Глава четвертая
Чего хотят идентификации?
Люди имеют и используют различные навыки, стратегии поведения, системы мышления, и этот набор меняется в зависимости от ситуации, изменяя саму физиологию человека.
Недостаточно просто сказать «Я – певица»; для того чтобы соответствовать этому заявлению, необходимо иметь определенный набор качеств, навыков. Такие навыки, выстроенная внутренняя система и есть идентификация «Я – певица», обладающая собственностью, владениями, некой «внутренней территорией». Когда, имея определенный набор, мы скажем «Я есть ЭТО», тогда мы и будем «ЭТО».
Если вы идете по улице и видите пожар, то, скорее всего, вы остановитесь и будете смотреть на происходящее, не совершая активных действий. Однако если вы пожарный, то начнете действовать быстро и профессионально, чтобы скорее потушить пожар. То же самое произойдет, если вы врач, а рядом человек, нуждающийся во врачебной помощи: вы будете действовать – не рассуждая, а зная, как поступить в подобной ситуации. Так происходит оттого, что у пожарного или врача сформирована профессиональная идентификация, у них есть определенный набор навыков, стратегий поведения для действий в определенных ситуациях, то есть у идентификаций есть своя «внутренняя территория», собственность, функции, «заточенные» под определенные действия.
Упражнение 2. Функции идентификаций
1. Возьмите таблицу, где перечислены ваши идентификации (см. упражнение 1).
Подумайте: какие функции они осуществляют?
2. Все ли перечисленные вами идентификации удовлетворительно функционируют? Какие из них вам бы хотелось укрепить, сделать более значимыми? А какие следует ослабить? Выделите разными маркерами функции, которые вы хотите ослабить (например, красным), и те, которые хотите усилить (например, зеленым).
3. Какие действия для этого вы можете предпринять?
Занесите ваши наблюдения в таблицу.
Такая «толпа» идентификаций внутри нас, очевидно, вступает между собой в некие взаимоотношения. Идентификации могут конкурировать между собой, конфликтовать, игнорировать или поддерживать друг друга.
Например, идентификации «Я – Женщина» и «Я – Профессионал» находятся в неких взаимоотношениях, и они могут быть поддерживающими или конфликтными. Женщина может хотеть, чтобы о ней заботились, быть нежной, слабой, а Профессионал в ней – напротив, быть независимым и сильным. Такие взаимоотношения идентификаций будут конфликтными.
Почему так происходит?
Дело в том, что идентификации обладают разыми типами «собственности». Что имеется в виду?
В разных идентификациях у нас разные:
• Нейроактивность
• Биохимия организма
• Мышление
• Убеждения
• Эмоции
• Верования
• Мотивация
• Психологические особенности
• Этические убеждения
• Ценности
• Эстетические пристрастия
• Способности к обучению
• Предпочтения
Поэтому если одна идентификация хочет одного, а другая – совершенно другого, то мы скажем, что у этих систем разные АТТРАКТОРЫ (от англ. to attract – притягивать), то есть разные центры притяжения (рис. 5).
Аттрактор может отличаться от цели, которую мы ставим перед собой.
Рис. 5. Идентификации и аттракторы
Цель мы формулируем в уме, «называем» ее, например говорим продавцу: «Я хочу купить красный автомобиль такой-то марки».
При этом аттрактор, притягивающий нас, это что-то весьма конкретное: цвет кузова или салона, комфортность сидений или удобная защелка у дверцы бардачка – мы далеко не всегда осознаем, почему именно нам нравится та или иная вещь, но вот это неосознанное зачастую и движет нашими поступками.
Если в вашем воображении заветный автомобиль должен иметь красно-рубиновый цвет, то вас разочарует алый или свекольный, не говоря уж о синем или черном.
Иными словами, цель «красный автомобиль такой-то марки» не совпадет с аттрактором. Ваши ожидания окажутся обманутыми.
Аттрактор – то, что нас действительно притягивает, некий образ, картинка, которая возникает в нашем воображении, к этому образу мы стремимся, он отзывается в нас телесно и эмоционально.
Вот еще один пример того, как цель и аттрактор не совпадают.
В моей практике молодой мужчина, с которым мы работали над его целями и их достижением, называл своей целью быть богатым. А его аттрактор выглядел следующим образом: «я сижу в парке, свободный, с ноутбуком на коленях». Как вы понимаете, сидеть в парке с ноутбуком можно и не имея никакого богатства, поэтому аттрактор, который он называл «богатство», на деле им не являлся; по-настоящему он хотел быть свободным и независимым, а это совсем не связано с богатством.
Как бы мог выглядеть аттрактор «богатство»? Например, «я сижу в парке на собственной вилле на Лазурном берегу с ноутбуком на коленях». Если такой аттрактор энергетизирует и возникают эмоциональный отклик и телесные ощущения, тогда можно говорить, что аттрактор – богатство.
По-настоящему система всегда притягивается к аттрактору, а не к формулируемой в уме цели, поэтому очень важно понимать, что для нас является аттрактором, и, уже исходя из него, ставить себе цель (рис. 6).
Рис. 6. Разные аттракторы в идентификациях «Я – покупатель» и «Я – работник»
Если аттракторы у наших разных идентификаций резко отличаются, то нас начинает «растаскивать» в разные стороны: например, идентификация матери хочет как можно больше времени проводить с ребенком, а идентификация профессионала – делать карьеру. Поэтому конфликты между ними неизбежны, и это проявляется как наш внутренний, личностный конфликт.
Вернемся к нашей героине, Рите. Рассмотрим начало ее истории с точки зрения всего вышеизложенного. Какие идентификации были задействованы? Как они появляются и развиваются?
Человек существует и взаимодействует с разными системами: социумом (включая бизнес-систему), семьей, культуральными системами. Во всех этих системах проявляются и развиваются наши идентификации (рис. 7). В детстве формируются идентификации «Я – дочь», «Я – сестра», «Я – ученик», а также осознание себя как тела, эмоций, ума, половой идентификации.
Рис. 7. Пример идентификаций человека в разных системах
У Риты все семейные идентификации были сформированы определенными ценностями, связанными с традиционным типом семьи, подчинением авторитету старших, и особенно мужчин. Отец Риты был из учительской семьи, и он привил Рите ценность образования.
Мышление, убеждения, эмоции, верования, мотивация, этика, ценности у Ритиных идентификаций были сходными, и они находились в относительном согласии, их аттракторы не противоречили друг другу.
Но вот Рита уехала учиться в Москву. Сменилось окружение, круг общения. Появились новые знакомства, друзья с иными ценностями, иными аттракторами. Пока, может быть, это не вполне осознавалось Ритой, но некоторые ее идентификации стали меняться.
Упражнение 3. Поиск изменяющихся аттракторов
а) На рис. 7 выберите идентификации, которые существенно изменились у Риты после переезда в Москву.
б) Попробуйте назвать аттракторы, которые повлияли на изменение этих идентификаций.
а) Вспомните свою жизнь за последний год. Изменились ли какие-то аттракторы за это время? Как они повлияли на изменение ваших идентификаций?
б) Внесите в таблицу идентификаций аттракторы, соответствующие каждой из идентификаций
в) Посмотрите на аттракторы, соответствующие в Упражнении 1 значимым для вас идентификациям (вы их выделяли маркером). Хорошо подумайте над каждым из них. Все ли аттракторы желательны для вас? Улучшают ли они вашу жизнь? Способны ли привести вас к желаемой цели?
г) Внимательно посмотрите на список аттракторов. Выделите те, которые конфликтуют между собой. Есть ли среди них те, которые притягивают выделенные вами важнейшие идентификации?
д) Задумайтесь: какие из идентификаций (особенно связанных с конфликтующими аттракторами) вы хотели бы со временем изменить. (Посмотрите на ваши ответы к Упражнению 2.)
Что нужно для этого сделать? Выпишите на отдельном листе желаемые изменения и меры, которые следует для этого предпринять.
Из этой главы мы узнали, что:
• Все наши идентификации обладают различными типами «собственности» – навыками, мышлением, стратегиями поведения и пр.
• Каждая идентификация имеет различный центр притяжения – аттрактор.
• Аттрактор – это реальный центр притяжения системы, образ, к которому мы стремимся, он закреплен в нас телесно и эмоционально.
• Аттракторы разных идентификаций не совпадают, поэтому между идентификациями существуют конфликты, переживаемые нами как наш внутренний, личностный конфликт.