5. Правило общее
Иди в себе туда, где жизнь, люби другого
В основе наших поступков лежит любовь. Есть любовь к делам, занятиям, есть любовь к вещам, предметам, есть любовь к людям, у верующих – любовь к Богу и, наконец, любовь к себе.
Где любовь, там и жизнь. Человек говорит: мне нравится делать то и то, или нравятся вещи те и те, или люди такие и такие, или сам себе нравлюсь. В этом «нравится» уже начало любви. Начало сердечного расположения.
Вот только расположение может быть чистым и нечистым. Чистым, значит нравственным, безкорыстным. Нечистым, значит есть корысть, угождение себе. Еще хуже – самоутверждение. Самоутверждением любовь к себе превращается в самолюбие, а угождение себе превращается в самоугодие и любовь делается корыстной. Задень самоугодие, оно и вылезет чувством неудобства, неуюта, заслонит собой любовь, любовь и сморщится. Пока не задевали была жизнь. Как не угодил кто, жизнь и сморщилась. Где самоугодию неудобно стало жить, там незамедлит самолюбие. Оно заступится, чтобы самоугодию было комфортно. Заступится недовольством, досадой, раздражением, а то и яростью на обидчика. Вся любовь на том и кончится. Так ли уж надо отдавать на растерзание самоугодию и самолюбию свою любовь. Тем более, если ее между супругами уже не так и много, одни остатки. А если супружество еще в начале пути и любви друг ко другу много, любви, то есть готовности жить для другого, то тем более жаль ее отдавать на растерзание волкам – самоугодию и самолюбию. И стоящему посреди них самоутверждению.
Поэтому правило обращает нас к удержанию в себе самого дорогого – любви. Иди в себе туда, где жизнь, люби другого. Это правило обращает наше внимание даже к маломальским посягательствам на чувство любви.
В жизни бывают моменты, когда на нужду возникает порыв заботы, любви, попечения, желание поучаствовать, сделать то, другое. Но почему оно не всегда выходит в поступок, а остается внутри нас?
Причины могут быть разными. Порыв отклика на нужду тут же может быть зажатым из-за того, что мы испугались мнения окружающих, испугались за собственный покой или стало жаль свои силы, время, деньги. Происходит зажим естественной жизни, т.е. способности откликаться и служить ближним.
Зажимы накладываются на наше поведение как сети ли груз, искажают наше восприятие, наше сознание. Постоянно действующие зажимы приводят к развитию невроза. Иногда удается снят зажим с помощью медикаментозного вмешательства или спиртного, которое лишь на некоторое время выводит из этого состояния, но не решает проблемы.
С момента рождения каждый из нас несет в себе центральное и единственное чувство, которое заполняет нас полностью. Это чувство – любовь. Сыновняя любовь к родителям. Со временем любовь к матери, отцу заменяется другим чувством – чувством любви и преданности самому себе, самоутверждению, самомнению и самоугодию, которые постепенно становятся как бы естеством человека. Утверждение себя через оценку окружающих длится всю жизнь. Ожидание комплиментов, доброго отзыва или боязнь осуждения. А ведь при этом мы не освобождены от любви, которая по естеству заложена в каждом из нас.
Ваша жизнь – это быть с другими в любви. Любовь делает другого свободным. Напротив, в привязанностях, которыми чаще всего подменяется любовь, другой связан, несвободен, являясь средством внутреннего услаждения любящего, предметом его радости. При этом другой всегда несвободен.
Более того, как нам кажется, даже обязан быть взаимным. Ибо когда не возникает взаимности, то в душе «любящего» человека рождается чувство внутреннего недовольства, досады. Привязанность ищет собственных удовольствий, превращая другого в средство этих удовольствий и наслаждений. Привязанность характерна для душевного, а не для духовного человека. Душевный человек обращен к другому как к душевному, и поэтому это отношения всегда взаимосвязывающие, взаимообуславливающие, а в наше время часто взаимоистязующие.
Обычно когда мы обращаемся к другому, то он (мы так чувствуем) непременно должен ответить. Когда двое едут в транспорте, им бывает очень трудно молчать, возникает необходимость разговаривать о чем-либо, молчание кажется чем-то неловким, нереальным. Разговор, общение воспринимается как норма. Таким образом происходит душевная связь человека с человеком и внутреннее незримое пользование другого. В случаях крайних оно выливается в истязание другого.
В духовном общении ничего этого нет, каждый свободен, в любви люди свободны друг от друга. Ибо каждый любит другого, а не себя. Он отдает всего себя другому и, жертвуя собою в любви, сохраняет его свободным и в этой свободе своею любовью поддерживает, отдает ему свою жизнь.
Любовь есть жизнь. Обращение к жизни и есть обращение к любви.
Полнота любви совершается там, где мы ищем в духовном и отступаем от душевного. В душевном – привязанность, в духовном – свобода; в душевном – душевность и влюбчивость, в духовном – любовь. В душевном – чувственность, в духовном – чувство.
Чувство жизни или радость и попечение о ближнем соединяет человека с тем, к кому он обращен.
Не стой на своих привычках самоугодия и самоутверждения и особенно самомнения – они ведут к зажиму жизни. Высота и одновременно глубина жизни достигается там, где каждое дыхание – движение любви.
СПОСОБ РАБОТЫ
Предлагаемый ниже способ может показаться необычным, но только на первый взгляд. В жизни современных супругов столь много черствости и равнодушия, что и желающий от них избавиться, порой не знает, какое упражнение применить, чтобы хотя бы расшевелить свое сердце.
Если вы никогда не говорили супругу или супруге приведенные ниже слова, или говорили когда-то, а теперь давно уже не говорите, тогда начните мысленно повторять эту фразу: «Я люблю тебя, (имя супруга или супруги). Я люблю тебя». Повторять везде и всюду, каждую свободную минуту. Повторять особенно в те моменты, когда начинает едва теплиться или едва подниматься волна досадного отторжения другого, волна раздражения на него, неприязни к нему. Говорите и тогда, когда действительное чувство любви наполняет вас. Особенно же в те минуты, когда близкого человека нет рядом. Когда идете по улице, по коридору, едете в транспорте – везде и всюду.
Над этим приемом можно посмеяться. Но лишь душевные невежды смеются над тем, что на первый взгляд кажется глупым. Если это действительно глупость, тогда в адрес человека, высказывающего ее, рождается сострадание и прощение, но никак не смех. Если же под кажущейся простотой скрывается глубокий смысл, и этот смысл насмешник не сразу схватывает в силу отсутствия в себе подобного опыта, тогда чувство сострадания рождает в свой адрес он сам.
Если взять в ежедневное правило этот прием, нужно помнить ряд предостережений.
Первое, не нужно желать обрести таким образом любовь. Важно просто жить содержанием произносимого слова – люблю. Оно означает определенное расположение сердца. Значит, констатируя в себе такое расположение, нужно быть в нем. Быть ровно настолько, насколько получается, но не желать получить спустя какое-то время такое состояние в новой его полноте. Желание рождает ожидание. И то и другое работают на подсознательном уровне и ведут человека к невольному просматриванию своих чувств: уже люблю или еще нет, уже пришла любовь или еще нет.
К чему приведет такое подсознательное ожидание? Если придет некое состояние «любви», оно будет переживаться как радость. Человек начинает в таких случаях пребывать в счастливом состоянии, которое есть ни что иное, как экзальтация. Экзальтированное состояние длится недолго. Будни обладают способностью такое состояние разбивать вдребезги. Тогда человек впадает в глубокое отчаяние: «Ничего не получится, ничего не выйдет, у меня нет дара, мне не дано, нам не судьба и т. д.» Это закон маятника. Насколько отклонится он в одну сторону, настолько же уйдет он и в другую. При этом сам человек запускает движение только в одну сторону. В сторону противоположную маятник пойдет уже сам. Чем сильнее будет ожидание любви, тем ярче, острее будет переживаться даже малое ее присутствие. Энергия этой радости позволит маятнику сильно отклониться в одну сторону. Экзальтированное, т. е. обеспеченное силой ожидания, отклонение маятника, имеет предел, как имеет предел сама интенсивность ожидания или желания. Значит, наступит время, когда эта сила иссякнет и маятник пойдет обратно – настроение человека начнет падать. Увы, падение это почти не поддается контролю. Стоит огромного труда, чтобы остановить такое движение.
Можно уходить от разрушающих падений. Но для этого нужно отказаться от состояний сверхрадости и, снимая главную причину, порождающую закон маятника, приложить все усилия к тому, чтобы избавиться от ожиданий.
Второе. Не нужно заставлять себя прийти в состояние «люблю» при произнесении формулы. Если внимательно пронаблюдать в себе, зачем я заставляю себя активно проживать то, о чем говорю, обнаружится, что работает здесь то же самое желание получить результат. Если это есть, закон маятника начнет непременно работать.
В действительности же при произнесении указанных слов человек испытывает не больше того, что испытывается. Ровная безэмоциональность или тонкая душевность – все имеет место. Нужно ли размышлять над словами? Конечно. Для этого они и вспоминаются и приводятся в движение.
Третье. Настораживать может только одно – холодное равнодушие, идущее фоном при произнесении слов, даже иногда злоба. Ненависть. Не нужно прекращать произнесения. Но очень важно в этом случае начать одновременное наблюдение над собой – почему идут эти помехи, откуда они идут? Если остановить произнесение слов, тогда можно не справиться с собою и состояние злобы разовьется в полную силу. Произнесение слов позволяет выразить негативные эмоции. Просто снять их трудно, выражать всегда легче. Кроме того, если место негативной эмоции ничем не заполнить, она может очень скоро вернуться обратно. При этом сила ее проявления часто оказывается большей, чем в первом случае.
Когда открываются худые настроения, для верующего человека естественно каяться Богу за них, просить у Него прощения там же и тогда же, как только эти настроения появляются в человеке.
Может возникнуть вопрос – «Возможно ли столь простым приемом, как механическое повторение одной фразы, прийти к сохранению и углублению столь богатого и сложного состояния, как любовь?»
С помощью только механического приема невозможно. Задача приема представляется проще: дать сознанию действительный инструмент для ограждения его от стереотипов негативного отношения к другому. При этом функция названных слов далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
Дело в том, что предлагаемый способ отнюдь не сводится к элементарному повторению фразы. На самом деле это рождение движения в сознании человека. Человеческий мозг ни на одну минуту не бывает спокоен. Мысли, отрывки фраз, воспоминания, образы возникают в нем спонтанно и неуправляемо. Лишь появление цели собирает этот поток хаотической жизни в глубинное русло и направляет к одному.
Произнесение фразы обладает отчасти подобным эффектом. Главная же сила ее в том, что она рождает в душе человека движение, которое со временем начинает совпадать по сути своей с содержанием произносимой фразы. Искренняя скорбь совести к Богу за отсутствие любви, покаяние от себя согрешающего привлекает вселюбящую и милосердную благодать Божию. Незримо и совсем неявно она поддержит искренне произносимые слова. Человек же услышит содержательный резонанс, который расширяясь, начинает охватывать все более тонкие и глубокие слои сознания человека, пока звучание слов не сольется с ним в единое целое. С этого времени слова становятся ненужными, т. к. человек каждым дыханием своим уже есть сами эти слова, живое их воплощение. В эту минуту к человеку приходит открытие, что любое слово и правило поведения есть всегда исходящий из души символ реального человеческого поведения.
Работа с фразой проходит обычно три ступени.
Первая ступень – почти механическое произнесение с размышлением, что означают эти слова.
На второй ступени произнесение слов рождает скорбь совести к Богу, покаяние и отсюда уже душевное движение, согласное со словами, и на третьей – искренне сердечное произнесение и чувство.
Продолжительность работы со словами иногда – годы. Если кого-то удивляют такие сроки, пусть спросит людей уже поживших, как долго они шли к сердечному общению. Тогда сроки перестанут удивлять.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ САМОНАБЛЮДЕНИЯ
Упражнение 2
Осознаю: ору.
Вопрос себе. Зачем ору?
Контрольный вопрос. Отвечаю ли я на эти вопросы или только вчитываюсь в них?