ALAN BARKER
HOW TO SOLVE ALMOST ANY PROBLEM
Prentice Hall LIFE
is an imprint of
PEARSON
© Alan Barker, 2012
Научный редактор русского издания Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, научный руководитель Института практической психологии Высшей школы экономики
Переводчик – Мария Чомахидзе-Доронина
Предисловие к русскому изданию
«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!»
Пониманию особенностей нашего восприятия, того, как оно действует, как мы склонны решать возникающие проблемы и каким образом еще это можно сделать, посвящена книга Алана Баркера «Как решить любую проблему». Каждый сумеет найти в ней что-то полезное для себя – либо для решения житейских проблем, либо для решения проблем в той или иной сфере деятельности. В книге не рассматриваются какие-то узкие вопросы. Автор разбирает и классифицирует любые проблемы, которые могут возникнуть у человека, и предлагает пути их решения.
Изначально каждый из нас склонен к определенному стилю решения проблем, который больше основывается или на интуиции, или на логике. Учитывая типичные реакции человека на те или иные раздражители, его наиболее развитые способности и личностные особенности, автор выделяет четыре поведенческих типа: «Аналитик», «Инженер», «Дизайнер» и «Исследователь». В каждом из нас в той или иной степени сочетаются все эти четыре типа, просто один из них обычно выражен наиболее ярко. В зависимости от этого мы легче решаем проблемы определенных типов: «Дизайнеру» легче создать что-то новое, «Инженеру» – организовать процесс и внедрить результат, «Аналитику» – оценить итоги, «Исследователю» – провести новый эксперимент и т. д.
Автор призывает нас не ограничиваться только одним типом решения проблем, а развивать в себе умение мыслить разными способами, что позволит легче решать любые проблемы. Тем не менее, вам, читатель, будет интересно с помощью приведенного в книге теста определить свой типаж. Это пригодится не только при выборе профессии или направления деятельности, но и просто для понимания того, к какому именно алгоритму решений вы склонны более всего.
В своей книге Алан Баркер рассказывает о четырех типах существующих проблем, которые представлены в виде матрицы, где по одной оси идут «структурированность» и «неструктурированность», то есть наличие или отсутствие четкого алгоритма действий, а по другой – «сконструированность» и «несконструированность», основанные на правильной формулировке самой проблемы. Исходя из этого, автор выделяет четыре типа проблем: «Пазл», «головная боль», «план» и «мечта». Каждая из них характеризуется своим уровнем структурированности и сконструированности. Самой «неприятной» из них, как и следует из названия, является «головная боль» – проблема, в которой мы не знаем ни условий, ни алгоритма решения. И, тем не менее, автор подсказывает нам, как с помощью определенных размышлений и поисков превратить «головную боль» в «Пазл», «план» или «мечту» и приблизиться к ее разрешению.
Наиболее продуктивным способом решения проблем, по мнению автора, является вхождение в так называемое «состояние потока» – полное погружение в проблему, позволяющее решить ее, что называется, «на одном дыхании». В такие моменты результаты получаются наиболее воодушевляющими, человек работает ради самой работы, решение приносит ему удовлетворение, которое не требует дополнительного мотивирования. Автор объясняет, как сделать так, чтобы любую проблему можно было привести к состоянию потока. Все зависит лишь от восприятия, поэтому, настроив определенным образом свое видение, можно достичь состояния потока, чтобы решать проблемы креативно и с удовольствием.
Надо отметить, что книга Алана Баркера «Как решить любую проблему» читается с большим интересом, поскольку все исследования автора проиллюстрированы увлекательными практическими примерами.
Данное издание будет полезно руководителям, которые смогут эффективнее ставить задачи перед своими работниками и оптимально использовать их потенциал; предпринимателям, которые смогут найти более легкие подходы к решению производственных вопросов; продавцам, которые сумеют понять, как именно работает сознание покупателя при принятии решения о совершении сделки, да и просто каждому человеку, ведь все мы постоянно сталкиваемся с проблемами разного уровня и ищем способы их решения с наименьшими затратами.
Валерий Никишкин,
профессор, доктор экономических наук, член Совета Гильдии маркетологов, главный редактор журнала «Маркетинг розничной торговли»