Вы здесь

Как сконструировать свою жизнь такую, какую хочется. Книга-ключ к энергии эмоций. Глава четвертая. Чего хотят идентификации? (Марина Пуха, 2011)

Глава четвертая

Чего хотят идентификации?

Люди имеют и используют различные навыки, стратегии поведения, системы мышления, и этот набор меняется в зависимости от ситуации, изменяя саму физиологию человека.

Недостаточно просто сказать «Я – певица»; для того чтобы соответствовать этому заявлению, необходимо иметь определенный набор качеств, навыков. Такие навыки, выстроенная внутренняя система и есть идентификация «Я – певица», обладающая собственностью, владениями, некой «внутренней территорией». Когда, имея определенный набор, мы скажем «Я есть ЭТО», тогда мы и будем «ЭТО».

Если вы идете по улице и видите пожар, то, скорее всего, вы остановитесь и будете смотреть на происходящее, не совершая активных действий. Однако если вы пожарный, то начнете действовать быстро и профессионально, чтобы скорее потушить пожар. То же самое произойдет, если вы врач, а рядом человек, нуждающийся во врачебной помощи: вы будете действовать – не рассуждая, а зная, как поступить в подобной ситуации. Так происходит оттого, что у пожарного или врача сформирована профессиональная идентификация, у них есть определенный набор навыков, стратегий поведения для действий в определенных ситуациях, то есть у идентификаций есть своя «внутренняя территория», собственность, функции, «заточенные» под определенные действия.

Упражнение 2. Функции идентификаций

1. Возьмите таблицу, где перечислены ваши идентификации (см. упражнение 1).

Подумайте: какие функции они осуществляют?

2. Все ли перечисленные вами идентификации удовлетворительно функционируют? Какие из них вам бы хотелось укрепить, сделать более значимыми? А какие следует ослабить? Выделите разными маркерами функции, которые вы хотите ослабить (например, красным), и те, которые хотите усилить (например, зеленым).

3. Какие действия для этого вы можете предпринять?

Занесите ваши наблюдения в таблицу.




Такая «толпа» идентификаций внутри нас, очевидно, вступает между собой в некие взаимоотношения. Идентификации могут конкурировать между собой, конфликтовать, игнорировать или поддерживать друг друга.

Например, идентификации «Я – Женщина» и «Я – Профессионал» находятся в неких взаимоотношениях, и они могут быть поддерживающими или конфликтными. Женщина может хотеть, чтобы о ней заботились, быть нежной, слабой, а Профессионал в ней – напротив, быть независимым и сильным. Такие взаимоотношения идентификаций будут конфликтными.

Почему так происходит?

Дело в том, что идентификации обладают разыми типами «собственности». Что имеется в виду?

В разных идентификациях у нас разные:

• Нейроактивность

• Биохимия организма

• Мышление

• Убеждения

• Эмоции

• Верования

• Мотивация

• Психологические особенности

• Этические убеждения

• Ценности

• Эстетические пристрастия

• Способности к обучению

• Предпочтения


Поэтому если одна идентификация хочет одного, а другая – совершенно другого, то мы скажем, что у этих систем разные АТТРАКТОРЫ (от англ. to attract – притягивать), то есть разные центры притяжения (рис. 5).

Аттрактор может отличаться от цели, которую мы ставим перед собой.


Рис. 5. Идентификации и аттракторы

Цель мы формулируем в уме, «называем» ее, например говорим продавцу: «Я хочу купить красный автомобиль такой-то марки».

При этом аттрактор, притягивающий нас, это что-то весьма конкретное: цвет кузова или салона, комфортность сидений или удобная защелка у дверцы бардачка – мы далеко не всегда осознаем, почему именно нам нравится та или иная вещь, но вот это неосознанное зачастую и движет нашими поступками.

Если в вашем воображении заветный автомобиль должен иметь красно-рубиновый цвет, то вас разочарует алый или свекольный, не говоря уж о синем или черном.

Иными словами, цель «красный автомобиль такой-то марки» не совпадет с аттрактором. Ваши ожидания окажутся обманутыми.

Аттрактор – то, что нас действительно притягивает, некий образ, картинка, которая возникает в нашем воображении, к этому образу мы стремимся, он отзывается в нас телесно и эмоционально.

Вот еще один пример того, как цель и аттрактор не совпадают.

В моей практике молодой мужчина, с которым мы работали над его целями и их достижением, называл своей целью быть богатым. А его аттрактор выглядел следующим образом: «я сижу в парке, свободный, с ноутбуком на коленях». Как вы понимаете, сидеть в парке с ноутбуком можно и не имея никакого богатства, поэтому аттрактор, который он называл «богатство», на деле им не являлся; по-настоящему он хотел быть свободным и независимым, а это совсем не связано с богатством.

Как бы мог выглядеть аттрактор «богатство»? Например, «я сижу в парке на собственной вилле на Лазурном берегу с ноутбуком на коленях». Если такой аттрактор энергетизирует и возникают эмоциональный отклик и телесные ощущения, тогда можно говорить, что аттрактор – богатство.

По-настоящему система всегда притягивается к аттрактору, а не к формулируемой в уме цели, поэтому очень важно понимать, что для нас является аттрактором, и, уже исходя из него, ставить себе цель (рис. 6).


Рис. 6. Разные аттракторы в идентификациях «Я – покупатель» и «Я – работник»


Если аттракторы у наших разных идентификаций резко отличаются, то нас начинает «растаскивать» в разные стороны: например, идентификация матери хочет как можно больше времени проводить с ребенком, а идентификация профессионала – делать карьеру. Поэтому конфликты между ними неизбежны, и это проявляется как наш внутренний, личностный конфликт.

Вернемся к нашей героине, Рите. Рассмотрим начало ее истории с точки зрения всего вышеизложенного. Какие идентификации были задействованы? Как они появляются и развиваются?

Человек существует и взаимодействует с разными системами: социумом (включая бизнес-систему), семьей, культуральными системами. Во всех этих системах проявляются и развиваются наши идентификации (рис. 7). В детстве формируются идентификации «Я – дочь», «Я – сестра», «Я – ученик», а также осознание себя как тела, эмоций, ума, половой идентификации.


Рис. 7. Пример идентификаций человека в разных системах


У Риты все семейные идентификации были сформированы определенными ценностями, связанными с традиционным типом семьи, подчинением авторитету старших, и особенно мужчин. Отец Риты был из учительской семьи, и он привил Рите ценность образования.

Мышление, убеждения, эмоции, верования, мотивация, этика, ценности у Ритиных идентификаций были сходными, и они находились в относительном согласии, их аттракторы не противоречили друг другу.

Но вот Рита уехала учиться в Москву. Сменилось окружение, круг общения. Появились новые знакомства, друзья с иными ценностями, иными аттракторами. Пока, может быть, это не вполне осознавалось Ритой, но некоторые ее идентификации стали меняться.

Упражнение 3. Поиск изменяющихся аттракторов

1-й шаг. Внешний анализ

а) На рис. 7 выберите идентификации, которые существенно изменились у Риты после переезда в Москву.

б) Попробуйте назвать аттракторы, которые повлияли на изменение этих идентификаций.

2-й шаг. Внутренний анализ

а) Вспомните свою жизнь за последний год. Изменились ли какие-то аттракторы за это время? Как они повлияли на изменение ваших идентификаций?

б) Внесите в таблицу идентификаций аттракторы, соответствующие каждой из идентификаций




в) Посмотрите на аттракторы, соответствующие в Упражнении 1 значимым для вас идентификациям (вы их выделяли маркером). Хорошо подумайте над каждым из них. Все ли аттракторы желательны для вас? Улучшают ли они вашу жизнь? Способны ли привести вас к желаемой цели?

г) Внимательно посмотрите на список аттракторов. Выделите те, которые конфликтуют между собой. Есть ли среди них те, которые притягивают выделенные вами важнейшие идентификации?

д) Задумайтесь: какие из идентификаций (особенно связанных с конфликтующими аттракторами) вы хотели бы со временем изменить. (Посмотрите на ваши ответы к Упражнению 2.)

Что нужно для этого сделать? Выпишите на отдельном листе желаемые изменения и меры, которые следует для этого предпринять.


Краткие выводы

Из этой главы мы узнали, что:

• Все наши идентификации обладают различными типами «собственности» – навыками, мышлением, стратегиями поведения и пр.

• Каждая идентификация имеет различный центр притяжения – аттрактор.

• Аттрактор – это реальный центр притяжения системы, образ, к которому мы стремимся, он закреплен в нас телесно и эмоционально.

• Аттракторы разных идентификаций не совпадают, поэтому между идентификациями существуют конфликты, переживаемые нами как наш внутренний, личностный конфликт.