уже не одну тысячу лет распространяет такое заблуждение, что вера в Бога – это суеверие и тьма, а Св. Писание – обман и невежество. Сатана всегда скрывает свое подлинное лицо. Хотя он и отец лжи, но почти никогда не говорит одну только ложь (чтобы себя не разоблачить), он смешивает ложь с правдой, и вот нередко человеку трудно за этой полуправдой увидеть лукавую ложь. Если сатане самому не удается искусить христианина в грех, он пытается достичь этого через других людей. Как часто в советах, подаваемых верующему его близкими и знакомыми, слышится голос диавола. Будем всегда благоразумны, принимая тот или иной совет от людей.

Хитрый враг рода человеческого перед тем, как приступить с искушением к человеку, ищет у него слабые стороны и использует их как мишень для своего нападения. Вот почему христианину надо искоренять все свои недостатки, а для этого надо тщательно изучать внутреннего человека, бывая на исповеди, раскрывать перед духовным отцом все тайники своей совести, не утаивать ни один грех, ни одну страсть, пленяющую душу и тело. Христос говорит нам, чтобы мы бодрствовали и молились: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41). Он учит нас молиться Отцу Небесному «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6, 13). Слово Божие предупреждает каждого христианина: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). Человеку, переживающему искушение, св. ап. Павел в утешение говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Как серебро и золото очищаются в пламени от примесей, так и в огне искушений душа очищается от греха и зла. «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 16, 3), – запишет премудрый Соломон.

Кто желает быть наследником Царства Христова, тот должен приготовить свою душу к терпеливому перенесению различных искушений. Премудрый Иисус, сын Сирахов, призывает каждого верующего: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (испытания, посылаемого от Господа); прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (Сир. 2, 1–5).

Замечательные уроки того, как надо побеждать всевозможные искушения, преподают нам прославленные Святою Церковью подвижники благочестия. Приведем высказывания некоторых из них. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Если те, которые подвергаются козням диавола, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели», «Как и в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники… так и диавол – именно там строит козни, где видит богатство, скопленное душою, и умножающиеся сокровища благочестия». Этот святитель также говорит: «Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия». Преп. Нил Синайский такими словами ободряет человека, подверженного искушению: «Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердость мыслей, ибо мужественный, даже если он ранен, несомненно, победит». А вот взгляд преп. Макария Египетского: «Князь века сего… уготовляет великую славу и большую честь скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание». Преп. Феодор Студит учит нас, что «демонов сокрушает смиренномудрие, побивает – послушание, обращает в бегство – молитва, морит гладом – пост, низлагает – братолюбие и все прочее доброделание». По мысли преп. Нила Синайского, «если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю». Преп. Ефрем Сирин пишет: «Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать нужно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах». О награде, ожидающей претерпевшего искушения, так говорит преп. Исидор Пелусиот: «Если Христос, Бог, вочеловечившийся ради нас, «возведен был Духом в пустыню, для искушения» (Мф. 4, 1), то чему же удивляться, что… ты борешься с искушениями? Помни о победе Христовой, одержанной законно: тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено и противник, не сумевший уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты, и, приобретя бесстрастие, преодолевай ранящие душу мечи. И тебе после этой победы будут служить Ангелы, оказывая не рабские услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг».

Многие древние подвижники Церкви Христовой запечатлели в бесценных памятниках христианской литературы свой внутренний опыт борьбы с духами злобы поднебесными. Близкое знакомство с изложением этих вопросов Святыми Отцами помогает нам изучить все приёмы и средства, которыми побеждаются нечистые духи.

Игумен N. Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки. М.: Даниловский благовестник, 1994

Как бесы расставляют сети и капканы

Бесовские сети и капканы расставлены повсюду, а каждый ли христианин знает о них?

За внешней красотой, великолепием мироздания люди часто не замечают всех тех опасностей, которых подстерегают их души на каждом шагу.

Поговорим о некоторых из числа многих опасностей для души, окружающих нас. Прежде всего речь пойдет о современных танцах и современной музыке.

Танцплощадка в городском парке… Почти каждый летний вечер сюда приходит отдыхать молодежь. Отсюда в разные концы города несутся оглушительные удары электроинструментов, шумный рев музыки, проникающие в сердца сотен и тысяч молодых людей, и не только к ним. Эта музыка возбуждает человека, пробуждает в нем буйство, неуравновешенность.

Одна благочестивая женщина назвала дикие и бессмысленные движения современных танцоров тренировкой перед будущими изгибаниями тела при вечном горении в пламени ада. Танцы старинные и современные недопустимы для христианина. Св. Иоанн Златоуст говорит, что плясание отлучает человека от Бога и на дно адово сводит. Этот же святитель называет пляшущую женщину невестой сатанининой, любодеицей диавола, супругой бесовой.

Есть среди верующих и такие люди, которые смотрят равнодушно на то, как их сын или дочь посещают танцы. «А что плохого, – говорят они, – были молодыми и ходили на танцы, состарятся – не пойдут. Когда же им и повеселиться, если не в молодости?» Как заблуждаются рассуждающие так родители! Танцы не позволительны для христианина во все времена, а тем более теперь, когда редко кто трезвый идет на эти мероприятия, и часто они кончаются драками и поножовщиной.

К вам обращение, юные христиане: пройдет, может быть, совсем немного времени, и вы захотите пойти на танцы, а может подруга или друг пригласят вас туда. Пока ваши детские сердца чистые, постарайтесь правильно понять: танцплощадка – это поле, заминированное невидимыми бесовскими минами, и на них совсем легко духовно подорваться: погубить навеки душу, да и телесная целостность человека там не гарантирована.

Кто из христиан идет на танцы искать свое будущее счастье: спутника или спутницу жизни – тот обретает там только несчастье. Господь Бог, а не случайное знакомство на танцах устраивает личную жизнь человека. Поэтому в вопросе поиска своего друга жизни целиком доверьтесь Богу, и Он поможет вам в этом.

С танцами тесно связана музыка, песни. Очень многие люди не могут прожить и дня без музыки, песен, иначе у них на душе сразу становится скучно, грустно. Человеческая душа создана Богом таковою, что для своего возрастания для Царства Небесного нуждается в духовной пище, каковою являются словеса Священного Писания и церковные песнопения. Но человек абсолютно волен отвергнуть Вечное Блаженство и душеспасительную пищу и тогда, желает он этого или не желает, путь его жизни идет в сторону, противоположную Царству Небесному. Но и на этом пути тоже не обойтись человеку без питания души, но это уже не истинная пища, а подделка под нее – суррогат. Этим объясняет христианство стремление человеческих сердец к музыке и светским песням.

Духовные песнопения размягчают, облагораживают душу, отсекают от нее все низменное, страстное, умиротворяют ее, вводят в иное восприятие жизни. Христианин, всем сердцем прилежный к церковным песнопениям, выходит из храма просветленным, одухотворенным, обновленным человеком.

Святая Церковь Христова объявляет все нецерковные песнопения, как исходящие от нечистого духа. Каждый христианин, кто в глубине своей души ощутил и ощущает сладость, красоту, свет церковных песнопений, засвидетельствует, что в сравнении с ними вся мирская музыка и песни – это горечь, уродство, тьма.

Теперь несколько слов о рок-музыке, этом опустошительном духовном урагане, зародившемся в 50-е годы на музыкальной арене США, и с тех пор бушующим по всему миру. Уже десятилетия радиоэфир перегружен этой истерической, визжащей, кричащей, безумной музыкой. Рок-музыку называют на Западе по-разному: религия диавола, демоническая музыка, диавольский заговор против человечества, музыконаркомания и т. д. В состоянии дикого опьянения этими бесовскими песнями человек способен на крайние поступки: самоубийство, насилие, садизм в самых жестоких проявлениях. Рок-музыканты выпускают колоссальными тиражами альбомы своих грампластинок, которыми они ведут миллионы душ в ад, что со всей откровенностью указывается, например, в названии выпущенного группой Эй-Си-Ди-Си альбома «Дорога в преисподнюю».

Рок-музыка отрицательно воздействует на мозг, слух, память, сердечно-сосудистую и нервную систему, разрушает человеческую психику. Никто из нормальных людей, а уж тем более христиане не должны увлекаться рок-музыкой. Для христианина пагубно увлечение любой современной эстрадной музыкой и всеми недуховными песнями.

Не менее душепагубным делом, чем рок-музыка являются фильмы ужасов. Дикими кошмарами потрясают воображение зрителя такие киноленты, снятые на Западе, как «Затерянный в аду», «Буйство духов», «Люди-кошки» и многие другие.

Недавно на теле– и киноэкраны нашей страны вышли отечественные кинофильмы о диаволе, вампирах, оборотнях и всякой другой нечисти. Среди них фильмы «Бес», «Отель Эдем», «Час оборотня» и другие. Снят фильм-балет по повести Н. В. Гоголя «Вий», который представляет собою музыкальный фильм ужасов.

Вышеназванные и им подобные фильмы изображают ужасы, которые несут людям бесы. У кого-нибудь может появиться мысль, что такие фильмы полезно смотреть, поскольку, мол, они открывают человеку, насколько страшен ад и его насельники-демоны. Не стоит так заблуждаться. Эти фильмы производятся не без внушения бесов и поэтому они пагубны для души. Истинный страх перед ужасами ада они не вызовут у человека, ибо таковой страх появляется у христианина от Духа Святаго. Наоборот, фильмы ужасов лишают людей всякого страха перед демонами, ибо, смотря такие фильмы, человек постепенно привыкает к адским страшилищам, и они для него делаются привычными, обыденными, даже желанными. Фильмы ужасов вносят большую лепту в подготовку человечества к воцарению на Земле антихриста.

Теперь уже всякую нечисть можно видеть и в мультфильмах, показываемых на телеэкранах для детей. Вот почему родителям надо бдительно уберегать своих малышей от «мультиков».

На телеэкранах в домах миллионов людей показывают многое такое, что очень пагубно для души. Это сродни фильмам ужасов: все кошмары бесовской мистики и современной фантастики, а также фильмы-боевики, киноленты на темы эротики и секса, кинофильмы, где действующими лицами выступают маньяки, фильмы, прославляющие насилие и жестокость и т. д. Поэтому нетрудно понять, какими хитрыми бесовскими капканами является многое из того, что транслируется по телевидению.

Мы говорили о вреде танцев, музыки, так давайте рассудим: а можно ли христианину устраивать свадьбу с музыкой, танцами, а то и в ресторане? Да мы же не язычники: для чего пляски – беса потешить? Боимся, что нас люди: родственники, соседи, сослуживцы осудят: не по-людски дочь выдаем или сына женим. Не надо бояться этой человеческой молвы. Она ничто, и тут же рассеется, как призрак, туман, дым. Надо не людей, а Бога бояться. Не христианское дело устраивать свадьбу с музыкой и танцами. Если хотим для новобрачных что-то хорошее, полезное сделать в день их браковенчания, надо прежде всего усматривать духовную пользу и блага.

Можно организовать застолье, но или совсем без вина или крайне ограничить его употребление. Пригласить надо людей порядочных, благоразумных, способных преподать молодоженам хорошие душеполезные наставления и нравоучения по семейной жизни. Вместо светских песен и музыки поддерживать веселье души церковными песнопениями, беседами на благочестивые темы.

Можно много приводить примеров того, как люди попадают в бесовские капканы. Правильно ли проводят люди свой досуг, не попадают ли при этом в сети диавольские? Некоторые не знают, куда девать свободное время, как проводить его. У христианина не должно быть бессмысленного времяпрепровождения. Нельзя так поступать, чтобы, например, в воскресенье утром присутствовать в храме на богослужении, а после обеда в этот же день или в другие дни идти на стадион смотреть футбольный матч, болеть за чью-то команду игроков, во весь дух кричать, свистеть, махать руками, когда забит гол противной команде.

Есть женщины, любящие сидеть часами на лавочке возле двора с подругами, соседками, щелкая семечки. Не очень это полезное занятие. Практически оно не обходится без осуждения других людей, а это – один из величайших грехов. Прошел мимо какой-нибудь знакомый человек – и пошли о нем разговоры-пересуды… Вот и есть уже улов для бесовской сети.

Или такой пример в контексте нашей темы. Сейчас достаточно выходит всевозможных публикаций, изданий на разные темы. Как легко любому человеку раствориться, утонуть в океане современной информации и в нескончаемом потоке книжных новинок. И здесь необходим контроль над собою, умеренность «аппетита», чтобы мелкие, маленькие интересы и запросы не вытеснили главного, чем должна жить наша душа.

Теперь в печати и по телевидению можно встретить разные непристойные изображения человеческого тела, а также повествования, которые настраивают человека на низменные чувства, развратные желания. Для души христианина – это тоже крючок, приманка того же всегубителя души. Не надо заострять свое внимание на таких сюжетах.

Диавольской ловушкой для души являются наркомания и курение. Это непомерно великие грехи. Ни один христианин не должен употреблять наркотики и курить. Наркотики и табакокурение настолько оскверняют человека, что он попадает под полную власть диавола и если не оставит этот грех и не раскается в нем, будет вечно мучиться в аду. Тот, кто употребляет наркотики или курит, должен самым решительным образом вырваться из этой бесовской сети. Тем, кому не хватает собственной силы преодолеть эти тягчайшие грехопадения, надо обратиться за помощью к Господу в Святом Таинстве Покаяния (искренне, со слезами глубокого раскаивания рассказать священнику на исповеди о всех своих грехах и начать жить по заповедям Господним). В преодолении употребления наркотиков и курения недопустимы никакие отговорки, оправдания, промедления.

Говоря о душепагубности курения, рассмотрим такую ситуацию. У верующего христианина курящий человек просит спичку прикурить или принести из магазина папиросы, грех ли сделать такое «доброе» дело? Да, грех, и очень большой. Если вы окажете такую услугу курильщику, будете соучастником в его грехах. Своих же домашних курильщиков, если они у вас есть, убедите не только не толкать вас на такой тяжкий грех, но и чтобы они сами бросили курить.

Незримые сети губителя душ человеческих расставлены повсюду, и он не дремлет. А многие христиане спят духовно и легко бывают уловляемы бесами. Как же надо быть духовно бодрственными, особенно в это лукавое время. Для избежания попадания в когти диавольские, надо постоянно бодрствовать на страже своей души, размышлять над многими вопросами, находить ответы на них в Священных книгах. Таких вопросов непочатый край, а мы к ним безразличны, живем, как язычники, хотя и называем себя христианами. Поэтому если трезво начать осмысливать под христианским углом зрения все то, что окружает человека, чем заполнена с утра и до вечера его жизнь, мы очень многое увидим, переосмыслим, поймем чего раньше не могли постичь.


Игумен N. Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки. М.: Даниловский благовестник, 1994

Щупальца князя тьмы в современной музыке

Музыка, которая нас окружает

С самых древних времен музыка, как правило, выражала самые возвышенные и благородные чувства композитора. Она умиротворяла, радовала и даже способствовала молитвенному настроению слушателей. Музыка, как и поэзия, всегда отражала нечто возвышенное, «не от мира сего», творческий дар. Мы читаем в книге Откровения, что Ангелы и святые на небе своим пением славословят Бога. Но существует ли музыка в аду? Если существует, то она, наверно, напоминает современный рок и «тяжелый металл». К такому заключению приходишь, когда смотришь на те бурные и яростные половые чувства, которые эта музыка вызывает. Она вздымает со дна душ слушателей все самые их темные и греховные качества. Вспоминаются слова книги Откровения: «Горе живущим на земле и на море. Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного еще ему осталось времени» (Откр. 12, 12).

Духовно чуткий человек не может не видеть влияние дьявола на современную музыку, на содержание программ телевидения и кинофильмов, на увлечение восточным мистицизмом, трансцендентальной медитацией, йогой, в растущей популярности спиритизма, астрологии и экстрасенсных форм лечения. Щупальца князя тьмы проникают все глубже в жизнь современных людей. «По плодам их узнаете их!»

Дети и подростки являются главными «потребителями» современной буйной музыки. Конечно, большинство из них не вникают в значения слов и намеков в музыке, которой они увлекаются. Их разум еще не развит достаточно, чтобы понять сексуальные иносказания, разные термины извращений и оккультные намеки в таких песнях. Также не доходит до их сознания сатанинская символика этой музыки. Они лишь жаждут сильных стимулов, чего-то нового и увлекательного, и возбудительные ритмы рок-музыки созвучны животным инстинктам их естества.

Согласно заключению представителей Американской академии педиатров большинство произведений современной рок-музыки и рок-видео угрожает психическому здоровью детей и подростков в большей мере, чем несколько лет тому назад. Они высказывают мнение, что продолжительное слушание музыки «тяжелого металла» может духовно изуродовать молодого человека и оставить неизгладимые шрамы в его психике. Хуже всего то, что рок-музыка и «тяжелый металл» стали еще проводниками антихристианских идей.

Проблема современной буйной музыки вскрывает более глубокие недуги современного общества. Возможно, что призывы рок-песен привлекают молодежь потому, что они не нашли в жизни возвышенных ориентиров и не верят в идеалы взрослого поколения. Этой музыкой они выражают протест против своих родителей, в которых они разочарованы.

С этой точки зрения родители должны серьезно взвесить, насколько искренна их вера в Бога и насколько уклад в их семье соответствует христианскому учению. Регулярно ли молятся Богу все члены семьи, ходят ли в храм, причащаются ли, соблюдают ли посты и церковные праздники, читают ли вместе Евангелие, беседуют ли о Боге? Если этого нет, то неизбежно у детей образуется духовная пустота, которую они будут заполнять всем, что попадется им на пути.

Конечно, влияние окружающей среды очень сильно, и родители часто оказываются беспомощными противостоять ему. Однако нельзя отчаиваться. Надо открыто беседовать с детьми о современных проблемах и открывать им глаза на то, что угрожает им. Главное же надо молиться Богу, чтобы Он своими путями направил их к спасению, потому что «невозможное людям, возможно Богу!»

Епископ Александр (Милеант). Рок-музыка с христианской точки зрения. Миссионерский Листок 56. Свято-Троицкая Православная Миссия.


После концерта – клиника

Врач Иван Боголюбов, в чьих руках побывала практически все известные музыканты Москвы и окрестностей, говорит, что чаще всего к нему обращаются звезды в отношении алкоголизма и наркомании. Чаще всего и то, и другое, и третье: на водку и иглу накладывается изначальная психическая неуравновешенность.

Дело в том, что музыканты, кроме природной предрасположенности к психическим расстройствам, вредят организму собственной музыкой. Особенно артисты, работающие в откровенной «попсе»: «квадратная мелодия» – это образ тупика, в котором мечется творческое «я» художника, какой-никакой творческой личности. Производя на свет шлягер, музыкант волей-неволей встает на путь шизофрении: сочинять и петь эти песенки – все равно что дрыгать ногой, нервно почесываться. Шлягер – это тик, болезнь. Люди, которые зарабатывают на этом деньги, размножают с удовольствием заразу, подводят под нее философию, метафизические постулаты – глубоко больные, несчастные создания. Больны уже довольно давно, а шизофрения, как известно, неизлечима.

Психическое расстройство так же заразно, как насморк. Создавая кумиров из пациентов психбольницы, неокрепшие тинэйджеры сами еще быстрее превращаются в ущербных личностей. Иллюзорный мир, в который окунает популярная музыка, беден, убог, он не спасает душу.


Вавилонская башня. «Новое религиозное сознание» в современном мире. Сборник. М., 1997

Почему христианину не рекомендуется смотреть телевизор

Если мы беспристрастно посмотрим на современную религиозную жизнь, то увидим, как на последние оазисы духовности наступает пустыня. Мир превращается в огромную безжизненную Сахару. Причин много, но остановимся на одной из них. Это – телевизор и видеофильмы.

В средствах массовой информации нет-нет да и появятся статьи мужей ученых о вреде телевизора – что он является источником и причиной многих заболеваний и психических расстройств. Однако все это стараются не афишировать, даже замалчивают.

Телевизор занял неподобающее место в нашем доме. Будучи скромным средством информации, он монополизировал и унифицировал нашу душевную жизнь. В древности центром семьи был очаг. Затем им стал стол, за которым собирались все родные после трудового дня. Там они не только трапезовали, но и читали Священное Писание. Теперь их место по значению занял телевизор. Но телевизор не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Характерно, что телевизор занимает то место в комнате, где раньше был святой угол с иконами. Древние греки говорили о духе дома – Даимоне, или Гении, внушающем человеку мысли, крестьяне – о домовом, мучившем жителей дома ночными кошмарами. Домашний дух нашего времени вполне материализован – это телевизор.

Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанного со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древнегреческая трагедия, по нашим понятиям, нравственная. Святые отцы не делили театральные постановки на полезные и вредные. Они осуждали сам метод – имитацию истины, игру в действительность.

Телевизор лишил нас домов, превратив их в театральные залы. В Библии написано: «Не многих пускай в свой дом!» Телевизор сорвал двери с нашего дома, к нам приходят толпы людей, пришельцы со всех планет, созданные фантастами. Приходят без стука и спроса, приходят ковбои и гангстеры, приходят люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Дом стал проходным двором.

Телевизор создал новый вид человека – homo medium – человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека душевного распада, который не может поставить границы и фильтр внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде – некритически, недифференцированно, одной низшей механической памятью. Смысловая память при этом притупляется, творческие силы ослаблены.

Человек мыслит посредством слова, человек называется в патристике словесным существом. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, воспитывает рассеянность и впечатлительность. Душа становится изнеженной, чувственной и истеричной. Телевизор является концентрацией страстей; страсть неотделима от чувственных образов. Аскетическая борьба со страстью – это очищение души от фантазий и представлений. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор дает множество форм для чувственности. Телевизор расслабляет интеллектуальные силы человека. Ум должен упражняться, искать, преодолевать препятствия, как атлет тренирует свои мышцы. Телевизор дает обильную, рафинированную, приготовленную пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, дряхлеет и стареет.

Всякое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле индуктирует и питает наши страсти. В каждом познании есть элемент симпатии, общности. Грех, соделавшись привычным, перестает быть отвратительным.

Телевизор посягнул на духовную сферу. Фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у святых отцов прелестью. Визуально представить духовный мир невозможно, представлять его – это значит находиться в замкнутом круге страстных призраков и гордых теней, вызванных к жизни воображением.

Каждый человек, по учению святых отцов, – это малый мир. Каждый человек – это неповторимая индивидуальность. Телевизор унифицирует, обезличивает людей. Древние философы сказали: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, разумеется, не вещественную, а духовную пищу – что он читает, с кем он общается, к чему он стремится. Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому люди стали похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия; люди теряют интерес друг к другу.

Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстей, одновременно и зрительных, и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения.

Телевизор развивает антихристианство. Религия – это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концентрацию внимания, сосредотачивает на немногих, но самых главных онтологических объектах. Телевизор – диаметрально противоположное: смена впечатлений, при которой теряется контроль над сенсорной деятельностью. Религиозное чувство – это мистическое чувство, тонкое и нежное, как лепестки цветка. Оно слышится в безмолвии, а не в шуме улицы.

Телевизор распространяет нервные и психические болезни. Возможности человеческой психики не безграничны. У телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за месяц.

Нервная система человека изнашивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, уходит в болезнь.

Телевизор учит людей жестокости, это касается не только картин убийств и насилия, окруженных в телепередачах подчас атмосферой поклонения и геройства, но это касается не менее страшного: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчужденным.

Телевизор отчуждает друг от друга людей, живущих в одном и том же доме, семье, заменив общение людей призраками и тенями экрана. Потеряв чувство живого человека, он потерял любовь к нему и сострадание. Человек перестает рассматриваться как личность, он превращается в инструмент.

Говорят, что телевизор может стать началом религиозного просветительства, но он убивает самое сердце религии – молитву, мистическую беседу души с Богом. Загруженная, забитая потоком впечатлений душа не в силах сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых молитве страстных представлений. Молитва – это центр духовной жизни. Человек выбрасывает душу из неподвижного центра на вертящийся круг сменяющихся представлений. Вне молитвы и созерцания невозможно внутреннее ощущение Бога, свидетельство души о присутствии Божием. Если даже телевизор станет каналом религиозных передач, то все равно он лишит религию главного – глубины и мистики, остановившись на катехизаторстве и оглашении, на уровне слов, а не силы. Без религиозной интуиции, созревающей в безмолвии, такое оглашение или не будет принято, или будет принято на уровне духовно-культурных ценностей. Нужна нравственная подготовка, нужны религиозные искания, необходима борьба со страстями и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы почувствовать его возрождающую силу. Иначе Христос будет стучаться в закрытую дверь.

Особенно губительно действуют безнравственные сцены на детей, которые с молчаливого согласия родителей сидят вместе с ними (иначе родителям пришлось бы или выключить телевизор, или удалить детей из дома на многие часы, поэтому родители предпочитают делать вид, что они не замечают детей, смотрящих телевизор за их спиной). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после духовного растления у телевизора воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым протестом против нее. Нам могут возразить, что иные телевизионные программы чисты и нравственны, но на самом деле это далеко не так. Если в передачах занимались бы только морализацией, то телевизоры вообще не покупали бы. Посмотрите на лица сидящих у телевизора. Что вызывает их наибольший интерес – морализация или гангстеры и приемы дзюдо? Если зерна цветов и сорняка смешать вместе и бросить в землю, то можно быть уверенным, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человек с подавленной духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную и историческую ценность, что в сущности является религией без Бога. Поэтому телевизор калечит детские души. Телевизор отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками – детей без детства и чистоты!

Религия – это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу. Литургия не может быть воспринята как визуальное представление; это мистическое повторение Голгофской жертвы, к созерцанию и участию в которой в древние времена допускались только после подготовки, только члены Церкви, не находящиеся под епитимией. Литургия – это схождение Духа Святаго и преображение человеческой души. Неужели же телевизор может зафиксировать схождение благодати

Телевизор внес в дома верующих людей кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов перевоплощаться, умение забыть себя, отождествить себя с тем, кого играют, показывает отсутствие всякого религиозного чувства или искаженную религиозность актера, отождествляющего себя со Христом. Сатана сказал: я – Бог. Адам сказал: я хочу быть без Бога, как бог. Артист говорит: я хочу показать через себя миру Христа Спасителя. Значит, этот артист уверен, что он может думать как Христос, любить как Христос, действовать как Христос. Это большее богохульство, чем примитивная и пошлая антирелигиозная пропаганда. Сегодня артист играет гангстера, завтра апостола, послезавтра, может быть, Рейгана или товарища Камо! Но наша психика, восприняв в подсознании опошленный театром образ, по законам ассоциаций и аналогии в мышлении наложит этот лживый образ, как клеймо, на святыню.

Телевизор – враг, с которым нельзя договориться. Его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая последние источники и родники, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.

Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школы для занятий: он сможет сделать это, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне, холодной ко всему и чуждой для всех.


Архимандрит Рафаил (Карелин). Почему христианину не рекомендуется смотреть телевизор. М., 1994

Права и свободы человека – свобода для греха?

О праве человека на грех

Многолетние призывы искоренить нетерпимость и фанатизм принесли свои плоды. Как это всегда бывает, маятник мирового общественного мнения качнулся в другую сторону. И теперь уже стали очень модными терпимость, толерантность, политкорректность, уважительность к привычкам и склонностям других людей, однако очень часто они переходят в свою крайность – полный релятивизм, безразличие, признание равноправными любых взглядов и поступков. Наиболее рьяные сторонники толерантности объявляют несущественными даже этические, нравственные критерии, даже представления о добре и зле, лежащие в основе любой светлой религии.

Ссылаясь на свободу выбора между добром и злом, данную человеку Творцом, непримиримые борцы с нетерпимостью утверждают, что любой человек имеет право на грех, и никто не должен его осуждать, ограничивать его права. Например, если кому-то нравится курить, мы не должны ему создавать никаких помех, делать ему замечания, выражать свое неудовольствие, тем более запрещать курение где бы то ни было. Иначе мы, мол, нарушаем права свободной личности, лишаем человека свободы, дарованной Богом. Но так ли это?

Конечно, Бог дал человеку свободу выбора, в том числе и главного выбора – между добром и злом. Это привело к появлению и дальнейшему разрастанию зла в нашем мире. Но хорошо ли это? Нужно ли нам и Богу укрепление мирового зла? Ничуть не бывало. Мы все заинтересованы в том, чтобы зла в мире было как можно меньше, оно нам не нужно, оно нам только мешает жить. Наша задача на Земле – очищаться от зла самим и очищать от зла окружающий мир. Терпимость к злу не только не желательна, но и просто преступна. Политкорректность в вопросе борьбы со злом – это отказ от выполнения главной задачи своей жизни, отказ от помощи Творцу в укреплении гармонии мира, пассивное служение злу.

Свобода в выборе зла вовсе не означает безнаказанности. За разрушение мира и любых его частей каждый человек будет нести ответственность. Это может быть ответственность при жизни – в виде несчастий, вызванных силами зла, перед которыми человек стал более беззащитным, выбрав зло. Это может быть и посмертная расплата. Таков закон мира.

Теперь вопрос: должны ли мы терпеть грехи окружающих? Однозначно ответить на него непросто. Ведь мы очень часто не можем точно установить, к чему стремится тот или иной человек, к чему приведет тот или иной поступок человека – к укреплению мира (к добру) или к разрушению мира (к злу). Мы не всезнающи, не можем судить безошибочно. Для этого есть высший беспристрастный и справедливый суд.

Но некоторые поступки людей довольно очевидно не служат добру и направлены на усиление мирового зла. С ними не только можно, но и нужно бороться. Свободу людей, совершающих подобные поступки можно и нужно ограничивать. Ведь они сами поставили себя в такие условия, сделав свой выбор. Некоторые серьезные прегрешения упомянуты в заповедях – убийство, кража, прелюбодеяние. Другие безусловно осуждаются в священных текстах разных религий, например, сексуальные извращения, унижение людей, самоубийство. Наконец, есть и поступки, очевидно служащие разрушению мира и его частей, которые также смело можно отнести к безусловным грехам. Например, уже упоминавшееся курение.

Курящий человек прежде всего разрушает свой собственный организм, то есть часть мира. Но кроме того, он вредит окружающим людям, наносит вред их здоровью, то есть разрушает и мир вокруг себя. И ограничивать его свободу в данном случае не просто можно, но и необходимо. Ссылки на то, что это доставляет ему удовольствие, что он таким образом успокаивает свои нервы, что остальные могут и потерпеть из уважения к свободе курящего, совершенно неуместны. Это все равно что позволять токсикоманам нюхать рядом с собой ацетон, бензин, фосген или зарин. Курение должно быть или запрещено вовсе (в общественных местах) или сильно ограничено. Кстати, многие развитые страны вводят у себя подобные ограничения, но у нас предпочитают об этом не вспоминать, у нас если свобода – то уж ничем не ограниченная.

То же самое можно сказать о пьянстве, алкоголизме. Алкоголик разрушает свой организм и мешает жить окружающим своим неадекватным поведением. Потакать алкоголикам, создавать им все условия, заботиться об их свободе выбора – это значит пассивно служить злу. Во всяком случае должно быть запрещено распитие спиртного на улицах, в общественных местах, продажа спиртного несовершеннолетним.

Точно так же должны быть ограничены и права тех людей или предприятий, которые разрушают природу: сливают яды в реки и моря, создают свалки, где им вздумается, загрязняют воздух дымом, выбрасывают или завозят радиоактивные отходы. Никакие отговорки не должны приниматься во внимание. Ни соображения удобства, ни интересы бизнеса, ни острая необходимость в выпускаемой продукции – ничто не может служить оправданием. Разрушаешь природу – должен быть готов отвечать, причем отвечать здесь и сейчас, перед отравляемыми тобой людьми. Ответственность же перед Богом тебя не минует в любом случае. Предоставленной свободой тоже надо уметь пользоваться.

Ю.В. Новиков. О праве на грех.


Свобода – от чего и во имя чего?

А теперь несколько слов о свободе человека от себя самого. Наверное, об этой свободе мы все вспоминаем в последнюю очередь. А ведь нередко именно она выходит на первый план, именно она определяет наши субъективные ощущения счастья или несчастья. Еще древними мыслителями было сформулировано правило, согласно которому, чем меньше ты хочешь, тем ты свободнее. Об этом же говорит известная притча о мудреце, побывавшем в доме богача и сказавшем: «Как же много существует различных вещей, которые мне не нужны». Конечно, речь здесь идет не только о вещах (дом, мебель, одежда, драгоценности, лакомства и др.), но и о любых желаниях (карьера, общение, творчество, семья, друзья и т. д.). Понятно, что человек, которому ничего не нужно, всегда имеет то, что хочет. И он, если и не счастлив, то спокоен и свободен уж точно. Ограничивая свои желания, мы освобождаем себя от самой сильной зависимости. Ведь желания наши бывают и совершенно невыполнимыми в реальной жизни. А от своих желаний мы никогда никуда не можем деться, они всегда при нас, и даже если нам удается на какое-то время забыть о них, потом они опять же возвращаются.

Однако не следует считать главной целью полное освобождение от любых желаний. Это будет означать духовную смерть, отказ от выполнения своего предназначения, потерю смысла жизни. Крайности же всегда служат злу. Нет, в первую очередь надо стремиться освободиться от греховных желаний, от желаний совершать явное зло. Это уже существенно расширит нашу свободу, так как избавит нас от необходимости бороться с миром, с другими людьми.

Но не менее важно расстаться с теми желаниями, выполнение которых не является первой жизненной необходимостью, без которых вполне можно обойтись. Надо уметь довольствоваться малым. Иначе погоня за излишествами может занять все наше время, потребовать напряжения всех наших сил, полностью поработить нашу волю. И тогда стремление к безобиднейшей цели встанет непроходимым препятствием на пути к решению нашей главной задачи – освобождения себя и мира от зла, реализации своих творческих возможностей.

Например, человек всю жизнь может посвятить единственной цели – приобретению большого и удобного дома. Но когда этот дом через много лет борьбы наконец-то будет получен, выяснится, что жизнь прожита зря, так как в погоне за домом были заброшены все другие дела, забыты все обязанности, хуже того, пришлось идти на сделки со своей совестью, а исправлять допущенные ошибки и наверстывать упущенное уже поздно.

Однако ни в коем случае нельзя избавляться от желания самосовершенствования, от желания участвовать в жизни мира, от желания помогать другим, нести добро в мир, бороться со злом во всех видах. Все это – наша прямая обязанность, для этого нас сюда и прислали. Освобождение от любых других желаний как раз и должно быть направлено на то, чтобы мы больше внимания и сил уделяли своим главным задачам. Любые другие желания хороши только тогда, когда они не мешают нам прожить жизнь достойно, хоть немного, но подняться по лестнице духовного развития, приблизиться к Богу.

Истинная свобода человека – это в первую очередь свобода от лжи, от иллюзий и предрассудков. Знание истины, настоящих, а не придуманных законов мира, подлинного устройства мира, своего места в нем решает очень многие вопросы. Пусть это знание в полном объеме и недоступно нам, но даже ключевых принципов, даже базовых положений, глубоко осознанных, обдуманных и принятых к исполнению, вполне достаточно в большинстве случаев.

Когда истина скрыта от нас, тогда мы пытаемся попробовать самые разные, все возможные пути, тогда нам кажется, что, не попробовав всего, мы не реализуем своей свободы полностью. Поэтому любой запрет, налагаемый другими людьми, обществом, законами государства, заповедями религии мы ощущаем как покушение на свою свободу, как лишение нас нашего исконного права на безграничную самореализацию. Хорошо еще, когда у человека не разрушены внутренние сдерживающие механизмы, когда он явственно слышит голос своей совести – это удержит его от самых больших ошибок, убережет от стремления к полной свободе любой ценой. Иначе внутреннее убеждение вседозволенности будет расти, и при малейшей возможности, при малейшем шансе на безнаказанность оно может проявиться различными преступлениями. А когда сделан первый шаг в сторону разрушения, силы зла обязательно сделают все возможное, чтобы направить желание попробовать все и нарушить все запреты в нужном им направлении. И человеку по-прежнему будет казаться, что он свободен в своих желаниях, в своих действиях, а в действительности он будет поступать под диктовку разрушительных сил.

Так как Создатель дал нам свободу выбора, в том числе, и выбора в сторону зла, значит, единственный, кто может всегда и в любых ситуациях удержать нас от неправильного выбора, от ухода с верного пути, – это мы сами. В идеале каждый человек должен добровольно отказаться от той части своей свободы, которая наносит или только может нанести вред миру. Без такого самоограничения абсолютно невозможно развитие человека, без него зло не будет встречать никаких препятствий.

Самоограничение – это вовсе не отказ от своей свободы, не сужение возможного диапазона своих проявлений. Наоборот, это единственно возможное средство сохранить свою свободу в полном объеме, оставить за собой полноценное право выбора своего пути. Это действенное средство самозащиты от сил зла, отказ только от тех дорог, на которых не может быть никаких достижений, никаких успехов, никаких побед, на которых может ждать только порабощение, только потеря свободы, и с которых, если по ним далеко зайти, может не быть возврата.

Точно так же человек, идущий по горной дороге, абсолютно свободен в выборе любого направления своего движения, в том числе и того, которое ведет в пропасть. Он, конечно, может считать все предостережения, все предупреждения и запреты покушением на свою свободу, ограничением своих исконных прав. Но, если он здравомыслящий человек, он сам не пойдет туда, где в худшем случае его ждет гибель, а в лучшем случае потребуется максимальное напряжение сил, чтобы снова вернуться к состоянию исходной полной свободы. Причем возврат этот возможен только по тому же выбранному ранее пути, но уже в обратном направлении. Так что неправильное использование свободы приводит к ее резкому ограничению или даже к ее полной утрате.

Конец ознакомительного фрагмента.