Вы здесь

Как распознать в своём ребенке талант и не загубить его. История третья. «Утренняя Звезда» – как закалялись «Непоседы» (Елена Пинджоян, 2016)

История третья

«Утренняя Звезда» – как закалялись «Непоседы»

С каждым годом «Непоседы» вторгались в жизнь «Утренней звезды» все активнее и активнее. В конкурсной программе поучаствовали все, кто только мог из наших участников. Любой эфир либо начинался с номера «Непосед», либо им заканчивался. И лица наших ребят уже настолько примелькались зрителю, что без нас уже «Звезда» не была «Звездой».

И каково же было удивление Николаева, когда к нему однажды подошел Сережа Лазарев и сказал: «Юрий Александрович, я хочу участвовать в конкурсе „Утренней звезды“, возьмете меня?» У телеведущего прямо глаза на лоб полезли. «Сережа, ты же и так не вылезаешь из наших эфиров! Ты же практически в каждом номере „Непосед“ либо поешь, либо танцуешь! Чего тебе еще не хватает?»

Не знал Николаев, что конкурс «Утренняя звезда» был Сережиной хрустальной мечтой. Он и пришел-то в «Непоседы» только потому что увидел когда-то наше выступление в эфире этой программы и понял: вот его шанс поучаствовать в соревновании юных талантов. И эфиры в качестве приглашенной звезды его самолюбие никак не тешили – мальчик видел, что на конкурсе уже отметились все «Непоседы», кроме него, и несказанно от этого огорчался.

В общем, как ни сопротивлялся Николаев, а пришлось ему уступить Сережиному напору. Конкурс Лазарев, к сожалению, тогда не выиграл – дошел до финала и там ему пришлось один на один сразиться с Юлией Началовой. Жюри присудило первое место ей.

Кстати, Юля настолько часто ездила с «Непоседами» на гастроли и принимала участие в общих концертах, что многие не сомневались: она одна из нас. И ошибались: на самом деле музыкальным образованием девочки всегда руководил ее папа, композитор Виктор Началов. Но дружили мы давно, и поэтому Сережа не так болезненно воспринял свой проигрыш, признав Юлю достойной соперницей.

И еще о проигрышах: «Утренняя звезда» была первым большим состязанием, в котором участвовали наши дети, и опыт, который мы тогда приобрели, трудно переоценить. Правда, несмотря на то, что многие из моих подопечных доходили до самого финала, опыт этот нельзя назвать и абсолютно положительным.

Закулисье любого конкурса – настоящее поле боя, и «выжить» там способен далеко не каждый. Мы все помним рассказы о королевах красоты, которым соперницы сжигали лица кислотой, или о балеринах, вынужденных танцевать на пуантах, в которые кто-то засыпал битое стекло. Конечно, накал страстей в «Утренней звезде» был куда ниже, но чтобы не сойти с ума, находясь в водовороте конкурсных страстей, нужно было иметь железные нервы.

Я видела, как переживали дети, которым говорили, что они проиграли. Я слышала, как буквально рассудка лишались их родители. Выходили из себя даже местные, московские папы и мамы. А что уж говорить о тех, кто ставил на карту все, копил или одалживал деньги, – только для того, чтобы купить билет до Москвы и поучаствовать в конкурсе. Понятно, что для них проигрыш любимых чад был равносилен трагедии. И друг на друга орали, и на собственных детей, и на съемочную группу. Нервные срывы случались сплошь и рядом.

А теперь представьте, что в этот момент под горячую руку папаши, несколько минут назад лишившегося и надежды, и шанса на победу, попадает ребенок, который только что на глазах у всей страны выиграл у его кровиночки. Далеко не все взрослые в такой ситуации могли сохранить самообладание, с них слетали последние остатки воспитания и благородства. Я слышала, как здоровый дядька кричал маленькому ребенку: «Да ты на себя посмотри, куда ты вылез, петь не умеешь, да ты купил жюри, да нас нарочно засудили!» Каково все это слышать семилетнему малышу? Каково его родителям? До драк доходило.

Я, понаблюдав один раз за такими баталиями, настраивала своих конкурсантов, как заправский психотерапевт. Главное, говорю, – хорошо спеть, неважно, что скажет жюри. Не обращай внимания на других родителей, они нарочно кричат, чтобы тебя позлить. Будь выше этого. И да, я их морально готовила к тому, что они могут проиграть, но это не будет концом света. Просто еще один камешек в копилку жизненного опыта.

Я старалась оберегать детей от агрессии, учила не лезть в драку, в словесную перепалку. И родителей наших, которые тоже за кулисами оказывались, предостерегала: «Видите, что человек неадекватен, что он настроен чересчур агрессивно, – отойдите. Улыбнитесь, скажите – да, ваш ребенок спел очень хорошо, не понимаю, почему жюри его не выбрало, – и исчезните из поля зрения! Пусть он и дальше давится своей злобой, это не ваши проблемы». Вот в таких условиях ковался характер «Непосед». Не просто, да, но эта жизненная школа нас закалила.