Вы здесь

Как составить блестящее резюме. 7 простых шагов к новой работе (Анна Казанцева, 2015)

7 простых шагов к новой работе

Не секрет, что сегодня на рынке труда количество соискателей во много раз превышает количество предлагаемых работодателем рабочих мест. Например, по статистике некоторых работных сайтов в Новосибирске на 13000 предлагаемых вакансий приходится 107000 резюме соискателей.

По данным одного из крупнейших порталов о работе количество предлагаемых вакансий чуть более 8300, в то время как количество размещенных резюме превышает 220000! Учитывая, что у некоторых соискателей размещено несколько резюме, можно сделать вывод, что спрос превышает предложения о работе более чем в 10 раз.

Как же быть в такой ситуации соискателю? Ведь каждый человек, независимо от пола, возраста, образования хочет найти достойную работу, и чтобы по душе была, и чтобы коллектив хороший, и заработная плата соответствовала ожиданиям.

Как получить работу, которая нужна?

Как пройти все этапы конкурсного отбора и стать сотрудником понравившейся Вам компании? Как стать тем самым кандидатом, которого ищет работодатель?

На рисунке вы можете увидеть путь от соискателя до сотрудника. Сколько этапов еще предстоит пройти, прежде чем вы получите приглашение на работу и станете счастливым сотрудником компании!


Рис.2. 7 простых шагов к работе вашей мечты


Давайте сначала разберемся, с чего начинается поиск работы. В первую очередь нужно понять, а что именно вы хотите. Что вам нравится больше – общаться с людьми или сидеть перебирать бумажки в отдельном кабинете, руководить коллективом или просто выполнять задачи руководства, продвигаться по карьерной лестнице или взять на себя узкий круг обязанностей.

После того, как вы заполните анкету, приведенную в предыдущей главе, у вас будет полное представление о том, что же вам интересно, и чем хочется заниматься.

Далее следует проанализировать рынок труда и посмотреть, а есть ли вообще подходящие вакансии. Обязательно сравните требования, которые предъявляет работодатель, и условия, которые он предлагает. Кроме того, не будет лишним посмотреть резюме соискателей со схожим с вашим опытом работы. Какими навыками и качествами обладают они, на какую заработную плату претендуют. Аналитика резюме – тоже немаловажный этап подготовки, так как это поможет вам определить свой собственный уровень как в профессиональном плане, так и в зарплатном.

И, конечно, один из самых важных этапов этого пути – это резюме. Грамотно составленное, отражающее все ваши достоинства резюме – это залог успеха в поиске интересной, перспективной работы.

Многие сразу открывают Интернет, покупают газеты о работе. Кто-то предпочитает искать работу через знакомых. Кто-то просто звонит или приходит в компанию и интересуется, есть ли у них открытые вакансии. Обо всех преимуществах и недостатках перечисленных выше способов поиска работы мы поговорим чуть позже. А сейчас, предположим, вы тем или иным способом нашли интересную вакансию и готовы идти на собеседование.

А резюме у вас готово? Ведь сейчас большинство компаний просит кандидатов предварительно выслать резюме, а в некоторых объявлениях даже написана такая фраза: «кандидаты без резюме не рассматриваются».

Если вам не раз приходилось искать работу, наверняка вы сталкивались с такой ситуацией: отправляете резюме, а отклика работодателя нет. Вы звоните, спрашиваете, получили ли ваше резюме. В ответ – да, получили.

Но ничего конкретного больше не говорят. А потом оказывается, что вакансию уже закрыли, выбрали другого кандидата. А вас даже на собеседование не пригласили. И такое случается очень часто.

Что же нужно сделать, чтобы вас заметили? Чтобы не просто прочитали ваше резюме, но и пригласили на собеседование? Ведь если вас пригласили на собеседование, то, можно сказать, половина дела уже сделана. Уж на собеседовании то вы себя сможете показать с наилучшей стороны, понравиться работодателю, дать понять ему, что вы именно тот, кого он ищет.

Но пока до этого еще далеко, ведь сначала необходимо сделать такое резюме, которое позволит вам обойти всех ваших конкурентов, также претендующих на выбранную вами вакансию.

Основные понятия

В ходе повествования мы часто будем употреблять такие понятия, как вакансия, работодатель, рекрутер, соискатель, кандидат. Нижеприведенные определения этим понятиям даны автором и употребимы в контексте данной книги. В общеизвестном употреблении эти понятия могут иметь другие определения.

Вакансия – это освободившееся или вновь созданное рабочее место, на которое организация ищет сотрудника. Размещая объявление о вакансии, работодатель указывает подробное описание: должностные обязанности, которые будет выполнять сотрудник, требования к кандидатам, претендующим на данную вакансию, а также условия работы на предполагаемой должности.

Соискатель (кандидат) – человек, который ищет работу и претендует на замещение открытых вакансий. Обычно соискатель составляет резюме и размещает его на сайтах о работе либо отправляет его работодателю, сообщая тем самым о своем желании участвовать в конкурсе на открытую вакансию.

Рекрутер – должностное лицо в организации, которое занимается поиском и подбором персонала. Рекрутер размещает объявление о вакансии, организует привлечение как можно большего количества соискателей, отвечающих требованиям работодателя, проводит отбор по резюме, а также первичное собеседование с кандидатами.

Работодатель – организация, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в штате у которого есть открытая вакансия. Работодатель предоставляет рабочее место кандидату, наиболее соответствующему требованиям.

Что такое резюме

Понятие «Резюме» требует отдельного рассмотрения, поэтому мы приведем несколько различных определений.

РЕЗЮМЕ – это краткая автобиография с характеристикой деловых и личностных качеств, представляемая кандидатом на какую-либо должность, участником какого-либо конкурса и т. д.

РЕЗЮМЕ – документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу (Википедия).

РЕЗЮМЕ – самохарактеристика специалиста на одной странице; описание его сильных сторон, представляемая в организацию при поиске работы. Обычно в резюме отражаются: личные данные; цель составления резюме; опыт работы в обратном хронологическом порядке; образование; дополнительная информация (Глоссарий.ру)

РЕЗЮМЕ – составленный по определенным правилам набор сведений о претенденте на работу (Современный экономический словарь).

Итак, из вышеприведенных определений становится понятно, что РЕЗЮМЕ – это деловой документ, составленный определенным образом, имеющий определенную структуру и содержащий необходимые для работодателя сведения о кандидате, претендующем на ту или иную должность.

Для чего просят резюме

Те, кто искал работу еще в советские времена, наверняка помнят, что для трудоустройства было достаточно просто прийти в организацию, где требовались работники. И после небольшой беседы вас либо брали на работу, либо отказывали по какой-либо веской причине: например, квалификация не подходящая, или образование не соответствует должности.

Почему же сейчас все так сложно? Сначала резюме отправь, потом еще кучу собеседований пройди, и не факт, что возьмут… Ведь кандидатов на рынке труда в десятки раз больше, чем предложений от работодателя.

Дело в том, что в наше время работодатель уделяет внимание не только вашему опыту работы. Не меньшее значение имеют личностные характеристики человека, его способность к коммуникации, его интересы, жизненные позиции. А резюме – это ваша самопрезентация, в которой вы кратко описываете весь ваш опыт, навыки, образование, раскрываете личностные характеристики.

Опытному рекрутеру достаточно 20—30 секунд просмотреть резюме, чтобы сделать вывод: подходящий кандидат или нет.

Рекрутер предварительно отсеивает кандидатов, не подходящих по ключевым критериям, именно по резюме. Это во много раз упрощает работу и экономит время, кстати не только работодателя, но и кандидата.

Представьте, если бы работодатель приглашал на собеседование всех желающих – а их количество порой достигает и 300 человек на одну вакансию, не зная заранее, подходит ли кандидат по основным требованиям. Какие колоссальные затраты времени грозили бы работодателю, да и кандидаты также тратили бы впустую свое время на бесполезные собеседования.

Резюме – это ваша визитная карточка, содержащая всю необходимую информацию о вас как о превосходном специалисте. Как известно, встречают по одежке, а провожают по уму. В данном случае ваше резюме и есть та самая одежка, по которой вас встретит работодатель.

Тенденция запрашивать у соискателей резюме пришла к нам из практики европейского менеджмента. И сегодня предоставление резюме – это одно из составляющих правил делового этикета. В то же время, грамотно составленное резюме является эффективным средством продвижения себя на рынке труда. Резюме – это главный инструмент при поиске работы.

Первое знакомство работодателя с вами как с соискателем происходит в тот момент, когда он получает ваше резюме. И от того, какое впечатление оно произведет на работодателя, зависит и дальнейшее ваше взаимодействие. Поэтому очень важно, чтобы резюме само рассказало о вас именно то, что нужно работодателю.

Ниже приведен пример – выдержка из резюме кандидата на вакансию «менеджер активных продаж».

Образование – высшее

Опыт работы:

2002 – 2014 Руководящие должности в сфере продаж.

Желаемая заработная плата – от 50 000 рублей.

Как вы видите, такое резюме абсолютно не информативно и бессмысленно. Не понятно, чем занимался человек на предыдущих местах работы, какими навыками он обладает, что он из себя представляет.

Вряд ли такое резюме поспособствует приглашению кандидата на собеседование. Скорее всего, оно попадет в папку с неподходящими кандидатами.

Основной закон написания резюме: оно должно как можно шире отражать все ваши сильные, положительные стороны, и в то же время сделать незаметными и неинтересными для работодателя ваши слабые стороны.

Ваше резюме – это ваше лицо, ваша презентация, которую работодатель увидит гораздо раньше, чем вас самих. Поэтому ваша задача – понравиться рекрутеру еще до встречи, зацепить его, обратить его внимание на ваше резюме и на вашу кандидатуру.

Основная задача резюме – побудить работодателя пригласить вас на личную встречу для проведения собеседования.