Совет первый
Что такое талантливый ребенок?
Я совершенно точно уверена, что неталантливых детей не бывает. Все без исключения дети чем-то одарены, каждого Бог чем-то наградил. Но у одних ярко выраженные способности проявляются рано, у других, увы, не раскрываются совсем. Вовремя выявить в маленьком человеке задатки музыканта, художника, спортсмена или авиаконструктора и помочь им развиться – задача родителей.
Если ваш ребенок с малых лет поет, декламирует и уже пытается выступать, значит ли это, что его непременно нужно отдавать в артисты? Я двадцать пять лет занимаюсь воспитанием и обучением именно артистически талантливых детей и, наверное, могу уже поделиться с вами своими наблюдениями и советами.
Начнем с ответа на вопрос: что же такое юный талант? Харизматичный красавчик с идеальным слухом и голосом, потрясающей пластикой, естественно и органично смотрящийся на любой сцене, – такого артиста видят в своих радужных снах продюсеры и руководители творческих коллективов. Но наяву такой комплект качеств встречается редко. Да и нужен ли он?
Лично я, наблюдая за детьми, которые приходят на кастинг в «Непоседы», первым делом смотрю в их глазки. На образ в целом. Да, хорошо бы, чтобы у ребенка были в наличии слух и голос. Но я точно знаю, что петь можно научить любого человека. Даже так называемые «гудошники» – ребята, у которых полная раскоординация слуха и голоса, при определенном упорстве добиваются результатов и даже становятся солистами.
Чувство ритма? Пластика? Хорошо, когда они врожденные. Но я много раз наблюдала, как совершенно непластичные дети, напрочь, казалось бы, лишенные чувства ритма, начинают со временем неплохо танцевать.
Даже если категорически не получается ни то, ни другое – из ребенка может вырасти неплохой ведущий, способный в течение часа и больше удерживать на себе внимание огромного зала.
Внешность малыша вообще не имеет значения: во-первых, некрасивых детей не бывает в природе, а во-вторых, красота – понятие настолько субъективное, что о нем даже говорить не стоит. Тем более что с годами дети все равно сильно меняются, а рисовать портреты «десять лет спустя» никто пока не научился.
Для меня самую важную роль играют взгляд, органика и сценическая харизма ребенка. А также его настрой. Если у ребенка в глазах огонь, если он готов свернуть горы, если он действительно хочет добиться поставленной цели – он ее добьется. А если взгляд потух, плечи ссутулились, голова опущена и малыш всем своим видом показывает: «Оставьте все меня в покое!» – то его не спасет ни слух, ни голос. Бесполезно.
Очень важно, чтобы ребенок не боялся свободно себя выражать. Не раз я наблюдала, как очень способные дети, работая с полной отдачей на репетициях, на сцене как будто выключаются и начинают бояться, прятаться за спины товарищей. Это поправимо. Поведению на сцене можно научить, а со страхами поработать.
Но самые ценные таланты для нас те – у кого горят глаза, кто на сцене, что называется, кайфует и как будто бы родился на ней. Вот это действительно природный дар и талант!