Вы здесь

Как сконструировать свою жизнь такую, какую хочется. Книга-ключ к энергии эмоций. Глава шестая. Значение слова «мимы»? Где они «живут»? Как распространяются? (Марина Пуха, 2011)

Глава шестая

Что такое «мимы»? Где они «живут»? Как распространяются?

Я уже упоминала, что идентификации обладают собственностью, которая включает в себя убеждения, верования, ценности и обусловленные ими эмоции и мышление.

Но как именно определенная идентификация приобретает определенные убеждения, как они вообще оказываются «внутри» ее владений?

Такими переносчиками являются мимы.

Мимы

Сама по себе идентификация незаметна, она проявляется через убеждения, мышление и обусловленное ими поведение. Но что такое убеждения, верования? Мы привыкли думать, что это некие «виртуальные», чисто ментальные конструкции. Тогда почему они обладают такой силой и властью над людьми? Почему за свои убеждения и ценности люди так сражаются, а иногда и умирают? Вряд ли чисто ментальные конструкты могут обладать такой силой, ведь человек – это и биологическое существо.

Мне кажется, ответ на эти вопросы был дан в 1976 году британским ученым Ричардом Докинзом в его книге «Эгоистичный ген».

Биологическая информация предается через такую единицу передачи, как ген – молекула ДНК, и они составляют основу эволюционного процесса (рис. 9). Биологической эволюции уже миллионы лет.

Но люди создали культуру. Как передается, реплицируется культура в человеческом обществе?


Рис. 9. «Поменяю-ка я ген ума на ген расчетов…»


Докинз считает, что передача – репликация в культуре происходит через такую же единицу, аналогичную гену-репликатору. Он назвал этот культуральный ген – МИМ (meme).

Мим – это единица передачи культурного наследия.

«Примерами мимов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мимы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Если ученый услышал или прочитал об интересной идее, он сообщает о ней своим коллегам и студентам. Он упоминает о ней в своих статьях и лекциях. Если идея подхватывается, то говорят, что она распространяется, передаваясь от одного мозга другому…Посадив в мой разум плодовитый мим, вы буквально поселили в нем паразита, превратив тем самым разум в носителя, где происходит размножение этого мима, точно так же, как размножается какой-нибудь вирус, ведущий паразитическое существование в генетическом аппарате клетки-хозяина. И это не просто образное выражение: мим, скажем, «веры в загробную жизнь» реализуется физически миллионы раз как некая структура в нервной системе отдельных людей по всему земному шару».

Р. Докинз[1]

Таким образом, мимы (memes) – информационные единицы, подобные живым микроорганизмам (вирусам), которые переходят от человека к человеку, заражая их.

Такое заражение вызывает эмоциональное реагирование, включает интерес к мимам. Мим-идею можно определить как некую единицу, способную передаваться от одного мозга другому.

Мимы – это:

● заражающие людей идеи

● образы

● формы поведения

● религиозные убеждения

● мода

● любая система знаний и т. д.

Мим – информационный пакет с собственным характером. Мимы созданы из информации и могут переноситься в любой физической среде.

На вопрос «существуют ли мимы?» американский философ Д. Дэннет отвечает: «А слова существуют? Слова – это мимы, которые можно произнести… Имеются и прочие мимы, которые нельзя произнести. В сектах мимы передаются через вербовку новых носителей вместо родовой линии. Значит, идеи могут продолжать свою жизнь, несмотря на то что они не передаются генетически. Мим может процветать, несмотря на его негативное влияние и на генетические состояния».

Мимы распространяются, переходя из одного мозга в другой, то есть среда обитания мимов – мозг, интеллект. Распространение их происходит с помощью психологического процесса – имитации.

Имитация в широком смысле – это тот способ, которым гены могут реплицироваться. Это аналог естественного отбора. Качества, обусловливающие высокую выживаемость мимов, должны быть такими же, как качества, присущие генам: долговечность, плодовитость и точность копирования.

«Для мимов, как и для генов, плодовитость гораздо важнее, чем долговечность. Если данный мим представляет собой научную идею, то его распространение будет зависеть от того, сколь приемлема эта идея для популяции ученых; приблизительную оценку ее выживаемости может дать подсчет ссылок на нее в научных журналах за ряд лет. Если мим – это популярная песенка, то о ее распространенности в мимофонде можно судить по числу людей, насвистывающих ее на улицах. Если это фасон дамской обуви, то его популярность можно определить по данным обувных магазинов о распродаже этой модели. Некоторые мимы, подобно некоторым генам, достигают блестящего кратковременного успеха, но не сохраняются в мимофонде надолго. Примерами служат шлягеры или туфли на шпильках. Другие, как законы иудейской религии, распространяются на протяжении тысячелетий, обычно вследствие долговечности письменных свидетельств»

Р. Докинз

Сейчас много пишут об одном из новейших открытий в области нейробиологии – о зеркальных нейронах.


ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ

В 1996 году нейрофизиологи сделали удивительное открытие: в научном журнале «Cognitive Brain Research» была опубликована статья «Премоторная кора и узнавание моторных действий» итальянских ученых Д. Ризолатти, Л. Фадига, Л. Фогасси и В. Галлезе из университета Пармы. В начале 1990-х годов они изучали мозг мартышек, вживляя в него электроды для изучения активности нейронов в одной определенной зоне обезьяньего мозга. Эта зона у мартышек расположена в той части коры, которая заведует обдумыванием и осуществлением движений, и нейроны в ней становятся активными, когда обезьяна выполняет какие-либо целенаправленные моторные действия. Обнаружилось, что нейроны зоны активируются и тогда, когда обезьяна лишь наблюдает за действиями, осуществляемыми человеком. Нейроны реагировали на показ действия, как зеркало, мысленно повторяя то, что наблюдали обезьяны. Поэтому такие нейроны получили название «зеркальных».

Через несколько лет подобные нейроны были обнаружены и у человека.

У людей зеркальные нейроны также отвечают за имитацию действия, но Д. Ризолатти считает, что это уже добавочная, а не изначальная эволюционная функция.

«Наша идея с самого начала состояла в том, что зеркальные нейроны служат для понимания действий других. Мы можем понимать действия двумя разными способами. Например, давайте представим, как кто-то берет со стола чашку кофе. В первом случае мы могли бы описать происходящее с помощью определенной интеллектуальной процедуры: у нас есть чашка и рука, которая производит хватательное движение. Из этого можно вывести некий смысл – человек берет чашку кофе. Во втором случае цель действия воспринимается нашей моторной системой мгновенно. Картинка как бы отражается нейронами моей моторной коры, заставляя меня прочувствовать наблюдаемую операцию, как бы выполнить ее лично. Мы считаем, что это и есть первоначальный, основной способ, каким мы воспринимаем чье-то действие, – восприятие посредством чувства, а не размышления».

Еще в конце прошлого века способность человека распознавать и предугадывать действия других людей объяснялась тем, что мозг выстраивает сложные причинно-следственные связи, решая каждый раз чисто логические задачи. Оказалось, что за это отвечают зеркальные нейроны.

Причем сосредоточены зеркальные нейроны у человека в так называемой зоне Брока, которая связана с речью. Исходя из этого, итальянские ученые выдвинули предположение, что именно зеркальные нейроны были главным фактором появления речи у людей. По их мнению, эти нейроны стали первым мостиком между людьми.

Из интервью Д. Ризолатти: «Между тем имитация лежит в основе множества социальных функций. Если я могу сделать то же, что и ты, то я могу и почувствовать то же самое. На этом построено, например, восприятие нами эмоций других людей. Когда вы идете в кино и смотрите грустный фильм, ваши зеркальные нейроны заставляют вас сопереживать герою. Если он испытывает боль, больно станет и вам. Еще острее подобные ощущения в личном общении, особенно с теми, кого мы любим.

– Процессы имитации и понимания нами намерений других людей, по сути, создают биологические предпосылки для развития культуры?

– Да, это так. Зеркальные нейроны – это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что умеете вы. На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Вы смотрите, как человек выполняет определенное действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры. Почему у людей есть культура, а у обезьян нет? Потому что обезьяны не умеют имитировать.

Когда вы идете в школу, вы повторяете то, что делает преподаватель. То же самое происходит в университете. Так передаются знания и опыт. Часто можно слышать, что имитировать не нужно, нужно быть оригинальным. Это глупость. Какой-то оригинальности можно достичь лишь на основе общего культурного фундамента».

Михаил Вартбург. Зеркальные нейроны. // http://www.humans.ru/humans/humans).

Любопытное открытие, не правда ли?

Конец ознакомительного фрагмента.