Вы здесь

Как сконструировать свою жизнь такую, какую хочется. Книга-ключ к энергии эмоций. Глава третья. Кто такой Я? Сколько «нас» в нас? (Марина Пуха, 2011)

Глава третья

Кто такой Я? Сколько «нас» в нас?

История 1

На вечерней московской улице стоит молодая хрупкая женщина с ребенком пяти лет.

Она не знает, куда ей идти и что делать. Ее прошлая жизнь завершилась. Новая еще не началась.

Что предшествовало этому?

Наша героиня, назовем ее Рита, родилась в Башкортостане; в семье было двое детей, она младшая. Родители воспитывали детей в мусульманских традициях, в почитании старших, особом уважении к мужчине. Рита росла живой и любознательной, очень хорошо училась в школе, была очень ответственной, старательной отличницей.

После окончания школы легко поступила в университет, отлично училась, а затем поехала в аспирантуру в Москву. Там она познакомилась с мужчиной, также родом из Башкортостана, вышла за него замуж, родила дочь.

Муж был по нраву ее семье, занимался бизнесом, Рита сидела дома, воспитывала ребенка и целиком зависела от мужа. Ее собственная семья очень напоминала сценарий родительской – муж тоже глава, все подчиняется ему, только он принимает решения. Однако для Риты очень важна была потребность узнавать новое, и она снова пошла учиться.

Бизнес мужа не был слишком успешен, и Рита устроилась на работу. Несмотря на хорошее образование, без опыта работы и с маленьким ребенком ее взяли только помощником бухгалтера в производственную компанию. Так прошло несколько лет.

Ситуация в бизнесе у мужа ухудшалась, и он принял решение уехать к себе на родину, чтобы заниматься бизнесом там. Причем мнение жены его не интересовало, он не удосужился с ней посоветоваться и спросить о ее желаниях. Им само собой подразумевалось, что жена с дочерью последуют за ним. Однако Рита отказалась ехать, как он ни настаивал. Одними уговорами не обошлось, конфликт нарастал, муж перешел к угрозам, шантажу, стал воздействовать на нее через родителей, родственников, устраивал скандалы на ее работе, приходил к ее руководству, поливал жену грязью, требовал, чтобы ее уволили.

Рита отказалась уехать с ним, решила развестись.

И вот она, наша героиня, стоит на улице с ребенком и не знает, что ей делать дальше…

Казалось бы, это выглядит как завязка обычной семейной драмы, каких много вокруг.

Я предлагаю задаться вопросами:

Что привело к такому развитию событий?

Чего хотела наша героиня?

Почему она сделала такой выбор?

Сами ли мы делаем свои выборы, и если нет, то что «в нас» выбирает?

Что помогает или мешает нам сделать выбор?

Посмотрим на эту историю с точки зрения подхода Ноэтической Динамики.

Идентификации

Когда мы говорим – Я, Он, Она, то кого мы имеем в виду?

Странный вопрос, скажете вы: конечно, Машу, Иру, Сашу и т. д. Но Я, Вы, Маша, Ира, Саша и все остальные люди состоят из множества «нас» внутри нас, множества Маш внутри одной Маши. Что это означает?

То, что мы все состоим из идентификаций.

Например:

• я имею ребенка, поэтому у меня есть идентификация матери/отца,

• я состою в браке – у меня есть идентификация жены/мужа,

• на работе я имею идентификацию профессионала,

• общаясь с друзьями – идентификацию друга

• и т. д.

Наши идентификации — это то, что я есть в данный момент, с кем я идентифицирован внутри себя, некие существующие системы внутри человека.

Мы все, находясь в определенной идентификации, легко можем ответить на вопрос «Кто я?»: гуляя с ребенком, вы наверняка ответите «Я мать», на работе назовете свою профессию или должность. Также вы легко ответите, что вы в этот момент делаете. Так происходит оттого, что вы в определенный момент чем-то заняты, выполняете функции. Ваше функционирование имеет некую специфику, один организующий принцип. Когда есть некий принцип, тогда есть идентификация.

Идентификация – это конкретный способ организации нашей жизни, при помощи которого мы эффективно функционируем в определенной сфере.

Для такой эффективной организации нужно, чтобы идентификация умела выполнять определенные функции, причем делала бы это быстро и неэнергозатратно.

Так, находясь в идентификации матери/отца, вы будете действовать, исходя из ваших принципов воспитания ребенка, руководствоваться тем, что, как вам кажется, необходимо ребенку для его выживания и развития как социального существа. При определенной ситуации, связанной с вашим ребенком, вы быстро принимаете решения, потому что ПРОСТО ЗНАЕТЕ, КАК поступать.

Работая, вы будете применять иные принципы организации ваших действий, исходя из ваших профессиональных обязанностей и знаний, причем также будете принимать решения довольно быстро.

Находясь в разных идентификациях, вы испытываете разные эмоции, имеете разные смыслы и, главное, разное ОЩУЩЕНИЕ В ТЕЛЕ.

Много разных Я

Дело в том, что наши идентификации – это не наши роли, играемые в социуме, не оболочки, не субличности, известные в психологии. ОНИ СУЩЕСТВУЮТ РЕАЛЬНО в нашем организме, в мозге.

Современная нейрофизиология добилась впечатляющих результатов в изучении мозга, его структуры, его функционирования. Уже известно, что, когда человек находится в разных идентификациях, у него активны разные участки мозга. В мозге нейроны (наше серое вещество) при активности образуют нейронные цепи, и у разных идентификаций активны разные нейронные цепи! То есть в мозге существует некая нейронная архитектура, соответствующая нашим идентификациям. Имея такую разную мозговую архитектуру, мы имеем и разную физиологию, дыхание, биохимию мозга, разный метаболизм, так как все это связано с активностью различных участков мозга.


НЕЙРОНЫ МОЗГА

Основной структурный элемент мозга – клетка особого типа, известная как нейрон; его функция – обработка информации. В мозге человека, по разным данным, от 100 до 150 млрд нейронов.

Как и любая другая клетка, нейроны имеют клеточное тело, содержащее ядро, а также один главный отросток, называемый аксоном, по которому нейрон передает электрическую информацию. Таким образом, аксон обеспечивает функцию вывода информации. Если нейрон образует выходные связи с большим числом других клеток, его аксон многократно ветвится, чтобы сигналы могли дойти до каждой из них.

Другие отростки нейрона называются дендритами. Они получают сигналы от других нейронов, по сути, исполняют функцию ввода информации. Один нейрон может иметь от одного до нескольких тысяч дендритов. Каждый нейрон образует около 10 тыс. соединений с другими нейронами; в результате таких связей у нас в мозге их больше, чем звезд во Вселенной!

Хотя дендриты некоторых нейронов получают информацию от аксонов других нейронов, физически они не контактируют друг с другом. Между ними есть очень маленький промежуток, называемый синапсом. Нейроны могут «общаться» между собой, посылая через синапс химические вещества, называемые нейромедиаторами. Эти нейромедиаторы либо побуждают получающий их нейрон посылать сигнал, либо запрещают ему это делать. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и в свою очередь посылает импульсы ко многим другим.

Функция нейрона состоит в интеграции всех воздействий, воспринимаемых через синапсы на его теле и дендритах.

Передающие и принимающие клетки объединены в нейронные цепи или сети, и каждый нейрон является звеном той или иной нейронной цепи (сети). Нейроны выполняют свои функции не как изолированные единицы, подобно клеткам печени или почек. Работа миллиардов нейронов нашего мозга состоит в том, что они получают сигналы от каких-то других нервных клеток и передают их третьим. Мозг – морфогенетически активная система. Это означает, что связи между нейронами на протяжении всей жизни все время меняются. Нейронные цепи, по которым циркулируют данные, участвуют в деятельности памяти.

Для решения разных задач в мозге задействуются разные участки. В каждое мгновение их активность разная, но все они интегрированы. Так что мозг работает как единое целое.

Нейроны специализированы поведенчески или системно относительно систем, направленных на достижение тех или иных результатов поведения – разного поведения, поэтому у них разные специализации.

Прежде считали, что каждый участок мозга отвечает за определенную функцию. Но выяснилось, что это не так. Участки мозга многофункциональны, все они интегрированы, и если один участок выходит из строя, то его функцию начинает выполнять другой. Все участки мозга вовлечены в сложнейшую систему взаимодействия. Вообще, для любого процесса мозг формирует систему из звеньев-нейронов, жестких и пластичных. Как отбираются элементы? Как они вовлекаются в какую-то систему для решения задачи? Об этом сегодня известно мало.

Рис. 4. Нейроны мозга

Дендрит – это ветвящийся отросток нервной клетки (нейрона), воспринимающий сигналы от других нейронов или непосредственно от внешних раздражителей и необходимый для того, чтобы проводить нервные импульсы к телу нейрона.

Аксон – отросток нервной клетки, по которому нервныеимпульсы идут от тела клетки к другим нервным клеткам.

Синапс – место контакта между двумя нейронами илимежду нейроном и получающей сигнал клеткой. Служит дляпередачи нервного импульса между двумя клетками, причем в ходе синаптической передачи амплитуда и частота сигнала могут регулироваться.


Когда мы бежим, активны одни участки мозга, когда читаем – другие, когда воспитываем ребенка – третьи, и у нас по-разному активизируются мозг, мышцы, наблюдается разный сердечный ритм и даже с разной скоростью переваривается съеденный обед.

Поэтому, находясь в разных идентификациях, мы и имеем разное телесное самоощущение, мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАНОВИМСЯ ДРУГИМИ ВНУТРИ СЕБЯ, переходя из одной идентификации в другую – много раз в день!

Зная об этом, мы легко можем научиться управлять этим процессом, чтобы добиваться поставленных целей, чтобы делать свою жизнь такой, как нравится нам, а не кому-то другому.

Как же избавиться от «кукловода» и стать создателем и героем своей жизни?

Давайте разберемся.

Упражнение 1. Мои идентификации

1. Нарисуйте таблицу, внесите в нее все идентификации, которые вы можете у себя обнаружить (например, «мужчина», «женщина», «муж», «жена», «мать», «студент», «профессионал», «сын», «подчиненный» и т. д.). Сколько их? Не жалейте времени на составление списка, постарайтесь выявить как можно больше идентификаций – этот список пригодится вам в дальнейшем.

2. Какие из них наиболее развиты? Попробуйте оценить в баллах.

Занесите ваши наблюдения в таблицу.




Где:

0 – нет, но хочется, чтобы была,

1 – есть лишь зачатки этой идентификации,

10 – очень хорошо развитая идентификация.


3. Какие из идентификаций являются самыми значимыми для вас? Выделите их маркером.

4. Поразмыслите над получившимся результатом.

Краткие выводы

Из этой главы мы узнали, что:

• Мы все имеем различные идентификации – конкретные системы внутри человека для более эффективной организации жизни и функционирования в определенной сфере.

• Идентификации РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ на уровне мозга и организма человека, и они реально изменяют нас.

• Мы можем управлять своими идентификациями, конструируя свою жизнь по собственному выбору.