Раздел 4. Правила отбора идей. Опыт бизнесменов
Итак, множество идей у вас есть. Очевидно, более чем необходимо. Теперь нужно решить, что делать с ними дальше. Вы прекрасно понимаете, что анализ эффективности идей – это сложнейший процесс.
Но на данном этапе достаточно провести упрощенную оценку идей. И ответить, как минимум на четыре вопроса:
Вопрос первый. Нужно ли это рынку:
√ Захотят ли ваш товар (услугу) покупать? Поэтому нужно определить, кто может стать вашим покупателем (клиентом)
√ Смогут ли это купить? Понятно, что одного желания мало. Нас интересует спрос, подкрепленный деньгами. К примеру, если у половины жителей Москвы есть потребность в «Инфинити» (или личном вертолете), это еще не факт, что у них будут деньги на это.
Вопрос второй. Конкурентноспособно ли это? Сделайте анализ наличия своего товара (услуги) в магазинах. Опросите знакомых: может быть, рынок давно этим завален. А, может быть, есть реально свободная ниша. Если этот товар (услугу) никто не предлагает, подумайте очень тщательно: повезло ли вам придумать что-то уникальное или такой товар просто никому не нужен. Чтобы не было как в анекдоте об Индейце Джо: «Почему его никто не ищет? Да не нужен он никому!»
Вопрос третий. Сможете ли вы все это осуществить? То есть, нужно четко оценить свои возможности по наличию денег, знаний, опыта, связей и т. д.
Вопрос четвертый. Выгодно ли это? Создав нужный рынку продукт и продав его по привлекательной цене, будут ли ваши доходы достаточными. Или, как мы говорили ранее, продаем яйца «в ноль», зато при деле.
Добавим к вышеизложенным методам поиска идей еще некоторые. Итак, что же нужно предложить для организации нового бизнеса?
1. Что-то новое. Например, вы предлагаете новый товар, услугу или технологию. Опять же имейте ввиду, что в нашей «Стране Советов» легче всего найти человека, который с ходу перечислить все то, что вы никогда не сможете сделать.
Посмотрите на того, кто дает совет, является ли он образцом успеха. Помните, что люди всегда критикуют то, что не могут получить. То, что им хотелось бы, но не выходит.
2. Что-то более совершенное. Вы улучшаете уже существующий товар или услугу, они становятся удобнее, дешевле, надежнее, быстрее, функциональнее и т. п. Ваш успешный стартап может масштабироваться на существующем продукте, который вы делаете более востребованным на рынке.
Общая ошибка в стартапах – это попытка поднять именно свои продажи, взлететь с собственной идеей. За стартапом обязательно должен стоять крупный, солидный бизнес.
3. Новый или недостаточно разработанный участок рынка. Это – участок рынка, который в данный момент способны обеспечить ваши конкуренты, но спрос на который превышает предложение. Или, соответственно, имеются какие-то географические районы, где этот бизнес ещё не утвердился.
Чтобы добиться успеха, необязательно придумывать новую идею. Более того – большинство хороших прибыльных предприятий основаны на заурядных идеях. Более того – новая идея может быть помехой: легче завоевать уже существующий участок рынка, чем создать новый. Лучше идти по проторённым тропам. Ведь эти люди или фирмы уже потратили много времени и денег на развитие своих идей. Они искали поставщиков, создавали рынок, наводили связи. Лучше воспользоваться их опытом и пойти по их пути.
К тому же, некоторые блестящие идеи новых предприятий уже воплощались раньше, причем зачастую очень и очень долго. Очень часто начали доминировать крупные компании, которые забывают своих мелких клиентов или забрасывают отдельные ниши. Это может дать вам возможность «перехватить» таких клиентов. Думайте и об этом.
При всем многообразии различных видов и типов бизнес-направлений на самом деле для выбора направления можно выделить четыре основные, когда вы сможете:
√ Производить что-то самостоятельно с целью продажи (производство);
√ Заняться торговлей и продавать товары, произведенные кем-то другим;
√ Не предлагать никаких физических товаров, но оказывать услуги;
√ Заняться посредничеством, то есть просто сводить тех, кто производит или оказывает услуги с теми, кто хочет это купить.
Не нужно бояться слова «производство», поскольку производство тоже может быть малым. Коротко перечислим некоторые виды производственной деятельности. Их можно разделить на пищевую промышленность и товары народного потребления.
Примеры товаров пищевой промышленности:
√ Обработка продуктов сельского хозяйства: мука, сахар, растительное масло, гречиха и др.;
√ Молочные продукты, творожные, йогурты и др.;
√ Макаронные изделия различного ассортимента;
√ Полуфабрикаты и замороженные продукты;
√ Хлеб, хлебобулочные изделия;
√ Колбасные изделия;
√ Специи, майонез, кетчуп, горчица и др.
Примеры товаров народного потребления:
√ Изделия из пластмассы, дерева, металла;
√ Изделия из камня: тротуарная плитка, памятники и т. д.;
√ Корпусная и мягкая мебель;
√ Материалы для строительства и ремонта:
кирпич, обои, краска и др.;
√ Косметика, бытовая химия, удобрения и др.
А вот при недостаточном стартовом капитале проще начинать работу в сфере торговли. При невысоких вложениях можно заняться следующими видами торговли:
√ Торговля с доставкой на дом, торговля вразнос;
√ Уличная торговля, торговля на рынке;
√ Торговля по почте, телефону;
√ Торговля через торговые автоматы;
√ Торговля через Интернет.
А вот что именно выгоднее и лучше продавать – вы легко можете определить, просто если пройдете по улицам своего города и рассмотрите предполагаемый ассортимент товаров. Также рекомендуем взять любой телефонный справочник, и вы увидите множество предприятий, которые продают такое же множество товаров.
С еще меньшими затратами можно начать бизнес в сфере услуг. Перечень услуг огромен: от детского сада до ночного клуба, от фотоуслуг до строительства, от ремонта автомобилей до курьерской доставки и т. д.
При этом практически каждый будущий предприниматель может найти здесь нишу для своего бизнеса в соответствии со своими интересами, желаниями и финансовыми возможностями.
Мы можем выделить следующие направления услуг:
√ Общественное питание;
√ Здравоохранение, спорт, красота;
√ Финансовые услуги;
√ Бытовые услуги;
√ Информационные услуги;
√ Культура, досуг;
√ Связь;
√ Транспорт;
√ Образование, воспитание;
√ Услуги безопасности.
Этим занимаются многие. Можете заниматься и вы. Посмотрите на эти виды услуги с точки зрения бизнесмена. А почему бы вам самим не заняться этим? Возьмите первый попавшийся пункт из списка и поразмыслите подобным образом. Вы будете приятно удивлены обилием возможностей.
Стать посредником, в общем-то, несложно. Большинство сегодняшних миллионеров начинали свое дело именно так. Никакой рынок без посредников существовать не может. Ведь посредник – это лицо или организация, которая стоит между производителями и потребителями товаров и услуг или обеспечивает предприятие необходимым сырьем, или помогает с большей выгодой продать покупателю товар или услугу.
Работая посредником, вы можете начать продавать любой товар без стартовых вложений, практически без риска, но действуя под именем известной раскрученной фирмы.
Можно оказывать постоянные или разовые услуги. Можно работать на несколько фирм. Можно работать с местной компанией или стать ее региональным представителем. Просмотрите рекламные разделы в газетах и журналах. Много фирм ищут представителей или торговых агентов. Эти объявления помогут вам найти свое место в большом рынке посредников.
Стоит дополнительно рассмотреть ведение бизнеса «business-to-business». Это – деятельность, нацеленная на продажу товаров и услуг другим фирмам. При этом многие предприниматели предпочитают заниматься оказанием услуг именно фирмам и предприятиям, аргументируя это тем, что работать с ними более выгодно, чем с частными лицами.
Если вы вернетесь к спискам видов деятельности в сферах торговли и услуг, приведенных выше, и подумайте по каждому виду деятельности, то наверняка вы найдете услугу или продукт, которые можно предлагать не только частным лицам, но и предприятиям.