Вы здесь

Как распознать в своём ребенке талант и не загубить его. Совет третий. Как не навязать ребенку свои мечты? (Елена Пинджоян, 2016)

Совет третий

Как не навязать ребенку свои мечты?

Первое, что должен сделать грамотный родитель, который хочет своему ребенку добра, – убедиться, что он вместе с ним двигается в правильном направлении.

Увы, очень часто бывает так, что мама в детстве мечтала петь, или быть актрисой, или летать в космос, но ее мечтам не суждено было сбыться. И как только у нее появляется собственный ребенок, она, не успев привезти его из роддома, решает – вот тот, кто исполнит мою мечту!

И начинает таскать свое чадо по занятиям не для его, чада, развития, а для удовлетворения своих собственных амбиций. «Я в детстве мечтала петь, как Пугачева. У меня не получилось – так я из тебя Пугачеву сделаю».

К чему это приводит? Ни к чему хорошему! Нереализованные амбиции такой мамы тяжким грузом ложатся на плечи бедного малыша, который сам еще не до конца понял, чего хочет от жизни.

Поэтому главная задача родителя – разобраться, в какую сторону надо двигать ребенка. Для этого сначала надо дать ему возможность попробовать свои силы во всех возможных направлениях. Может, он рисует хорошо? Или он будущий великий шахматист? Или в футбол обожает играть? Отведите его последовательно во все эти кружки. И вот когда ваш малыш все предложенные вами варианты отвергнет и последовательно скажет «Нет» любым вашим попыткам увлечь его чем-то другим, кроме, например, пения, – тогда приступайте.

Бывает, впрочем, и так, что ребенок долгое время не проявляет особого интереса ни к чему конкретному, и вот тут у родителей срабатывает принцип «Пусть хоть чем-то полезным занимается, а направление я ему определю, раз сам не выбрал». И опять начинаются попытки реализовать какие-то собственные представления о педагогике, о том, что «в жизни обязательно пригодится», о «не смогла я, а ты сможешь». Некоторые дети против такого откровенно бунтуют, другие – подчиняются и покорно ходят на ненавистные занятия. Но, думаю, в любом случае подобный подход не даст вашему чаду никакого полезного развития, только истреплет нервы. Сколько в мире детей, четырежды в неделю ползущих в музыкальную школу, как на каторгу? И сколькие из них, отмучившись семь лет, захотели потом подойти к пианино или взяться за скрипку? Моя собственная мама, надо сказать ей спасибо, в какой-то момент поняла, что бесполезно приучать дочку к музыке методом кнута, когда и пряники уже совершенно не помогают. А я на тот момент уже люто ненавидела все эти бесконечные гаммы и пресловутое сольфеджио, чуть ли не крышку от пианино себе на пальцы роняла, чтобы хоть на какое-то время избавиться от мучений. Но вот мне дали возможность на какое-то время забыть о том, что занятия музыкой не удовольствие и не саморазвитие, а крайне неприятная обязанность. Я немного остыла, успокоилась… и через какое-то время сама захотела заниматься дальше! А кто-то другой, наверное, при тех же обстоятельствах увлекся бы хоккеем или записался на факультатив по физике.

В общем, не надо давить на детей! Следите внимательно, насколько интересен вашему отпрыску кружок, секция или школа, куда вы его отводите. Бывает, ребенок периодами то увлекается своим делом, то начинает капризничать и лениться, а бывает, стойко все сносит просто из послушания, не получая никакого удовольствия от занятий, или, наоборот, начинает откровенно их саботировать. Надо это видеть и понимать разницу.

Ну и даже в школьном возрасте не оставляйте попыток ненавязчиво чем-то заинтересовать ваше неопределившееся чадо. Запланировали вместе провести выходные – сводите его на концерт. На следующей неделе – на стадион. Потом как-нибудь – в музей, в театр, на выставку технических новинок. Пусть посмотрит на людей, добившихся успеха в разных областях. Рано или поздно он захочет стать похожим на одного их них.