Вы здесь

Как сделать так, чтобы в семье были деньги. Простые правила по системе Плотли. Как сделать так, чтобы в семье были деньги. Простые правила по системе Плотли (Плотницкая Лариса, 2017)

© Плотницкая Л.

© ООО «Издательство АСТ»

Как сделать так, чтобы в семье были деньги. Простые правила по системе Плотли

«Это именно то, чего мне не хватает», – говорят люди об умении управлять финансами. Может быть, вам знакомо одно из выражений:


• Я делаю попытки управления своими финансами

• Я пытаюсь накопить денег

• Я хочу достичь определенных финансовых целей


«Но в итоге почему-то все срывается, не получается! У меня есть часть расходов, которые можно было бы убрать или значительно уменьшить, но все равно что-то мешает, не получается. Мои знакомые получают столько же денег, как и я, но они живут лучше. Что я делаю не так?»


Часть участников моих тренингов даже имеют Резервный капитал, но позывы «взять оттуда чуть-чуть» очень сильны. Не хватает организованности и ответственности.


Сколько лет деньгам, столько же лет и той информации, которую я хочу вам передать. Мало кто задумывается над тем, что грамотное, бережное и профессиональное обращение с деньгами должно выполняться человеком на автомате. Например, утром вы просто идете и умываетесь, чистите зубы и т. д. Вы не задумываетесь: «А надо это или нет?» Вы просто делаете это.


Но в управлении деньгами так же, как и в любом другом навыке, любой профессии – должен быть пройден определенный период обучения. Управлению деньгами НУЖНО НАУЧИТЬСЯ. Именно это я и собираюсь сделать в этой книге-тренинге.


ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ

• Что такое Личный Финансовый План (ЛФП) и почему он не для всех

• Откуда дети учатся управлять финансами

• Почему другие люди при таких же доходах живут лучше, чем вы

• Как предпринимателю эффективно планировать бюджет своего бизнеса

• Как реклама заставляет покупать нас «все больше и больше»

• Как избавиться от «кредитной ямы» и перестать жить в долг

• 2 мощных практических упражнения для построения вашей серьезной финансовой базы

• Как и зачем нужно планировать свои цели на 50 лет вперед

• 7 законов денег

• Почему бизнесмен должен работать «за зарплату»

• Как финансовое планирование может укрепить вашу семью

• Почему не нужно экономить

• Почему не нужно снижать свои расходы

• Как планировать и настраивать каждую статью расходов

• Как максимально быстро и легко создать Резервный капитал


ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ

• Лучшие практики по управлению деньгами, доступные даже для новичков

• Практический навык управления личными и семейными финансами

• Навык грамотного управления корпоративными финансами

• Лучшие советы и способы уменьшения спонтанных расходов

• Уникальный опыт постановки и достижения долгосрочных финансовых целей

• Лучшие советы по инвестированию созданного капитала

• 9 «волшебных» формул управления финансами

• Принципы создания и работы с личным, семейным и корпоративным бюджетами

• Готовую систему по настройке личного и семейного бюджетов


ДЛЯ КОГО

• Для тех, кто хочет увеличить свой доход

• Для тех, кто хочет сделать свои расходы более разумными и осмысленными

• Для тех, кто хочет перестать необдуманно тратить деньги направо и налево

• Для тех, кто хочет стабильности и уверенности в завтрашнем дне

• Для тех, кто хочет создать капитал для инвестирования

• Для тех, кто хочет научиться управлять личными и корпоративными финансами

• Для тех, кто хочет научить своих детей грамотному и бережному обращению с деньгами

• Для тех, кто желает наконец рассчитаться со своими долгами

• Кто хочет прекратить «жить в кредит»

• Кто понял, что «пора что-то менять в своей жизни»


КОМУ ТОЧНО НЕ НУЖНО

• Тем, кто и так все знает

• Тем, кто не хочет увеличить доход

• Тем, кто думает, что богатство и достаток свалятся на него с неба

• Вы профессиональный обвинитель и постоянно учите других «как им жить и как работать»

• Тем, кто хочет в очередной раз просто узнать что-то новенькое

• Тем, кто является суперэкспертом в управлении личными финансами и знает все лучше других

• Тем, кто ищет очередную «волшебную таблетку»

Лариса Плотницкая. Краткая биография

http://larisaplotnitskaya.com/


С 2011 года основатель учебного центра «Финансовый навигатор».


Опыт работы в области управления финансами более 20 лет, в том числе в должности финансового директора.


Опыт управления финансами различных бизнесов.

Автор системы управления финансами ПЛОТЛИ.


Член ECF «Европейской Федерации Коучей»


В настоящее время:

• тренер, профессиональный бизнес-коуч,

• финансовый консультант и предприниматель,

• тренер Moscow Business School, Русской школы управления, Финансового университета при Правительстве РФ.

Краткий план


Колесо баланса и долгосрочное планирование


Учимся управлять деньгами

Говорят, что Москва не сразу строилась, можно также сказать, что и финансовые привычки встраиваются в нас не за один день, а в результате целенаправленных усилий.


Парикмахер, бухгалтер, врач – все эти люди прошли предварительную подготовку, учились, прикладывали значительные силы для своего профессионального роста. Мы принимаем как данность, что спортсмены-олимпийцы достигают совершенства в спорте посредством ежедневных тренировок. Почему же мы считаем, что это правило не распространяется на развитие навыков управления деньгами?


В управлении деньгами на бытовом уровне особенностей и хитростей не меньше, чем в любой другой профессии. Поэтому я предлагаю научиться управлению деньгами.


Мы пускаемся в далекий и нелегкий путь, в конце которого нас ждут наши Цели и Мечты, которые обязательно осуществятся, если мы будем следовать правилам и советам этой книги. А для начала выполните три задания, которые помогут вам самому разобраться в вашем нынешнем финансовом положении.


ЗАДАНИЕ 1: ПРОВЕРЬТЕ, НАСКОЛЬКО УСПЕШНА ВАША ФИНАНСОВАЯ ЖИЗНЬ?




Наша жизнь многогранна. И говорить о ней – «хорошая» или «плохая», по меньшей мере, бессмысленно. Тем не менее, можно попробовать примерно оценить общий уровень вашей финансовой жизни сегодня.


Для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов.

1. Если утверждение соответствует правде, поставьте 1. Будьте строги, оценивайте честно. Ставьте 1, только когда это, действительно, всегда правда.

2. Если утверждение иногда правда или обычно правда, НЕ ставьте НИЧЕГО.

3. Если утверждения не применимо к вам, ставьте ноль (т. е. если это никогда не произойдет или не относится к вам).

3. Задача – заполнить все ячейки 1. Вы сможете улучшить свою финансовую жизнь, и это может занять до 90 дней.






ЗАДАНИЕ 2: ЗАПИШИТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ В ВАШЕЙ ФИНАНСОВОЙ ЖИЗНИ

__________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 3: ЗАПИШИТЕ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

1) Вспомните, какой образ жизни вели ваши родители и какими привычками в отношении денег обладал каждый из них?

2) Напишите, чем вы похожи на своих родителей и чем отличаетесь от них?

3) Опишите, как подражание повлияло на ваше нынешнее финансовое состояние?

___________________________________________________________________________________________________


Теперь выясним, откуда взялись ваши привычки экономить или транжирить? Кто учил вас финансовой грамотности – строгие мама с папой, или щедрая бабушка, или ушлые ребята во дворе, перепродающие китайские футболки?

Почему ребенок управляет деньгами лучше, чем бизнесмен

Откуда берется первый опыт управления деньгами? Конечно же, из семьи. Хорошо, если родители и близкие люди обращались с деньгами грамотно. А если нет?


Подрастая, ребенок автоматически начинает «выполнять заложенную в него программу» обращения с финансами, подсмотренную у родителей и так хорошо усвоенную.


И лишь с возрастом, набравшись опыта, человек начинает проводить сравнение: «А почему при тех же самых доходах Иван живет более стабильно, уверенно, может больше себе позволить, уже купил себе квартиру…» (нужное подчеркнуть).


Если у вас есть дети, то немедленно задумайтесь, какой пример им подаете. И обязательно имейте в виду, что чем быстрее и лучше вы научите своего ребенка обращаться с деньгами, тем легче будет вам, как родителям. Ребенок, с малых лет обученный не разбрасываться деньгами, будет автоматически воспитывать и развивать в себе финансовую дисциплину и грамотность.

Не бойтесь с малых лет приучать своего ребенка обращаться с деньгами. Возникновение финансовых ограничений без объяснения причин, наоборот, будет учить ребенка делать неразумные и резкие, с финансовой точки зрения, шаги.


Есть еще очень интересная закономерность (на заметку предпринимателям и бизнесменам): человек, будучи собственником бизнеса, переносит модель управления финансами из личной сферы в профессиональную. Грубо говоря, неумело управляя своим кошельком, человек настолько же неумело управляет денежными потоками в своем бизнесе.


Бизнес – это зеркальное отражение собственника. Вне зависимости от масштабов, в бизнесе выплывают все те же банальные ошибки, допускаемые в управлении личными и/или семейными финансами.


Если вернуться немного назад, то я уже более 20 лет занимаюсь управлением корпоративными финансами. Приехав в Москву в 1994 году, я ставила себе задачу состояться в плане карьеры и попутно заработать денег. Была поставлена цель: заработать 1.000.000 рублей (потом пожалела, что так мало), купить 3-комнатную квартиру площадью 100 кв.м. В 2003 году достигла всех поставленных финансовых целей, а в 2008 году стоимость наших активов составила 500.000 долларов.


Долгое время работала финансовым директором в крупной компании. Компания была построена в виде филиальной сети, разбросанной по всей стране. В каждом из филиалов нужно было внедрить управленческий учет. Однажды менеджер по персоналу задал мне вопрос: «А что же такого сложного в бюджетировании? Почему некоторые директора филиалов этого не понимают?»


За следующие 15 минут я провела ей мини-тренинг на примере ее же личных финансов. Через полгода эта девушка перезвонила мне и сказала, что купила квартиру. Тут я поняла, что проведение тренингов и мастер-классов, да еще и на основании своего опыта, которого у меня было не занимать, – это именно то, чем мне хотелось бы заниматься.


Мне очень нравится, когда люди мне доверяют, когда они получают собственные результаты с моей помощью.


А вы хотя пробовали поставить себе целью заработать 1.000.000 рублей? Или заняться собственным бизнесом? Не уверены в собственных силах? Тогда выполните следующие задания, которые помогут вам разобраться в своих способностях по управлению финансами и целях, которых вы хотели бы достичь.


ЗАДАНИЕ 1: ОТВЕТЬТЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ




1. Что вы знали о финансовом планировании в детстве и юности?

2. Как это повлияло на отношение к деньгам?

3. Вы заботитесь о своем финансовом положении? Если да, то как это отражается на других сторонах вашей жизни, например таких, как работа и личная жизнь?

___________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 2: ОЦЕНИТЕ СВОЙ ФИНАНСОВЫЙ IQ, ОТВЕТИВ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

1. Ведете ли вы личный бюджет? ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть)

2. Ежемесячно и в срок погашаете задолженности по кредитным картам, если они есть? ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть)

3. Есть ли у вас сберегательный счет? ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть)

4. Планируете ли вы крупные покупки заранее? ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть)

5. Есть ли у вас долгосрочный финансовый план? ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть)


ЗАДАНИЕ 3: ЕСЛИ ВЫ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТВЕТИЛИ ХОТЯ БЫ НА 2 ВОПРОСА ИЗ ЗАДАНИЯ 2, ЗАПИШИТЕ ТРИ ЦЕЛИ, КОТОРЫХ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ДОСТИЧЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

____________________________________________________________________________________________________


Для достижения целей, конечно же, нужны накопления. А вы умеете откладывать деньги на «черный день» или на большую покупку? Трудно вам это дается или легко? Удавалось ли сохранить, не растратить свой сберегательный счет? О секретах накопления – в следующей главе.

Накопление денег: рациональный подход или жесткая экономия

Даже если у вас достаточно легко получается зарабатывать, то это не означает, что настолько же легко будет заниматься накоплением. В большинстве случаев процесс накопления средств идет «с большим скрипом», приходится отказывать себе буквально во всем. Особенно тяжело приходится людям, привыкшим к тому, что если возникло желание или потребность что-то купить, то это покупается сразу же, без рациональной оценки и взвешенного подхода.


Управление личными финансами – это подход не для всех. Для иллюстрации примера, пожалуйста, представьте себе поле, на котором идет игра в хоккей. Кто есть на этом поле? Зрители, игроки, скамейка запасных. На скамейке запасных, их еще называют «аутсайдерами», находятся люди, максимально близкие к игрокам, но по каким-то причинам не участвующие в игре. Причины могут быть разные – болезнь, нарушение правил или же просто человек ждет своей очереди для выхода на поле.


Точно так же и люди. Они делятся на:

• Игроков

• Аутсайдеров

• Зрителей


Кого больше? Правильно, зрителей. Если провести аналогию с бизнес-коучингом, когда идет персональная работа тренера-коуча и другого человека, то этим «другим» будет, конечно же, «игрок». Тренеру проще взять именно «игрока», который уже разбирается в базовых вещах, который сам хочет идти вперед и достигать результатов. Что по поводу работы с «аутсайдерами» – на них уйдет слишком много времени, для того чтобы объяснить правила игры, особенности поведения на площадке, что делать нужно, что не нужно и т. д. Со «зрителями» тренер не работает вообще.


Задача тренера – отсечь «зрителей», выявить перспективных «аутсайдеров» и определить самых заинтересованных «игроков». У зрителя же другая задача – хлеба и зрелищ.


Положа руку на сердце, сами как думаете – вы действующий игрок, запасной игрок или зритель? Для того чтобы понять, какое место вы сейчас занимаете на самом деле в финансовых играх и на какое место можете претендовать в будущем, выполните три задания.


ЗАДАНИЕ 1: ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ФИНАНСОВЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ, ВАМ НУЖНО ЯСНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ СВОЕ НЫНЕШНЕЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. НАПИШИТЕ, КАКИМИ АКТИВАМИ ВЫ ОБЛАДАЕТЕ




Активы – это то, что стоит денег (или то, куда вы вложили деньги).

Активы могут приносить доход (например: банковский депозит, акции, бизнес и т. д.), а могут не приносить дохода, а требовать расходов (например: квартира для жизни или дача…).


Пример: Активы и их доходность


Активы и их доходность




ЗАДАНИЕ 2: СКОЛЬКО РАЗ ВЫ ПРОБОВАЛИ КОПИТЬ ДЕНЬГИ?

_________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 3: СКОЛЬКО ДЕНЕГ НА СБЕРЕГАТЕЛЬНОМ СЧЕТЕ У ВАС ЕСТЬ НА ДАННУЮ МИНУТУ?

__________________________________________________________________________________________________


Ну, что ж, теперь вы поняли, на что вы в принципе способны в финансовом плане: как быстро можете разбогатеть, достичь поставленных целей, с каждой зарплаты откладывать по рублю или по тысяче? Но этого мало! Для того чтобы стать Властелином Денег, нужно еще знать, какой вы человек по психотипу. Дело в том, что Деньги любят смелых и бережливых.

Красный, желтый, зеленый, синий – классификация психотипов людей по цветам

Одним из главных компонентов успешности является человеческий капитал. Инвестировать деньги ВАЖНО как в человеческий капитал, так как во взаимоотношения с людьми.


Основы типоведения были заложены более 90 лет тому назад, когда швейцарский психиатр К. Г. Юнг предположил, что поведение человека не случайно, но вполне предсказуемо и, следовательно, поддаётся классификации. Согласно теории психологических типов, каждый человек рождается с определённой предрасположенностью к тем или иным личным предпочтениям[1].

Согласно трудам Карла Юнга, на которых основывается теория психологических типов, все люди в каждый момент своего существования выполняют две следующие функции: первая функция – собирают информацию о внешнем мире, и вторая функция – принимают решения, основываясь на этой информации. Более подробно о типологии вы можете прочитать в книгах Отто Крегера.


Хорошая новостьвы легко сможете понять язык типологии. Художник Александр Ермолович изобразил стиль людей, которые собирают информацию, в образе Желтого Суриката и Зеленого Бобра. А стиль людей, принимающих решение, – в образе Красного Льва и Синего Лемура.




Желто-синих во всем мире 75 %. Вот именно поэтому управление личными финансами – это не для всех. Очень хорошо получится управлять финансами у «зеленых», то есть когда «зеленый» цвет доминирует.

Итак, подходите ли вы на роль Главного Правителя Финансами? Загляните поглубже в свою душу и разберитесь, наконец, к какому психологическому типу относитесь, выполнив следующие три задания.


ЗАДАНИЕ 1: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, К КАКОМУ ТИПУ ЛИЧНОСТИ ОТНОСИТЕСЬ ВЫ?




В соответствии с теорией типов существует два основных способа получения информации о внешнем мире[2]:


Первый:

1. Предпочитаете ли вы, наблюдая за явлениями и собирая информацию, воспринимать и использовать полученные сведения буквально?

2. Вы предпочитаете быть практиком и реалистом, и вас больше привлекает осязаемая, ощутимая сторона жизни?

3. Вас больше интересуют получаемый опыт, практические соображения и осязаемые, текущие аспекты ситуации?


Если вы больше ответили «да», то в таком случае ваше предпочтение в области сбора информации тяготеет к Зеленому Бобру.


Второй:

1. Вы предпочитаете действовать более непосредственно и образно?

2. По мере того как вы получаете информацию от своих органов чувств, склонны ли вы переводить её в сферу интуиции, в поисках возможностей, смыслов и взаимосвязей между всем многообразием явлений?

3. Может быть, вы предпочитаете изучать общую схему, видеть вещи целостно и пытаться встроить свои знания в ту или иную теоретическую структуру?

4. Вам близки высказывания, которые носят приблизительный и подчас произвольный характер («достаточно близко», «почти», «около» и так далее)?


Если вы больше ответили «да» – в таком случае в деле сбора сведений вы Желтый Сурикат.


ЗАДАНИЕ 2: ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ БОЛЕЕ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Если вы хотите более точно определить свой тип личности, заполните тест «Определи свой цвет» plotli.ru/testcolorstep0/ и получите подробный ответ по своему типу личности


ЗАДАНИЕ 3: ПРЕДЛОЖИТЕ СВОИМ ПАРТНЕРАМ И БЛИЗКИМ ВАМ ЛЮДЯМ ПРОЙТИ ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ТИПА ЛИЧНОСТИ

В соответствии с индикатором типов Майерс – Бриггс был разработан тест «Код идентификации» http://www.plotli.ru/testcodestep0/, который поможет вашим близким определить тип личности и понять, с кем лучше строить финансовые отношения.

Мудрые говорят: хочешь стать богатым, планируй будущее. Если вы четко и ясно знаете, чего вы хотите добиться в будущем – или отправить учиться детей в Лондон, или купить квартиру в центре, или открыть свое дело – то деньги сами потекут к вам в руки! Практикой проверено!

Практика. Упражнение «Колесо баланса»

Первый закон денег гласит: «Думай о своем финансовом будущем». Перед тем, как начинать работу со своими финансами, обязательно сделайте упражнение «Колесо баланса».

Начертите окружность:




Очень важно, чтобы вы выполняли это упражнение, поставив себя в самый центр данной схемы. Все цели и желания должны быть вашими, не навязанными извне – родителями, друзьями, окружением. Если вы работаете с «семейным» колесом баланса, то в центре должны стоять интересы семьи, то есть общие желания и цели.


Разделите окружность на 6 частей и получившиеся сектора назовите (у вас могут быть свои наименования):

Сектор А. Работа, бизнес

Сектор Б. Семья, отношения, секс

Сектор В. Хобби, отдых

Сектор Г. Здоровье

Сектор Д. Саморазвитие

Сектор Е. Деньги, материальные блага


Хочу подчеркнуть, что «Бизнес» и «Деньги» – это разные категории. Работа и бизнес рассматриваются не только как источник генерации денежного потока, но и как источник самоудовлетворения и самореализации. Разбиение всей жизни на сектора принципиально важно для того, чтобы понять, где именно у вас проблема, где вы «проседаете».


Разделите каждый сектор вертикально на 10 частей, чтобы получилась шкала. И применительно к каждому сектору – Работа, Хобби, Здоровье и т. д. поставьте оценку от 1 до 10. Насколько у вас реализован данный сектор? Насколько у вас обстоят дела в нем? Насколько вы удовлетворены им? Соответственно, 1 – очень плохо, 10 – отлично.


Когда вы будете делать это упражнение в первый раз, то обнаружите, что какой-то или какие-то из секторов будут зашкаливать и «перевешивать» все остальные. Например, очень часто делается упор на «Работу», «Деньги», но полностью игнорируются «Отдых», «Здоровье».


Регулярная работа с «Колесом баланса» позволит вам постоянно держать руку на пульсе своей жизни и оперативно реагировать на возникающие проблемы, перекосы и прочие неприятные моменты. Возьмите себе за правило делать это упражнение 1 раз в 3 месяца, то есть 4 раза в год. На основании «Колеса» очень удобно корректировать свои долгосрочные цели. Вы будете приятно удивлены результатами. Для того, чтобы вам было удобнее выполнять данную работу, можно пройти тест «Сбалансированная жизнь» по адресу plotli.ru/transformstep0/.


Приведу свой пример работы с «Колесом». В секторе «Деньги» на 10 я планировала зарплату в 5.000 долларов и квартиру – у меня это получилось. Все достижения из сектора «Деньги» не относились к «Работе». Главная причина того, что у меня получилось добиться целей, – четкое понимание того, что я хочу.


В секторе «Работа» я очень четко представляла, что хочу быть финансовым директором. Свой личный кабинет, секретаря… Эта моя картина «десятки» в секторе «Работа». Об отдыхе я особо не беспокоилась. Но в «Отдыхе» был запланирован круиз на огромном лайнере.


Получалась такая картина, что с секторами А, Д, Е – все в порядке, а сектора Б, В, Г – не просто проседают, а полностью отсутствуют. И случилось так, что я попала в больницу прямо с работы. Вот он – итог такой «разбалансировки». Поэтому мне пришлось (к счастью!) пересмотреть свой подход и уделить особое внимание отстающим областям.

Это не значит, что я полностью отказываюсь от целей в «денежных» секторах, я просто меняю приоритеты и устанавливаю в них менее амбициозные цели, но как раз это позволяет мне подтянуть сектора «семейные».

А вам какие «сектора» надо подтянуть, чтобы стать Правителем своего кошелька? Подсчитайте, сколько времени вы уделяете работе, а сколько своим близким? Где перерабатываете, а где ленитесь? Ответы на эти вопросы вы получите, выполнив три задания. Помните: деньги любят тех, кто и работает, и отдыхает хорошо!




ЗАДАНИЕ 1: НАСКОЛЬКО У ВАС РЕАЛИЗОВАН КАЖДЫЙ СЕКТОР ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

Пример:




Сектор А. Работа, бизнес

Сектор Б. Семья, отношения, секс.

Сектор В. Хобби, отдых

Сектор Г. Здоровье

Сектор Д. Саморазвитие

Сектор Е. Деньги, материальные блага


Составьте свое «Колесо баланса»




Сектор А. ____________________________________

Сектор Б. ____________________________________

Сектор В. ____________________________________

Сектор Г. ____________________________________

Сектор Д. ____________________________________

Сектор Е. ____________________________________

Насколько у вас реализован каждый сектор вашей жизни?

Насколько у вас обстоят дела в нем?

Насколько вы удовлетворены им?

Отметьте в вашем колесе баланса степень удовлетворенности каждым сектором, соответственно, 1 – очень плохо, 10 – отлично. Заштрихуйте выделенную область


ЗАДАНИЕ 2: НАПИШИТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАША ЗАШТРИХОВАННАЯ ФИГУРА КРУГОМ?

__________________________________________________________________________________________________


Тот, кто живет одним днем, богатства не достигнет. Так говорят те, кто достиг высот финансового благополучия. Нужно строить планы. И не просто планы, а грандиозные проекты – на 1 год, на пятилетку и даже на десять лет. Тогда деньги услышат ваши желания и будут регулярно притекать в ваш кошелек. Учитесь планировать!

Как научить себя планировать на долгий срок. Упражнение «Мост»

Обязательно определите для себя приемлемый срок долгосрочного планирования. Я рекомендую 3, 5, 7, 10 лет. Срок долгосрочного планирования необходимо выбирать абсолютно четко.


Но в случае с длинными сроками есть одна особенность – чем больше срок, тем легче вам будет «договориться с самим собой», чтобы отодвинуть выполнение цели еще дальше или не выполнить ее совсем.


Если вам очень сложно представить себе долгий срок (для кого-то даже 3 года будут нереальным для планирования), выполните следующее упражнение. Оно называется «Мост».


Представьте, что вы – архитектор. Есть точка А, в которой вы находитесь сейчас. Есть точка Б, в которую нужно прийти, то есть точка Б – это другой берег, на который нужно перекинуть мост. Как вы считаете, нужно ли составлять план постройки моста? Обязательно. Также в плане всегда есть такое понятие, как «срок исполнения». Еще его называют «дедлайн».


Перед постройкой архитектор спрашивает у заказчика:

• Для чего нужен этот мост?

• К какому сроку должен быть построен?

• Из каких материалов?

• Какие функции он будет выполнять?


В данном случае, срок выполнения заказа является одним из важнейших критериев. По умолчанию подразумевается, что Заказчику действительно требуется мост для выполнения серьезных функций, то есть этот мост приравнивается к важной и значимой для вас цели.


ЗАДАНИЕ 1: ОПРЕДЕЛИТЕ САМУЮ ВАЖНУЮ ДЛЯ ВАС ЦЕЛЬ




__________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 2: НАПИШИТЕ, ЧТО ВАМ ДАСТ ВАША ЦЕЛЬ. КАК ВЫ СЕБЯ БУДЕТЕ ЧУВСТВОВАТЬ, КОГДА ВАША ЦЕЛЬ БУДЕТ ДОСТИГНУТА?

__________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 3: ОПРЕДЕЛИТЕ ТОЧНУЮ ДАТУ (БОЛЕЕ 3 ЛЕТ) ИСПОЛНЕНИЯ ВАШЕЙ ЦЕЛИ

__________________________________________________________________________________________________


А нет ли у вас тайного желания стать олигархом? Обзавестись домами в каждой стране? Согнать в гараж несколько эксклюзивных моделей автомобилей? Летать по миру на собственном самолете? Наверное, даже пугаетесь таких желаний, да? И напрасно! Как убеждают великие мира сего, умейте построить планы на всю жизнь – и Фортуна будет всегда сопровождать вас по жизни!

Есть ли у вас цель на 50 лет

Этот простой вопрос может вызвать легкий шок и ступор у неподготовленного («обычного») человека. Чем дальше и масштабнее цель, тем проще вам заниматься всеми мелкими делами, приводящими к большому общему результату. Например, в качестве «мелкого» дела можно взять управление личными финансами.


Одна из особенностей постановки срока выполнения цели – при работе над целями без «срока исполнения» – с вероятностью 99,9 % вам надоест заниматься планированием, корректировкой промежуточных целей и шагов, вести рабочие записи. В итоге вы просто перестанете понимать, зачем все это нужно.


В случае если срок в 1 год уже для вас является «мегадолгим» и вы даже не представляете себе, как можно планировать на такой длительный срок, то держите объяснение.


У нас в голове живут «паттерны» – определенные мысли, второе и третье «Я». Назовем их «утками» – Умная утка (на самом деле она большая дура) и Глупая утка (на самом деле умничка и трудяга).


Умная утка говорит: «Слушай ну, зачем тебе все это нужно? 40 лет жили без всяких там личных финансов и еще столько же проживем. Ерунда все это». Глупая утка говорит: «Ты сделал вот это и вот то, то у тебя получилось отлично. Соответственно, если сделаешь это, то будет еще лучше». Громкий голос Умной утки забивает тихий голосок Глупой, хотя в глубине души вы прекрасно понимаете, что Умная утка не права. Эти паттерны из головы никак не убрать, их не уничтожить, но с ними можно договориться и научиться результативно сосуществовать.


Еще Наполеон Хилл говорил: «Поставьте срок выполнения цели и просто начните делать шаги по ее достижению». А выполнение шагов невозможно, если постоянно прислушиваться к «Умной утке».


Когда вы будете работать над упражнением «Колесо баланса», рекомендую проставлять текущие оценки, исходя из долгосрочных планов для каждой из сфер жизни. Определите для себя состояние, когда данная сфера будет считаться на «десятку». И исходя из этого оценивайте текущие результаты/состояние.


Все мы разные, и состояние «на десять баллов» будет серьезно отличаться у разных людей. Для кого-то – на текущий момент в порядке вещей ездить 2 раза в год отдыхать за границу, поэтому для него «10 баллов» – это 4 выезда в год, а кому-то достаточно 2 раза в месяц выбираться на природу с друзьями, потому что на текущий момент выходных вообще нет и не предвидится.


Например, на тот момент моя картинка отдыха выглядела как «съездить в Китай за 5000 долларов» и «круиз за 10.000 долларов».


Есть ли у вас знакомые, которые достигли больших высот? Вы когда-нибудь пытались проанализировать, как они смогли добиться таких успехов? Можете ли перенять их полезные привычки и манеры поведения? В общем, чтобы стать Правителем денег, вам нужно учиться у удачников. И выделите приоритеты – поймите, что для вас, действительно, важно, выполнив очередную порцию заданий.


ЗАДАНИЕ 1: ПРОЧИТАЙТЕ КНИГУ НАПОЛЕНА ХИЛЛА «ЗАКОН УСПЕХА»




Прочитайте книгу Наполеона Хилла «Закон успеха» (полное классическое издание. Издательство Минск, 2009) и внимательно изучите таблицу, расположенную на страницах 80–81. Прежде чем оценивать себя, сравните показатели десяти выдающихся лидеров. Заполните таблицу (поставьте количество баллов: минимум – 0, максимум – 100)


ЗАДАНИЕ 2: ПРОВЕДИТЕ ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Проведите интересный эксперимент: напишите имена 5 своих знакомых, которые добились успеха, и 5, которые потерпели неудачу. Оцените их по всем 15 пунктам из задания 1. Что объединяет успешных знакомых с вашей точки зрения?

____________________________________________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 3: ПРОПИШИТЕ ВАШИ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ В КАЖДОМ СЕКТОРЕ ВАШЕГО «КОЛЕСА БАЛАНСА». ЭТО ВАШИ «10» В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

____________________________________________________________________________________________________


Для того чтобы стать богатым, надо быть счастливым. Вспомните, что вас обрадовало недавно? С каким настроением вы чаще всего просыпаетесь? Знайте: Деньги не любят хмурых ворчунов! Вы должны выяснить, что вам доставляет истинное удовольствие. И вот к нему – удовольствию – бегите со всех ног. Там ваши настоящие цели и желания. Богатеть надо радостно!

Что общего у финансов и колес вашего автомобиля

Представьте себе, что вы владелец автомобиля. Выходите утром к нему и видите, что колеса у него не круглые, а квадратные, треугольные или вообще в виде непонятного многоугольника. Как вы думаете, поедет автомобиль с такими колесами? Конечно же, нет. Так и с вашим «Колесом баланса». Посмотрите, что у вас получилось в результате. Насколько получившаяся фигура напоминает колесо?


Возможен вариант, что у вас будет действительно «колесо», но маленького масштаба – например, все сектора на «2» или «3». Это означает, что если вас действительно прельщает жизнь в секторе на «10 баллов» и вы готовы делать шаги в нужном направлении, то срочно расширяйте зону комфорта.


Теперь каждому сектору присвойте приоритет от 1 до 3. 1 – наименее важно, 2 – важно, 3 – очень важно. Очень важно: приоритеты в жизни меняются!


А теперь проведите следующий расчет:

Y × (10 – X),

где Y – приоритет (от 1 до 3)

Х – уровень текущей удовлетворенности данным сектором (от 1 до 10)


Сделайте этот расчет для каждой из сфер жизни. Сравните получившиеся цифры.


Пример таблицы для расчета:






Максимальную цифру обведите кружком. О чем она вам говорит? Это ваш «больной зуб». Это то, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Этот пункт вам мешает. Это то, на что нужно бросить все силы и максимально быстро закрыть вопрос.


Например, на одном из моих тренингов девушка говорила: «Лариса, я хочу Audi TT. Но сколько бы я ее ни планировала, сколько бы ни работала в направлении цели – все равно не получается, цель не достигается». Оказывается, после проработки «Колеса баланса» этой девушки выяснилось, что сфера ее реальных долгосрочных интересов лежит в другой плоскости – в плоскости развития и расширения ее бизнеса (салон красоты не в съемном, а в собственном помещении).


Постарайтесь, чтобы цели из всех секторов вели вас к выполнению своей главной цели, чтобы они были опорой, фундаментом пирамиды ваших целей. Выберите эту главную цель прямо сейчас – это поможет вам максимально быстро двигаться к ней, она будет давать силы, мотивацию. Чем более «осязаемая» цель будет перед вами стоять, тем больше шансов ее достигнуть.




Если вы определили максимальный срок 7 лет, то это срок, за который нужно достигнуть долгосрочной цели. Все остальные цели (поддерживающие) должны осуществиться раньше, чем через 7 лет.


Например, для того, чтобы получить должность финансового директора, необходимо получить степень МВА. Но если «финансовый директор» планируется через 7 лет, то МВА нужно уже «завтра». МВА стоит 10.000 долларов. А если доход на текущий момент составляет 300 долларов на семью? Вот это действительно задача!

Цели, цели и еще раз цели – самые желанные! Вот к чему вы должны стремиться, чтобы деньги не переводились в вашем кошельке. Как быстро они к вам потекут, вы узнаете, выполнив следующие задания.


ЗАДАНИЕ 1: ВОЗЬМИТЕ СВОЕ «КОЛЕСО БАЛАНСА» И КАЖДОМУ СЕКТОРУ ПРИСВОЙТЕ ПРИОРИТЕТ ОТ 1 ДО 3




1 – наименее важно, 2 – важно, 3 – очень важно.

Внимание: приоритеты в жизни меняются!

Степень удовлетворенности – это заштрихованные поля «Колеса баланса»


Заполните таблицу


ЗАДАНИЕ 2: А ТЕПЕРЬ ПРОВЕДИТЕ СЛЕДУЮЩИЙ РАСЧЕТ

Y × (10 – X),

где Y – приоритет (от 1 до 3)

Х – уровень текущей удовлетворенности данным сектором (от 1 до 10)


Данные расчета внесите в таблицу Задания 1.

Максимальную цифру обведите кружком. Это ваш «больной зуб». Это то, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Этот пункт вам мешает. Это то, на что нужно бросить все силы и максимально быстро закрыть вопрос.


ЗАДАНИЕ 3: ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ

Выберите свою главную цель прямо сейчас – это поможет вам максимально быстро двигаться к ней, она будет давать силы, мотивацию. Поставьте свою главную цель в верхний кружок. Остальные цели разместите так, чтобы они были опорой, фундаментом пирамиды ваших целей.




Примечание: Ваш «больной зуб»Ваша «Главная цель»Сектор «Деньги»


Моя главная цель:

__________________________________________________________________________________________________________